Автор: Посохова Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска
Населённый пункт: г.Багратионовск,Калининградской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств г.Багратионовска»
Доклад
Особенности работы над художественным образом
в музыкальном произведении
в младшем хоре ДШИ
подготовила преподаватель хора и вокала
МБУ ДО ДШИ г.Багратионовска
Посохова Юлия Анатольевна
г.Багратионовск
2019
Певческий голос –
Это замок, строящийся в воздухе.
Воображение – архитектор этого замка.
Нервы осуществляют задуманное.
Мускулы – рабочие.
Душа его населяет.
Джованни Баттиста Ламперти «Вокальная мудрость»
Любое
музыкальное
и,
в
частности,
хоровое
произведение,
если
вдуматься,
это
совокупность
различных
средств
художе ственной
выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив из
внимания
какое-либо
одно
из
этих
средств,
можно
частично
изменить
содержание произведения, лишить его большой части
привлекательности и
даже смысла.
При работе
с детьми педагогу необходимо знать различные методы и
приемы музыкального обучения, в совершенстве владеть ими, уметь применять
в соответствующих ситуациях.
В
музыкальной
педагогике
существуют
свои,
специфические
методы,
направленные на более глубокое понимание музыкального языка:
1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать
музыкальное
произведение
через
актуализацию
собственного
жизненного
опыта;
2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод
сравнения
и
сопоставления,
а
также
прием
контрастного
сопоставления
–
сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;
3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность детей, их
ассоциативно-образное
мышление,
в
музыкальной
педагогике
используется
метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам,
сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния,
находит в нем определенный эмоциональный отклик;
4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который
основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.
Многие педагоги используют в своей практике именно этот метод обучения
хоровому пению.
По мнению Далецкого О.В., общий для всех - «…это эмоционально-
образный
метод.
На
уровне
подсознания
он
дает
целостную
установку
на
саморегуляцию голоса… Чтобы успешно выполнять вокально-хоровые задачи,
надо глубже включаться в творческий процесс, то есть с помощью музыкально-
образных
стимулов
осуществлять
саморегуляцию
голоса.
Эмоционально-
образный метод, иначе: метод переживания – исходный, наиболее общий для
всех». [1,с.38]
Методы эмоционально-образного представления певческого процесса и
его терминологического описания (типа «как будто») широко распространены в
вокально-педагогической
практике.
Они
играют
огромную
роль
в
процессе
формирования голоса, воздействия на вокальную технику, а также как средство
музыкально-художественной выразительности, так как опираются на различные
эмоциональные состояния.
Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения
пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.
Состояние эмоциональной сферы ребенка, обучающегося пению – одна из
важнейших педагогических задач на пути овладения вокальной техникой, что
подтверждают
исследования
многих
педагогов-вокалистов
–
таких,
как
Менабени
А.Г.,
Емельянова
В.В.,
Кравченко
А.М.
и
др.
Исследования
В.Н.Холоповой
показали,
что
палитра
сценических
эмоций
значительно
смещена в сторону положительных эмоций и обеднена отрицательными. В
пении редко используются эмоции гнева и практически отсутствует страх, так
как
переживание
негативных
эмоций
вредит
вокальной
технике
и
голосу.
Эмоции радости – это средство активизации резонансных механизмов пения, а
также
дикции,
дыхания,
сохранение
высокой
позиции
при
пении.
Таким
образом,
«перед
педагогом
встает
задача
психологической
переориентации
ученика от пассивно-равнодушного к активно-оптимистическому состоянию его
души и тела: при радости, недаром говорится, и «душа поет». [4, с.221]
Вокальная
терминология
носит
ярко
выраженный
эмоционально-
образный
характер.
Это
обусловлено
эмоциональной
природой
пения.
«Эстетические
характеристики
голоса...не
ограничиваются
чисто
акустическими определениями, то есть слуховым восприятием (звонкий-глухой,
высокий-низкий), но заимствуются из области других сенсорных ощущений,
например
зрительных
(яркий-тусклый,
светлый-темный),
кожно-тактильных
(мягкий-жесткий,
теплый-холодный),
или
мышечных
(легкий
–
тяжелый)
и
даже вкусовых (голос бывает сладкий, кислый, с горечью) и т.п.». [4, с.227]
Образно - эмоциональные способы описания певческого процесса по
праву занимают прочное место в вокальной терминологии. Морозов В.П. назвал
этот метод «методом «как будто»: «Как будто вы зеваете», «Как будто вдыхаете
аромат цветов», «Как будто вы поете для слушателя в дальнем ряду» и т.п.
