Напоминание

"Тема любви в лирике М. Ю.Лермонтова"


Автор: Дмитриева Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №32 им. С. А. Лавочкина"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема любви в лирике М. Ю.Лермонтова"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Основные мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

Цель

урока: раскрыть мотивы

любовной

лирики

М.

Ю.

Лермонтова;

познакомить учащихся с этими стихотворениями.

Эпиграф 1

Презентация «Любовь…»(приложение)

Эпиграф 2

Пускай историю страстей и дел моих

Хранят далекие потомки.

Ход урока.

1.Беседа. Любовь в понимании поэта.

Тема любви – одна из вечных тем поэзии.

Большое значение тема любви имела и в лирике Лермонтова. Этой

теме Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений и занимает одно

из главных мест в творчестве поэта.

Любовь в понимании поэта.

«Люблю,

люблю»

-

постоянный

рефрен

лермонтовской

лирики.

«Никто не мог тебя любить, как я, так пламенно и так чистосердечно» -

скажет он в элегии «Смерть», чтобы вновь и вновь повторять: «Я не могу

другой любить» , «Я все тебя любил и все любил так нежно».

Лермонтовская

любовь

это

приговоренность,

осужденность

на

вечность, она превыше всего: «Образ твой всегда повсюду я носить с собою

осужден». И пусть любящего ожидают несчастье, жертвы и сама смерть – все

равно они не отменяют и не разрушают любви. Любовь, - по Лермонтову, -

чувство

первичное,

рождающееся

с

человеком,

несоотносимое

и

несоизмеримое. Оно соизмерят все, но его не измерить ничем. Вот почему

поэт писал:

Кто жил одной любовью, погубил

Все в жизни для нее, а все любил.

Любовь,

способная

все

существование

человека

«пересилить»

«в

единый миг», «в однообразном северном краю все» в «новый блеск одеть»,

любовь, заключающая в себе весь смысл жизни человека и, как таковая,

равная

человеческому,

протипоставляется

Лермонтовым

небесному

и

божественному, - он готов нарушить «все клятвы, кроме клятв любви». И

принося

свою

клятву

верности,

Лермонтов

говорит

о

ней,

как

о

единственном, чему только и можно верить:

Зови надежду – сновиденьем,

Неправду – истиной зови,

Не верь хвалам и увереньям,

Но верь, о, верь моей любви!

Любовь – абсолютный закон бытия, отвергающий все небесное и

противопоставленный ему.

Поэт очень рано отвергает божественное в своих мечтаниях, его идеал

родился на земле, и несет земное как истинное свое достояние:

Не для земли ты создана,

И я могу ль тебя любить?

Земля,

земное

вот

истинное

название

лермонтовской

любви,

принимаемое во всем богатстве и во всей бесконечности своих определений.

Лермонтовское

земное

земное

в

его

огромности,

в

нем

все

грани

человеческого я, все проявления жизни человека. Эта любовь не изолирует

человека от мира, а возвращает мир человеку и человека миру. Здесь нет и не

может быть бегства от любви, она везде, она во всем, она – сам человек.

Но, возведя любовь в перл человеческого, поэт очень рано ощутил

бесчеловечность

(иначе

говоря

«безлюбовность»)

общественных

отношений,

в

которых

протекает

жизнь

человека.

Лермонтовская

поэзия

любви не могла не привести к острому конфликту поэта с окружающим его

обществом. Вот почему тема любви у Лермонтова сразу стала и трагической

и героической. В лермонтовской поэзии любви была вся полнота любовной

стихии: мужество, самоотречение, величие и благородство. Но им трагически

недоставало

ответного

чувства

родственной

души.

Так

родилась

лирика

страданий,

изломов,

сетований

и

проклятий.

Но

за

которыми

вы

явно

ощущаете первородное мужество потрясенного и негодующего сердца.

В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор» изначальные

благородные порывы человеческой души до неузнаваемости изуродованы

глумлением и насмешками над святостью любви.

