Автор: Дмитриева Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №32 им. С. А. Лавочкина"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тема любви в лирике М. Ю.Лермонтова"
Раздел: полное образование
Тема: Основные мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
Цель
урока: раскрыть мотивы
любовной
лирики
М.
Ю.
Лермонтова;
познакомить учащихся с этими стихотворениями.
Эпиграф 1
Презентация «Любовь…»(приложение)
Эпиграф 2
Пускай историю страстей и дел моих
Хранят далекие потомки.
Ход урока.
1.Беседа. Любовь в понимании поэта.
Тема любви – одна из вечных тем поэзии.
Большое значение тема любви имела и в лирике Лермонтова. Этой
теме Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений и занимает одно
из главных мест в творчестве поэта.
Любовь в понимании поэта.
«Люблю,
люблю»
-
постоянный
рефрен
лермонтовской
лирики.
«Никто не мог тебя любить, как я, так пламенно и так чистосердечно» -
скажет он в элегии «Смерть», чтобы вновь и вновь повторять: «Я не могу
другой любить» , «Я все тебя любил и все любил так нежно».
Лермонтовская
любовь
–
это
приговоренность,
осужденность
на
вечность, она превыше всего: «Образ твой всегда повсюду я носить с собою
осужден». И пусть любящего ожидают несчастье, жертвы и сама смерть – все
равно они не отменяют и не разрушают любви. Любовь, - по Лермонтову, -
чувство
первичное,
рождающееся
с
человеком,
несоотносимое
и
несоизмеримое. Оно соизмерят все, но его не измерить ничем. Вот почему
поэт писал:
Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил.
Любовь,
способная
все
существование
человека
«пересилить»
«в
единый миг», «в однообразном северном краю все» в «новый блеск одеть»,
любовь, заключающая в себе весь смысл жизни человека и, как таковая,
равная
человеческому,
протипоставляется
Лермонтовым
небесному
и
божественному, - он готов нарушить «все клятвы, кроме клятв любви». И
принося
свою
клятву
верности,
Лермонтов
говорит
о
ней,
как
о
единственном, чему только и можно верить:
Зови надежду – сновиденьем,
Неправду – истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о, верь моей любви!
Любовь – абсолютный закон бытия, отвергающий все небесное и
противопоставленный ему.
Поэт очень рано отвергает божественное в своих мечтаниях, его идеал
родился на земле, и несет земное как истинное свое достояние:
Не для земли ты создана,
И я могу ль тебя любить?
Земля,
земное
–
вот
истинное
название
лермонтовской
любви,
принимаемое во всем богатстве и во всей бесконечности своих определений.
Лермонтовское
земное
–
земное
в
его
огромности,
в
нем
все
грани
человеческого я, все проявления жизни человека. Эта любовь не изолирует
человека от мира, а возвращает мир человеку и человека миру. Здесь нет и не
может быть бегства от любви, она везде, она во всем, она – сам человек.
Но, возведя любовь в перл человеческого, поэт очень рано ощутил
бесчеловечность
(иначе
говоря
–
«безлюбовность»)
общественных
отношений,
в
которых
протекает
жизнь
человека.
Лермонтовская
поэзия
любви не могла не привести к острому конфликту поэта с окружающим его
обществом. Вот почему тема любви у Лермонтова сразу стала и трагической
и героической. В лермонтовской поэзии любви была вся полнота любовной
стихии: мужество, самоотречение, величие и благородство. Но им трагически
недоставало
ответного
чувства
родственной
души.
Так
родилась
лирика
страданий,
изломов,
сетований
и
проклятий.
Но
за
которыми
вы
явно
ощущаете первородное мужество потрясенного и негодующего сердца.
В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор» изначальные
благородные порывы человеческой души до неузнаваемости изуродованы
глумлением и насмешками над святостью любви.
Лермонтовские стихи – крик поруганной любви о мщении. Но в этом
мщении, в этих приговорах свету живет любовь, живет живой жизнью. Она
не мирится с насилием над ней. В этом суть лермонтовской философии
мщения, порожденного любовью. Ненависть – это активность поруганной
любви. В ненависти любовь стремится к своему возрождению, борется за
себя. Вне ненависти она смиряется и погибает:
Всевышний произнес свой приговор,
Его ничто не переменит;
Меж нами руку мести он простер
И беспристрастно все оценит.
Он знает, и ему лишь можно знать,
Как нежно, пламенно любил я,
Как безответно все, что мог отдать,
Тебе на жертву приносил я .
В ненависти любовь сохраняет свою активность лишь тогда, когда эта
ненависть имеет своим предметом не частность, а общее.
Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное,
рождающееся
с
человеком,
несоотносимое
и
несоизмеримое.
Это
приговоренность, осужденность на вечность, она превыше всего. Любовь
враждебна божеству, она греховна, она наказуема. Любовь никогда не может
существовать
без
ненависти,
эти
два
противоположные
чувства
у
Лермонтова всегда вместе как одно неразделимое целое; и если одно из них
не проявится, то и другое не сможет проявить себя в полной мере и в скором
времени исчезнет.
