Напоминание

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ


Автор: Посохова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска
Населённый пункт: г.Багратионовск,Калининградской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств г.Багратионовска»

Доклад

Особенности работы над художественным образом

в музыкальном произведении

в младшем хоре ДШИ

подготовила преподаватель хора и вокала

МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска

Посохова Юлия Анатольевна

г.Багратионовск

2019

Певческий голос –

Это замок, строящийся в воздухе.

Воображение – архитектор этого замка.

Нервы осуществляют задуманное.

Мускулы – рабочие.

Душа его населяет.

Джованни Баттиста Ламперти «Вокальная мудрость»

Любое

музыкальное

и,

в

частности,

хоровое

произведение,

если

вдуматься,

это

совокупность

различных

средств

художе ственной

выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив из

внимания

какое-либо

одно

из

этих

средств,

можно

частично

изменить

содержание произведения, лишить его большой части

привлекательности и

даже смысла.

При работе

с детьми педагогу необходимо знать различные методы и

приемы музыкального обучения, в совершенстве владеть ими, уметь применять

в соответствующих ситуациях.

В

музыкальной

педагогике

существуют

свои,

специфические

методы,

направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать

музыкальное

произведение

через

актуализацию

собственного

жизненного

опыта;

2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод

сравнения

и

сопоставления,

а

также

прием

контрастного

сопоставления

сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность детей, их

ассоциативно-образное

мышление,

в

музыкальной

педагогике

используется

метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам,

сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния,

находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который

основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.

Многие педагоги используют в своей практике именно этот метод обучения

хоровому пению.

По мнению Далецкого О.В., общий для всех - «…это эмоционально-

образный

метод.

На

уровне

подсознания

он

дает

целостную

установку

на

саморегуляцию голоса… Чтобы успешно выполнять вокально-хоровые задачи,

надо глубже включаться в творческий процесс, то есть с помощью музыкально-

образных

стимулов

осуществлять

саморегуляцию

голоса.

Эмоционально-

образный метод, иначе: метод переживания – исходный, наиболее общий для

всех». [1,с.38]

Методы эмоционально-образного представления певческого процесса и

его терминологического описания (типа «как будто») широко распространены в

вокально-педагогической

практике.

Они

играют

огромную

роль

в

процессе

формирования голоса, воздействия на вокальную технику, а также как средство

музыкально-художественной выразительности, так как опираются на различные

эмоциональные состояния.

Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения

пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.

Состояние эмоциональной сферы ребенка, обучающегося пению – одна из

важнейших педагогических задач на пути овладения вокальной техникой, что

подтверждают

исследования

многих

педагогов-вокалистов

таких,

как

Менабени

А.Г.,

Емельянова

В.В.,

Кравченко

А.М.

и

др.

Исследования

В.Н.Холоповой

показали,

что

палитра

сценических

эмоций

значительно

смещена в сторону положительных эмоций и обеднена отрицательными. В

пении редко используются эмоции гнева и практически отсутствует страх, так

как

переживание

негативных

эмоций

вредит

вокальной

технике

и

голосу.

Эмоции радости – это средство активизации резонансных механизмов пения, а

также

дикции,

дыхания,

сохранение

высокой

позиции

при

пении.

Таким

образом,

«перед

педагогом

встает

задача

психологической

переориентации

ученика от пассивно-равнодушного к активно-оптимистическому состоянию его

души и тела: при радости, недаром говорится, и «душа поет». [4, с.221]

Вокальная

терминология

носит

ярко

выраженный

эмоционально-

образный

характер.

Это

обусловлено

эмоциональной

природой

пения.

«Эстетические

характеристики

голоса...не

ограничиваются

чисто

акустическими определениями, то есть слуховым восприятием (звонкий-глухой,

высокий-низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений,

например

зрительных

(яркий-тусклый,

светлый-темный),

кожно-тактильных

(мягкий-жесткий,

теплый-холодный),

или

мышечных

(легкий

тяжелый)

и

даже вкусовых (голос бывает сладкий, кислый, с горечью) и т.п.». [4, с.227]

Образно - эмоциональные способы описания певческого процесса по

праву занимают прочное место в вокальной терминологии. Морозов В.П. назвал

этот метод «методом «как будто»: «Как будто вы зеваете», «Как будто вдыхаете

аромат цветов», «Как будто вы поете для слушателя в дальнем ряду» и т.п.

