Напоминание

"ЛЕГО-конструирование"


Автор: Катаева Марина Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: г.Усть-Катав, Челябинская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
Тема: "ЛЕГО-конструирование"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ___________

от ____________________

Утверждаю:

Директор МКУДО «ЦДТ»

____________Г.А. Зиннатулина

Приказ № ________________

от _______________________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«ЛЕГО-конструирование»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:

Катаева Марина Эдуардовна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

г. Усть-Катав

2014г.

1

Содержание.

1.

Информационная карта....................................................................... 3

2.

Пояснительная записка....................................................................... 4

3.

Учебный план на 1 год обучения..................................................... 9

4.

Содержание программы 1 года обучения......................................... 10

5.

Учебный план на 2 год обучения..................................................... 14

6.

Содержание программы 2 года обучения....................................... ..15

7.

Календарный учебный график ……………………………………...19

8.

Условия реализации программы………………………………….. 21

9.

Оценочные материалы......................................................................... 23

10.Список литературы. …....................................................................... 32

2

Информационная карта

дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«ЛЕГО-конструирование»

Ф.И.О. педагога

Катаева Марина Эдуардовна

Вид программы

модифицированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

образование, лего-конструирование

Направленность деятельности

техническая

Способ освоения содержания

образования

Практический, креативный

Уровень освоения содержания

образования

ознакомительный

Уровень реализации

программы

начальное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации

программы

2 года

3

Пояснительная записка

ЛЕГО-педагогика

одна

из

известных

и

распространенных

сегодня

педагогических

систем,

использующая

трехмерные

модели

реального

мира

и

предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. ЛЕГО-педагогика крайне

актуальна в современном мире.

ЛЕГО-технология

важнейшее

средство

развития

детской

моторики,

умственных способностей, творческого мышления и навыков конструирования, она

объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Педагогическая целесообразность

В

педагогике

ЛЕГО-технология

интересна

тем,

что,

строясь

на

интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных,

развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. ЛЕГО-

конструирование

-

это

не

только

практическая

творческая

деятельность,

но

и

развитие

умственных

способностей,

которое

проявляется

в

других

видах

деятельности:

речевой,

игровой,

изобразительной.

Это

также

воспитание

социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие

самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-

технология,

бесспорно,

претендует

называться

интерактивной

педагогической

технологией, так как стимулирует познавательную деятельность. Человек, который

способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее

приспособлен

к

жизни,

так

как

быстро

находит

выход

из

затруднительных

ситуаций, принимает рациональное решение.

ЛЕГО в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей пе-

дагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочти-

тельными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём ЛЕГО

конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.

Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантази-

ровать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. Дети – неуто-

мимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остро-

умны, оригинальны и безграничны.

Конструктор «ЛЕГО» – яркий, красочный, полифункциональный материал,

предоставляющий

огромные

возможности

для

конструктивной,

поисковой,

экспериментально-исследовательской деятельности. «ЛЕГО» стимулирует детское

воображение, фантазию, формирует моторные навыки, конструктивные навыки.

Конструирование

теснейшим

образом

связано

с

чувственным

и

интеллектуальным

развитием

ребенка.

Особое

значение

оно

имеет

для

совершенствования

остроты

зрения,

точности

цветовосприятия,

тактильных

качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров

объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он

отличается от других;

овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту

предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное

мышление;

учатся

представлять

предметы

в

различных

пространственных

положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения,

мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической

речи,

расширение

словарного

запаса.

Особое

внимание

уделяется

развитию

4

логического

и

пространственного

мышления.

Дети

учатся

работать

с

предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром,

работать в коллективе.

Актуальность

Общеразвивающая

программа

«Лего-конструирование»

позволяет

реализовать

актуальные

в

настоящее

время

компетентностный,

личностно-

ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы

является реализация педагогической идеи формирования у детей умения учиться –

самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Конструктор «ЛЕГО» открывает перед ними широкое поле для творчества,

является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Дети

учатся

самостоятельно

принимать

решения,

объяснять,

аргументировано

отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов позволяет сплотиться

коллективу, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать любознательность и

речь.

Новизна программы заключается в том, что образовательная система ЛЕГО

предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться твор-

чески

мыслящими,

обучают

работе

в

команде.

Эта

система

предлагает

детям

проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное ре-

шение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие от работы.

Режим занятий

Программа

«ЛЕГО-конструирование»

технической

направленности

рассчитана для детей 8-10 лет. Срок реализации программы 2 года.

1 год обучения - 4 часа в неделю, 144 часа в год (на теоретические вопросы -

27 часов, на практику-117 часов).

2 год обучения - 4 часа в неделю, 144 часа в год (на теоретические вопросы

- 27 часов, на практику- 117 часов).

Общий объём общеобразовательной общеразвивающей программы «Лего-

конструирование» 288 часов.

Программа составлена в соответствии с:

1. Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2 . Приказом

МОиН от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам».

3 . Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4

июля

2014г.

№41

«Об

утверждении

СанПиН2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима

работы

образовательных

организаций

ДО

детей»

4-

Концепции

развития

дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04

сентября 2014г. №1726-р)

4.

Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(утв.

распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014г. №1726-р)

5.Письмом

Минобрнауки

РФ

от

18.11.2015

№09-3242

«О

направлении

рекомендаций»

(вместе

с

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ)

6. Уставом МКУДО «ЦДТ»;

7. Локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность.

5

Общеразвивающая

п р о г р а м ма «ЛЕГО-конструирование» составлена

с

учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие

математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Содержание

программы направлено на развитие логического мышления и конструкторских

навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает

получать

знания

дальше, учитывает

психологические,

индивидуальные

и

возрастные особенности детей.

ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей.

Цель программы – обучение детей основам конструирования и их активное

творческое

развитие

и

самореализация

с

учётом

индивидуальности

каждого

ребёнка посредством занятий технической деятельностью.

Задачи программы

Предметные:

1. Познакомить детей с названиями деталей конструктора и способами их соеди-

нения,

научить

определять

и

находить

нужные

детали

для

конструирования,

н ау ч и т ь

о с н о в н ы м

п р о с т е й ш и м

п р и н ц и п а м

ко н с т р у и р о в а н и я .

2. Научить конструировать по условиям, по образцу

и собственному замыслу.

3. Научить анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основ-

ные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строени-

ем.

4. Научить планированию процесса создания собственной модели и совместного

проекта.

Метапредметные:

1. Развивать мышление детей в процессе формирования основных приемов мысли-

тельной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение вы-

д е л я т ь

г л а в н о е .