Лермонтовские стихи – крик поруганной любви о мщении. Но в этом

мщении, в этих приговорах свету живет любовь, живет живой жизнью. Она

не мирится с насилием над ней. В этом суть лермонтовской философии

мщения, порожденного любовью. Ненависть – это активность поруганной

любви. В ненависти любовь стремится к своему возрождению, борется за

себя. Вне ненависти она смиряется и погибает:

Всевышний произнес свой приговор,

Его ничто не переменит;

Меж нами руку мести он простер

И беспристрастно все оценит.

Он знает, и ему лишь можно знать,

Как нежно, пламенно любил я,

Как безответно все, что мог отдать,

Тебе на жертву приносил я .

В ненависти любовь сохраняет свою активность лишь тогда, когда эта

ненависть имеет своим предметом не частность, а общее.

Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное,

рождающееся

с

человеком,

несоотносимое

и

несоизмеримое.

Это

приговоренность, осужденность на вечность, она превыше всего. Любовь

враждебна божеству, она греховна, она наказуема. Любовь никогда не может

существовать

без

ненависти,

эти

два

противоположные

чувства

у

Лермонтова всегда вместе как одно неразделимое целое; и если одно из них

не проявится, то и другое не сможет проявить себя в полной мере и в скором

времени исчезнет.

Любовь, по Лермонтову, чувство, испытывая которое, человек должен

избавиться от одиночества. Но этого не происходит, потому что героиня

никогда не поймет влюбленного в нее героя, никогда не сможет быть с ним

вместе. Поэтому любовь и одиночество всегда сопровождают друг друга.

2

.Основные мотивы любовной лирики.

Стихи

Лермонтова

о

любви,

если

брать

их

в

целом,

ближе

к

подлинной биографии поэта, точнее отражают ее реальные факты, чем его

лирические произведения на другие темы. Отсюда широта содержания этих

стихов, выходящих за пределы своей главной любовной темы и отражающих

всю полноту внутренней жизни героя:

Счастливцы, мнил я, не поймут

Того, что сам не разберу я,

И черных дум не унесут

Ни радость дружеских минут,

Ни страстный пламень поцелуя.

Мои неясные мечты

Я выразить хотел стихами,

Чтобы, прочтя сии листы,

Меня бы примирила ты

С людьми и с буйными страстями;

Но взор спокойный, чистый твой

В меня вперился изумленный,

Ты покачала головой,

Сказав, что болен разум мой,

Желаньем вздорным ослепленный .

Циклы любовных стихотворений Лермонтова не выделены им самим, не

вполне ясны по своему составу, но тем не менее очень для него характерны.

Любовные стихи молодого Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной,

Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой ( самый обширный цикл) и Варваре

Лопухиной ( именно этот цикл стихотворений составляет главнейшую часть

любовной лирики поэта). Стихотворения некоторых из этих циклов дают

возможность проследить не только какой-либо отдельный момент любовных

переживаний,

но

и

фазу

общего

развития

его

отношений

с

возлюблено,

например, возникновение его чувства, ее «измену», нарастание его скорби,

вызванное «изменой», охлаждение и так далее (стихи к Н.Ивановой).

В этих стихах преобладают ходячие, условные обозначения женской

красоты («прелестный взор», «чудные глаза», сравнение с мадонной Рафаэля

и

т.

п . ) ,

н о

с к в о з ь

э т и

ш т а м п ы

п р о с в е ч и в а ю т

и

ж и в ы е ,

индивидуализированные образы героинь.

В

стихах,

адресованных

Е.Сушковой,

пунктирно

намечается

ее

светский

облик:

«притворное

вниманье»,

«острота

речей»,

насмешливое

отношение с героем, бездушие (стихотворение «Благодарю!»):

Благодарю!.. вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!

В другом краю ты некогда пленяла,

Твой чудный взор и острота речей

Останутся навек в душе моей,

Но не хочу, чтобы ты мне сказала:

Благодарю!

И обида от этой неразделенной любви пробуждает в герое чувство

гордости и вызывает его на борьбу со своей любовью и с любимой, которую

он не склонен извинять («Взгляни, как мой спокоен взор»):

Смеялась надо мною ты,

И я с презреньем отвечал –

С тех пор сердечной пустоты

Я уж ничем не заменял.