В основе «волшебного» метода «как будто» лежит психофизиологический
закон идеомоторного акта. Человек, представляющий себе какое-либо действие
или состояние – вдыхание аромата цветка, расширение полости дыхательного
тракта
и
т.п.,
-
непроизвольно
воспроизводит
эти
действия
и
состояния:
мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и
ощущение певца...». [4, с.230]
Все
эти
сравнения
вызывают
у
поющего
разнообразные
вкусовые,
зрительные, слуховые, тактильные и, конечно же, эмоциональные реакции, при
условии, что ему это уже знакомо и у него достаточно развито воображение,
чтобы вызвать соответствующее этому предмету или явлению ощущение.
В детской вокально-хоровой педагогике эмоционально-образные методы
обучения
(в
частности,
метод
«как
будто»),
просто
незаменимы.
Они
подбираются
соответственно
возрасту
детей.
Примеры
подобных
методов
можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и
многих других авторов. В процессе вокального воспитания детей самое главное
– чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает
добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он
всегда
найдет
нужные
эмоционально-образные
выражения,
сравнения,
метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».
Поэтому
в
своей
работе
мы
используем
приемы
и
упражнения
на
развитие
вокально-хоровых
навыков
детей
с
опорой
на
образный
и
эмоционально-образный методы музыкального воспитания.
С самого начала обучения у ребенка необходимо выработать правильное
вокальное дыхание – «опертое», активное, но не форсированное – для создания
оптимального подсвязочного давления. Этого можно достичь разными путями.
Используя
эмоционально-образный
метод,
результата
можно
добиться
достаточно быстро. Для работы над дыханием мы используем упражнения
«Паровозик» и «Торт со свечками».
«Паровозик» - упражнение на активизацию вдоха и выдоха, движений
диафрагмы.
Упражнение
заключается
в
следующем:
делается
два
коротких
вдоха через нос, одновременно выпячивается живот, после чего производится
два коротких выдоха через рот, живот втягивается. При этом имитируются звуки
движения
поезда,
можно
проделывать
движения
руками
и
ногами
-
это
приобретет характер игры и будет увлекательно для ребенка.
«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого
вдоха
через
нос,
задержку
дыхания
и
долгий
выдох
сквозь
сложенные
трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не
менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей».
Если
дыхание
все-таки
недостаточно
активно,
поем
на
одном
звуке
(лучше
в
удобной
тесситуре)
отрывисто
гласный
«а»
или
«о»,
при
этом
представляем,
что
звук
–
это
упругий
резиновый
мячик,
который
летит
в
противоположную стенку и отскакивает от нее.
Прием
«Большое
ухо»
направлен
на
активизацию
слуха
у
детей:
«представь, что у тебя большие – большие уши, они все слышат, а особенно – те
нотки, которые случайно попали в нашу мелодию. Они не любят такие нотки,
поэтому в следующий раз постарайся их не петь».
Ни для кого не секрет, что в вокально-хоровой литературе встречаются
скачки вверх или вниз на широкий интервал, которые детям бывает сложно
правильно
проинтонировать.
При
смене
регистров
в
интонировании
скачка
вверх, ребенок может либо не достать звук, либо достанет, но у него сменится
вокально-певческая позиция. При пении скачка вниз позиция также может
смениться – от этого страдает качество звука.
При использовании образного метода, вокальная позиция не меняется и
ребенок верно интонирует предложенную мелодию.
При пении скачка вверх мы говорим, что нужно удивиться, представить
себе, что верхний звук – это «дырочка», а голос – это «иголочка». Надо очень
точно
попасть
«иголочкой»
в
«дырочку».
Если
мелодия
продолжается
на
верхнем звуке, то за голосом-«иголочкой» потянется «ниточка». Можно также
сказать, что на конце «иголочки» блестит лучик света – тогда звук будет острый,
звонкий.