2. Развивать у детей психические познавательные процессы: различные виды па-

мяти, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, воображение.

3 . Развивать творческие креативные способности, образное мышление детей и

умение выразить свой замысел.

4. Развить

индивидуальные познавательные и интеллектуальные

способности

к а ж д о г о

р е б ё н к а

в

п р о ц е с с е

с о з д а н и я

м о д е л е й

и

п р о е к т о в .

5. Способствовать развитию регулятивной структуры деятельности, включающую

целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его

для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего ре-

зультата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и

оценку.

Личностные:

1. Развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества, уме-

ния работать в парах, группах,

эффективно распределять обязанности, уважать

мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других детей.

2. Воспитывать эстетическую культуру личности средствами изготовления краси-

вых и надежных конструкций из ЛЕГО-деталей.

3. Воспитывать такие качества как усидчивость, целеустремленность, отзывчи-

вость.

6

Основные виды конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть

модель того, что нужно по-

строить (например, изображение, схема или готовая постройка).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия,

которым постройка должна соответствовать.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо

внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в мате-

риале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше

остальных развивает творческие способности детей.

Занятия строятся по следующему плану.

1.Вводная часть: организация детей, анализ модели, установление взаимосвя-

зей, логические разминки.

2. Основная часть: конструирование,

3.Заключительная часть: рефлексия, итог занятия, выставка работ.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые за-

дания могут быть выполнены индивидуально, группой или коллективно. Часто

дети испытывают некоторые трудности из-за недостаточных навыков и умения ра-

ботать в коллективе. Поэтому такой организации работы уделяется

более при-

стальное внимание. При распределении работы в группе учитываются склонности,

способности и желание каждого ребенка. В процессе такого занятия

внутри каж-

дой группы происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Роль педагога заключается в том, чтобы, создавая интригующую среду для

развития творческих способностей, учитывать возрастные и психологические воз-

можности детей, необходимые для их реализации. Для того чтобы ребята понимали

целесообразность выполняемых заданий, необходимо эти задания четко мотивиро-

вать.

Предлагаемые задания главным образом направлены на развитие изобрази-

тельных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно

связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а даже вносит раз-

нообразие в творческую деятельность.

Подводя итог занятия,

ребенок, участвовавший в работе по выполнению предло-

женного задания,

должен

высказать свое отношение к выполненной работе,

рассказать о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

Дети учатся работать по этапам.

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по опе-

рациям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризо-

вать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии

с педагогом и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за вы-

полнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным

образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

7

Общеразвивающая программа «Лего-конструирование» способствует фор-

мированию положительной мотивации к обучению, активной включённости ре-

бенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.

На

занятиях

используются

следующие формы

работы:

индивидуальная,

фронтальная, работа в парах, работа в группах.

В программе предусмотрены следующие формы занятий: познавательные,

практические, по отработке определенных умений, самостоятельная деятельность,

творческие, игровые, защита проектов, интегрированные занятия, занятия-

зачёты.

Для

достижения

цели

программы

используются

разнообразные средства

обучения:

методические,

дидактические,

наглядные,

материально-технические,

игровые и т.д.

Методы работы

В процессе реализации программы используются разнообразные методы

обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с конструкто-

ром по схеме и образцу, демонстрация, упражнение, практические работы репро-

дуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, взаимо-

контроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуаци-

онный метод, использование ИКТ при изучении отдельных разделов программы.

Общеразвивающая программа «ЛЕГО-конструирование» построена на прин-

ципе системности,

который предусматривает изучение материала и построение

всего курса от простого к сложному. С каждым годом изучения материал повторя-

ется, но уже на новом, более высоком уровне. Благодаря многообразию типов

конструктора «ЛЕГО» усложняются изделия и способы конструирования, начиная

с показа по образцу, затем работа по схеме, по инструкции к самостоятельному

творческому конструированию.

Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменять-

ся в зависимости от имеющегося материала, а также от умений и навыков обучаю-

щихся.

Учебный план на 1 год обучения

8

п/п

Разделы программы

Часы

Теория

Практика

Формы

аттестации (контро-

ля)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Азбука моделирования

10

2

8

Наблюдение

3.

Мастерская природы

20

3

17

Выставка

Участие в конкурсах

Наблюдение

4.

Транспорт. Техника

22

5

17

Выставка Уча-

стие в конкурсах На-

блюдение

5.

Фигуры людей и сказоч-

ных героев

14

2

12

Выставка

Наблюдение

6.

Твори и играй.

22

3

19

Выставка

Творческие работы

Наблюдение

7.

Мир фантазий «ЛЕГО»

24

5

19

Выставка

Творческие работы

Открытое занятие

Участие в конкурсах

8.

Город. Строительство

22

4

18

Выставка Уча-

стие в конкурсах На-

блюдение

9.

Проверка знаний

8

2

6

Зачётные работы

Участие в конкурсах

Всего

144

27

117

Содержание программы 1 года обучения

9

1. Вводное занятие. (2ч)

Теория.

Знакомство с конструктором «ЛЕГО». Наборы ЛЕГО.

История создания

«ЛЕГО». Стихи о ЛЕГО. Знакомство с программой «ЛЕГО-конструирование» на 1

год обучения. Презентация «В мире фантазии ЛЕГО». Техника безопасности при

работе с конструктором.

Практика.

Спонтанное конструирование.

2. Азбука моделирования. (10ч)

Теория.

Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета, формы, размера кирпи-

чиков.

Название

деталей

конструктора.

Размер

деталей.

Специальные

детали.

Способы соединения. Виды конструирования. Устойчивость, прочность, симмет-

ричность, функциональность конструкций. Цветовое решение моделей. Моделиро-

вание логических отношений. Правила конструирования.

Практика.

Выполнение с деталями конструктора упражнений на развитие логического

мышления

по темам: «Классификация», «Развития внимания и памяти», «Про-

странственное

ориентирование. Умение слушать инструкцию педагога. Спонтан-

ное конструирование детей по заданию педагога.

Конструктивная деятельность

под руководством педагога. Конструирование устойчивых и симметричных моде-

лей. Конструирование на свободную тему и

умение передавать форму объекта

средствами конструктора. Выполнение заданий на правильный подбор цветового

решения моделей. Конструирование по образцу. Выполнение узоров.

3. Мастерская природы. (20ч)

Теория.

Моделирование логических отношений. Какие бывают животные. Дикие и

домашние животные. Животные жарких стран. Животные зоопарка. Анализ образ-

ца. Выделение основных частей животных. Животный и растительный мир нашего

края. Необходимые и специальные детали для передачи формы объекта.

Практика.

Игровые упражнения. Конструирование по образцу и собственному замыслу.

