Напоминание

"Техническое развитие учащихся младших классов"


Автор: Шидловская Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкально-хоровая школа "Тополек"
Населённый пункт: г.Хабаровска"
Наименование материала: методическая разработка для преподавателей ДМШ
Тема: "Техническое развитие учащихся младших классов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Детская музыкально-хоровая школа

«Тополек» г. Хабаровска»

«ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

Методическая разработка для преподавателей ДМШ

Составитель: Преподаватель по классу фортепиано

Шидловская Ольга Валентиновна

Хабаровск 2016

1

Введение

Я

работаю

в

музыкально-хоровой

школе

«Тополек»

более

25

лет

преподавателем по классу фортепиано. Общий педагогический стаж работы 31 год.

За годы работы в ДМХШ «Тополек» я подготовила и выпустила 30 выпускников. На

данный момент у меня в классе 16 учащихся. Из них 2 в подготовительной группе, 2

учащихся - 1 класс, 4 учащихся - 3 класс, 3 ученицы 4 класса и 3 выпускницы. Вся

моя работа по развитию технических способностей будет показываться на учащихся

начинающих и младших классов.

Фортепианная

техника

-

одна

из

сторон

профессионального

развития

пианиста,

которая

является

необходимой

предпосылкой

для

решения

ряда

пианистических

задач.

Формирование

фортепианной

техники

происходит

в

начальный

период

обучения

игре

на

инструменте

в

ДМШ,

а

ее

основы

закладываются уже в младших классах. Поэтому актуальной задачей теории и

практики преподавания является повышение эффективности работы преподавателей

начального звена.

2

/

Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Счастлив бывает тот,

кто прикоснется к этой радости в детстве. И огромная заслуга здесь принадлежит

опытному педагогу, который учитывает возрастные особенности ребенка, понимает

его детскую душу. По словам В. А. Сухомлинского: « То, что ребенок обязан

запомнить, прежде всего, должно быть интересным». Добиться интереса учащихся

к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными,

наполненными

образными

сравнениями,

примерами.

Поэтому

я

занимаюсь

с

маленькими детьми по новому методическому материалу Е. А. Королевой «Азбука

музыки в сказках, стихах и картинках». Начальный этап обучения идет параллельно

с овладением навыками игры на фортепиано, с усвоением нотной грамоты и с

развитием и формированием мышления на примере сказок, стихов и пьес для

слушания на уроке. Так как задача педагога состоит в том, чтобы привить интерес к

музыке,

я

пользуюсь

разными

формами

работы:

подбор

по

слуху,

пробудить

желание

к

сочинительству

и

поэтому

на

первых

этапах

обучения

я

разрешаю

ребенку играть 2м пальцем, так как у малышей 4-6 лет он более устойчив и им

удобно играть им.

После того как мы познакомимся с основами нотной грамоты, я работаю над

правильной постановкой руки:

1. Упр. «Лебедь» - ученик переносит руки с середины клавиатуры к ее концам

и наоборот, делая при этом плавные, гибкие движения. Мягкие руки, спокойно

касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и

пальцы произвольно собираются вместе, опускаются.

2. Упр. «Путешествие на воздушном шаре» - ребенок поочередно переносит

правую и левую руку с одного конца клавиатуры на другой, опускаясь подушечками

пальцев на любые клавиши. Это упражнение полезно использовать для постановки

каждого пальца в отдельности. Важнейшим условием для развития правильных

игровых навыков являются плавные движения всей руки при опускании ее на

клавиатуру и собранные пальцы, и отсутствие напряжения в мышцах кисти и

ладони. Овладение правильными и естественными игровыми навыками процесс

длительный и сложный, требующий терпения и большой сосредоточенности, как от

педагога, так и от ученика.

3

Правильность

игровых

движений

проверяется,

прежде

всего,

звуковым

результатом:

ученик

должен

вслушиваться

в

то,

что

у

него

получается

играть

осмысленно и выразительно.

При всем этом многообразии работы следует учитывать специфику нашей

музыкально-хоровой школы. Поэтому мы работаем над развитием слуха точным

интонированием и на начальном этапе обучения все что играем - поем. Следует

формула:

вижу

слышу

(пою)

-

играю.

В

пении

необходимо

добиваться

выразительности, чистоты интонации и ритмической устойчивости.

