Напоминание

"Сенсорное развитие детей раннего возраста"


Автор: Волкова Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 52
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

на тему:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста.»

С

самого

раннего

возраста

ребенок

начинает

познавать

этот

мир.

Первый его контакт на уровне осязания, обоняния и вкуса происходит с

мамой.

Многообразие

форм

и

красок,

новые

неприятные

и

приятные

прикосновения, обилие запахов и вкусов- во всем этом маленькому человеку

необходимо помочь освоиться. Мама является первым учителем своего чада.

Дети как чистый лист, который дан родителям. И только от них зависит, что

же будет на нем написано.

Развитие

органов

чувств

у

детей

от

0

до3

лет

происходит

очень

интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем

возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные

на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,

служат

основой

познания

мира,

первой

ступенью

которого

является

чувственный

опыт.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического

воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития

детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок видит. слышит, осязает

окружающий мир.

Сенсорное

восприятие

окружающей

действительности

с

раннего

возраста является единственным способом познать мир, в который пришел

новый маленький житель. И от того, насколько хорошо в первый год жизни

малышу

помогут

получить

первые

познания

о

нем,

зависит

и

все

его

дальнейшее путешествие в этом мире.

Задача родителей – как можно полнее развивать сенсорный потенциал

своих

детей,

так

как

чувственный

опыт

является

основой

умственного,

нравственного, эстетического, физического развития личности. Если полнее

отобразить

задачи,

которые

выполняет

сенсорное

воспитание

и

развитие

детей, то получится следующая последовательность.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- закладывает основы для интеллектуального развития;

- упорядочивает нагромождение представлений ребенка, появившееся в

результате его взаимодействия с окружающей действительностью;

- способствует развитию хорошей наблюдательности;

- облегчает его вход в реальную жизнь;

- с раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей;

- закладывает основы развитого, богатого воображения;

- обостряет внимание;

- позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-

познавательной деятельности;

- знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;

- закладывает фундамент навыков учебной деятельности;

- способствует расширению словарного запаса детей;

- создает базис всех видов памяти.

Виды сенсорного восприятия и их работа:

Видов сенсорных ощущений столько же, сколько и органов чувств, т.е. пять,

и называются они соответственно:

• визуальные;

• органы слуха;

• вкусовые ощущения;

• осязательные навыки;

• нюх или обоняние.

Теперь об их работе. Именно они способствуют тому, что младенцы

начинают осваиваться в этом мире и знакомиться с понятиями размера и

формы, цветов и звуков, самых разнообразных вкусов и запахов.

С года до четырех лет происходит особенно активное сенсорное

познание действительности малышом. На этом возрастном этапе оно

претерпевает усложнение методов, потому что расширяются возможности

ребенка.

С

помощью

всех

органов

чувств

дети

получают

более

полное

ознакомление с различными формами и цветовым спектром, обилием вкусов

и запахов. В период четырех лет закрепляются сформированные прежде

сенсорные эталоны и закладываются основы для аналитического мышления

детей.

Сенсорные эталоны детей раннего возраста:

К их числу принадлежат основные:

• цвета спектра (обычно – девять);

• геометрические формы;

• размеры (величины);

• звуки музыки и родного языка;

• вкусы (обычно – четыре);

• температурные определения – два;

• пять запахов.

Особенности развития сенсорики у детей разных возрастных категорий.

При

развитии

сенсорного

восприятия

окружающего

мира

важно

учитывать

особенности

каждого

возрастного

периода

детей.

Во-первых,

методы и способы работы с детьми разного возраста должны отличаться друг

от друга, а во-вторых, каждый новый период жизни сенсорное воспитание

предыдущего

периода

будет

являться

основой

для

формирования

последующего.

С

года

до

четырех

лет

происходит

особенно

активное

сенсорное познание действительности малышом. На этом возрастном этапе

оно

претерпевает

усложнение

методов,

потому

что

расширяются

возможности ребенка.

Когда начинать развитие сенсорной культуры ребенка.

Ученые провели ряд исследовательских опытов с детьми и определили,

что

развитие

сенсорики

в

раннем

возрасте

влияет

на

формирование

интеллекта. А потому приучать малыша к сенсорной культуре необходимо с

годовалого

возраста.

Именно

в

этом

возрасте

ребенок

начинает

живо

интересоваться

миром,

узнавать,

каков

он

навкус, прикосновение,

вид. Любознательность у деток такого возраста становится неотъемлемой

частью всего существа. И родителям обязательно нужно использовать это

качество!

Но лучше всего кроха воспринимает информацию об окружающем

мире через игры, которые должны длиться ровно столько, сколько будет

интересно малышу. Обычно это время ограничивается интервалом от пяти

минут до пятнадцати. Поскольку восприятие в этом возрасте очень цепкое, то

такого короткого промежутка времени хватает, чтобы ребенок мог вынести из

занятий для себя максимум пользы.

Не

нужно

заставлять

малыша

играть:

из-за

этого

дети

попросту

перестают воспринимать подаваемый материал даже в форме игры. Развитие

сенсорики должно происходить ненавязчиво.

Несколько примеров занятий по сенсорному воспитанию детей раннего

возраста

Дети от года до двух лет.

С ними можно проводить занятия следующего типа. На развитие понятий

формы

и

цвета

устроить

игру

с

разноцветными

кубиками,

шариками,

частями пирамидки или другими формами, показывая и называя их по цвету

и форме.

Занятия

можно

проводить

на

развитие

наблюдательности

и

логики.

Сначала показать сложенную пирамидку, потом разобрать ее, сложить снова

перед глазами ребенка. Дать малышу возможность сложить разобранную

пирамидку самому.

Для развития познаний о свойствах разных предметов по осязательным

ощущениям

показать

малышу

несколько

предметов,

отличных

по

своей

структуре и форме: игрушка, варежка, перо, щетка, камень и т.п. Позволить

потрогать ребенку все предметы, а потом попросить малыша закрыть глаза и

потрогать предметы снова. Пусть он угадает их на ощупь.

Знакомство

с

эмоциями

можно

начинать,

корча

рожицы

и

объясняя

гримасы под разными названиями. Так, улыбнувшись, произносите малышу

слова «радостный», «добрый», «веселый». А изобразив на лице злость или

грусть, обозначьте их соответствующими словами. Можно после попросить

ребенка повторить движения лица в ответ на слова.

Игра «Чудесный мешочек» позволит малышу быстро развить понимание

форм

и предметно-образную память.

В

непрозрачный

пакет

следует

положить несколько знакомых ребенку предметов и попросить на ощупь

определить, что лежит внутри. Если ребенок правильно называет предмет,

пусть сначала расскажет вам о нем и только потом вытащит.

От двух до четырех лет.

В этом возрасте параллельно с развитием сенсорного воспитания можно

осуществлять

уже

и

образовательные

цели

развития.

Например,учить

с

ребёнком алфавит и цифры, при этом тозаписывая знаки на листке бумаги, то

показывая их малышу на кубиках или предлагая поставить их на магнитную

доску.

Собирая пазлы, сначала

вместе

с

ребенком,

а

потом

побуждая

его

делать

это

самостоятельно,

вы

сможете

поработать

не

только

над

формированием

правильных

сенсорных

эталонов

малыша,

но

и

над

зарождением логического мышления, наблюдательности и внимательности.

Игра со словами позволит ребенку развивать слух и внимательность,

память и способность подбирать ассоциации. Назвав какое-нибудь понятие,

например «лето», нужно попросить ребенка, чтобы он придумал несколько

слов, которые характерны этой поре года. Также можно поступать с любым

фруктом, временем дня и т.п.

Сенсорное развитие детей открывает перед ними много возможностей,

а ваши занятия помогут им понять, как использовать эти возможности.

Формы работы для развития сенсорных навыков:

- развивающая среда.

- приобретение и изготовление игр для экспериментирования на развитие

всех видов восприятия.

- разработка методического сопровождения к организации игр.

- организация образовательной деятельности (по подгруппам); игра-задание

на сравнение предметов по одному признаку – по контрастной величине.

- игра-задание с ориентировкой на два свойства - цвет, форму.

- игра с разноцветными мыльными пузырями.

- игра «Поймай рыбку» задание с ориентировкой на цвет, величину.

- фронтально.

- приобщение родителей к организации игр в семье и в детском саду.

Для

реализации

поставленных

задач,

в

группе

создан

с

центр

сенсорики.

Для

развития

зрительного

восприятияиспользуются

следующие

дидактические

игры,

изготовленные

своими

руками:

направленные

на

формирование представлений о форме, цвете, величине.

«Укрась

ёлочку»,

«Наряди

куколку»,

«Прокати

мяч

по

дорожке»,

«Разноцветные дорожки», «Цветок для бабочки».

В

центре

также

размещеныпособия

для

развития

тактильных

анализаторов,

тактильных

ощущений,

наблюдательности,

осязательной

памяти, внимания, мелкой моторики. Сухие и липкие материалы, с разной

поверхностью, массажные мячики, бусинки, спички, крупы, конструкторы и

мозаики. Мир бумаги и ткани. Материал для игр с водой и песком.

Размещены пособия и для развития слухового анализатора, слуховых

ощущений, слухового внимания, пространственного слуха. Что в дальнейшем

послужит обучению счёту на слух детей постарше.

А

это:

набор

музыкальных

инструментов.

для

следующих

дидактических игр – «Где позвонили?», «Угадай на чём играют?».

Набор

аудиозаписи

с

различными

голосами

людей,

животных

и

птиц.

Звучащие коробочки с наполнителями, издающие различные шумы.

Таким образом, развитие сенсорного восприятия в раннем возрасте

влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира,

воображение, как следствие, на творческие способности ребенка. Ведь только

тонко

чувствующий,

замечающий

малейшие

оттенки

цветов

или

звуков

малыш способен по-настоящему насладиться красотой окружающего мира, а

главное полноценно развиваться.



В раздел образования