Автор: Степанова Раиса Степановна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: ЧОУ ПЖГ ЧОУ ПЖГ во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Первичная диагностика речевых процессов детей поступающих в 1 класс гимназии
Раздел: начальное образование
Первичная диагностика речевых процессов детей поступающих в 1
класс гимназии
Степанова Раиса Степановна,
учитель-логопед ЧОУ ПЖГ
во имя Рождества Пресвятой
Богородицы
Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов
развития ребенка в первые семь лет его жизни. Школа – один из самых
важных этапов в жизни каждого человека. Школьное обучение предъявляет к
ребёнку целый ряд новых для него требований. В основе обучения лежит
познавательный процесс
.
Известно, что вершина познавательных процессов
— мышление и речь. Поэтому наряду с физиологической и психологической
очень
важна речевая
готовность,
так
как
она
является
важнейшим
показателем
интеллектуальной
готовности
к
школе.
При
помощи
речи
ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет
развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и
письмом, т.к., письменная речь всегда формируется на основе устной. Кроме
того, речь
– основа
процесса
общения,
поэтому правильная,
хорошо
развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности
ребёнка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими,
может
понятно
выразить
свои
мысли,
желания,
задать
вопросы.
И
наоборот,
неразвитая
речь
ребенка
затрудняет
его
взаимоотношения
с
людьми
и
нередко
накладывает
отпечаток
на
его
характер.
С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о
речевой готовности дошкольника к учебной деятельности, важность этого
вопроса
признавали
Я.А.
Коменский,
И.Г.
Песталоцци,
Ф.
Фребель,
М.
Монтессори, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,
Т.А.
Ладыженская,
А.А.
Люблинская.
Исследователи
отмечают,
что
речь
является основным показателем уровня сформированности познавательных
процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению,
прежде
всего,
проявляется
в
их
умении
пользоваться
для
произвольного
управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным
является
развитие
речи
как
средство
общения
и
предпосылки
усвоения
письма.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения
речью:
• к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также
предметом
сознательного
изучения,
поскольку
при
подготовке
к
школе
начинается обучение чтению и письму;
•
развивается
звуковая
сторона
речи;
младшие
дошкольники
начинают
осознавать
особенности
своего
произношения,
завершается
процесс
фонематического развития;
•
развивается
грамматический
строй
речи;
детьми
усваиваются
закономерности
морфологического
порядка
и
синтаксического;
усвоение
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря.
Анализ литературы, посвященный готовности ребенка с речевой
патологией к обучению в школе позволил выявить следующие трудности,
возникающие у данных детей:
1.Несформированность
звуковой
стороны
речи.
Ребенок
не
владеет
правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетически групп.
2.
Не
полная
сформированность
фонематических
процессов,
т.е.
они
не
слышат, не различают, не дифференцируют звуки родного языка.
3. Не готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава
речи.
4.
Неумение
пользоваться
разными
способами
словообразования,
не
правильно употребляют слова с уменьшительно-ласкательным значением, не
умеют образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от
существительных.
5.
Не
сформированность
грамматического
строя
речи:
не
умение
пользоваться
развернутой
фразовой
речью,
не
умение
работать
с
предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в
предложениях,
распространять
предложения
второстепенными
и
однородными членами; Не владеют пересказом рассказа, сохраняя смысл и
содержание. Не умеют самостоятельно составлять рассказ-описание.
В связи с введением ФГОС в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ,
возникает
необходимость
более
ранней
диагностики
уровня
речевого
развития детей, поступающих в первый класс.
В гимназию поступают
девочки, проживающие во всех районах города и
пригороде.
Поэтому
получить
предварительную
информацию
о
состоянии
речи
детей
и
установить
сотрудничество
с
ДОУ
не
представляется
возможным.
По
результатам анализа информации за несколько лет логопедическую помощь в
ДОУ
получило
не
более
10%
детей,
поступающих
в
гимназию,
а
нуждающихся в работе по коррекции речи ежегодно растет. В 2018 году он
достиг 70%.
