Напоминание

Черчение 9 класс


Автор: Федякина Светлана Михайловна
Должность: учитель технологии и изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Черчение 9 класс
Раздел: полное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по кружку «Геометрическое черчение» составлена

на основе федерального компонента государственного стандарта основного

общего образования по технологии (одобренный решением коллегии

Минобразования России и Президиума Российской академии образования от

23 декабря 2003 г. No 21/12; утвержденный приказом Минобразования

России «Об утверждении федерального компонента

государственных стандартов начального общего, основного общего и

среднего

(полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. No 1089. Годовой

календарный учебный график

Курс программы «Геометрическое черчение» рассчитан для обучающихся

9 класс, рассчитан на 34 часов, по 1 часу в неделю.

Год обучения 2

Количество часов-1

В неделю -1

В год-34ч

Кружек по черчению в школе рассчитан на трудовую и политехническую

подготовку обучающихся, на формирование мотивации и

самореализацию в профессии. Учебно-воспитательные задачи курса

способствуют формированию основ графической грамоты, умению

составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею

пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц,

их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к

изучению техники. Тесная связь обучения черчению с жизнью,

производительным трудом, широкое использование межпредметных связей,

включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга

познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению

предмета и качество обучения. Программа открывает реальные

возможности для развития творческой деятельности учащихся в

процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство

учащихся с понятиями производственно-технического характера и

требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений

учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером

работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из

которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их

изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической

эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для

эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения

наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них

существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения

приёмов логического мышления.

Основная кружка– формирование у учащихся технического мышления,

пространственных представлений, а также способностей к познанию

техники с помощью графических изображений. В число задач

политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами

производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли

чертежа в современном производстве, установление логической связи

черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в

частности, в повышении требовательности к качеству графических работ

школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет

совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу

обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной

работе со справочной и специальной литературой. Черчение как учебный

предмет во многом специфичен и значительно отличается от других

школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения

черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако

отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми

методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ,

объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование,

выполнение графических работ, работа с учебником и справочным

материалом.

Цели и задачи кружка.

В процессе обучения черчения необходимо:

- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну,

две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении

аксонометрических проекций и приёмам выполнения технических рисунков;

- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,

установленными государственными стандартами ЕСКД;

- учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и

анализировать их форму и конструкцию;

- способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления,

а также пространственных представлений, имеющих большое значение в

трудовом обучении, производственной деятельности и техническом

творчестве;

- научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в

практике чтения и выполнения чертеже;

- способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении

графической документации; знакомить с техническими профессиями

сельского социума.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА

Процесс усвоения знаний включает в себя следующие этапы:

понимание;

запоминание;

применение знаний, согласно правилам;

решение творческих задач.

Формы и методы обучения черчению:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения

целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:

принцип научности обучения – опора на теоретические знания основ

черчения;

принцип систематичности и последовательности – логика построения

урока, изучение материала от простого к сложному, отбор материала в

определенной последовательности, соответствующей возрастным

особенностям школьников;

перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, беседа;

логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и

восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации);

гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно

поисковый;

кибернетический: управления и самоуправления учебно-

познавательной деятельностью;

контроля и самоконтроля (устный, письменный);

стимулирования и мотивации;

самостоятельной учебной деятельности;

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием

информации, систематическим повторением и закреплением знаний

учеником;

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов

учащихся;

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть

особенности темпа работы каждого ученика.

Формы контроля

Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и

позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала.

Он проводится в форме индивидуального и фронтального опроса,

работы по карточкам. Большое внимание уделяется домашним работам.

Тематический контроль осуществляется по завершении (темы) в форме

графической работы;

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного

материала за год в форме контрольной работы (с теоритическими и

графическими заданиями).

Виды контроля:

Практические работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос,

графические работы.

Межпредметные связи: технология, геометрия, алгебра, ИЗО.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных

свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

учебного предмета:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности учащихся, к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

творческой деятельности;

- обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные

признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы

деятельности, проверять ее результаты.

Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и

практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной

деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

- Обучение носит развивающий и воспитывающий характер, способствует

самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной

деятельности, активизирует познавательную деятельность школьников.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в графической

деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения

учебного предмета:

- формирование основ графической культуры обучающихся как части их

общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства

организации общения; развитие наблюдательности, зрительной памяти и

абстрактного мышления;

- приобретение опыта работы различными материалами и в разных техниках,

в специфических формах графической деятельности, в том числе

базирующихся на ИКТ.