Конструирование диких и домашних животных. Конструирование животных зоо-

парка. Конструирование весёлых зверят. Подбор необходимых и специальных дета-

лей для передачи формы объекта. Моделирование животных по карточкам с моде-

лями, прилагаемыми к конструктору. Отгадывание загадок о животных. Разгадыва-

ние кроссвордов и ребусов о животных. Конструирование на темы: «Зоопарк»,

«Животные нашего края», «Дары осени». Конструирование симметричной бабоч-

ки. Плоскостные работы по теме. Конструирование цветов. Создание сюжетной

композиции.

4.Транспорт. Техника. (22ч)

Теория.

10

Моделирование логических отношений. Виды транспорта. Выбор необходи-

мых и специальных деталей для передачи формы объекта Передача формы объекта

средствами конструктора «ЛЕГО». Планирование создания моделей. Установление

связи между назначением модели и её строением. Основные правила дорожного

движения.

Практика.

Игровые упражнения. Конструирование по образцу, схеме и собственному за-

мыслу. Подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки. Конструирова-

ние легковых и грузовых машин. Конструирование спортивной машины. Конструи-

рование по собственному замыслу самолёта и вертолёта. Конструирование катера,

корабля, катамарана. Пассажирский транспорт. Конструирование военных машин.

Специальный транспорт. Конструирование на темы: «Улица полна неожиданно-

стей», «Ремонт машин», «Корабли у причала», «Весёлый поезд» (коллективный

проект). Создание сюжетной композиции.

5. Фигуры людей и сказочных героев. (14ч)

Теория.

Моделирование логических отношений. Значения имён.

Анализ модели. Пла-

нирование

работы на основе анализа особенностей образов сказочных героев.

Передача характерных черт сказочных героев средствами конструктора «ЛЕГО».

Практика.

Игровые упражнения. Создание собственных имён из деталей конструктора.

Конструирование по образцу и собственному замыслу.

Конструирование фигуры

мальчика. Конструирование фигуры девочки. Конструирование людей разных про-

фессий.

Конструирование на темы: «Хоровод дружбы». «Моя семья». Отгадыва-

ние загадок о сказочных героях. Конструирование по рисункам и иллюстрациям.

Конструирование сказочных героев. Плоскостные работы по теме. Создание сю-

жетной композиции.

6.Твори и играй. (22ч)

Теория.

Моделирование логических отношений. Устойчивость, прочность, симмет-

ричность, функциональность

конструкций. Цветовое решение моделей. Выбор

необходимых деталей. Планирование создания собственных моделей.

Практика.

Игровые упражнения. Конструирование по замыслу. Совместное конструиро-

вание с педагогом. Конструирование части объекта по инструкции педагога с по-

следующим достраиванием по собственному замыслу. Конструирование по карточ-

кам с моделями, прилагаемыми к конструктору. Моделирование объектов по иллю-

страциям и рисункам. Конструирование по собственному замыслу моделей из

разных конструкторов. Создание сюжетной и игровой композиции. Организация

свободной игровой деятельности. Развитие речи и коммуникативных способностей

детей.

7. Мир фантазии «ЛЕГО». (24ч)

Теория.

11

Моделирование логических отношений. Устойчивость, прочность, симмет-

ричность, функциональность

конструкций. Цветовое решение моделей. Выбор

необходимых деталей. Планирование создания собственных моделей.

Практика.

Конструирование на свободную тему. Конструирование по собственному за-

мыслу. Организация выставок «В мире фантазии ЛЕГО». Конструирование на

темы: «Космос», «Фантастические животные», «Там чудеса, там леший бродит»,

«Новогодняя красавица», «Сказочное средство передвижения», «Новогодние чуде-

са». Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. Конструирование по

карточкам с моделями, прилагаемыми к конструктору. Моделирование объектов по

иллюстрациям и рисункам. Создание сюжетной и игровой композиции. Организа-

ция свободной игровой деятельности. Развитие речи и коммуникативных способ-

ностей детей.

8.Город. Строительство. (22ч)

Теория.

Понятия

о

городе

и

селе.

Особенности

городских

построек. Баланс

конструкций. Виды крепежа. Устойчивость, прочность, симметричность, функцио-

нальность конструкций.

Геометрия и цвет моделей.

Практика.

Конструирование простых заборов, арок, ворот. Конструирование по замыслу

одноэтажного и двухэтажного дома. Конструирование по замыслу домика своей

мечты. Конструирование городского дома и сельских построек. Конструирование

плоского многоэтажного дома. Создание крыш различной формы. Конструирова-

ние

по

карточкам

с

моделями,

прилагаемыми

к

конструктору.

Моделирование

объектов

по

иллюстрациям

и

рисункам.

Конструирование

части

объекта

по

инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу.

Конструирование на

тему «Наш любимый город», «Наша улица», «Наш двор»,

«Домик в деревне». Создание сюжетной композиции.

9. Проверка знаний. (8ч)

Теория.

Проверка теоретических знаний. Название деталей. Определение и нахожде-

ние деталей. Способы соединения. Техника безопасности при работе с конструкто-

ром.

Практика.

Наблюдение педагога за практической и творческой работой детей.

Проверка практических знаний. Зачётные работы в течение года по темам.

Организация выставок работ «В мире фантазии ЛЕГО».

Творческие конкурсы. Участие детей в интернет-конкурсах.

Планируемые (ожидаемые) результаты 1 года обучения

Предметные:

12

- ребёнок знает названия основных деталей конструктора;

- умеет находить детали по названию;

- умеет выбирать детали для конструирования;

- знает способы соединения деталей;

- умеет конструировать по образцу и по собственному замыслу;

- умеет анализировать постройку;

- соблюдает правила безопасности при работе с конструктором.

Метапредметные:

- ребёнок умеет сравнивать, классифицировать детали;

- проявляет творческие способности;

- умеет выразить в постройке свой замысел;

- умеет представить свою работу

Личностные:

- ребёнок умеет работать индивидуально и в паре;

- умеет оценить свою работу;

- уважает мнение других;

- проявляет усидчивость, целеустремленность, отзывчивость;

-

умеет

организовать

рабочее

место

и

поддерживает

порядок

во

время

работы.

.

Учебный план на 2 год обучения.

13

п/п

Разделы программы

Часы

Теория

Практика

Формы аттестации

(контроля)

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Азбука моделирования

8

2

6

Выставка

Наблюдение

3.

Мастерская природы

20

3

17

Выставка

Защита проекта

Участие в конкур-

сах

4.

Транспорт. Техника

22

4

18

Выставка

Защита проекта

Участие в конкур-

сах

5.

Фигуры людей и сказочных

героев

10

2

8

Выставка

6.