Так как педагог должен заинтересовать ученика, я стараюсь использовать в

своей работе новые методические пособия. В октябре месяце этого года я приобрела

новое методическое пособие « Сыграй пьесу под фонограмму». Пособие состоит из

нескольких пьес в виде нотного сборника и музыкального диска с аранжировками

этих пьес. Данный альбом предназначен для малышей учащихся подготовительных

и младших классов музыкальных школ (пособие следует за программой Шмаковой,

Годованец препод. ДМШ №1).

Игра, пение под фонограмму является новой творческой формой работы,

посредством ее

- активизируется воображение маленького музыканта;

- развивается чувство ритма, стиля;

- является средством для выработки ровного темпа;

- развивается тембровое мышление;

-позволяет

малышу

почувствовать

себя

солистом-участником

целого

инструментального ансамбля;

-формируется духовно-энергетический образ в его целостности.

Занятия с включением данной формы работы проходят, как правило, ярко,

весело, незабываемо. Игра пьесы под фонограмму украсит любой праздничный

концерт.

4

Моя ученица первого года обучения подготовительного класса Киселёва Вера

7 лет, сыграет пьесу из этого сборника «Часики» (показ игры под фонограмму).

Параллельно

с

изучением

пьес

ученику

полезно

давать

различные

технические упражнения, помогающие овладеть пластическими приемами. Играя

их, учащийся сможет сосредоточить свое внимание на технически правильном

выполнении задания. Это могут быть упражнения на поступательные движения,

скачки,

на

переносы

руки,

на

правильную

постановку

первого

пальца,

на

укрепление слабых пальцев четвертого и пятого.

Ученик

должен

подбирать

упражнения

от

разных

звуков,

целесообразно

играть упражнение, применяя различную аппликатуру. Педагогу предоставляется

возможность самому придумывать различные варианты упражнений в зависимости

от конкретных задач. Я придумала три упражнения:

1.

«Едет воз, без колес» на поступательные движения

2,3,4 пальцев в правой руке

4,3,2

и 4,3,2 пальцы в левой руке;

2,3,4.

2.

На скачки 1-5-1 правая рука от всех нот

5-1-5 левая рука от всех нот

Среди технических навыков начального обучения имеются в виду пятиклавишные

последования, позиционные построения.

3.

« Вот иду я вверх, вот иду я вниз »

Правая рука 1-2-3-4-5 5-4-3-2-1

Левая рука 5-4-3-2-11-2-3-4-5

Затем следует игра гаммы до мажор каждой рукой отдельно всеми пальцами.

Следующим этапом в развитии технических навыков я объясняю ребенку, что

называется Этюдом - пьеса технического развития, служит для беглости пальцев.

Играю несколько этюдов из школы игры на фортепиано под редакцией Николаева и

предлагаю разобрать на уроке этюд C-Dur Гнесиной.

(показ с ученицей Киселёвой Верой).

5

Следующая ученица 2 года обучения 1 класса Ширяева Аня 7 лет.

У Ани более сложные упражнения. Она играет квинты на основных функциях лада

T-S-D-T. Игра квинт служит для формирования свода руки и начальных навыков

гармонизации мелодии и очень полезна для освоения квинтового круга, так же

является базовой основой для формирования базовой техники.

(Показ с ученицей: 1. квинты в разных тональностях левой рукой,

2. гармонизация мелодий в разных тональностях пьесы «Цапля», «Серый волк»,

«По

малину

в

сад

пойдем».

Гамма

соль

мажор

штрихом

легато

в

прямом

и

расходящемся виде. Все гаммы следует играть сначала отдельно правой и левой

рукой в одну октаву. Переходя к исполнению гамм двумя руками их лучше играть

сначала в расходящемся движении, так как при этом соблюдается симметричное

расположение пальцев, а затем уже в параллельном. 4. Игра технической пьесы под

фонограмму « А я сам». Полезна для укрепления слабых пальцев, для освоения

штриха

стаккато,

для

ритмической

устойчивости.

Для

четкой

артикуляции

мы

придумали с Аней слова к этой чешской народной песне).

Следующая ученица 2 года обучения 2 класса Дениско Лиза 8 лет.

(Показ гаммы соль мажор, аккорды двумя руками, арпеджио длинное и короткое

каждой рукой отдельно, хроматическая гамма каждой рукой отдельно). Работая с

учащимися

над

гаммами,

необходимо

следить

за

качеством

звука,

добиваясь

динамически и ритмически ровного звучания legato, мягких и спокойных движений

рук

и

пальцев.