Любовь, по Лермонтову, чувство, испытывая которое, человек должен
избавиться от одиночества. Но этого не происходит, потому что героиня
никогда не поймет влюбленного в нее героя, никогда не сможет быть с ним
вместе. Поэтому любовь и одиночество всегда сопровождают друг друга.
2
.Основные мотивы любовной лирики.
Стихи
Лермонтова
о
любви,
если
брать
их
в
целом,
ближе
к
подлинной биографии поэта, точнее отражают ее реальные факты, чем его
лирические произведения на другие темы. Отсюда широта содержания этих
стихов, выходящих за пределы своей главной любовной темы и отражающих
всю полноту внутренней жизни героя:
Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я,
И черных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстями;
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперился изумленный,
Ты покачала головой,
Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный .
Циклы любовных стихотворений Лермонтова не выделены им самим, не
вполне ясны по своему составу, но тем не менее очень для него характерны.
Любовные стихи молодого Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной,
Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой ( самый обширный цикл) и Варваре
Лопухиной ( именно этот цикл стихотворений составляет главнейшую часть
любовной лирики поэта). Стихотворения некоторых из этих циклов дают
возможность проследить не только какой-либо отдельный момент любовных
переживаний,
но
и
фазу
общего
развития
его
отношений
с
возлюблено,
например, возникновение его чувства, ее «измену», нарастание его скорби,
вызванное «изменой», охлаждение и так далее (стихи к Н.Ивановой).
В этих стихах преобладают ходячие, условные обозначения женской
красоты («прелестный взор», «чудные глаза», сравнение с мадонной Рафаэля
и
т.
п . ) ,
н о
с к в о з ь
э т и
ш т а м п ы
п р о с в е ч и в а ю т
и
ж и в ы е ,
индивидуализированные образы героинь.
В
стихах,
адресованных
Е.Сушковой,
пунктирно
намечается
ее
светский
облик:
«притворное
вниманье»,
«острота
речей»,
насмешливое
отношение с героем, бездушие (стихотворение «Благодарю!»):
Благодарю!.. вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!
В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!
И обида от этой неразделенной любви пробуждает в герое чувство
гордости и вызывает его на борьбу со своей любовью и с любимой, которую
он не склонен извинять («Взгляни, как мой спокоен взор»):
Смеялась надо мною ты,
И я с презреньем отвечал –
С тех пор сердечной пустоты
Я уж ничем не заменял.
Ничто не сблизит больше нас,
Ничто мне не отдаст покой …
Хоть в сердце шепчет чудный глас:
Я не могу любить другой.
Я жертвовал другим страстям,
Но если первые мечты
Служить не могут снова нам, -
Но чем же их заменишь ты?..
Чем успокоишь жизнь мою,
Когда уж обратила в прах
Мои надежды в сем краю,
А может быть, и в небесах?..
В цикле, связанном с Н.Ивановой, - более серьезном и глубоком, -
женский образ разработан психологически:
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем .
Этот
образ,
так
же
как
и
в
стихах,
обращенных
к
Е.Сушковой,
окружен
легкими
светскими
ассоциациями,
но
не
сопровождается
отрицательной характеристикой. Героиня не понимает героя и в конце концов
«изменяет» ему. Но герой не мстит ей презреньем, пытается подняться над
своей обидой и проанализировать причину своего неуспеха («Всевышний
произнес свой приговор»):
Я знал: то не любовь – и перенес;
Но отгадать не мог я тоже,
Что всех моих надежд, и мук, и слез
Веселый миг тебе дороже!
Будь счастлива несчастием моим
И, услыхав, что я страдаю,
Ты не томись раскаяньем пустым.
Прости! – вот все, что я желаю …
Чем заслужил я, чтоб твоих очей
Затмился свежий блеск слезами?
Ко смеху приучать себя нужней:
Ведь жизнь смеется же над нами!
Этот
цикл
характерен,
наряду
с
чисто
л е рм о н то вс к и м
психологическим
анализом,
трагической
тональностью.
И,
что
особенно
важно, в этом цикле есть намеки на то, что причиной любовной трагедии
являются некоторые особенности героини, сближающие ее с духом светского
общества, и само светское общество («… и мук и слез веселый миг тебе
дороже», «… и слишком ты любезна, чтоб любить», «мы с тобой разлучены
злословием людским» и так далее).
По мнению же С.И.Кормилова, «Н.Ф.Иванова действительно явилась
причиной
не
слишком
благородного
«донжуанства»
Лермонтова»
В
доказательство
приводится
стихотворение
«К
***»,
которое
содержит
программу
дальнейшего
поведения
поэта
с
женщинами,
недостойными
уважения,
и
которое
является
не
любовной
лирикой,
а
декларацией
романтического самоутверждения:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил, -
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Иную характеристику получает женский образ в стихах, относящихся
к
В.Лопухиной.