Твори и играй.

28

4

24

Выставка

Творческие работы

7.

Мир фантазий «ЛЕГО»

26

4

22

Выставка

Творческие работы

Защита проекта

Участие в конкур-

сах

8.

Город. Строительство

20

5

15

Выставка

Защита проекта

9.

Проверка знаний

8

2

6

Зачётные работы

Участие в конкур-

сах

Создание элек-

тронного портфо-

лио

Всего

144

27

117

Содержание программы 2 года обучения.

14

1.Вводное занятие. (2ч)

Теория.

Продолжение

знакомства

с

конструктором

«ЛЕГО».

Новые

наборы

конструкторов «ЛЕГО». Интересное из мира «ЛЕГО». Книги о «ЛЕГО». Просмотр

презентаций. Знакомство с программой «ЛЕГО-конструирование» на 2 год обуче-

ния. Техника безопасности при работе с конструктором.

Практика.

Спонтанное конструирование. Игры.

2.Азбука моделирования. (8ч)

Теория.

Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи волшебных кирпичиков и фор-

мочек. Цвета в системе «ЛЕГО». Классификация деталей. Размер деталей. Специ-

альные детали. Детали для соединения. Баланс конструкций. Способы соединения.

Виды конструирования. Устойчивость, прочность, симметричность, функциональ-

ность конструкций. Геометрия «ЛЕГО». Цветовое решение моделей. Моделирова-

ние логических отношений. Сильные и слабые стороны конструкций.

Практика.

Выполнение с деталями конструктора упражнений на развитие логического

мышления

по темам: «Классификация», «Развития внимания и памяти», «Про-

странственное

ориентирование»,

«Симметрия»,

«Логические

закономерности».

Выполнение упражнений на нахождение, различение и классификацию деталей

конструктора. Умение слушать инструкцию педагога. Спонтанное конструирование

детей по заданию педагога. Самостоятельная конструктивная деятельность. Чтение

схем. Конструирование устойчивых и симметричных моделей. Конструирование

на свободную тему и

умение передавать форму объекта средствами конструкто-

ра. Выполнение заданий на правильный подбор цветового решения моделей.

Конструирование по образцу. Выполнение узоров. ЛЕГО-мозаика. Создание сю-

жетной композиции. Игры.

3.Мастерская природы. (20ч)

Теория.

Моделирование логических отношений. Живая и неживая природа. Дикие

животные, их особенности. Домашние животные, их особенности. Животные жар-

ких стран, их особенности. Животные зоопарка. Зоопарки Челябинской области.

Виды динозавров. Анализ образца. Выделение основных частей животных. Живот-

ный и растительный мир нашего края. Необходимые детали для передачи формы

объекта.

Практика.

Игровые упражнения. Конструирование по образцу и собственному замыслу.

Конструирование диких и домашних животных. Конструирование животных зоо-

парка.

Моделирование

животных

по карточкам

с

моделями,

прилагаемыми

к

конструктору. Конструирование устойчивых моделей. Конструирование по замыс-

лу и умение передавать форму объекта средствами конструктора.

Отгадывание

загадок о животных. Разгадывание кроссвордов и ребусов о животных. Конструи-

рование на темы: «Наш весёлый зоопарк» (коллективный проект), «Подводный

мир»,

«Животные наших лесов», «Динозавры ожили», «В мире животных»,

15

«Весёлые зверята», «Осенние мотивы» (коллективный проект). Конструирование

цветов в вазе. Конструирование парков и скверов (коллективный проект). Защита

работ.

4.Транспорт. Техника. (22ч)

Теория.

Моделирование логических отношений. Познакомить детей с историей воз-

никновения

первого

транспорта

и

некоторыми

его

видами. Виды

транспорта.

Передача формы объекта средствами конструктора.

Установление связи между на-

значением модели и её строением. Закрепление навыков скрепления, обучение со-

зданию сюжетной композиции. Сильные и слабые стороны конструкций. Основные

правила дорожного движения.

Практика.

Игровые упражнения. Подбор необходимых деталей.

Разгадывание кроссвор-

дов на тему «Транспорт». Конструирование машин по замыслу или по технологи-

ческим картам. Конструирование легковой машины. Конструирование грузовой

машины. Конструирование спортивной машины. Конструирование сельскохозяй-

ственных машин. Конструирование воздушного транспорта. Конструирование вод-

ного транспорта. Пассажирский транспорт. Машины будущего. Конструирование

военных машин. Специальный транспорт. Ко Конструирование на темы: «Гонки

года», «Авторемонтная

мастерская» (коллективный проект), «Корабли идут в

порт», «Железная дорога» (коллективный проект), «Военный парад», «Отправляем-

ся за приключениями». Конструирование части объекта по инструкции педагога с

последующим

достраиванием

по

собственному

замыслу.

Создание

сюжетной

композиции. Защита работ.

5. Фигуры людей и сказочных героев. (10ч)

Теория.

Моделирование логических отношений. Анализ модели. Планирование ра-

боты на основе анализа особенностей образов сказочных героев. Навыки передачи

характерных черт сказочных героев средствами конструктора «ЛЕГО».

Практика.

Игровые

упражнения. Конструирование

фигуры

мальчика

в

движении.

Конструирование

фигуры

девочки. Конструирование людей разных профессий.

Конструирование на темы: «Персонажи любимых книг», «В дружбе наша сила»,

«7я». Отгадывание загадок о сказочных героях. Конструирование по рисункам и

иллюстрациям. Конструирование сказочных героев. Создание сюжетной компози-

ции.

6.Твори и играй. (28ч)

Теория.

Моделирование

логических

отношений.

Путешествие

по

ЛЕГО-стране.

Устойчивость, прочность, симметричность, функциональность конструкций.



Цветовое решение моделей. Планирование создания собственных моделей.

Практика.

Игровые упражнения. Конструирование по собственному замыслу моделей

из разных конструкторов. Конструирование по карточкам с моделями, прилагаемы-

ми к конструктору. Самостоятельное моделирование объектов по иллюстрациям и

16

рисункам. Конструирование по фотографиям. Создание коллективных проектов.

Создание сюжетной и игровой композиции. Организация свободной игровой дея-

тельности. Защита работ.

7. Мир фантазии «ЛЕГО». (26ч)

Теория.

Моделирование

логических

отношений.

Путешествие

по

ЛЕГО-стране.

Устойчивость, прочность, симметричность, функциональность конструкций.



Цветовое решение моделей. Планирование создания собственных моделей. Силь-

ные и слабые стороны конструкций.

Практика.

Игровые упражнения. Конструирование по воображению на свободную тему.

