Автор: Шидловская Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкально-хоровая школа "Тополек"
Населённый пункт: г.Хабаровска"
Наименование материала: методические рекомендации для преподавателей ДМШ
Тема: "Формирование пианистических навыков у учащихся пяти-шести лет"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская музыкально-хоровая школа
«Тополек» г. Хабаровска»
«ФОРМИРОВАНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У
УЧАЩИХСЯ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ»
Методические рекомендации для преподавателей ДМШ
Преподаватель по классу фортепиано Шидловская О.В
Хабаровск
2017 г.
Урок с ученицей подготовительного класса 2-го года обучения Киселёвой
Верой (7 лет).
Урок по теме:
«Формирование
пианистических
навыков у учащихся
5-6 лет»
Цель урока:
помочь
начинающему
преподавателю
последовательно
формировать
пианистические
навыки
у
5-6-летних
учащихся.
Задачи:
1.
формирование умений и навыков игры на
инструменте.
2.
Развитие технических навыков слухового контроля и
свобода игрового аппарата.
Процесс
развития
пианистических
навыков
пяти-шестилетнего
ребенка
отмечается сложностью, требует длительной и кропотливой работы буквально
над
каждым
видом
техники.
Однако
преподавателю
следует
помнить,
что
техническое воспитание ученика должно идти одновременно с формированием
слухового контроля над исполнением.
Я считаю, что главный принцип работы - это научить ребенка слышать
звуковой
результат
того
или
иного
движения
рук
на
клавиатуре.
Слуховой
контроль
является
решающим
в
запоминании
учеником
тех
физических
ощущений,
которые
необходимы
для
организации
пианистического
аппарата
соответственно звуковым задачам. Не случайно, еще в середине девятнадцатого
века В.С. Одоевский писал, что задача педагога «... довести ученика до того,
чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит...».
Ребенок
учится
осмысленно
«разговаривать»
«петь»
пальцами.
В
результате в его сознании формируется баланс между слухом, зрением, голосом и
движением рук. Но дети пяти-шестилетнего возраста не могут быстро включаться
в работу, часто не удерживают цель задания, внимание рассеивается. Для того,
чтобы добиться нужного результата, педагогу необходимо для каждого задания
использовать, по возможности, большее количество упражнений и пьес.
Практика
показывает,
что
ребенок
с
большим
интересом
воспринимает
учебный
материал,
ели
преподаватель
чередует
различные
формы
работы:
транспозицию, игру в разных регистрах, исполнение примеров с подтекстовкой,
творческие задания. Особенно следует отметить значение подтекстовки - она дает
возможность четко ритмизировать мелодию и понять музыкальную фразу.
Первоначальное обучение пианиста включает в себя два основных этапа:
донотный период и игра по нотам.
Начинаем урок с игры упражнений:
1.
Упражнения 1, 2, 3, 4, - на правильную постановку
2, 3,
4пальца.
Упражнение 1 и 2 - по белым клавишам.
Упражнение 3 и 4 - по черным клавишам.
Сначала играем отдельно каждой рукой,
затем 2-мяруками
(играем
сначала с названием нот, затем со словами).
Упражнение 5 и 6 - на правильную постановку 1 и 5 пальца.
Упражнение 7, 8, 9 - на все 5 пальцев.
2.
Упражнение
«Лебедь»
на
гибкие
пластичные
руки
от
середины
клавиатуры к концам инструмента, перенос рук радугой без нажатия клавиш.
Упражнение «Колокола»
на перенос руки радугой через 2 октавы: до- до-
до,
и
обратно,
ре-ре-ре
и
т.д.
Обращать
внимание
на
слуховой
контроль,
дослушивать ноту до полного затухания.
3.
Игра «Веселой гаммы»
в ансамбле с преподавателем. Поочередная игра
всех нот с пением, следим за чистым интонированием.
4.
Игра пьесы
«Ой, ты, дивчина» - украинская народная песня, применять
упражнение «Весы» - поочередное поднятие гибких рук.
5.
Упражнение № 12
на стаккато по черным клавишам со словами, сначала
поочередно, затем 2-мя руками.
6.
Пьеса «Дождик»
№ 13 под фонограмму (инновационные технологии).
7.
Ансамбль с преподавателем «Урок в мышиной школе»
по сборнику пьес
«Маленькому музыканту» под фонограмму на прием игры стаккато.
8.
Отдых
- песня про Карлсона, учимся чисто интонировать.
9.
Гамма ре мажор
2-мя руками в прямом и в расходящемся виде, в 2
октавы длинные и короткие арпеджио (в 2 октавы каждой рукой) хроматическая
гамма каждой рукой.
10.
Игра квинт
в левой руке (подготовительный этап к игре аккордов) во
всех тональностях до, ре, ми, фа, соль, ля мажор с 3 песнями.
Песня правой рукой, левой рукой - аккомпанирует квинтами:
«По малину в сад пойдем»,
«Моется цапля в чистой водице»,
«Серый волк».
1
Побежали дети в лес
2
Слышно в лесу «Ку-ку! Ку-ку!»
3
Ходит зайка по саду, по саду. Ищет травку, лебеду.
4
У кота-воркота колыбелька хороша.