Напоминание

"Формирование пианистических навыков у учащихся пяти-шести лет"


Автор: Шидловская Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкально-хоровая школа "Тополек"
Населённый пункт: г.Хабаровска"
Наименование материала: методические рекомендации для преподавателей ДМШ
Тема: "Формирование пианистических навыков у учащихся пяти-шести лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Детская музыкально-хоровая школа

«Тополек» г. Хабаровска»

«ФОРМИРОВАНИЕ ПИАНИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У

УЧАЩИХСЯ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ»

Методические рекомендации для преподавателей ДМШ

Преподаватель по классу фортепиано Шидловская О.В

Хабаровск

2017 г.

Урок с ученицей подготовительного класса 2-го года обучения Киселёвой

Верой (7 лет).

Урок по теме:

«Формирование

пианистических

навыков у учащихся

5-6 лет»

Цель урока:

помочь

начинающему

преподавателю

последовательно

формировать

пианистические

навыки

у

5-6-летних

учащихся.

Задачи:

1.

формирование умений и навыков игры на

инструменте.

2.

Развитие технических навыков слухового контроля и

свобода игрового аппарата.

Процесс

развития

пианистических

навыков

пяти-шестилетнего

ребенка

отмечается сложностью, требует длительной и кропотливой работы буквально

над

каждым

видом

техники.

Однако

преподавателю

следует

помнить,

что

техническое воспитание ученика должно идти одновременно с формированием

слухового контроля над исполнением.

Я считаю, что главный принцип работы - это научить ребенка слышать

звуковой

результат

того

или

иного

движения

рук

на

клавиатуре.

Слуховой

контроль

является

решающим

в

запоминании

учеником

тех

физических

ощущений,

которые

необходимы

для

организации

пианистического

аппарата

соответственно звуковым задачам. Не случайно, еще в середине девятнадцатого

века В.С. Одоевский писал, что задача педагога «... довести ученика до того,

чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит...».

Ребенок

учится

осмысленно

«разговаривать»

«петь»

пальцами.

В

результате в его сознании формируется баланс между слухом, зрением, голосом и

движением рук. Но дети пяти-шестилетнего возраста не могут быстро включаться

в работу, часто не удерживают цель задания, внимание рассеивается. Для того,

чтобы добиться нужного результата, педагогу необходимо для каждого задания

использовать, по возможности, большее количество упражнений и пьес.

Практика

показывает,

что

ребенок

с

большим

интересом

воспринимает

учебный

материал,

ели

преподаватель

чередует

различные

формы

работы:

транспозицию, игру в разных регистрах, исполнение примеров с подтекстовкой,

творческие задания. Особенно следует отметить значение подтекстовки - она дает

возможность четко ритмизировать мелодию и понять музыкальную фразу.

Первоначальное обучение пианиста включает в себя два основных этапа:

донотный период и игра по нотам.

Начинаем урок с игры упражнений:

1.

Упражнения 1, 2, 3, 4, - на правильную постановку

2, 3,

4пальца.

Упражнение 1 и 2 - по белым клавишам.

Упражнение 3 и 4 - по черным клавишам.

Сначала играем отдельно каждой рукой,

затем 2-мяруками

(играем

сначала с названием нот, затем со словами).

Упражнение 5 и 6 - на правильную постановку 1 и 5 пальца.

Упражнение 7, 8, 9 - на все 5 пальцев.

2.

Упражнение

«Лебедь»

на

гибкие

пластичные

руки

от

середины

клавиатуры к концам инструмента, перенос рук радугой без нажатия клавиш.

Упражнение «Колокола»

на перенос руки радугой через 2 октавы: до- до-

до,

и

обратно,

ре-ре-ре

и

т.д.

Обращать

внимание

на

слуховой

контроль,

дослушивать ноту до полного затухания.

3.

Игра «Веселой гаммы»

в ансамбле с преподавателем. Поочередная игра

всех нот с пением, следим за чистым интонированием.

4.

Игра пьесы

«Ой, ты, дивчина» - украинская народная песня, применять

упражнение «Весы» - поочередное поднятие гибких рук.

5.

Упражнение № 12

на стаккато по черным клавишам со словами, сначала

поочередно, затем 2-мя руками.

6.

Пьеса «Дождик»

№ 13 под фонограмму (инновационные технологии).

7.

Ансамбль с преподавателем «Урок в мышиной школе»

по сборнику пьес

«Маленькому музыканту» под фонограмму на прием игры стаккато.

8.

Отдых

- песня про Карлсона, учимся чисто интонировать.

9.

Гамма ре мажор

2-мя руками в прямом и в расходящемся виде, в 2

октавы длинные и короткие арпеджио (в 2 октавы каждой рукой) хроматическая

гамма каждой рукой.

10.

Игра квинт

в левой руке (подготовительный этап к игре аккордов) во

всех тональностях до, ре, ми, фа, соль, ля мажор с 3 песнями.

Песня правой рукой, левой рукой - аккомпанирует квинтами:

«По малину в сад пойдем»,

«Моется цапля в чистой водице»,

«Серый волк».

1

Побежали дети в лес

2

Слышно в лесу «Ку-ку! Ку-ку!»

3

Ходит зайка по саду, по саду. Ищет травку, лебеду.

4

У кота-воркота колыбелька хороша.



В раздел образования