Автор: Машканцева Мария Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 306
Населённый пункт: Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Важность развития художественного таланта у дошкольников
Тема: " Роль нетрадиционного рисования в развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль нетрадиционного рисования в развитие дошколят.
В развитии дошкольников весомую роль играет воображение. С помощью нетрадиционного
рисования воспитанники могут себя чувствовать творчески одарёными,а это так и есть .Такая
техника рисования позволяет овладеть схемами и смыслами человеческих действий, выстраивать
целостный образ какого-либо события или явления. Воображение в дошкольном возрасте
проявляется настолько непосредственно,что при помощи техник нетрадиционного рисования
дошкольники легко могут осуществить задуманную картинку. Впрочем, эти элементы, входящие в
детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: сказок, рассказанных взрослыми, из
случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в собственной
реальной жизни. В общих чертах воображение можно определить как способность к
перекомбинированию образов. Творческим воображением называется самостоятельное
создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. работы, дающей в
итоге уникальные и ценные продукты.
Поэтому для проведения занятий с дошкольниками я часто выбираю этот метод. Рисование
необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления,
реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и
обогатить его духовный мир. Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого
воображения – множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки,
необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют
непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз педагог
создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее
знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у
ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться. Рисование
как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на
практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что
оно так растет, а домик вот так…» и т.п. [2]. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги
могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка), круга (тарелочка, блюдце,
салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на
выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования,
продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения. Для развития
творческого воображения старших дошкольников на занятиях следует применять разные техники
рисования. [3]. Использование нетрадиционных техник рисования также способствует
обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах
применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной
мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т.д. Дети учатся рисовать
ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных
средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). На
занятиях, где используются нетрадиционные техники рисования, дошкольникам предоставляется
возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на
изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. А. В. Никитина
считает, что при непосредственном контакте пальцев рук с красками дети узнают её свойства
(густоту, твёрдость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают
всевозможные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность,
цветоразличение . Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их
удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети
задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный
запас. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как
игру, и это доставляет ему двойную радость. На сегодняшний день существует множество техник
нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения: 1.
Кляксография. 2. Раздельный мазок. 3. Монотипия. 4. Набрызг с помощью трафаретов. 5.
Рисование на мокрой бумаге. 6. Рисование на мятой бумаге. 7. Раздувание капель. 8. Рисование
свечой 9. Ниткография и др. Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования,
дети могут проявить творческий подход в самостоятельной продуктивной деятельности.
Рисование на основе использования нетрадиционных техник рисования не утомляет детей
старшего дошкольного возраста, а наоборот, у них сохраняются высокая активность,
работоспособность на протяжении всего занятия. Желаю и вам творческих успехов!