Организация выставок «В мире фантазии ЛЕГО». Конструирование на темы: «Кос-

мические объекты» (коллективный проект), «Невероятные существа», «Летатель-

ные

аппараты»,

«Фантастические

машины»,

«Здравствуй,

здравствуй,

Новый

год!», «Планета весёлых роботов» (коллективный проект). Конструирование по за-

мыслу на тему летнего отдыха. Конструирование по инструкциям. Моделирование

объектов по иллюстрациям и рисункам. Конструирование по фотографиям. Созда-

ние сюжетной и игровой композиции. Работа над проектами. Организация свобод-

ной игровой деятельности. Защита работ.

8.Город. Строительство. (20ч)

Теория.

Понятия о городском и сельском пейзаже. Особенности городских построек.

Особенности сельских построек. Сравнительная характеристика городских и сель-

ских зданий. Знакомство с жизнью жителей села. Специальные детали. Баланс

конструкций. Способы соединения. Виды крепежа. Устойчивость, прочность, сим-

метричность, функциональность конструкций. Геометрия «ЛЕГО». Цветовое ре-

шение моделей. Сильные и слабые стороны конструкций.

Практика.

Конструирование комбинированных заборов, лесенок, арок, ворот, мостов

более сложной конструкции. Конструирование по образцу и собственному замыс-

лу.

Конструирование

одноэтажного

дома

с

крышей

сложной

конфигурации.

Конструирование

двухэтажного

коттеджа

с

бассейном.

Конструирование

объёмного многоэтажного дома. Конструирование городских домов и сельских по-

строек. Конструирование по карточкам с моделями, прилагаемыми к конструктору.

Моделирование объектов по иллюстрациям, рисункам, фотографиям.

Конструиро-

вание на тему «Город, в котором я хочу жить» (коллективный проект), «Моя ули-

ца», «Город будущего», «Домик моей мечты», «Детская площадка». Создание сю-

жетной композиции и коллективных проектов. Защита работ.

9. Проверка знаний. (8ч)

Теория.

Проверка теоретических знаний по программе. Техника безопасности при ра-

боте с конструктором. Знания названий деталей. Виды и способы их соединения.

Сравнение деталей конструктора.

Практика.

17

Наблюдение педагога за практической творческой

и поисковой работой

детей.

Проверка

практических

знаний.

Зачётные

работы

в

течение

года

по

конструированию.

Участие

детей

в

проектной

деятельности.

Организация

выставок

работ

«В мире фантазии

ЛЕГО». Творческие конкурсы. Участие в

интернет-конкурсах. Создание электронного портфолио выполненных работ.

Планируемые результаты 2 года обучения

Предметные:

- ребёнок знает названия основных и специальных деталей конструктора;

- умеет находить детали по названию или описанию;

- умеет заменять детали;

- самостоятельно выбирает детали для конструирования;

- знает способы соединения деталей;

- знает виды соединения;

- умеет работать по технологических картам, схемам и рисункам;

- умеет конструировать по образцу, по условиям и по собственному замыслу;

- устанавливает связь между назначением и строением модели;

- планирует процесс создания собственной модели;

- находит сильные и слабые стороны конструкций;

- умеет объединять модели в композицию;

- соблюдает правила безопасности при работе с конструктором;

Метапредметные:

- ребёнок умеет сравнивать, классифицировать детали;

- умеет анализировать постройку, выделяя характерные особенности;

- проявляет креативные способности;

- умеет выразить в постройке свой замысел;

- умеет представить и защитить свою работу;

-

умеет контролировать, корректировать, оценивать работу.

Личностные:

- ребёнок умеет работать индивидуально, в паре и в коллективе;

- умеет оценить свою работу и работу других детей;

- уважает мнение других;

- проявляет усидчивость, целеустремленность, отзывчивость;

-

умеет

организовать

рабочее

место

и

поддерживает

порядок

во

время

работы;

- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределяя обязанно-

сти.

Календарный учебный график

18

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«ЛЕГО-конструирование» на 2018-2019 учебный год

1. Количество учебных групп

Год обучения

Количество групп

Количество

обучающихся

1 год обучения

1

15

2. Продолжительность учебного года:

Начало учебного года- 01.09.2018г.

Начало занятий для группы 1 года обучения- 10.09.2018г.

Конец учебного года -06.06.2019 г.

Летние каникулы- с 07.06.2019г. по 31.08.2019г.

Продолжительность реализации

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы «ЛЕГО-конструирование» – 36 учебных недель.

Учебные периоды:

I полугодие

Зимние праздники

II полугодие

В с е г о

у ч е б н ы х

недель

10.09.2018г.-

30.12.2018г.

3 1 . 1 2 . 2 0 1 8

г.

-

08.01.2019 г

.

0 9 . 0 1 . 2 0 1 9

г.

-

06.06.2019 г.

36

Нерабочими праздничными днями в течение учебного года являются:

5 ноября 2018 г. - День народного единства

31 декабря - 8 января 2019 г. - Новогодние праздники

8 марта 2019 г. - Международный женский день

1 - 3 мая 2019 г. - праздник весны и труда

9 - 10 мая 2019 г. - День Победы

3. Регламент образовательного процесса:

Для учебной группы 1 года обучения предусмотрено 4 часа в неделю, в год

-144 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 учебных часа с переменой в 10

минут. Продолжительность 1 учебного часа – 45 минут. Занятия проводятся по

расписанию, утверждённому директором МКУДО «ЦДТ».

4. Режим работы:

Освоение

общеразвивающей

программы

проходит

в

основной

период

обучения, включая школьные каникулы. Занятия проходят со всем составом детей.

5. Родительские собрания:

Проводятся 2 раза в год – сентябрь, май.

6. Адрес места осуществления образовательной деятельности:

МКУДО «ЦДТ» - МКР-2, д.36-А

7.Сроки

и

формы

проведения

мониторинга

достижений

детьми

планируемых результатов:

19

Промежуточная аттестация – декабрь, май

Формы аттестации – наблюдение в процессе работы на занятиях, выставка

работ

«В

мире

фантазии

ЛЕГО»,

зачётные

работы,

участие

в

творческих

конкурсах.

Условия реализации программы.

20

Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимо:

- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нор-

мативами СанПиН;

- магнитная доска;

- уголок «ЛЕГО для выставки детских работ»;

- принтер;

- компьютер;

- фотоаппарат;

- конструктор ЛЕГО;

- наборы конструкторов ЛЕГО 3 в 1:

Раздел «Транспорт.Техника»:

- Наземный транспорт

- Квадроцикл;

- Внедорожник;

- Изумрудный экспресс;

- Красный гоночный карт;

- Синий гоночный автомобиль;

- Гоночная машина «Сансет»;

- Крузер;

- Гонки в пустыне;

- Кабриолет;

- Перевозчик вертолёта;

Воздушный транспорт

- Реактивный самолёт;

- Путешествие по воздуху;

- Летающий робот;

- Путешествие на конвертоплане;

Водный транспорт

- Гидроплан.

