Автор: Федякина Светлана Михайловна
Должность: учитель технологии и изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Черчение 9 класс
Раздел: полное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Геометрическое черчение» составлена
на основе федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования по технологии (одобренный решением коллегии
Минобразования России и Президиума Российской академии образования от
23 декабря 2003 г. No 21/12; утвержденный приказом Минобразования
России «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего
(полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. No 1089. Годовой
календарный учебный график
Курс программы «Геометрическое черчение» рассчитан для обучающихся
9 класс, рассчитан на 34 часов, по 1 часу в неделю.
Год обучения 2
Количество часов-1
В неделю -1
В год-34ч
Кружек по черчению в школе рассчитан на трудовую и политехническую
подготовку обучающихся, на формирование мотивации и
самореализацию в профессии. Учебно-воспитательные задачи курса
способствуют формированию основ графической грамоты, умению
составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею
пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц,
их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к
изучению техники. Тесная связь обучения черчению с жизнью,
производительным трудом, широкое использование межпредметных связей,
включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга
познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению
предмета и качество обучения. Программа открывает реальные
возможности для развития творческой деятельности учащихся в
процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство
учащихся с понятиями производственно-технического характера и
требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений
учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером
работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из
которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их
изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической
эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для
эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения
наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них
существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения
приёмов логического мышления.
Основная кружка– формирование у учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию
техники с помощью графических изображений. В число задач
политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли
чертежа в современном производстве, установление логической связи
черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в
частности, в повышении требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу
обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной
работе со справочной и специальной литературой. Черчение как учебный
предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения
черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако
отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми
методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ,
объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным
материалом.
Цели и задачи кружка.
В процессе обучения черчения необходимо:
- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну,
две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении
аксонометрических проекций и приёмам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
- учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и
анализировать их форму и конструкцию;
- способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления,
а также пространственных представлений, имеющих большое значение в
трудовом обучении, производственной деятельности и техническом
творчестве;
- научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в
практике чтения и выполнения чертеже;
- способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении
графической документации; знакомить с техническими профессиями
сельского социума.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА
Процесс усвоения знаний включает в себя следующие этапы:
понимание;
запоминание;
применение знаний, согласно правилам;
решение творческих задач.
Формы и методы обучения черчению:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения
целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:
принцип научности обучения – опора на теоретические знания основ
черчения;
принцип систематичности и последовательности – логика построения
урока, изучение материала от простого к сложному, отбор материала в
определенной последовательности, соответствующей возрастным
особенностям школьников;
перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, беседа;
логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и
восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации);
гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно
поисковый;
кибернетический: управления и самоуправления учебно-
познавательной деятельностью;
контроля и самоконтроля (устный, письменный);
стимулирования и мотивации;
самостоятельной учебной деятельности;
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием
информации, систематическим повторением и закреплением знаний
учеником;
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов
учащихся;
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть
особенности темпа работы каждого ученика.
Формы контроля
Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и
позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала.
Он проводится в форме индивидуального и фронтального опроса,
работы по карточкам. Большое внимание уделяется домашним работам.
Тематический контроль осуществляется по завершении (темы) в форме
графической работы;
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного
материала за год в форме контрольной работы (с теоритическими и
графическими заданиями).
Виды контроля:
Практические работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос,
графические работы.
Межпредметные связи: технология, геометрия, алгебра, ИЗО.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся, к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные
признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы
деятельности, проверять ее результаты.
Метапредметные результаты характеризуют уровень формирования
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- Обучение носит развивающий и воспитывающий характер, способствует
самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной
деятельности, активизирует познавательную деятельность школьников.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в графической
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
- формирование основ графической культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие наблюдательности, зрительной памяти и
абстрактного мышления;
- приобретение опыта работы различными материалами и в разных техниках,
в специфических формах графической деятельности, в том числе
базирующихся на ИКТ.
- развитие индивидуальных графических способностей обучающихся,
формирование устойчивого интереса к черчению.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний
по предмету, тематическое планирование, список методических материалов
для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень
графических и практических работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения черчения ученик должен
Знать/понимать
основы прямоугольного проецирования на одну, две, три плоскости
проекции и иметь понятие о способах построения несложных
аксонометрических изображений;
правила выполнения чертежей;
основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов нам
чертежах;
условные изображения.