Ничто не сблизит больше нас,

Ничто мне не отдаст покой …

Хоть в сердце шепчет чудный глас:

Я не могу любить другой.

Я жертвовал другим страстям,

Но если первые мечты

Служить не могут снова нам, -

Но чем же их заменишь ты?..

Чем успокоишь жизнь мою,

Когда уж обратила в прах

Мои надежды в сем краю,

А может быть, и в небесах?..

В цикле, связанном с Н.Ивановой, - более серьезном и глубоком, -

женский образ разработан психологически:

Ты не коварна, как змея,

Лишь часто новым впечатленьям

Душа вверяется твоя.

Она увлечена мгновеньем;

Ей милы многие, вполне

Еще никто; но это мне

Служить не может утешеньем .

Этот

образ,

так

же

как

и

в

стихах,

обращенных

к

Е.Сушковой,

окружен

легкими

светскими

ассоциациями,

но

не

сопровождается

отрицательной характеристикой. Героиня не понимает героя и в конце концов

«изменяет» ему. Но герой не мстит ей презреньем, пытается подняться над

своей обидой и проанализировать причину своего неуспеха («Всевышний

произнес свой приговор»):

Я знал: то не любовь – и перенес;

Но отгадать не мог я тоже,

Что всех моих надежд, и мук, и слез

Веселый миг тебе дороже!

Будь счастлива несчастием моим

И, услыхав, что я страдаю,

Ты не томись раскаяньем пустым.

Прости! – вот все, что я желаю …

Чем заслужил я, чтоб твоих очей

Затмился свежий блеск слезами?

Ко смеху приучать себя нужней:

Ведь жизнь смеется же над нами!

Этот

цикл

характерен,

наряду

с

чисто

л е рм о н то вс к и м

психологическим

анализом,

трагической

тональностью.

И,

что

особенно

важно, в этом цикле есть намеки на то, что причиной любовной трагедии

являются некоторые особенности героини, сближающие ее с духом светского

общества, и само светское общество («… и мук и слез веселый миг тебе

дороже», «… и слишком ты любезна, чтоб любить», «мы с тобой разлучены

злословием людским» и так далее).

По мнению же С.И.Кормилова, «Н.Ф.Иванова действительно явилась

причиной

не

слишком

благородного

«донжуанства»

Лермонтова»

В

доказательство

приводится

стихотворение

«К

***»,

которое

содержит

программу

дальнейшего

поведения

поэта

с

женщинами,

недостойными

уважения,

и

которое

является

не

любовной

лирикой,

а

декларацией

романтического самоутверждения:

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил, -

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Иную характеристику получает женский образ в стихах, относящихся

к

В.Лопухиной.

В

героине

этого

цикла

не

только

не

отмечены

черты,

обычные

для

своего

светского

круга,

но,

наоборот,

она

с

ее

«чудной

простотой» и неспособностью лицемерить скорее противопоставлена идеалу

светской красавицы («Она не гордой красотою…»):

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее – не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей .

Герой цикла не случайно называет ее своим товарищем, «лучом-

путеводителем («Мы случайно сведены судьбою …») и своей мадонной –

эпитеты, которые трудно было применить к Е.Сушковой и к Н.Ивановой. В

связи с этим и чувство, рассказанное в стихах к Варваре Лопухиной, -

разделенное и просветленное, - в корне отличалось от скорбной и бесплотной

страсти, окрасившей собой предшествующие любовные циклы Лермонтова.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Количество любовных стихотворений у Лермонтова в зрелый период

меньше, чем в предыдущий.