Специальный транспорт

- Строительная техника;

- Экскаватор.

Раздел «Мастерская природы»:

- Озорные животные;

- Пушистые зверушки;

- Животные в парке;

- Необычные животные.

Раздел «Город. Строительство».

- Строим дома.

- «Обычные и прозрачные кубики».

- «Собирай и придумывай».

- Наборы для конструирования

- пластины для конструирования

32х32-15 шт.

48х48-1шт.

20х20-3 шт.

16х16-2 шт.

21

16 х32-3шт.

Информационное обеспечение программы

- фото-архив работ КО «ЛЕГО-конструирование»;

- фото-архив моделей;

- презентации:

«ЛЕГО-конструирование»;

«ЛЕГО-мастера»;

«Наш друг-конструктор ЛЕГО»;

- Общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЕГО-конструирование»;

- «ЛЕГО-космос»

- «Водный транспорт»

- Коллаж «ЛЕГО-мастерята»;

- Фильм «Мир ЛЕГО»

- Фильм «История ЛЕГО»

Методическое обеспечение программы

- Учебные издания:

Л.Г. Комарова «Строим из ЛЕГО»; А.В. Соболева «Загадки-смекалки» А.Бедфорд

«ЛЕГО. Секретная инструкция»;

- стихи о ЛЕГО;

- подборка игр для формирования пространственного мышления и воображения с

использование деталей ЛЕГО;

- подборка игр на сплочение коллектива;

- подборка сведений о ЛЕГО «Это интересно»;

- подборка заданий «ЛЕГО-разминка»;

- конспекты открытых занятий:

«Страна весёлых роботов»;

«Корабли у причала»;

«Зоопарк»;

«Космос».

- наглядный материал по разделам и темам программы;

- подборка картинок для конструирования из интернета;

- технологические карты по темам: « Транспорт», «Дома», «Животные»;

- книжки – инструкции к моделям конструктора 3в1;

- схемы для конструирования;

- карточки для конструирования на плоскости по темам «Животные», «Транспорт»,

«Новый год», «Сказочные герои»;

- ребусы и кроссворды по теме «Транспорт», «Космос», «Животные», «Сказочное

средство передвижения»;

- дидактическая игра «Мои любимые сказки»;

- инструментарий оценивания результатов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы.

Формами контроля деятельности по данной программе являются

22

- зачётные работы в течение года;

- участие детей в проектной деятельности;

- участие в выставках работ «В мире фантазии ЛЕГО»;

- творческие конкурсы;

- создание электронного портфолио выполненных работ.

Текущая

диагностика

результатов

обучения

осуществляется

систематиче-

ским наблюдением педагога за практической, творческой и поисковой работой де-

тей.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида

результатов:

текущие (1 и 2 год обучения, в течение всего учебного года, цель –

выявление ошибок и успехов в работах обучающихся, в течение всего учеб-

ного года);

промежуточные

(1

год

обучения

-

проверяется

уровень

освоения

детьми программы за полугодие и за год (декабрь, май), 2 год обучения-

проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие (декабрь);

итоговые (2 год обучения - определяется уровень знаний, умений, на-

выков по освоению материала всей программы (май).

Оценочные материалы.

Зачётные работы.

I год обучения, 1-ое полугодие (ноябрь)

Проверка теоретических знаний

1 задание. «Назови детали конструктора».

Педагог показывает детали конструктора, дети должны правильно записать

их названия.

- кирпичик;

- брусочек;

- пластина;

- черепица;

- горка;

- горка наоборот;

- диск;

- шина;

- опорная ось.

(9-8 правильных ответов-высокий уровень; 7-5 правильных ответов - средний

уровень; менее 5 правильных ответов - низкий уровень).

Проверка практических умений

2 задание. «Составь цепочку из деталей конструктора».

Каждый обучающийся получает карточку с заданием, по которой он должен

найти детали и положить их в названном порядке. (Брусочек, арка, окно, пластина,

кирпичик, диск, черепица, опорная ось, горка, шина, колесо, дверь, горка наоборот,

плитка). (14-13 правильных ответов - высокий уровень; 12-8 правильных ответов -

средний уровень; менее 8 правильных ответов - низкий уровень).

23

3 задание. «Найти детали конструктора».

Каждый обучающийся получает карточку с заданием. (1 белый брусочек

1х6, 2 красных кирпичика 2х4, 3 жёлтых блоков 2х3, 1 красная балка 1х3, 1

белая пластина 1х4, 1 серая пластина 2х6, 1 горка маленькая синяя, 1 черепица

большая красная на 3, 1 горка наоборот маленькая белая, 1 плитка 1х4 серая). 10-9

правильных ответов - высокий уровень; 8 - 6 правильных ответов - средний

уровень; менее 6 правильных ответов - низкий уровень).

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

9-8 баллов – высокий уровень;

7-5 баллов – средний уровень;

4 и менее баллов – низкий уровень.

I год обучения, 1-ое полугодие (декабрь)

Проверка теоретических знаний

1 задание. «Техника безопасности при работе с конструктором».

(Если ребёнок назвал все правила техники безопасности - высокий уровень;

больше половины - средний уровень; меньше половины - низкий уровень)

2 задание. «Определи способы соединения деталей».

Педагог показывает детали конструктора, соединённые разными способами,

дети должны записать эти способы соединений.

-стопкой;

-внахлёст;

-ступенчато.

(Если

ребёнок

определил

все способы

соединений - высокий уровень;

допустил 1-2 ошибки в определении соединения - средний уровень; 3 и более

ошибки - низкий уровень).

3 задание. «Замени кирпичик 2х4».

(Если

ребёнок

назвал

и

изобразил 4 и более способа замены - высокий

уровень;

3 способа замены - средний уровень;

2 и менее способа - низкий

уровень).

Проверка практических умений

4 задание. «Покажи и назови способы соединения двух кирпичиков».

(Если ребёнок показал и назвал 3 способа соединения - высокий уровень; 2

способа соединения - средний уровень; 1 способ соединения - низкий уровень).

5 задание. « Перенести схему на пластину».

Педагог

раздаёт

детям

карточку-схему

1/

2

мозаичной постройки бабочки.

Дети должны перенести схему на пластину, то есть из собранных деталей сделать

часть работы. (Дети, выполнившие всё правильно или допустившие 1 ошибку -

высокий уровень;

2-3 ошибки - средний уровень; более 3 ошибок - низкий

уровень).