Если надо спеть скачок вниз, ребенок должен представить себе, что он
стоит на балконе, кидает вниз мяч. Когда мяч коснется земли – это и будет
нужный нам низкий звук, он может вернуться на «балкон», а может остаться
внизу. При этом ребенок должен сознавать, что мяч – это только голос, сам же
он остался вверху, на «балконе» - этот прием сохранит вокальную позицию.
На таком же принципе строится прием «Рыбак в лодке», где роль мячика
играет «крючок» или «рыбка».
Бывает, что при поступенном движении мелодии вверх ребенку не всегда
хватает уверенности, выдержки довести ее до конца. На помощь приходит
сравнение с раскрывающимся навстречу солнцу цветком. Если мелодия идет
вверх стремительно, на форте, это можно сравнить с взлетом самолета, ракеты.
Если
не
спеша,
на
пиано
–
сравниваем
с
тем,
как
поднимаются
в
небо
воздушные шарики или мыльные пузырьки.
При пении поступенного движения мелодии вниз по тонам и полутонам
надо быть очень внимательными, так как интонация непроизвольно «садится»,
особенно при пении a`cappella. Если же петь мелодию вниз, а рукой показать
движение вверх, как будто поддерживая звук, интонация будет верной. Еще
один прием - «идем назад». Известно, что, когда мы двигаемся «задом наперед»
мы идем осторожно, иногда даже нащупываем под ногами поверхность. Это
сравнение
можно
также
использовать
при
пении
нисходящей
мелодии.
В
данном
случае
активизируется
внутренний
слух,
он
как
бы
«предслышит»
(«нащупывает») последующие звуки.
Интонационно трудную мелодию дети могут пропеть на звук «р» (еще
лучше – на «ДБР», как у Емельянова), представляя, что они едут за рулем
автомобиля. К этому можно добавить движение по классу. Пение на звук «р»
освобождает от зажимов голосовой аппарат, выравнивает голосовые регистры,
активизирует
дыхание,
а
образное
сравнение
доставляет
детям
истинное
удовольствие.
Иногда на начальном этапе обучения пению дети очень плохо интонируют
даже простейшую мелодию. В этом случае можно «нарисовать» звуковысотное
движение мелодии рукой (или на листе бумаги), представить, что это – картина
с холмами и реками, горами и оврагами, и голос «вышел на прогулку» по этой
«местности».
При
повторении
ребенок
будет
это
вспоминать,
показывать,
ассоциации закрепятся в его голове, впоследствии он уже обойдется без показа.
Немаловажную
роль
в
процессе
работы
над
интонацией
играют
звукоизобразительные моменты. Если мелодию нужно спеть на стаккато, тихо,
легко, подойдет сравнение с пением кукушки, его имитация.
Упражнение «Пчела», выполняемое на звук «з» или «ж», активизирует
головной резонатор, что также влияет на качество интонации.
При работе над стилевыми и жанровыми особенностями произведения
можно
использовать
тактильные
ощущения
–
потрогать
руками
ткань
различной фактуры. Помогает, если дети-инструменталисты.
Когда мы пели Моцарта, это была органза, для передачи мягкости и
бархатистости тембра в песне романтичного характера – бархат или шелк, в
зависимости от нюансов. Когда были нужны стаккато и острота – использовала
кнопки.
Полезно использовать различные движения, соответствующие характеру
и образу хорового произведения – народную песню можно петь, прогуливаясь
по
классу,
произведение
танцевального
характера
–
с
элементами
танца
(например,
вальса),
просто
движения
руками
–
как
помощь
в
работе
над
штрихом (легато), интонацией, образом.
Звук меняется – как по волшебству.
Список литературы
1.
Далецкий, О.В. Самоучитель певца, вопросы – ответы [Текст] /
О.В.Далецкий. - М.: Издательский дом «Композитор»,2003г. - 56с.
2.
Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев.
- М.:Музыка, 2000. - 368 с.
3.
Добровольская, Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре
[Текст] / Н.Н.Добровольская. –М.:Музыка, 1987. -79с.
4.
Морозов, В.П. Искусство резонансного пения [Текст] / В.П.Моро-
зов. –М.:2002. – 494с.
5.
Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.:
Владос, 1997.