Автор: Селиверстова Надежда Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс кадетской школы"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города
Ульяновска «Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»
Тема педагогического проекта:
«Внедрение инновационных технологий в
образовательный процесс кадетской школы»
Работу выполнил:
Селиверстова Надежда Федоровна
учитель русского языка и литературы
Ульяновск, 2019
«…ученье, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения…
убивает в ученике охоту к учению,
без которого он далеко не уйдет».
К.Д.Ушинский
Обоснование актуальности проекта
Важнейшей задачей обучения литературе становится обеспечение
некоторого гарантированного уровня подготовки школьников к экзамену по
по данному предмету.
К сожалению, многие дети становятся интеллектуально пассивными,
не
умеющими
самостоятельно
выполнить
ни
одного
шага
в
процессе
усвоения,
и
не
испытывают
никакого
удовлетворения
от
выполненной
учебной работы. При организации процесса усвоения знаний необходимо,
прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную потребность
у ребенка.
Ученики не видят для себя личностной перспективы и многие не
заинтересованы
в
получении
образования,
не
читают
художественную
литературу.
Проблема
заключается
в
том,
что
у
части
учеников
положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой
отсутствует, так как при изучении литературы в школе они испытывают
значительные
трудности и не усваивают материал в силу особенностей
памяти, восприятия и мышления.
Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации
учебно-познавательного
процесса,
направленного
на
формирование
мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних
мотивов познавательной деятельности.
Проблема
Современному обществу нужны начитанные, грамотные люди, но у
части
учеников
положительная
мотивация
к
изучению
предмета
недостаточна, а порой отсутствует.
Цель проекта:
сформировать положительные мотивы к изучению литературы с
помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Выявление
личностных
особенностей
и
имеющийся
начальный
уровень
учебной мотивации учащихся,
используя
специальные
диагностические методики.
Систематизация
и
адаптация
имеющихся
дидактических
средств,
направленных
на формирование
положительных мотивов к
изучению литературы в условиях кадетской школы.
Анализ,
систематизация
и
обобщение
результатов,
полученных
в
ходе реализации проекта.
Причины обращения к проблеме:
а)
неудовлетворённость
организацией
взаимодействия
на
уроке
между
учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во
внеурочной
деятельности
по
предмету
и
увеличивающаяся
тенденция
потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности
исследовательских,
креативных,
информационно-технологических
и
коммуникативных умений.
Противоречия:
-
между
необходимостью
формирования
прочных
знаний,
умений
и
навыков
и
большим
объемом
сведений
(в
том
числе
и
теретических),
получаемых на уроках литературы;
-
между
высокими
требованиями,
предъявляемыми
к
образованию
школьников и недостаточно сформированными общественными умениями
и навыками;
-
между
возрастающей
практической
значимостью
школьного
курса
литературы и дефицитом учебного времени.
Достижение
поставленной
цели
вижу
в
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного
процесса,
путём
внедрения
современных образовательных технологий: личностно-ориентированного,
проблемного
и
развивающего
обучения,
метода
проектов;
технологии
адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий
обучения.
Считаю,
что
активное
использование
в
учебном
процессе
современных
образовательных
технологий
повышает
эффективность
обучения,
позволяет
содержательно
и
методически
обогатить
учебный
процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового
качества общего образования в наших школах.
Предполагаемый результат:
устойчивая
положительная
внутренняя
мотивация
к
изучению
литературы;
способность к активной умственной деятельности на уроках;
участие
учащихся
в
конкурсах,
конференциях
по
предмету,
во
внеурочной и внеклассной работе;
повышение
качества
знаний
на
государственной
итоговой
аттестации.
Новизна проекта
заключается
в
применении
психологических
исследований к организации учебной деятельности школьников.
Срок реализации- 3 года.
Содержание
Этап проекта
Сроки
Содержание
Поисковый
сентябрь 2016 г.
Определение тематического
поля, проблемы, темы
проекта, цели проекта,
разработка и определение
задач исследования.
Аналитический
октябрь-декабрь
2016 г.
Анализ имеющейся
информации, поиск новой
информации, поиск
оптимального способа
достижения цели проекта.
Теоретическое осмысление
проблемы, определение
наиболее значимых
теоретических положений,
уточнение и наполнение
содержанием понятия
«позитивная мотивация».
Изучение необходимой
психолого-педагогической и
учебно-методической
литературы по теме
мотивации обучения
литературе.
Анкетирование учащихся,
выявление их потребностей.
Практический
2017 - 2018 гг.
Практическая организация
работы по анализу
мотивации к обучению
учащихся.
Разработка и реализация
методики развития
позитивной мотивации к
обучению учащихся
литературе через
использование современных
педагогических технологий.
Контрольный
2018 - 2019 гг.
Уточнение и обобщение
результатов опытно-
экспериментальной работы,
анализ результатов ГИА,
повторное анкетирование,
опрос родителей.
Ресурсное обеспечение процесса обучения литературе по формированию
положительной мотивации, заявленное в проекте, является достаточным
для его реализации:
кабинет русского
языка
и
литературы снабжен
комплектами
дидактических материалов для каждого раздела литературы;
имеется
возможность
применения
на
уроке
мультимедийной
установки (ноутбук, проектор, экран);
имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где
есть постоянный выход в Интернет;
в кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по
л и т е р а т у р е (учебники,
учебно-познавательная,
справочная
литература, словари литературоведческих терминов, художественная
литература);
имеются
обучающие
компьютерные
презентации,
подготовленные
учителем и учащимися.