24

6

задание.

«Достроить

вторую

половину

бабочки

в

зеркальном

отражении».

Дети

самостоятельно

находят

необходимые

детали

конструктора,

чтобы

достроить

вторую

половину

бабочки,

не

нарушив

последовательности,

в

зеркальном отражении. (Дети, выполнившие всё правильно или допустившие 1

ошибку - высокий уровень;

2-3 ошибки - средний уровень; более 3 ошибок -

низкий уровень).

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

18-17 баллов – высокий уровень;

16-12 баллов – средний уровень;

11 и менее баллов – низкий уровень.

I год обучения, 2-ое полугодие (март)

Проверка теоретических знаний

1 задание. « Выбери необходимые детали».

(Педагог даёт ребёнку картинку, тот должен выбрать все необходимые детали

для

конструирования

модели)

(Дети,

выполнившие

всё

правильно

или

допустившие 1 ошибку - высокий уровень; 2-3 ошибки - средний уровень; более 3

ошибок - низкий уровень).

Проверка практических умений

2 задание. «Конструирование по заданию».

К а ж д ы й

о б у ч а ю щ и й с я

п о л у ч а е т

к а р т о ч к у - с х е м у .

Задание «Оживи меня»: Точно воспроизвести по схеме и достроить постройку так,

чтобы:

это

летало,

ползало,

прыгало,

плавало,

бегало

и

т.д.

Защита

работы.

Высокий уровень – точное воспроизведение по схеме, творческое достраивание

п о с т р о й к и

п о

з а д а н и ю

и

и н т е р е с н а я

з а щ и т а

р а б о т ы .

Средний уровень

- воспроизведение по схеме с 1-2 ошибками,

достраивание

постройки по заданию и

защита работы. Низкий уровень-воспроизведение по

схеме с 3 и более ошибками,

достраивание постройки по заданию и

защита

работы с помощью педагога.

3 задание. «Конструирование по инструкции».

(Дети, выполнившие всё правильно или допустившие 1 ошибку - высокий

уровень; 2-3 ошибки - средний уровень; более 3 ошибок - низкий уровень).

Критерии

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

25

9-8 баллов – высокий уровень;

7-5 баллов – средний уровень;

4 и менее баллов – низкий уровень.

I год обучения, 2-ое полугодие (май)

Проверка ЗУН за год.

Формы проверки: наблюдение педагога за практической, творческой и поис-

ковой работой обучающегося в процессе ЛЕГО-конструирования на занятиях.

Проверка теоретических знаний

1 задание. «Узнай детали».

Педагог

задаёт

вопросы,

дети

должны

определить,

что

это

за

деталь

и

правильно записать её название.

1. Деталь 2х4. Что это?

2. Деталь 1х6. Что это?

3. Колесо без шины. Что это?

4. Чем можно заменить лобовое стекло?

5. Плоская деталь 2х3. Что это?

6. Как называется большая горка?

7. Что используется для измерения длины и ширины детали?

8. 1часть- 2х4, 2 часть-2х2. Назови целую деталь.

9. Колесо без диска. Что это?

10. Плоская деталь без шипов. Что это?

(10-9 правильных ответов - высокий уровень; 8-5 правильных ответов -

средний уровень; менее 5 правильных ответов - низкий уровень).

2 задание «Найди детали конструктора».

Дети по заданию педагога должны найти и назвать детали.

- основные детали конструктора;

- детали для строительства зданий;

- детали для строительства транспорта;

Высокий уровень - задание выполняется правильно и самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок допускает1-2 ошибки, задание выполняется с

помощью педагога.

Низкий уровень – ребёнок не может выполнить задание и допускает много

ошибок.

Проверка практических умений

3 задание. «Конструирование по образцу».

(Дети, выполнившие точно по образцу или допустившие 1 ошибку - высокий

уровень; 2-3 ошибки - средний уровень; более 3 ошибок - низкий уровень).

4 задание.

Проверка творческих навыков.

- Участие в выставках работ «В мире фантазии ЛЕГО»;

- Участие в творческих конкурсах;

Высокий уровень – дети, которые самостоятельно и активно участвуют в

выставках и конкурсах.

26

Средний уровень – дети, которые участвуют под руководством педагога или

родителей.

Низкий уровень – дети, которые не принимают участия.

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

12-11 баллов – высокий уровень;

10-7 баллов – средний уровень;

6 и менее баллов – низкий уровень.

II год обучения, 1-ое полугодие (ноябрь)

Проверка теоретических знаний

1 задание. «Назови детали конструктора».

Педагог показывает детали конструктора, дети должны правильно записать

их названия.

-кирпичик или блок;

-брусочек или балка;

-пластина;

-черепица;

-горка;

-горка наоборот;

-диск;

-шина;

-опорная ось;

-плитка;

-арка;

-балки с отверстиями;

-ось;

-штифт;

-втулка;

-фиксаторы;

-поворотная площадка;

-панель.

(18-17 правильных ответов - высокий уровень; 16-9 правильных ответов -

средний уровень; менее 9 правильных ответов - низкий уровень).

Проверка практических умений

2 задание. «Составь цепочку из деталей конструктора».

Каждый обучающийся получает карточку с заданием, по которой он должен

найти детали и положить их в названном порядке. (Брусочек, ось, горка, арка,

фиксатор, пластина, плитка, втулка, кирпичик, диск, черепица, опорная ось, шина,

колесо, горка наоборот, панель, балка с отверстием, декоративная деталь).

(18-17

27

правильных

ответов

-

высокий

уровень;

16-10

правильных

ответов

-

средний

уровень; менее 10 правильных ответов - низкий уровень).

3 задание. «Конструирование по заданной теме»

Педагог предлагает сконструировать модель по определённой теме.

Высокий уровень - интересная работа по теме и её защита;

Средний уровень-тема раскрыта не полностью, слабая защита;

Низкий уровень-тема не раскрыта.

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

9-8 баллов – высокий уровень;

7-5 баллов – средний уровень;

4 и менее баллов – низкий уровень.

II год обучения, 1-ое полугодие (декабрь)

Проверка теоретических знаний

1 задание. «Техника безопасности при работе с конструктором».

(Если ребёнок назвал все правила - высокий уровень; больше половины -

средний уровень; меньше половины - низкий уровень)

2 задание. «Найти детали конструктора».

Каждый

обучающийся

получает

карточку

с

з а д а н и е м .