- развитие индивидуальных графических способностей обучающихся,

формирование устойчивого интереса к черчению.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний

по предмету, тематическое планирование, список методических материалов

для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень

графических и практических работ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения черчения ученик должен

Знать/понимать

основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости

проекции и иметь понятие о способах построения несложных

аксонометрических изображений;

правила выполнения чертежей;

основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов нам

чертежах;

условные изображения.

Уметь:

рационально использовать чертёжные инструменты;

анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

анализировать графический состав изображений;

читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения

несложных деталей;

выбирать необходимое количество видов на чертежах;

выполнять необходимые сечения и разрезы;

выполнять чертежи основных соединений деталей;

читать и деталировать чертежи изделий;

читать несложные строительные чертежи;

пользоваться справочной литературой.

Тематический план кружка «___________________________________»

Учебник- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.

Черчение. -М.: Просвещение,2014г.

Курс программы «Геометрическое черчение» рассчитан для обучающихся

9 класс, рассчитан на 34 часов, по 1 часу в неделю.

Год обучения 2

Количество часов-1

В неделю -1

В год-34ч

п/п

Раздел, тема

Лекция

(часы)

Практика

(часы)

Всего

(часы)

1

Введение. История геометрического

черчения

1

1

2

Техника выполнения чертежей и правила

их оформления

1

1

3

Правила оформления чертежей: понятие о

стандартах, форматы, линии чертежа

ЕСКД

Проецирование Графическое применение

1

1

4

4

5

5

4

Сечение . Графическое применение

Разрезы Графическое применение

1

1

4

5

5

6

5

Сборочные чертежи

Чтение сборочных чертежей

1

1

3

2

4

3

6

Строительные чертежи Творчество

фантазии

Профориентация В мире профессий

1

1

10

2

23

3

1

34ч

Содержание кружка

Вводное занятие. История геометрического черчения (1час)

Цели и задачи кружка. Формы работы и отчетность. Учебное место и его

организация. Анкетирование для выявления заинтересованности

обучающихся к кружку. Краткая история возникновения геометрического

черчения. Техника безопасности при работе с чертежными инструментами.

1.

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

Тема 1.1 Правила оформления чертежей: понятие о стандартах, форматы,

линии (1 час).

Правила оформления чертежей: понятие о стандартах, форматы, линии

чертежа ЕСКД

2.

Понятие о стандартах. ЕСКД.

ГОСТ 2. 301-61-Форматы. ГОСТ 2. 303-68-Линии.

Тема 1.2 Шрифты чертежные (1 час)

Виды шрифта. Правила написания шрифта. Шрифт чертежный ГОСТ 2.304-

81.

На миллиметровке формата А4 написать свою фамилию, имя и отчество,

используя прописные и строчные буквы.

3.

Сечение . Графическое применение Разрезы

Графическое применение

4.

Сборочные чертежи

Чтение сборочных чертежей –болтовое, шпилечное, шпоночное

5. Строительные чертежи Творчество фантазии

Профориентация В мире профессий

Календарно-тематическое планирование

кружок ______________________________ 9 класс

Раздел тема

час

Практическая

работа Гр /р

1

Введение. История геометрического

черчения

1

2

История геометрического черчения

1

3

Техника выполнения чертежей

1

1

4

Правила их оформления

1

1

5

Правила оформления чертежей

графическая работа

1

1

6

понятие о стандартах форматы, линии

чертежа ЕСКД

1

7

Проецирование Графическое применение

1

1

8

Проецирование Графическое применение

1

1

9

Сечение .

1

10

Сечение . Вынесенное

1

1

11

Графическое применение

1

1

12

Сечение . Наложенное

1

1

13

Графическое применение

1

1

14

Разрезы Общие сведения

1

15

Способы построения

1

1

16

Графическое применение

1

1

17

Разрезы - Местные

1

18

Графическое применение

1

1

19

Работа с чертежными документами

1

20

Работа с чертежными документами

1

21

Моделирование

1

1

22

Моделирование деталь -развертка

1

23

Проецирование

1

24

Творческое моделирование

1

1

25

Строительные чертежи

1

26

План- дома

1

1

27

Разрез- дома

1

1

28

Графическое изображение разрез здания

1

1

29

Символы строительных чертежей

1

30

чертеж –план квартиры

1

1

31

Творчество фантазии

1

32

Творчество фантазии- Город будущего

1

1

33

Профориентация

1

34

Профориентация В мире профессий

1

итого

34ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРМИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебная литература

1.

1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.

Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание

доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.

2.

Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику

А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С.

/Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2010 - 64 с.

3.

Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост.

С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.

4.

Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.

Учебно–методический комплект:

1.

А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.

Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание

доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.

2.

Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.

3.

.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов

общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ»,

2001.

4.

Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное

издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.



В раздел образования