В основе «волшебного» метода «как будто» лежит психофизиологический

закон идеомоторного акта. Человек, представляющий себе какое-либо действие

или состояние – вдыхание аромата цветка, расширение полости дыхательного

тракта

и

т.п.,

-

непроизвольно

воспроизводит

эти

действия

и

состояния:

мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и

ощущение певца...». [4, с.230]

Все

эти

сравнения

вызывают

у

поющего

разнообразные

вкусовые,

зрительные, слуховые, тактильные и, конечно же, эмоциональные реакции, при

условии, что ему это уже знакомо и у него достаточно развито воображение,

чтобы вызвать соответствующее этому предмету или явлению ощущение.

В детской вокально-хоровой педагогике эмоционально-образные методы

обучения

частности,

метод

«как

будто»),

просто

незаменимы.

Они

подбираются

соответственно

возрасту

детей.

Примеры

подобных

методов

можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и

многих других авторов. В процессе вокального воспитания детей самое главное

– чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает

добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он

всегда

найдет

нужные

эмоционально-образные

выражения,

сравнения,

метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Поэтому

в

своей

работе

мы

используем

приемы

и

упражнения

на

развитие

вокально-хоровых

навыков

детей

с

опорой

на

образный

и

эмоционально-образный методы музыкального воспитания.

С самого начала обучения у ребенка необходимо выработать правильное

вокальное дыхание – «опертое», активное, но не форсированное – для создания

оптимального подсвязочного давления. Этого можно достичь разными путями.

Используя

эмоционально-образный

метод,

результата

можно

добиться

достаточно быстро. Для работы над дыханием мы используем упражнения

«Паровозик» и «Торт со свечками».

«Паровозик» - упражнение на активизацию вдоха и выдоха, движений

диафрагмы.

Упражнение

заключается

в

следующем:

делается

два

коротких

вдоха через нос, одновременно выпячивается живот, после чего производится

два коротких выдоха через рот, живот втягивается. При этом имитируются звуки

движения

поезда,

можно

проделывать

движения

руками

и

ногами

-

это

приобретет характер игры и будет увлекательно для ребенка.

«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого

вдоха

через

нос,

задержку

дыхания

и

долгий

выдох

сквозь

сложенные

трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не

менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей».

Если

дыхание

все-таки

недостаточно

активно,

поем

на

одном

звуке

(лучше

в

удобной

тесситуре)

отрывисто

гласный

«а»

или

«о»,

при

этом

представляем,

что

звук

это

упругий

резиновый

мячик,

который

летит

в

противоположную стенку и отскакивает от нее.

Прием

«Большое

ухо»

направлен

на

активизацию

слуха

у

детей:

«представь, что у тебя большие – большие уши, они все слышат, а особенно – те

нотки, которые случайно попали в нашу мелодию. Они не любят такие нотки,

поэтому в следующий раз постарайся их не петь».

Ни для кого не секрет, что в вокально-хоровой литературе встречаются

скачки вверх или вниз на широкий интервал, которые детям бывает сложно

правильно

проинтонировать.

При

смене

регистров

в

интонировании

скачка

вверх, ребенок может либо не достать звук, либо достанет, но у него сменится

вокально-певческая позиция. При пении скачка вниз позиция также может

смениться – от этого страдает качество звука.

При использовании образного метода, вокальная позиция не меняется и

ребенок верно интонирует предложенную мелодию.

При пении скачка вверх мы говорим, что нужно удивиться, представить

себе, что верхний звук – это «дырочка», а голос – это «иголочка». Надо очень

точно

попасть

«иголочкой»

в

«дырочку».

Если

мелодия

продолжается

на

верхнем звуке, то за голосом-«иголочкой» потянется «ниточка». Можно также

сказать, что на конце «иголочки» блестит лучик света – тогда звук будет острый,

звонкий.