(Красная балка 1х3, белая пластина 1х4, белый брусочек 1х6, красный кирпичик

2х4, жёлтый блок 2х3, серая пластина 2х6, горка маленькая синяя, красная

большая черепица на 3, белая горка наоборот маленькая; серая панель 1х4, арка,

втулка, фиксатор, штифт). (14-13 правильных ответов - высокий уровень; 12 - 8

правильных ответов - средний уровень; менее 8 правильных ответов - низкий

уровень).

3 задание. «Замени кирпичик 2х6».

(Если ребёнок назвал и изобразил 5 и более способов замены - высокий

уровень;

4-3 способа замены - средний уровень; менее 3

способов - низкий

уровень).

Проверка практических умений

4 задание «Конструирование по рисунку».

Высокий

уровень –

ребёнок

самостоятельно

проводит

анализ

модели,

правильно

выбирает

необходимые

детали, планирует

последовательность

её

изготовления и осуществляет контроль за результатом работы;

Средний уровень- с помощью педагога ребёнок проводит анализ модели,

выбирает

необходимые

детали

для

конструирования

и

планирует

последовательность её изготовления;

Низкий уровень – ребёнок не может выполнить задание даже с помощью

педагога.

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

28

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

12-11 баллов – высокий уровень;

10-7 баллов – средний уровень;

6 и менее баллов – низкий уровень.

II год обучения, 2-ое полугодие (март)

Проверка теоретических знаний

1 задание. « Выбери необходимые детали».

(Педагог

даёт

ребёнку

технологическую

карту,

тот

должен

выбрать

все

необходимые детали для конструирования)

(Дети, выполнившие всё правильно

или допустившие 1 ошибку - высокий уровень; 2-3 ошибки - средний уровень;

более 3 ошибок - низкий уровень).

2 задание. «Сравни детали конструктора».

(Дети сравнивают детали по цвету, размеру, форме, назначению, материалу)

Высокий уровень - задание выполняется самостоятельно.

Средний уровень – задание выполняется с помощью педагога.

Низкий уровень – ребёнок не может выполнить задание.

Проверка практических умений

3 задание «Конструирование по технологической карте».

Высокий

уровень –

ребёнок

самостоятельно

проводит

анализ

модели,

правильно

выбирает

необходимые

детали, планирует

последовательность

её

изготовления и осуществляет контроль за результатом работы;

Средний уровень - ребёнок с помощью педагога проводит анализ модели,

выбирает

необходимые

детали

для

конструирования

и

планирует

последовательность её изготовления;

Низкий уровень –ребёнок

не может выполнить задание даже с помощью

педагога.

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

9-8 баллов – высокий уровень;

7-5 баллов – средний уровень;

4 и менее баллов – низкий уровень.

II год обучения, 2-ое полугодие (май)

Итоговая аттестация

Проверка ЗУН за год.

29

Формы проверки: наблюдение педагога за практической, творческой и поис-

ковой работой обучающегося в процессе ЛЕГО-конструирования на занятиях.

Проверка теоретических знаний

1 задание. «Определи и назови вид соединения»

(Ребёнок должен выбрать и назвать подвижное и устойчивое соединение)

Высокий уровень - задание выполняется правильно и самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок допускает 1-2 ошибки, задание выполняется с

помощью педагога.

Низкий уровень – ребёнок не может выполнить задание и допускает много

ошибок.

2 задание. «Узнай детали»

Педагог задаёт вопросы или показывает деталь, дети должны определить,

что это за деталь и правильно записать её название.

1. Деталь 2х6. Что это?

2. Деталь 1х4. Что это?

3. Колесо без шины. Что это?

4. Чем можно заменить лобовое стекло?

5. Плоская деталь 2х3 с шипчиками. Что это?

6. Как называется большая горка?

7. Что используется для измерения длины и ширины детали?

8. 1часть - 1х2, 2 часть - 2х2. Назови целую деталь.

9. Какой детали не бывает? 2х2, 2х4, 1х5, 2х6.

10. Плоская деталь без шипов. Что это?

11. Сколько надо взять пластин, чтобы получился кирпичик?

12. Втулка

13. Колесо без диска. Что это?

14. Балка с отверстиями.

15. Фиксатор.

16. Что лишнее? 2х4, 2х6, 1х4, 2х3.

(16-15 правильных ответов - высокий уровень; 14-9 правильных ответов -

средний уровень; менее 9 правильных ответов - низкий уровень).

Проверка практических умений

3 задание. «Конструирование по инструкции».

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно читает инструкцию, правильно

выбирает необходимые детали, осуществляет контроль

за результатом работы и

анализирует модель;

Средний

уровень

-

ребёнок

с

помощью

педагога

читает

инструкцию,

допускает 1-2 ошибки при выборе необходимых деталей, осуществляет контроль

за результатом работы и анализирует модель;

Низкий уровень – ребёнок не может выполнить задание даже с помощью

педагога.

4 задание.

Проверка творческих навыков.

- Участие в выставках работ «В мире фантазии ЛЕГО»;

30

- Участие в творческих конкурсах;

Высокий уровень – дети, которые самостоятельно и активно участвуют в

выставках и конкурсах.

Средний уровень – дети, которые участвуют под руководством педагога или

родителей.

Низкий

уровень

дети,

которые

не

принимают

участия

в

выставках

и

конкурсах.

Критерии:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень знаний:

12-11 баллов – высокий уровень;

10-7 баллов – средний уровень;

6 и менее баллов – низкий уровень.

Список литературы

31

1.

Аллан Бедфорд, Большая книга ЛЕГО./ пер. с англ. Игоря Лейко.- М:

Манн, Иванов и Фербер, 2014.

2.

Аллан Бедфорд, Инструкция ЛЕГО. М: Эком, 2013.

3.

Волина, В. Загадки от А до Я. Книга для учителей и родителей. — М.;

«ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.

4.

Злаказов, А.С., Уроки ЛЕГО-конструирование в школе: Методическое

пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

5.

Комарова,

Л.

Г.

Строим

из

LEGO:

Моделирование

логических

отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO. — М.;

«ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

6.

Литвиненко,

В.М.,

Аксёнов,

М.В.

ЛЕГО-Мастер.

ООО

«Кристал

издательство «Терция»; Санкт-Петербург,1999.

7.

Лусс,

Т.В.,

Формирование

навыков

конструктивно-игровой

деятельности

у детей с помощью ЛЕГО. Гуманитарный издательский центр

«Владос», 2003.

8.

Обухова,

С.Н.,

Рябова,

Г.А.

Развитие

конструктивно-модельной

деятельности детей.-Челябинск: Цицеро, 2014.

9.

Парамонова, Л.А., Детское конструирование и формы его организации

// Цветной мир. 2010.

10.

Филиппов, С.А., Робототехника для детей и родителей. - СПб: Наука,

2010.

32



В раздел образования