Автор: Кармес Татьяна Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Карачевский дом детского творчества
Населённый пункт: г. Карачев, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–праздник «Русские матрешки»
Раздел: дополнительное образование
Урок-праздник «Русские матрешки»
Цель: совершенствовать знания учащихся о русских матрешках.
Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения русской матрешки,
отличительными
особенностями
росписи
различных
их
видов;
развивать
эстетическое
восприятие
произведений
народных
мастеров,
чувство
прекрасного;
воспитывать
любовь
к
народному
искусству,
гордость
за
мастеров и художников родного края.
Оборудование:
выставка
матрешек
из
Загорска,
Полохова-Майдана,
Семенова, Воронежа, детских рисунков.
Ход урока.
1й ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам да радости.
2й ведущий. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.
На наш праздник прибыли матрешки из разных уголков России: Загорска и
Полохова- Майдана, Семенова и Воронежа!
Под музыку М. Глинки из оперы «Иван Сусанин» в зал входят ученики с
матрешками.
1й ученик.
Кто матрешку создал,
я не знаю,
Но известно, что сотни лет
Вместе с ванькой-встанькой,как живая,
Покоряет кукла белый свет.
2й ученик.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
3й ученик.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
4й ученик.
Ну и пой, гуляй по свету,
Весели честной народ.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
5й ученик.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.
6й ученик. А как же появилась первая русская матрешка?
1й ученик. Более ста лет назад в подмосковное село Абрамцево попала япон-
ская деревянная игрушка — японец, а в нем — мал мала меньше — вся его
семья.
2 й ученик.
Вот
тогда
мастер
из
Загорска
Василий
Звездочкин
выточил
похожую игрушку — русскую матрешку.
3й ученик. Матрешку расписал художник Сергей Малютин. Яблоками лег на
щеки румянец. Голову покрыл яркий цветастый платок, а из-под него свисала
русая коса. Название игрушка получила от имени Матрена.
4й ученик.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка — кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.
5й ученик.
Красивая игрушка, похожана Катюшку,
А может, на Танюшку? — ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.
6й ученик.
С тех пор живет Матрешка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
Учащиеся (хором). И сегодня русская матрешка желанная гостья в каждом
доме.
Девочки
в
русских
сарафанах
исполняют танец-песню
«Ой,
да
мы,
матрешки!».
Входят ученики с матрешками из Загорска.
1й ученик. Наша матрешка прибыла из Загорска. Она в сарафане, кофточке с
вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает орнамент кругляшки
горошками.
2й ученик. С Загорской фабрики игрушек за один год выходит столько матре-
шек, что если их выстроить в один ряд, то деревянная компания вытянется от
Загорска до Москвы.
Входят восемь
учеников
на
середину
зала.
В
руках
одного
из
них
—
большая
матрешка.
Учащиеся
по
очереди
читают
стихотворение
и
постепенно достают восемь матрешек.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куклу открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
1й ведущий.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
«Сколько вас?» — у них мы спросим,
И ответят куклы:
Учащиеся (хором). Восемь!
2й ведущий.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Входят учащиеся в русских народных костюмах.
Девочки поют частушки, мальчики играют на деревянных ложках.
Входят два ученика с матрешками из Семенова.
1й ученик. А это матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов,
который
ярко
украшает
всю
фигуру
игрушки,
а
край
платка
—
цепь
небольших бутонов.
2й ученик. В Семенове роспись нано наносится на естественную золотистую
фигурку. Из Семенова матрешка начала путешествовать по белу свету. На
Всемирных
выставках
в
Париже,
Осаке
она
стала
одним
из
самых
популярных сувениров мира.
1 й ведущий.
Спасибо,
гости
дорогие!
А
что
расскажут
матрешки
из
Полохова- Майдана?
Входят два ученика с матрешками из Полохова-Майдана.
1 й ученик.
У
мастеров
из
Полохова-Майдана
свой
стиль
декоративной
росписи. Они закрывают всю фигуру матрешки листьями, буйно цветущими
ветками цветов, ягодами.
2 й ученик.
Наши
матрешки
самые
яркие.
Волосы,
обрамляющие
лицо,
уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, как у
других матрешек, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок:
малиново-красный, ярко- желтый, сочно-фиолетовый.
Девочки исполняют песню-танец «Матрешки».
В лавке на прилавке матрешечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд.
Сарафаны расписные, щечки зорькою горят.
Матрешки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
Припев:
Люба, Надя, Груша,
Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина,
Наташа, Таня, Нина.
Знамениты и пригожи эти крошечки —
Русские матрешечки.
Все вокруг довольны,
Матрешкам нет цены.
Покупатели, как дети,
В матрешек влюблены.
А матрешки и по кругу,
И шеренгами стоят.
Похожи друг на друга,
Будто все они родня.
Припев.
2-й ведущий. Слово Воронежу!
Входят два ученика с матрешками из Воронежа.
1й ученик. Наш Воронежский край богат народными умельцами.
2 й ученик. Воронежская матрешка сходна с яйцом. Одета она в народный
костюм нашей местности.
1й ведущий. Суть русской матрешки остается прежней — дружба да любовь.
Как посланница этих добрых чувств она приходит в наш дом.
2й ведущий. И пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую красу,
не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу Родину с ее душевными песнями
и частушками, задорными, зажигательными танцами.
Девочки в русских сарафанах исполняют частушки. Мальчики в русских народных
костюмах играют на деревянных ложках.
Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подружка, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Ведущие. Вот и закончился наш праздник. До свидания, до новых встреч!