Если надо спеть скачок вниз, ребенок должен представить себе, что он

стоит на балконе, кидает вниз мяч. Когда мяч коснется земли – это и будет

нужный нам низкий звук, он может вернуться на «балкон», а может остаться

внизу. При этом ребенок должен сознавать, что мяч – это только голос, сам же

он остался вверху, на «балконе» - этот прием сохранит вокальную позицию.

На таком же принципе строится прием «Рыбак в лодке», где роль мячика

играет «крючок» или «рыбка».

Бывает, что при поступенном движении мелодии вверх ребенку не всегда

хватает уверенности, выдержки довести ее до конца. На помощь приходит

сравнение с раскрывающимся навстречу солнцу цветком. Если мелодия идет

вверх стремительно, на форте, это можно сравнить с взлетом самолета, ракеты.

Если

не

спеша,

на

пиано

сравниваем

с

тем,

как

поднимаются

в

небо

воздушные шарики или мыльные пузырьки.

При пении поступенного движения мелодии вниз по тонам и полутонам

надо быть очень внимательными, так как интонация непроизвольно «садится»,

особенно при пении a`cappella. Если же петь мелодию вниз, а рукой показать

движение вверх, как будто поддерживая звук, интонация будет верной. Еще

один прием - «идем назад». Известно, что, когда мы двигаемся «задом наперед»

мы идем осторожно, иногда даже нащупываем под ногами поверхность. Это

сравнение

можно

также

использовать

при

пении

нисходящей

мелодии.

В

данном

случае

активизируется

внутренний

слух,

он

как

бы

«предслышит»

(«нащупывает») последующие звуки.

Интонационно трудную мелодию дети могут пропеть на звук «р» (еще

лучше – на «ДБР», как у Емельянова), представляя, что они едут за рулем

автомобиля. К этому можно добавить движение по классу. Пение на звук «р»

освобождает от зажимов голосовой аппарат, выравнивает голосовые регистры,

активизирует

дыхание,

а

образное

сравнение

доставляет

детям

истинное

удовольствие.

Иногда на начальном этапе обучения пению дети очень плохо интонируют

даже простейшую мелодию. В этом случае можно «нарисовать» звуковысотное

движение мелодии рукой (или на листе бумаги), представить, что это – картина

с холмами и реками, горами и оврагами, и голос «вышел на прогулку» по этой

«местности».

При

повторении

ребенок

будет

это

вспоминать,

показывать,

ассоциации закрепятся в его голове, впоследствии он уже обойдется без показа.

Немаловажную

роль

в

процессе

работы

над

интонацией

играют

звукоизобразительные моменты. Если мелодию нужно спеть на стаккато, тихо,

легко, подойдет сравнение с пением кукушки, его имитация.

Упражнение «Пчела», выполняемое на звук «з» или «ж», активизирует

головной резонатор, что также влияет на качество интонации.

При работе над стилевыми и жанровыми особенностями произведения

можно

использовать

тактильные

ощущения

потрогать

руками

ткань

различной фактуры. Помогает, если дети-инструменталисты.

Когда мы пели Моцарта, это была органза, для передачи мягкости и

бархатистости тембра в песне романтичного характера – бархат или шелк, в

зависимости от нюансов. Когда были нужны стаккато и острота – использовала

кнопки.

Полезно использовать различные движения, соответствующие характеру

и образу хорового произведения – народную песню можно петь, прогуливаясь

по

классу,

произведение

танцевального

характера

с

элементами

танца

(например,

вальса),

просто

движения

руками

как

помощь

в

работе

над

штрихом (легато), интонацией, образом.

Звук меняется – как по волшебству.

Список литературы

1.

Далецкий, О.В. Самоучитель певца, вопросы – ответы [Текст] /

О.В.Далецкий. - М.: Издательский дом «Композитор»,2003г. - 56с.

2.

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев.

- М.:Музыка, 2000. - 368 с.

3.

Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре

[Текст] / Н.Н.Добровольская. –М.:Музыка, 1987. -79с.

4.

Морозов, В.П. Искусство резонансного пения [Текст] / В.П.Моро-

зов. –М.:2002. – 494с.

5.

Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.:

Владос, 1997.



В раздел образования