Для рациональной организации коррекционной работы и создания
условий максимально предупредить сложности процесса обучения детей с
речевыми
расстройствами
различного
характер
нами
проводится
предварительная
экспресс-диагностика
уровня
сформированности
речи
девоч ек,
по ступающих
в
право славную
гимназию.
П р о ц е с с
ознакомительного собеседования в гимназии организуется с 1февраля. Для
оптимизации
этого
процесса
составляется
график,
где
на
каждое
собеседование выделяется 30 минут.
Материалы для беседы подбираются согласно возрастным особенностям
дошкольников.
Родителям,
присутствующим
при
собеседовании,
предлагаются
для
ознакомления
игры
и
пособия
по
развитию
речи,
подготовки
к
обучению
грамоте.
Содержание
и
порядок
собеседования
проводится по определенному алгоритму, а его результаты отражаются в
протоколе. Нами составлена следующая форма протокола:
1. ФИО ребенка
2. Дата рождения
3. Адрес
4. ДОУ логопедическая группа
5. Сведения о родителях (ИО мамы, папы, состав семьи)
6. Ориентировка в пространстве (комнаты, листа)
7. Ведущая рука нога глаз ухо
8. Ориентировка во времени : времена года месяцы
дни недели
9. Чувство ритма
10. Речевое внимание («Небылицы»)
11. Фонематическое восприятие:
- наличие звука в ряду звуков, слогов, слов
-место звука в слове: конец начало середина
-количество звуков в слове (мак утка паук муха палка
музыка)
- звуковой синтез: к о т , р у к а
12. Словарный запас по темам (с обобщающими понятиями, с исключением
лишнего) «Одежда» «Обувь» «Животные» «Профессии»
13. Грамматический строй
- словообразование имен прилагательных от имен существительных (сок
из…, пюре из…)
- словоизменение существительных ед. числа во мн. число (стол-столы,
стул-…, глаз-…, окно-…)
14. Связная речь (по выбору: пересказ ранее знакомого текста, незнакомого
«Галка», составление рассказа по картинке «Кот Васька»)
15. Состояние звукопроизношения
16. Предварительное заключение
17. Рекомендации
Порядок тем и вопросов может меняться в зависимости от
индивидуальных
особенностей
ребенка:
уровень
развития,
контактность,
умения удерживать внимание, утомляемость, область интересов и т.д. Для
установления доверительного контакта, при знакомстве сообщаю как меня
зовут, спрашиваю имя ребенка, имя того с кем пришел, состав семьи, где
живут, ходит ли в детский сад, с кем дружит, что еще кроме детского сада
посещает. Ответы ребенка позволяют говорить о представлениях ребенка и
умении подавать знакомую информацию. Затем предлагается лист бумаги и
карандаш для рисунка (круг в центре, справа
треугольник,
или другие
варианты).
В процессе взаимодействия с ребенком, отмечаю, как ребенок
держит карандаш, как ведет линию, какая рука ведущая, как ориентируется
на листе. Предлагаю дорисовать по своему желанию рисунок, представить,
что можно сделать из листа бумаги. Предлагаю сделать « подзорную трубу»
и посмотреть одним глазом, что в комнате справа, слева и т.д. Аналогично в
игровой
форме
можно
определить
ведущее
ухо
и
ногу,
что
послужит
одновременно и динамической паузой.
Для определения чувства ритма предлагаю простучать, прохлопать
определенный
ритмический
рисунок
от
простого
до
более
сложного.
Представления ребенка о временах года начинаю выяснять с определения
того, что видим за окном, в какое время года день рождения у ребенка, какое
время года любимое. Если ребенок сам не может назвать месяцы времен года,
можно предложить послушать и определить, какой месяц (январь зимний или
летний…). Дни недели лучше не перечислять по порядку, что чаще всего
говорит об автоматическом запоминании, а спросить по каким дням ребенок
ходит на танцы, на рисование и т.д. Во время беседы надо давать только
положительные отклики ответам и действиям ребенка, что поддержит его
интерес и работоспособность.
Очень важное место в беседе занимает вопрос речевого внимания к
информации, умения удержать ее, проанализировать.