Особое

внимание

следует

обращать

на

первый

палец,

требуя

заблаговременного и гибкого подкладывания и плавного перевода руки из одной

позиции в другую.

6

В каждой разучиваемой гамме следует играть аккорды тонического трезвучия

с обращениями и короткие арпеджио по 3 звука. Целесообразно исполнять гаммы с

различными динамическими оттенками.

При игре аккордов очень важно чтобы учащийся не бросал руку, как бы

погружая пальцы в клавиши до «самого дна». При игре коротких арпеджио следует

добиваться, чтобы рука плавно двигалась вдоль клавиатуры от 1 го к 5 пальцу,

чтобы 1 палец всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе из

позиции в позицию.

Показ

«Этюда»

Николаева

C-Dur.

Систематическое

прохождение

этюдов

необходимо

для

успешного

технического

развития

ученика.

Этюды

позволяют

сосредоточиться

на

решении

исполнительских

трудностей,

и

они

сочетают

специально

технические

задачи

с

задачами

музыкальными.

Тем

самым

использование

этюдов

создает

предпосылки

для

плодотворной

работы

над

техникой. В 1й и Зй части этого этюда ведется работа над плавной передачей звука

из одной руки в другую, работа над выразительной фразировкой. Во 2й части игра

квинт в левой руке. Необходимо добиваться стройного тембрального звучания.

Перепелин Петя 3 класс (показ)

Гамма ля мажор двумя руками в расходящемся виде, гамма в терцию, дециму,

хроматическая

гамма,

аккорды.

Арпеджио

длинное

и

короткое.

Этюды

Черни-

Гермер

по

школе

беглости

пальцев

с

1

по

7

номер.

Этюды

Черни

являются

полудрагоценным материалом, но из него нужно сделать драгоценный, посредством

своей игры.

Большинство

многочисленных

этюдов

Черни

служит

развитию

мелкой

пальцевой

техники

-

быстроты,

ровности

и

отчетливого

исполнения,

особенно

полезны они для тренировки в гаммах - в том виде техники, которому Черни

придавал огромное значение.

Я

с

учениками

начинаю

работу

над

этюдами

Черни

со

2

класса,

и

в

дальнейшем эти начальные этюды служат упражнениями при работе над более

сложными этюдами.

7

Дети,

в

большинстве

своем,

не

любят

играть

гаммы.

И

эта

«нелюбовь»

воспитывается чуть ли не с первых шагов обучения. В работе над техническими

элементами не учитываются особенности детского внимания, сосредоточенности, а

главное

отсутствуют

такие

формы

работы,

которые

вызывали

бы

у

учащегося

любопытство и желание раскрыть свои потенциальные возможности в технике.

Заинтересованность

у

моих

учащихся

в

ежедневных

технических

тренировках

вызывает система блочной техники.

Основные принципы:

1.

сложное сделать простым и увлекательным;

2.

однотипное – разнообразным.

Решаются

задачи:

освоение

тональностей,

технических

формул,

аппликатурных

закономерностей.

Ясянкина Полина 4 класс (показ)

Играет

одноименные

гаммы

E-Dur,

e-moll

в

терцию,

дециму,

аккорды,

арпеджио длинные и короткие. D7, хроматическая гамма.

8

9

Заключение

«Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений,

навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного

художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может

существовать», - пишет в своей книге «Работа над фортепианной техникой» Е.

Либерман. Некоторые педагоги, создавая некую отвлеченную «техническую базу»

игнорируют сознание и слух учащегося, не прививают ему умение осмысливать

исполнительский процесс в виртуозных произведениях, полагаясь лишь на тренаж.

В

таких

случаях

техническая

оснащенность

ученика

не

помогает

раскрыть

содержание музыки, а становится самоцелью. «Техника без музыкальной воли - это

способность

без

цели,

а

становясь

самоцелью,

она

никак

не

может

служить

искусству» - писал Иосиф Гофман. В развитии навыков интонационного мышления

у

учащихся

очень

важна

преемственность.

Навыки,

приобретенные

в

начале

обучения,

могут

в

результате

перерасти

в

фундаментальную

базу

пианизма.

Интонационная

осмысленность

в

работе

над

простейшими

инструктивными

этюдами

поможет

исполнять

высокохудожественные

и

глубоко

содержательные

этюды Шопена, Листа, Рахманинова.

Работа педагога - это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда

престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства

круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность

нашей

профессии.

Вся

наша

деятельность

предполагает

творческий

подход

к

работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.

10



В раздел образования