Автор: Русских Людмила Ивановна
Должность: воспитатель компенсирующей группы
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 3 г. Благовещенска "Надежда"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи у детей с ОНР.
Раздел: дошкольное образование
Роль
театрализованной
деятельности
в
развитии
связной
речи
у
детей
с
ОНР
.
Известно,
что
человек
только
тогда
становится
полноправным
гражданином
данного
общества,
когда
взаимодействует
с
другими
его
членами,
когда
происходит
усвоение
накопленного
предыдущими
поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей
нации,
когда
осуществляется
полноценный
обмен
этим
опытом,
когда
устанавливаются межличностные контакты.
Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка
как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию
интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет
кругозор маленького человека. Задача взрослых - родителей и педагогов -
помочь ему овладеть устной и письменной речью.
Развитие
речи
в
дошкольном
детстве
является
многоаспектным
процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.
Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и
формирование
психических
процессов,
нравственных
и
моральных
установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических
функций
в
этом
возрасте.
Задержка
речевого
развития
на
начальных
возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой
доказано,
что
без
речевого
общения,
то
есть
без
социальной
среды,
человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие
существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек
бодрствует, он посвящен говорению, слушанию, чтению, письму - четырем
основным видам речевой деятельности.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с
другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит
потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть
понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе
развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и
поведении, а значит и на формировании личности в целом.
Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить
творческое воображение, логическое мышление, память, речь я решила
использовать театрализованную деятельность.
Проблемы речевого развития у детей, помогут литературные произведения:
русские народные сказки, произведения русских писателей и поэтов, малые
формы фольклора. Чтобы процесс развития речи проходил безболезненно, с
интересом, решила организовать кружок «Театральная гостиная », который
помогает с помощью театрализации литературных произведений решать
проблемы в обогащении речи детей эпитетами, сравнениями, метафорами, в
развитии выразительности речи.
Для развития речи детей были созданы такие условия, в которых каждый ре-
бенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не
только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия
посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве,
поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с
выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают
публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке
только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед
аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные
представления. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной
любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности
широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы,
заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С
умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,
произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй. Театрализованная деятельность
позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от
лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость,
неуверенность в себе, застенчивость.
В театрализованной деятельности
формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше
усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий,
их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность
способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза,
интонация, модуляция голоса).
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например,
после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и
петушок» спрашиваю детей, подходит ли эта музыка образу смелого
петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и прошу показать данный образ в
движении. После этого предлагаю детям загадать друг другу загадки,
имитируя движения различных животных.
При обучении детей средствам речевой выразительности использую
знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокуп-
ность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку
возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой
русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить
детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их
сочетании
(речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков
поведения способствует такая организация театрализованной деятельности
детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то
роли. Для этого использую разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее» робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую
карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Продуктивная работа кружка «Театральная гостиная» и накопление
эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая
требует участия родителей. Для активизации их интереса в своей группе,
проводим тематические вечера, в которых родители и дети являются
равноправными участниками.
Бл
агодаря театрализованной деятельности
у детей стал богаче словарь. Дети
стали выразительнее и с удовольствием читать любимые стихи, используя
артистические средства
.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне
развивать ребенка.