Напоминание

Открытое занятие в студии изобразительного искусства


Автор: Ураева Алина Рифановна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "ЦДО "Надежда"
Населённый пункт: РС (Я), Мирнинский р–н, п. Айхал
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Открытое занятие в студии изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




План занятия студия изобразительного искусства «Палитра»

Тема занятия: Композиция

Вид занятия: Рисование по представлению по памяти.

Время: 2 ч.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Цель: дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с правилами компоновки

рисунка на листе; учить размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно,

правильно выбирать формат листа; развивать пространственные представления; воспитывать

интерес к предмету.

Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных техник, рисование по

представлению.

Развивающая развивать у учеников художественную речь, способствовать развитию

самостоятельности, развитие фантастических способностей и умение работать в проблемной

ситуации, развитие зрительной памяти,.

Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному искусству, дисциплинированность,

ответственное отношение к учебному труду.

План занятия:

· Организационный момент

· Изучение нового материала

· Практическая работа

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня занятие немного необычное,

у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло недоразумений, проверьте в начале

урока, всё ли у вас есть на парте.

2. Сообщение темы урока

Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами знакомимся с каким-либо

правилом рисования.

Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными красками. Но

сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые применяются при выполнении

работ почти всех видов, знание которых абсолютно необходимо для выполнения грамотного

рисунка.

3.Постановка проблемы.

Учитель. Представьте себе такую картину. У вас два метра ткани, и вам нужно вырезать носовой

платок. Как вы это сделаете? В эксперименте заменим ткань полоской бумаги.

Вырежьте из нее квадрат, а затем мы обсудим результат эксперимента.

(Вероятней всего, ученик вырежет квадрат или в центре листа, или ближе к краю, но

посередине и т. д. В результате обсуждения выясняем, что в таком случае пропадет весь

кусок ткани, так как из него уже большой вещи не сошьешь.)

Вот так может быть и в рисунке. Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».

Что вы можете сказать о рисунке г)?

Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В результате большая часть

листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень большой для листа такого размера. Наиболее

правильно расположен рисунок в).

4.Сообщение теоретических сведений.

1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».

Учитель. Вы убедились, насколько важно уметь правильно размещать на листе бумаги

изображаемые предметы. Теперь определим понятие «композиция».

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит

средством выражения замысла художника

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции.

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в

определенном порядке элементов.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться

повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Контраст – приемы сопоставления цветовых пятен, противопоставление психологических

характеристик( по цвету, по фактуре,по форме, по размеру)

Термин «композиция» (от лат. compositio) обозначает сочинение, составление, сопоставление,

соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.

Поскольку слово «композиция» обозначает процесс сочинения, то применительно к

изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения,

составление его частей.

Если художник просто механически перенесет на холст или бумагу увиденное явление или

событие, то, вероятней всего, картина в этом случае будет невыразительна. Недаром

живописцами делается немало набросков, зарисовок, прежде чем они начнут работу над

произведением.

Вот, например, как великий русский художник, непревзойденный мастер композиции В. И.

Суриков работал над историческим полотном «Боярыня Морозова». Очень долгое время ему не

удавалось передать движение саней.

Для того чтобы решить эту проблему, ему требовалось определить нужный формат, и он

неоднократно прибавлял, пришивал холст. «Не идет у меня лошадь, да и только, – писал об этом

Суриков. – Наконец, прибавил последний кусок – и лошадь пошла…

Композиции бывает нескольких видов: симметричная, ассиметричная, динамичная и статичная.

Рассмотрим каждую из них:

1.Когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали,

горизонтали или какой-либо другой оси , называется симметрией , а композиция си-мметричной

2.Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В

асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в

зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины неуровновешены.

3.Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и

внутренней динамики.

4. Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется

динамика, расскажите о возможностях этого средства. Рисунок А Рисунок Б Рисунок В

Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется

статика, расскажите о возможностях этого средства. Рисунок А Рисунок Б Рисунок В

Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется

ассиметрия, расскажите о возможностях этого средства. Рисунок А Рисунок Б Рисунок В

Найдите среди представленных репродукций картин ту, в которой наиболее ярко используется

симметрия, расскажите о возможностях этого средства. Рисунок А Рисунок Б Рисунок В

5.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Зная правила работы над рисунком, нарисуем сегодня…

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? Ну, конечно, бабочка. Вот ее-то мы и нарисуем.

Сначала мы определим форму предмета. Как видите, бабочка имеет сложную форму, но ее можно

вписать в прямоугольник.

Разместим этот прямоугольник на листе бумаги в соответствии с правилами компоновки и

проведем осевую линию. Проверим композицию.

После этого начинаем детально прорисовывать бабочку.

И, только проработав форму, мы можем приступить к работе красками.

6.Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок, изображающий бабочку (карандаш, акварель, гуашь).

6.Ф и з к у л ь т м и н у т к а(видео)

7.Итог урока.

Беседа с учащимися по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что означает слово композиция?

– Зачем нужно знать правила построения композиции?

– Оцените свою работу. Правильно ли у вас скомпонован рисунок?

8. Выставка.



В раздел образования