К этому моменту
ребенок уже освоился, привык к восприятию голоса логопеда. Предлагается
послушать 6 строк из стихотворения «Небылицы» (из пособия Богомоловой
АИ)
и
определить,
что
здесь
не
так.
Количество
замеченных
«ошибок»
ребенком может говорить об уровне слухового внимания, речевой памяти,
отчасти и словарного запаса.
Состояние фонематического восприятия лучше определять на взрывном
согласном звуке «К». Ребенку предлагаются задания на определение звука:
- наличие в ряду других звуков;
- в слогах (обратные, прямые, со стечением согласных);
- в словах (в разных позициях);
- в словах произносимых ребенком;
- место звука в слове (начало
середина
конец), порядковое место (мука,
буквы);
- звуковой анализ слов (кот, утка, паук, рука, буквы)
- звуковой синтез слов (ш у м, з а м о к)
Первичные представления о словарном запасе ребенка определяются в
ходе беседы. Для уточнения можно использовать игровые формы «Исключи
лишнее»,
«Назови
одним
словом»
по
темам
«Одежда»,
«Обувь»,
«Животные», «Профессии».
В процессе беседы также выявляются ошибки и трудности
грамматического
структурирования.
Примеры
соответствия
или
несоответствия формирования грамматической стороны речи фиксируются в
протоколе. Для уточнения можно использовать приемы словообразования
имен
прилагательных
от
имен
существительных
(сок
из
винограда
–
виноградный, из моркови – морковный), владением навыка словоизменения
на изменении ед.ч. существительных во мн.ч. (глаз – глаза, окно – окна).
Уровень развития связной речи исследуется в любой из форм рассказа:
- пересказ знакомого текста (сказки);
- пересказ небольшого по объему незнакомого текста («Галка» по рассказу Л.
Н. Толстого);
- по картинке или серии картинок (например, «Кот Васька»).
В ходе проведения беседы выявляется состояние звукопроизношения,
возможность воспроизведения слов сложных по структуре, грамматического
структурирования предложений.
В 2017-2018 годах было проведено изучение состояния речи 60 девочек,
по ступающих
в
гимназию.
Нами
были
получены
следующие
предварительные данные о состоянии речи. Общие сведения о себе, о своих
родителях,
месте
проживания
смогли
представить
64%.
Задания
на
ориентировку в пространстве (комнаты, листа бумаги) смогли выполнить
36%
девочек,
прошедших
диагностику.
Ведущая
рука,
нога,
ухо,
глаз
определяются
у
55%
обследованных
детей.
Ориентируются
во
времени
(времена года, месяцы, дни недели) – 37%. Чувство ритма сформировано у
63%. Возможности речевого внимания («Небылицы») продемонстрировали
37% детей, принявших участие в диагностике. Проблемы фонематического
восприятия наблюдались у 50% детей. Недостатки словарного запаса были
выявлены у 59% девочек, а грамматического строя у 37%, принявших участие
в диагностике. Удовлетворительное состояние связной речи отмечается у
55%, а звукопроизношения у 31%, прошедших диагностику девочек.
Таким образом, проведение экспресс-диагностики позволяет сделать
предварительное заключение о состоянии речи будущих первоклассниц. На
основании предварительного заключения даются рекомендации родителям, а
также предлагается
пройти ПМПК для того, чтобы зачислить ребенка на
логопункт.
Предварительная
диагностика
позволяет
заранее
спланировать
коррекционную работу с ребенком.
С.В.Коноваленко, автор пособия «До школы 3 месяца!?» считает, что
ребенку в возрасте 5-7 лет необходимо знать и уметь следующее:
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого
времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки,
детенышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных
птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -
левая сторона, верх - низ и т.д.).
14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или
прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
15. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.
16. Различать гласные и согласные звуки.
17. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству
гласных звуков.
18. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в
пределах 10.
19. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).
Список литературы
1. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие.
СПб, 1999. - 112 с.
2. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению
нарушений чтения и письма у младших школьников. М., 2015. – 320 с.
3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный
старт. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт».
Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в
начальной школе. Самара, 2011. – 64 с.