Автор: Новоселова Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄сад № 435
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: педагогический проект по детской профориентации
Тема: " Все профессии важны!"
Раздел: дошкольное образование
Проект старшей группы № 5 комбинированной направленности
«Все профессии важны!»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичных представлений о
социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.
Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и
привлекательнее для него. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста помогает
формированию эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставляет ему
возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему
самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, постоянно
развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о
тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс,
который актуален в современном мире. И начинать знакомство нужно именно с семьи: с мамы и
папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.
Углубленное изучение профессий
-
через профессии своих родителей, что способствует развитию
доступных представлений об их ценности
и
значимости каждого труда.
Проблема:
Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях,
поэтому решили познакомить детей со всеми профессиями поближе.
Также многие дети не знают профессий своих родителей, не могут назвать, это говорит о том, что
родители не разговаривают со своими детьми о своей работе, не рассказывают, почему они выбрали
именно эту деятельность.
Что мы знаем? - Доктор лечит людей (Алиса);
- У каждого человека своя профессия (Миша);
- Парикмахер делает прически (Алина).
Что хотим узнать? - Как пожарники спасают людей из горящего дома? (Костя);
- Как работают полицейские? (Арсений);
- Кто такой кинолог, и что он делает? (Саша);
- Археолог чем занимается? (Ваня);
- Кто такой дантист? (Артём П.);
- Как строят такие высокие дома? (Диана)
- Что делает педагог? (Марианна).
С помощью чего узнаем? - Нам расскажет воспитатель;
- Спросим у родителей;
- Будем читать книги о профессиях.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса
к профессиональной деятельности человека
,
расширение представления о труде людей
разных профессий
и
общественной значимости результатов их труда.
Задачи проекта
:
формировать и расширять представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых
действиях
;
формировать реалистические представления о труде людей;
помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности;
развивать коммуникативные навыки;
развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
развивать образное и пространственное мышление,
побуждать детей к творчеству и самостоятельности
;
воспитывать уважение к людям труда.
Коррекционные задачи:
Развитие языковой способности в процессе профориентации.
Освоение детьми с ОВЗ коммуникативной функции языка.
Развитие самостоятельной связной речи.
Закрепление навыков диалогической речи.
Активизация и расширение словарного запаса.
Формирование навыка словообразования.
Расширение и уточнение знаний детей о профессиях.
Предполагаемые результаты:
Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о
материалах, необходимых для работы;
Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Обновление предметно-развивающей среды средствами социального развития детей: игрушками,
атрибутами для игровой деятельности, дидактическими играми, иллюстративным материалом,
художественной литературой.
Презентация проекта:
Театрализованная постановка «Путешествие Незнайки».
1
этап - Подготовительный
Вовлечение детей в обсуждение темы «Профессии»
.
Сбор методического материала по теме проекта.
Постановка задач.
Составление перспективного плана работы над проектом.
.
Перспективный план реализации проекта.
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы.
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных настольных игр по теме.
Подготовка информации для родителей.
2
этап-Реализация проекта:
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, дидактические и сюжетно-
ролевые игры, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной
литературы).
3
этап: Заключительный.
Подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Подготовительный
этап
Проведение опроса среди детей «Что такое профессии?»
Сбор и систематизация информации по теме «Профессии».
Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
Сбор и информации и подбор иллюстраций по теме «Профессии».
Информационный стенд о проекте.
Сбор фотографий «Профессии моих родителей».
Основной
этап
Социально-
коммуникативное
развитие
.
Создание
игровых
ситуаций.
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Собери картинку», лото «Все работы хороши», «Домино»,
«Профессии», «Найди тень», «Угадай профессию»,
«Подумай как назвать того, кто…», «Подскажи словечко», «Кто больше расскажет о профессии»,
«Угадайте, что я делаю? », «Что сначала, что потом».
Сюжетно-ролевые игры:
«Салон красоты», «Аптека», «Мастерская», «Магазин», «Семья», «Больница»,
«Библиотека», «Полиция», «Школа».
Беседы с родителями об участии в проекте.
Приобретение костюмов разных профессий: врача, пожарного, инспектора ДПС, парикмахера.
Познавательное
и
речевое
развитие.
Беседы с детьми:
«Что такое профессии?»
«Какие профессии ты знаешь?»
«Профессия дизайнер - модельер»
«Кто работает в детском саду»,
«Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»,
«Мир профессий»
«Кем вы хотите стать, когда вырастите»
Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы.
Составление рассказов о профессиях родителей.
В родительском уголке выставляется наглядная информация о том, что узнают по теме дети.
Чтение художественной литературы:
Д. Родари: «Чем пахнут ремёсла».
С. Маршак: «Почта».
В. В. Маяковский: «Кем быть?»
А. Богдарин: «Знакомые профессии».
Б. Заходер: «Строители», «Шофер», «Портниха».
В.Сухомлинского: «Моя мама пахнет хлебом».
С. Михалков: «Дядя Стёпа - милиционер».
Пословицы и поговорки
Загадки
Рекомендации родителям по чтению художественной литературы:
Р. Скарри «Город добрых дел»,
И.Карпова «Кем быть?» серия книг,
Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»
К.Чуковский «Доктор Айболит».
Познавательно - исследовательская
деятельность.
Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы.
Наблюдение на улице за работой дворника.
Рекомендации по наблюдениям за работой людей разных профессий: продавцом, библиотекарем, за
учителем, за инспектором ДПС, за водителем автобуса, за врачом и др.
Трудовая
деятельность.
Стирка кукольной одежды, уборка участка на территории детского сада, труд в уголке природы в группе
детского сада, дежурство по столовой.
Помощь маме дома.
Художественно –эстетическое
развитие.
Рисование:
Повар на работе», «Полицейский», «Кем я хочу быть?».
Раскраски «Профессии»
Аппликация:
«Машины едут по улице».
Лепка:
«Игрушечный клоун»
Совместная деятельность: изготовление книжек – малышей.
Выставка книжек- малышек.
Физическое
развитие.
Подвижные игры и игровые упражнения:
«Пожарные на учении»,
«Стрелок».
Утренняя гимнастика: «Разные профессии».
Физминутки: «Строим дом», «Повар готовит обед», « Радуга»,
«Музыканты»,
«Огород».
Рекомендации родителям: «Игры с детьми на свежем воздухе»
ООД
Познание:
Просмотр познавательного видео фильма: «Зайка - знайка о профессиях»
Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны».
Встречи с родителями :повар, военный, стилист, архитектор.
Заключительный
этап:
Презентация проекта «Все профессии важны, все профессии нужны».
Создание альбома «Профессии моих родителей».
Выставка детских рисунков «Все профессии нужны, все профессии важны, выбирай на вкус».
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
В ходе проекта « Все профессии важны» дети закрепили знания о том, что такое профессия, для чего
человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о
многообразии орудиях труда, трудовых действиях
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже
профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий.
Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач,
аптекарь, авто-слесарь, парикмахер и др.
Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-
бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.
Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у
многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых.