Напоминание

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.


Автор: Коржанова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 "Сказка"
Населённый пункт: город Оленегорск Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста.

ВЫПОЛНИЛА:

Коржанова Ольга Анатольевна,

воспитатель высшей категории

МДОУ № 12 г. Оленегорска

Мурманской обл.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..2

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста.

1. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ….….……………………..2

2.Проектная деятельность, как эффективная форма приобщения семей

воспитанников к формированию здорового образа жизни……………….........3

Литература ….………………………………………………………....5

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье ребенка –

это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

Сегодня жизнь диктует нам свои условия. Всё очень быстро меняется и призывает

нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему дошкольного образования.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

рассматривает

дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из

главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов

детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный

результат образования.

Здоровый

ребенок

-

одно

из

главных

условий

правильного

формирования

его

характера,

развития

творческой

инициативы,

сильной

воли,

природных

задатков.

У

здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше

приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему

требования [4,46].

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического

здоровья

детей,

формирование

ценностей

здорового

образа

жизни.

Образовательная

область «Физическое развитие» при реализации образовательной программы направлена

на решение этой задачи и включает в себя становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,

закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто

скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

Эффективность

формирования

здорового

образа

жизни

напрямую

связана

с

формированием

у

дошкольника

активной

позиции

по

отношению

к

собственному

здоровью [4, 46]. Успех в этой области напрямую зависит от взрослых – родителей и

педагогов. В современном формате могут быть созданы все условия для активизации

инновационной

деятельности

по

укреплению

здоровья

детей

в

образовательных

учреждениях.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье –

сберегающие

образовательные

технологии,

без

которых

немыслим

педагогический

процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие

технологии

это

целостная

система

воспитательно

оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в

процессе взаимодействия:

- ребёнка и педагога;

- ребёнка и родителей;

- ребёнка и доктора.

Цель

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

обеспечить

дошкольнику

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

у

него

необходимые

знания, умения и навыки ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной

жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий.

Технологии

сохранения

и

стимулирования

здоровья

(ритмопластика,

динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика,

гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).

Технологии

обучения

здорового

образа

жизни

(утренняя

гимнастика,

физкультурные

занятия,

самомассаж,

активный

отдых (физкультурный

досуг,

физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья», точечный массаж).

2

Технологии

коррекционные

(артикуляционная

гимнасика,

психогимнастика,

фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия).

Система здоровьесбережения в ДОУ:

- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул); - комплекс

закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”,

профилактика

плоскостопия;

максимальное

пребывание

детей

на

свежем

воздухе,

бодрящая гимнастика);

- непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей

(утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки);

- инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика,

тактильные дорожки);

- организация рационального питания;

- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.

2.

Дошкольный

период

является

наиболее

благоприятным

для

формирования

здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру,

окружающим людям — все это зависит от того насколько грамотно воспитатель строит

свою работу. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно

важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств

физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных,

образовательных

и

воспитательных

задач.

Поэтому

дошкольное

учреждение

и

семья

призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя

различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на

ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую

ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно

формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Проблема: Недостаток знаний у детей о культуре гигиены; формирование положитель-

ного отношения к здоровому образу жизни; невнимание родителей к здоровому образу

жизни в семье.

Ведущая

педагогическая

идея:

реализация

системы

педагогической

работы

по

приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные

методы и приемы.

Цель: Формировать и приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Развивать у детей готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с

поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья, воспитывать бережное и

заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать

практические навыки здорового образа жизни.

2. Формировать умение самовыражения, самопознания у воспитанников.

3. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах ЗОЖ, активизация

роли родителей в создании ЗОЖ.

В

последнее

время

многие

родители

нередко

проявляют

заинтересованность

в

вопросах здоровья и здорового образа жизни семьи и ребенка. Мамы и папы приобретают

для

домашнего

пользования

физкультурное

оборудование,

водят

детей

в

спортивные

секции, кружки хореографии. Однако, не все молодые семьи по своему экономическому,

образовательному

статусу,

подготовке

к

выполнению

родительских

обязанностей

способны обеспечивать необходимые условия для воспитания здоровых детей способных

заботиться и бережно относиться к своему здоровью.

Важная

роль в решении этой

проблемы

отведена

дошкольному

образовательному

учреждению,

сотрудничеству

педагогов с семьями воспитанников.

3

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

развития

и

образования,

охраны

и

укрепления здоровья детей. Для реализации данной задачи взаимодействие с семьей

должно

строиться

на

принципах

партнерства,

взаимопонимания,

доверия,

активного

слушания,

согласованности

действий,

самовоспитания,

ненавязчивости,

обмене

жизненным опытом, безусловным принятием ребенка.

Работа с семьей в дошкольном учреждении может вестись в самых разнообразных

формах:

1.

Формы

информационного

характера

(анкетирование,

тесты,

опросы

родителей, книга отзывов и пожеланий, почтовый ящик) позволяют собрать

больше информации о семье воспитанника.

2.

Проведение

совместных

мероприятий

(праздников,

досугов,

тематических

вечеров,

олимпиад)

способствует

сближению,

созданию

дружеской

обстановки.

3.

Коллективные формы работы (родительские собрания, беседы, дни открытых

дверей, дни здоровья, семинары, практикумы, «Школа молодых родителей», и

т.д.) носят познавательный характер, вызывают доверительное отношение.

4.

Наглядная

информация

(всевозможные

памятки,

буклеты,

проспекты,

информационные листы, оформление тематических стендов и т.д.).

5.

Участие родителей в изготовлении атрибутов к соревнованиям, оформлении

стенгазет, альбомов достижений и многого другого.

Работа

с

детьми

по

формированию

здорового

образа

жизни

в

дошкольном

образовательном учреждении направлена на формирование определенных

знаний и

навыков, осознанной потребности в занятии физкультурой и спортом, понимании того, что

здоровье – это не только отсутствие болезней, но и потребность в бережном отношении к

своему организму. Для того чтобы эта работа была успешной, необходимо создавать

определенные условия.

Главным

условием

в

соответствии

с

федеральным

го сударственным

образовательным

стандартом

можно

выделить

учет

индивидуальных

особенностей

и

потребностей

каждого

ребенка

(ребенок

субъект

образования,

активный

в

выборе

содержания своего образования), учет жизненной ситуации, состояния здоровья каждого

ребенка. Так же важными условиями формирования у детей здорового образа жизни

является:

1.

Здоровьесберегающие

технологии

и

их

реализация

в

дошкольном

образовательном учреждении.

2.

Сотрудничество с семьей, единство требований.

3.

Системность и планомерность работы по здоровьесбережению.

4.

Создание специальных условий для обеспечения двигательной активности

детей, удовлетворение потребности их в движении.

5.

Обеспечение

соблюдения

режима

дня,

смены

деятельности

с

учетом

возрастных особенностей.

6.

Индивидуальная работа с детьми.

7.

Работа по оздоровлению ослабленных детей.

8.

Индивидуальный подход к детям, перенесшим заболевание.

9.

Проведение диагностических исследований.

10. Достаточная материальная база, создание развивающей среды.

Необходимо не только давать знания, но и научить детей использовать их: разумно

относиться к своему здоровью; определять свое состояние; различать, что полезно для

организма,

а

что

вредно;

проявлять

любознательность

в

вопросах

здоровья;

уметь

предотвращать

ситуации,

угрожающие

здоровь;

самостоятельно,

без

напоминания

4

соблюдать

опрятность,

чистоту,

культурно-гигиенические

навыки;

понимать

пользу

физических упражнений.

Следует помнить, что большое значение в этом имеет личный пример и пример

окружающих. Педагоги и родители должны вести здоровый образ жизни, заниматься

спортом,

соблюдать

культурно-этические

нормы,

быть

достойным

объектом

для

подражания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

направлен

на

поддержку

разнообразия

детства,

сохранения

его

уникальности

и

самоценности. Каждый ребенок имеет право на счастливое, полное впечатлений детство.

Каждый ребенок хочет быть здоровым, сильным, ловким, бегать, прыгать, кататься на

велосипеде, играть со сверстниками во дворе, полноценно прожить эту яркую страницу

своей жизни и стать достойным гражданином своей страны. А помочь ребенку, научить

его

ценить

свое

здоровье,

заботиться

о

нем

и

радоваться

жизни

можем

только

мы,

взрослые.

Литература.

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от

17

октября

2013

г.

1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования».

2.

Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические

рекомендации

/И.А.

Анохина.

-

Ульяновск:

УИПК-ПРО,

2007.

80

с.

(Серия

«Здоровый ребенок»).

3.

Берестнева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М: ТЦ.

Сфера, 2008.

4.

Ирхин

В.Н.,

Кортюкова

Е.А.

«Здоровьесберегающая

деятельность

педагога

дошкольного образовательного учреждения» Белгород, 2006г, стр. 46.

5.

Методические

рекомендации:

Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательной

школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М.

Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм. – 2002г - с.105 - 115.

5



В раздел образования