Напоминание

"Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева (к 150–летию открытия Периодического закона)"


Автор: Чесалин Вадим Александрович
Должность: учитель химии
Учебное заведение: филиал МБОУ Пеклинской СОШ Рябчинская СОШ
Населённый пункт: Брянская обл., Дубровский р–н, с. Рябчи
Наименование материала: Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Тема: "Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева (к 150–летию открытия Периодического закона)"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в 8 классе по теме:

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Цель: Изучить

историю,

предпосылки

открытия

Периодического

закона,

его

значение

и

структуру

периодической

системы

химических элементов.

Развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения

с элементами дидактических игр.

Планируемые образовательные результаты:

личностные

1. Воспитывать национальную гордость и патриотизм к своей Родине.

метапредметные:

регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы на

занятии.

2.

Умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

познавательные УУД

1. Продолжать развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, во взаимосвязи химии как науки с

другими

предметами,

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2 . Развивать

мышление

на

основе

исторических

фактов

об

открытии

Периодического

закона

Д.

И.

Менделеева,

связывая

с

современными данными.

3. Формирование и развитие экологического мышления.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем.

коммуникативные УУД

1.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками,

формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3 . Развивать умение осуществлять

поиск

и

использование

информации, выделять главное,

Формировать умения и навыки

пользования ПСХЭ Д. И. Менделеева, для извлечения, заложенной в ней информации.

предметные

1

1. Изучить принцип построения, явление периодичности, периодический закон и периодическую систему химических элементов Д. И.

Менделеева, структуру периодической системы на основе учения о строении атома.

2. Познакомиться с современными вариантами периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. Объяснять причины периодического изменения некоторых свойств химических элементов.

4. Устанавливать физический смысла порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

5. Познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки

Оборудование:

ПСХЭ, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты, ЭОР, фрагменты обучающих фильмов.

Тип занятия:

Открытия нового знания.

Формы организации учебной деятельности:

самостоятельная работа с текстом, карточками, буклетом;

фронтальная;

работа в парах.

Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:

словесные (эвристическая беседа),

наглядные (презентация, видеофрагменты, электронный образовательный ресурсы) на основе познавательной деятельности

частично-поисковый (проблемный);

дедуктивный;

Педагогические приемы:

учебно-организационные (определение цели и задачи занятия, создание благоприятных условий деятельности);

учебно – информационные (эвристическая беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение, просмотр и

анализ видеофрагментов);

учебно

интеллектуальные

(восприятие,

осмысление,

запоминание

информации,

решение

проблемных

задач,

мотивация

деятельности).

Структура и ход занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1.

Организационный

момент.

Приветствие учителя.

10 декабря 2018 г. в Стокгольме Нобелевскую премию по химии

присудили Фрэнсис Арнольд, Джорджу Смиту и Грегори Уинтеру

за работы

по направленной

эволюции

химических

молекул. Эти

достижения позволят создавать новые лекарства.

Каких великих русских ученых-химиков вы знаете?

Проверяют готовность рабочего места,

наличие

учебных

принадлежностей.

Эмоционально настраиваются на урок.

Также делятся своим опытом.

1

2

2.

Постановка

цели

и

задач

урока.

Мотива-

ция

учебной

деятель-

ности

учащихся. Со-

здание

проблемной

ситуации

- Предлагаю вам просмотреть отрывок из документального фильма,

плсвященного жизни и деятельности великого русского ученого Д. И.

Менделеева.

- Скажите, а кто для вас Д. И. Менделеев?

Смотрят

отрывок

из

документального

фильма, Самомотивируются на работу.

Просмотрев

отрывок

из

фильма,

высказывают свою точку зрения, разные

предположения:

Осознают

неполноту

своих

знаний,

чтобы

ответить

на

данный вопрос.

Обобщают имеющийся опыт.

2

3.

О с о з н а н и е

и

формулирование

проблемы

Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

- Как вы считаете, какова цель нашего занятия?

Тема; «Периодический закон и периодическая система химичес-

ких элементов Д. И. Менделеева».

Формулируют цель и тему занятия.

2

4.

Первичное

усвоение

новых знаний.

1. История открытия периодического закона и периодической

системы.

В

начале

занятия

я

предлагаю

вам

познакомиться

с

основными

вехами

жизни

великого

отечественного

ученого-химика

Д.

И.

Менделеева.

Для

этого

поработайте

с

дополнительными

источниками информации.

2. Предпосылки открытия Периодического закона.

Давайте поработаем с модулем «ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева»

3. Три службы Родине.

Давайте

посмотрим

фрагмент

учебного

фильма

«Жизни

и

деятельности

великого

русского

ученого

Д.

И.

Менделеева»

(СЛАЙДЫ 2, 3).

4. Открытие Периодического закона.

В

17

февраля

(1

марта)

1869

г.

Д.

И.

Менделеев

сообщает

на

заседании Русского химического общества о первом варианте своей

системы, озаглавленной “Опыт системы элементов, основанной на

их атомном весе и химическом сходстве”.

Обратите внимание, что в таблице есть четыре пробела. Недостаёт

четырёх элементов с соответствующими значениями атомных масс и

химическими

свойствами.

Тем

самым,

Д.

И.

Менделеев

предсказывает,

что

должны

существовать

еще

неизвестные

элементы.

В

последующем

им

были

разработаны

другие

формы

Р а б о т а ю т

с

д о п о л н и т е л ь н о й

литературой.

Получают

информацию,

в ы д е л я ют

гл а в н о е .

О б с у ж д а ю т

прочитанное.

Высказывают

с во е

мнение.

Работают с модулем ЭОР «ПЗ и ПСХЭ

Д.

И.

Менделеева».

Фиксируют

информацию, анализируют.