В
героине
этого
цикла
не
только
не
отмечены
черты,
обычные
для
своего
светского
круга,
но,
наоборот,
она
с
ее
«чудной
простотой» и неспособностью лицемерить скорее противопоставлена идеалу
светской красавицы («Она не гордой красотою…»):
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей .
Герой цикла не случайно называет ее своим товарищем, «лучом-
путеводителем («Мы случайно сведены судьбою …») и своей мадонной –
эпитеты, которые трудно было применить к Е.Сушковой и к Н.Ивановой. В
связи с этим и чувство, рассказанное в стихах к Варваре Лопухиной, -
разделенное и просветленное, - в корне отличалось от скорбной и бесплотной
страсти, окрасившей собой предшествующие любовные циклы Лермонтова.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Количество любовных стихотворений у Лермонтова в зрелый период
меньше, чем в предыдущий.
В этих стихотворениях нет напряжения и подъема большой любви, а
только легкие и благоговейные прикосновения к ней. Она не ослепляет поэта
своим сверканием, силой и славой. В те годы любовь является у Лермонтова
чаще всего как воспоминание о прошлом («1-е января», «Нет, не тебя так
пылко я люблю»):
О грезах юности томим воспоминаньем,
С отрадой тайною и тайным содроганьем …
Как
мелькнувшая
надежда
на
будущее
(«Из-под
таинственной
холодной полумаски …»):
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья
или как мечта, которая создает объективные образы, не имеющие
прямого отношения к поэтической биографии автора. Нередко Лермонтов как
бы
останавливается
на
полдороге
к
любви,
ограничиваясь
любезностью
(«Графиня Эмилия», «К портрету», «А.О.Смирновой»):
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано …
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно …
В
некоторых
лермонтовских
стихотворениях
затаены
намеки
на
какие-то
неотвратимые,
коренящиеся
в
эпохе
причины
неустроенности
любовных отношений. Он находит в любви современных людей господство
случая («Дума»):
И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви …
В послании «Валерик», как и в ранних стихотворениях Лермонтова,
говорится о том, что «забавы света» мешают героине понять рассказчика,
автора
послания.
В
стихотворении
«Отчего»
судьба
возлюбленной
и
ее
счастье целиком связываются с воздействием враждебной среды:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно … потому что весело тебе .
При
этом
лермонтовский
герой
не
всегда
довольствуется
ролью
внутренне непримиренной жертвы общественных условий, препятствующих
его любви, но иногда и восстает против этих условий («Договор»):
Пускай толпа клеймит презреньем
Наш неразгаданный союз,
Пускай людским предубежденьем
Ты лишена семейных уз.
Но перед идолами света
Не гну колени я мои;
Как ты, не знаю в нем предмета
Ни сильной злобы, ни любви.
Как ты, кружусь в веселье шумном,
Не отличая никого:
Делюся с умным и безумным,
Живу для сердца своего .
Не отличается в этом и героиня Лермонтова в таких стихотворениях,
как «Прелестница», «Оправдание»:
И будешь спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролося любовь,
Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоняя,
И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, -
Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю: язвительным упреком
Ты в оный час не помяни .
В
этих
стихотворениях
Лермонтов
создает
образ
вольной,
«беззаконной» подруги героя.
Лермонтов освобождает здесь образы своих героинь от крепостного гнета
любви героя. В лирической группе, о которой идет речь, эти героини уже не
объекты
страсти
или
влюбленности,
а
предмет
широкого
человеческого
интереса и сочувствия. Именно так повернуты портретно-психологические
стихотворения
Лермонтова
«Слепец,
страданьем
вдохновленный»
(«А.Г.Хомутовой»), «На светские цепи» (М.А.Щербатовой) и «Как мальчик
кудрявый резва» (А.К.Воронцовой-Дашковай).
Перекликается с ними и стихотворение «Молитва» («Я, матерь божия,
ныне с молитвою …»), в основании которого лежит не религиозный мотив,
заданный в заглавии, а горячее, проникновенное и бескорыстное сочувствие
женщине-человеку:
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Таким
образом,
в
любовной
лирике
М.Ю.Лермонтова
можно
выделить несколько мотивов. Одним из них является мотив любви к светской
женщине. Он, в свою очередь, распадается на две составляющие: любовь к
женщине - светской львице и женщине, которая хоть и подвержена влиянию
«света», но еще не утратила таких качеств, как душевность, человечность.
Вторым
мотивом
любовной
лирики
Лермонтова
в
с и лу
осложненности
и
обогащенности
философским
и
политическим
содержанием было величайшее уважение к женщине – другу, товарищу.
Последний мотив, который можно выделить, есть проникновенная и
горячая любовь к женщине-человеку.
3.Домашнее задание.
Выучить одно понравившееся стихотворение.