Уметь:
рационально использовать чертёжные инструменты;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения
несложных деталей;
выбирать необходимое количество видов на чертежах;
выполнять необходимые сечения и разрезы;
выполнять чертежи основных соединений деталей;
читать и деталировать чертежи изделий;
читать несложные строительные чертежи;
пользоваться справочной литературой.
Тематический план кружка «___________________________________»
Учебник- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Черчение. -М.: Просвещение,2014г.
Курс программы «Геометрическое черчение» рассчитан для обучающихся
9 класс, рассчитан на 34 часов, по 1 часу в неделю.
Год обучения 2
Количество часов-1
В неделю -1
В год-34ч
№
п/п
Раздел, тема
Лекция
(часы)
Практика
(часы)
Всего
(часы)
1
Введение. История геометрического
черчения
1
1
2
Техника выполнения чертежей и правила
их оформления
1
1
3
Правила оформления чертежей: понятие о
стандартах, форматы, линии чертежа
ЕСКД
Проецирование Графическое применение
1
1
4
4
5
5
4
Сечение . Графическое применение
Разрезы Графическое применение
1
1
4
5
5
6
5
Сборочные чертежи
Чтение сборочных чертежей
1
1
3
2
4
3
6
Строительные чертежи Творчество
фантазии
Профориентация В мире профессий
1
1
10
2
23
3
1
34ч
Содержание кружка
Вводное занятие. История геометрического черчения (1час)
Цели и задачи кружка. Формы работы и отчетность. Учебное место и его
организация. Анкетирование для выявления заинтересованности
обучающихся к кружку. Краткая история возникновения геометрического
черчения. Техника безопасности при работе с чертежными инструментами.
1.
Техника выполнения чертежей и правила их оформления
Тема 1.1 Правила оформления чертежей: понятие о стандартах, форматы,
линии (1 час).
Правила оформления чертежей: понятие о стандартах, форматы, линии
чертежа ЕСКД
2.
Понятие о стандартах. ЕСКД.
ГОСТ 2. 301-61-Форматы. ГОСТ 2. 303-68-Линии.
Тема 1.2 Шрифты чертежные (1 час)
Виды шрифта. Правила написания шрифта. Шрифт чертежный ГОСТ 2.304-
81.
На миллиметровке формата А4 написать свою фамилию, имя и отчество,
используя прописные и строчные буквы.
3.
Сечение . Графическое применение Разрезы
Графическое применение
4.
Сборочные чертежи
Чтение сборочных чертежей –болтовое, шпилечное, шпоночное
5. Строительные чертежи Творчество фантазии
Профориентация В мире профессий
Календарно-тематическое планирование
кружок ______________________________ 9 класс
№
Раздел тема
час
Практическая
работа Гр /р
1
Введение. История геометрического
черчения
1
2
История геометрического черчения
1
3
Техника выполнения чертежей
1
1
4
Правила их оформления
1
1
5
Правила оформления чертежей
графическая работа
1
1
6
понятие о стандартах форматы, линии
чертежа ЕСКД
1
7
Проецирование Графическое применение
1
1
8
Проецирование Графическое применение
1
1
9
Сечение .
1
10
Сечение . Вынесенное
1
1
11
Графическое применение
1
1
12
Сечение . Наложенное
1
1
13
Графическое применение
1
1
14
Разрезы Общие сведения
1
15
Способы построения
1
1
16
Графическое применение
1
1
17
Разрезы - Местные
1
18
Графическое применение
1
1
19
Работа с чертежными документами
1
20
Работа с чертежными документами
1
21
Моделирование
1
1
22
Моделирование деталь -развертка
1
23
Проецирование
1
24
Творческое моделирование
1
1
25
Строительные чертежи
1
26
План- дома
1
1
27
Разрез- дома
1
1
28
Графическое изображение разрез здания
1
1
29
Символы строительных чертежей
1
30
чертеж –план квартиры
1
1
31
Творчество фантазии
1
32
Творчество фантазии- Город будущего
1
1
33
Профориентация
1
34
Профориентация В мире профессий
1
итого
34ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРМИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная литература
1.
1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание
доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.
2.
Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику
А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С.
/Вышнепольский - М.: Изд. Оникс 21 век 2010 - 64 с.
3.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост.
С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
4.
Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
Учебно–методический комплект:
1.
А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение.
Учебник для общеобразовательных учреждений 4-е издание
доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.
2.
Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
3.
.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ»,
2001.
4.
Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное
издание. Москва, «ВАКО». 2011 год.