Смотрят

отрывок

из

документального

фильма,

Фиксируют

информацию.

Просмотрев

отрывок

из

фильма,

высказывают свою точку зрения, разные

предположения:

Кратко

фиксируют

информацию

об

открытии

Периодического

закона.

А н а л и з и р у ю т

п е р в ы й

в а р и а н т

Периодического закона.

О п р ед е л я ют

от к р ы т ы е

п о з д н е е

х и м и ч е с к и е

э л е м е н т ы ,

н о

предсказанные

Д.

И.

Менделеевым

(сканлий, германий, галлий),.

15

3

периодической таблицы.

На основе периодического закона Менделеев Д. И. объединил химические

элементы в одну общую систему.

Это открытие было результатом его долгих поисков и напряжённой мысли.

Именно

в

этот

день

Менделеев

сделал

свой

первый

набросок

периодической системы, над разработкой и усовершенствованием которой

он впоследствии работал в течение всей жизни.

Периодический закон, открытый Д. И. Менделеевым лёг в основу не только

химии

и

физики,

но

и

в

основу

дальнейшего

развития

всего

естествознания

. (СЛАЙД №4)

В 1984 г. академик В. И. Спицын пишет: «…Первые представления о

строении атомов и природе химической валентности, разработанные

в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств

элементов, установленных с помощью периодического закона».

«Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно

с

ним

исследованиями

соотношений

между

атомными

весами

и

свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность

так

ясно,

как

это

сделал

он.

Предсказание

ещё

неизвестных

элементов,

их

свойств

и

свойств

их

соединений

является

исключительно заслугой Д. И. Менделеева. …Наилучшим образом

он

смог

применить

свой

метод

горизонтальной,

вертикальной

и

диагональной интерполяции в открытой им периодической системе

для предсказания свойств…

В 29.11. (11.12) 1870 г. предсказал существование, вычислил атомные

массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов —

«экаалюминия»

(открыт

в

1875

г.

и

назван

галлием),

«экабора»

(открыт в 1879 г. и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885

г. и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми

элементов.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

4

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Ты знаешь газ легчайший водород

В соединении с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темнобурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Отрывок из стихотворения “Читая Менделеева”

Степан Щипачев

1. Формулировка периодического закона.

“Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от

заряда атомного ядра”.

2. Принцип построения периодической системы.

“Периодическая система построена в порядке возрастания атомной

массы”.

3. Принцип периодичности.

“Периодичность - это повторение химических свойств через каждые

семь элементов на восьмой.

4. Понятие периода.

1. В периодической системе всего 7 периодов, 1,2,3 малые и 4,5,6,7

большие.

2.

Период

начинается

со

щелочного

металла

и

заканчивается

инертным газом.

3 Период – это расположение элементов по горизонтали.

4. Период показывает количество энергетических уровней.

5 Количество элементов в периодах: 1-2, 2-8, 3-8, 4-18, 5-18, 6-32, 7-

28.

6.

В

настоящее

время

в

периодической

системе

находится

116

элементов.

5. Понятие группы.

1. Группа – это расположение элементов по вертикали.

З а п и с ы в а ю т

с о в р е м е н н у ю

формулировку

ПЗ

Д.

И.

Менделеева,

принцип построения, структуру.

5

2.

В

периодической

системе

всего

8

групп,

каждая

группа

подразделяется

на:

главную,

в

которой

происходит

заполнение

электронов

на

внешнем

энергетическом

уровне

и

побочную

в

которой,

происходит

заполнение

предвнешнего

энергетического

уровня.

3.

Группа

показывает

количество

электронов

на

внешнем

энергетическом уровне только в главных подгруппах.

4. Группа показывает наивысшую валентность по кислороду.

5.

Первичная

проверка

понимания

Практическая работа.

1. Перед вами лежат карточки с химическими элементами. Используя

сведения о строении атома и формулировку Периодического закона,

расположите

карточки

химических

элементов

в

определенной

последовательности.

1)

Посчитайте,

через

какой

промежуток

повторяются

элементы

одного семейства?

2) Как бы вы поступите с этими повторяющимися элементами?

3) Внимательно посмотрите на этот ряд, найдите элементы одного

семейства.

4) Как изменяются свойства элементов в горизонтальном ряду?

Давайте посмотрим фрагмент учебного фильма «ПЗ и ПСХЭ Д. И.

Менделеева».

Работают

в

паре.

Устанавливают

з а ко н о м е р н о с т и

и

п р и ч и н н о -

следственные связи на основе строения

атома.

Смотрят

отрывок

из

документального

фильма,

Фиксируют

информацию.

Обобщают имеющуюся информацию.

5

5

6.

Первичное

закрепление.

1. Ниже зашифрована фамилия известного ученого. Запишите их и

название закона, который он открыл. Приведите его формулировку.

Mg, Eu, Na, Dy, Eu, La, Eu, Eu, V

В

учебнике

химии,

изданном

в

1906

г.,

помещена

таблица,

составленная

Д.

И.

Менделеевым.

Сравнитеданную

таблицу

с

современной. Найдите сходства и различия.

Кроссенс.

Работают с анаграммой. Актуализируют

имеющуюся информацию.

Сравнивают,

анализируют,

выявляют

сходства и отличия в их структуре.

Выполняют кроссенс.

5

6

7.

И н ф о р м а ц и я

о

домашнем

задании,

инструктаж

по

его

2

6

выполнению

8.

Рефлексия

(подведение

итогов

занятия)

Продолжи предложение:

1. Сегодня я научился …

2. Своей работой на занятии я …

3. Урок полезен, все понятно _____

Ещё придется потрудиться _______

Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно ______

Да, трудно все-таки учиться _______

Анализируют

и

оценивают

свою

деятельность на занятии.

2

7



В раздел образования