В этих стихотворениях нет напряжения и подъема большой любви, а

только легкие и благоговейные прикосновения к ней. Она не ослепляет поэта

своим сверканием, силой и славой. В те годы любовь является у Лермонтова

чаще всего как воспоминание о прошлом («1-е января», «Нет, не тебя так

пылко я люблю»):

О грезах юности томим воспоминаньем,

С отрадой тайною и тайным содроганьем …

Как

мелькнувшая

надежда

на

будущее

(«Из-под

таинственной

холодной полумаски …»):

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья

или как мечта, которая создает объективные образы, не имеющие

прямого отношения к поэтической биографии автора. Нередко Лермонтов как

бы

останавливается

на

полдороге

к

любви,

ограничиваясь

любезностью

(«Графиня Эмилия», «К портрету», «А.О.Смирновой»):

Без вас хочу сказать вам много,

При вас я слушать вас хочу;

Но молча вы глядите строго,

И я в смущении молчу.

Что ж делать?.. Речью неискусной

Занять ваш ум мне не дано …

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно …

В

некоторых

лермонтовских

стихотворениях

затаены

намеки

на

какие-то

неотвратимые,

коренящиеся

в

эпохе

причины

неустроенности

любовных отношений. Он находит в любви современных людей господство

случая («Дума»):

И ненавидим мы, и любим мы случайно

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви …

В послании «Валерик», как и в ранних стихотворениях Лермонтова,

говорится о том, что «забавы света» мешают героине понять рассказчика,

автора

послания.

В

стихотворении

«Отчего»

судьба

возлюбленной

и

ее

счастье целиком связываются с воздействием враждебной среды:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно … потому что весело тебе .

При

этом

лермонтовский

герой

не

всегда

довольствуется

ролью

внутренне непримиренной жертвы общественных условий, препятствующих

его любви, но иногда и восстает против этих условий («Договор»):

Пускай толпа клеймит презреньем

Наш неразгаданный союз,

Пускай людским предубежденьем

Ты лишена семейных уз.

Но перед идолами света

Не гну колени я мои;

Как ты, не знаю в нем предмета

Ни сильной злобы, ни любви.

Как ты, кружусь в веселье шумном,

Не отличая никого:

Делюся с умным и безумным,

Живу для сердца своего .

Не отличается в этом и героиня Лермонтова в таких стихотворениях,

как «Прелестница», «Оправдание»:

И будешь спать в земле безгласно

То сердце, где кипела кровь,

Где так безумно, так напрасно

С враждой боролося любовь,

Когда пред общим приговором

Ты смолкнешь, голову склоняя,

И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, -

Того, кто страстью и пороком

Затмил твои младые дни,

Молю: язвительным упреком

Ты в оный час не помяни .

В

этих

стихотворениях

Лермонтов

создает

образ

вольной,

«беззаконной» подруги героя.

Лермонтов освобождает здесь образы своих героинь от крепостного гнета

любви героя. В лирической группе, о которой идет речь, эти героини уже не

объекты

страсти

или

влюбленности,

а

предмет

широкого

человеческого

интереса и сочувствия. Именно так повернуты портретно-психологические

стихотворения

Лермонтова

«Слепец,

страданьем

вдохновленный»

(«А.Г.Хомутовой»), «На светские цепи» (М.А.Щербатовой) и «Как мальчик

кудрявый резва» (А.К.Воронцовой-Дашковай).

Перекликается с ними и стихотворение «Молитва» («Я, матерь божия,

ныне с молитвою …»), в основании которого лежит не религиозный мотив,

заданный в заглавии, а горячее, проникновенное и бескорыстное сочувствие

женщине-человеку:

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость спокойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Таким

образом,

в

любовной

лирике

М.Ю.Лермонтова

можно

выделить несколько мотивов. Одним из них является мотив любви к светской

женщине. Он, в свою очередь, распадается на две составляющие: любовь к

женщине - светской львице и женщине, которая хоть и подвержена влиянию

«света», но еще не утратила таких качеств, как душевность, человечность.

Вторым

мотивом

любовной

лирики

Лермонтова

в

с и лу

осложненности

и

обогащенности

философским

и

политическим

содержанием было величайшее уважение к женщине – другу, товарищу.

Последний мотив, который можно выделить, есть проникновенная и

горячая любовь к женщине-человеку.

3.Домашнее задание.

Выучить одно понравившееся стихотворение.



В раздел образования