Автор: Трифонова Наталья Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ " ДСКВ №16"
Населённый пункт: город Усинск, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: " Экспериментальное исследование особенностей развития пространственной ориентации у детей с нарушением зрения в музыкально - ритмической деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментальное исследование особенностей развития пространственной
ориентации у детей с нарушением зрения
в музыкально - ритмической деятельности.
Изучением
пространственной
ориентации
у
слабовидящих
дошкольников
занимались
такие
ученые,
как:
Сверлов
В.С.,
Литвак
А.Г.,
Шемякин
Ф.Н.,
Плаксина Л. И., Подколзина Е.Н., Дружинина Л. А. и др.
Плаксина
Л.И.
отмечает,
что
в
результате
нарушения
глазодвигательных
функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы,
величины,
пространственного
расположения
предметов.
Для
дошкольников
с
нарушением
зрения
характерны
недостатки
развития
движений
и
малая
двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные
представления, словесные обозначения пространственных отношений.
Из этого следует, что дети, имеющие нарушенное зрение, часто сталкиваются
с
проблемой
восприятия
окружающего
мира.
Мы
знаем,
что
чаще
всего
полагаемся на зрительные органы, что бы увидеть все, что нас окружает, но
некоторые люди лишены данной возможности, что создает для них определенные
трудности. Очень важно еще в дошкольном возрасте развивать компенсаторные
функции, которые буду возмещать недостатки зрение.
Таким образом, целью проведенного нами исследования явилось теоретическое
обоснование и экспериментальное изучение развития ориентации в пространстве
у детей с нарушением зрения.
Исходя из цели, нами были поставлены и решены следующие задачи:
1.
Проанализировать
научно-
методическую
литературу
по
проблеме
исследования
2. Дать классификацию детей по степени нарушения зрения и зрительным
возможностям
3. Рассмотреть особенности развития музыкально - ритмической деятельности в
старшем дошкольном возрасте
4.
Изучить
особенности
музыкально-
ритмической
деятельности
в
развитии
пространственной ориентировки
5.
Раскрыть
специфику
обучения
детей
с
проблемами
зрения
музыкально-
ритмической деятельности
6. Изучить методики обследования ориентации в пространстве и музыкально-
ритмической деятельности, детей старшего дошкольного возраста
7. Выбрать адекватные методики для обследования детей с нарушением зрения
8. Экспериментально изучить развитие ориентации в пространстве у детей с
проблемами зрения.
Задачи решались с помощью следующих методов: изучение и анализ литературы,
наблюдение, бесед и эксперимент.
Для того, что бы выявить уровень развития ориентации в пространстве у
детей
с
нарушением
зрения
нами
была
использована
методика,
на
основе
специальных
коррекционных
программ
для дошкольников с
тяжелыми
нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. Изучения музыкально-
ритмической деятельности было продиагностировано на основе методик А. Г.
Гогоберидзе,
В.
А.
Деркунской,
И.
П.
Равчеевой. Данные
методики
были
адаптированы с учетом задач исследования. Исследование проводилось на базе
МАДОУ «ДСКВ № 16» г. Усинска. В состав исследуемой группы вошли 6 детей с
функциональными нарушениями зрения.
Нами были изучены особенности развития ориентации в пространстве у детей
старшего
дошкольного
возраста,
и
их
отношение
к
музыкально-ритмической
деятельности.
Мы
предположили,
что
у
детей
с
проблемами
зрения
сложно
формируется ориентация в пространстве, но её можно развивать с помощью
музыкально- ритмических движений, подобранных и адаптированных для детей с
данным нарушением.
Первый этап нашей работы- анализ научно- методической литературы, который
позволил сделать нам следующие выводы:
Во первых, очень важно для детей с проблемами зрения овладеть ориентацией в
пространстве, для того, что бы уметь ориентироваться среди окружающих их
вещей.
Во-вторых, музыкально- ритмическая деятельность дает возможность развивать
ориентацию в пространстве. При правильно поставленной задаче, и пошаговой
реализации, дети с проблемами зрения к 6-7 годам могут овладеть ориентацией в
пространстве, как дети в норме.
Обучение
ориентировки
в
пространстве
осуществляется
по
специально
разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:
- На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле
и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их
пространственной ориентировке «на себя»;
- На втором этапе – дать детям представления о том, что собственное тело
является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть
«от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов,
умение
анализировать
информацию,
полученную
с
помощью
зрения
и
сохраненных
анализаторов,
объединять
ее
в
единый
образ
и
применять
в
практической ориентировке;
-
Третий
этап
–
обучение
детей
моделированию
предметно
практических
построений;
- Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
При
обучении
детей
со
зрительной
патологией
пространственной
ориентировке
необходимо
формировать
потребность
в
самостоятельной
ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
На втором этапе нашей работы был проведен констатирующий эксперимент.
Цель
эксперимента
–
изучение
развития
ориентации
в
пространстве
и
музыкально- ритмической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения.
Для
выявления
уровня
развития
ориентации
в
пространстве,
а
так
же
отношения детей к музыкальным занятиям нами были использованы следующие
методы:
1. Наблюдение за детьми во время музыкального занятия
Цель- изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего
дошкольного возраста на музыку, а также отметить состояние координации
движений.
2. Индивидуальная беседа с каждым ребенком
Цель диагностики: изучить особенности отношения старших дошкольников
к музыкальным занятиям в детском саду.
3. Диагностика ориентировки с помощью слуха
Цель- выявление ориентировки в окружающем пространстве с привлечением
слуха.
4. Исследование пространственного восприятия: оценка расстояния в большом
пространстве, исследование ориентировки относительно себя, ориентировка на
предмете, ориентировка на плоскости листа.
5. Музыкальная диагностика, в которой было необходимо отметить следующее:
- интерес к музыке и музыкальной деятельности, способность к самостоятельным
действиям;
- соответствие ритма движений ритму музыки;
- исполнительская деятельность;
- музыкально творческая деятельность.
По результатам констатирующего эксперимента были получены следующие
результаты:
100
% (6
детей)
владеют
оценкой
расстояния
в
большом
пространстве,
но
испытывают
трудности ориентации
в
нём.
Ориентировкой
относительно себя владеет- 33 % (2 человека из 6), следовательно, недостаточно
сформировано умение ориентироваться на себе у 4 детей, что составило 67%.
Ориентировкой на предмете владеет 1 ребенок из 6, остальные 5 детей, что
составило 83% процента, допускали ошибки во время диагностических заданий.
Необходимо отметить, что у всех детей хорошо развита ориентировка с помощью
слуха. В ходе проведения музыкальной диагностики можно отметить, что 100%
детей, активно учувствуют в музыкальной деятельности, 50% детей на занятиях
предпочитают
музыкально-
ритмическую
деятельность.
Так
же
необходимо
отметить, что все дети владеет музыкально- ритмическими движениями, которые
соответствуют их возрасту.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о наличии у
детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения о
недостаточной
сформированности
ориентации
в
пространстве.
Составленная
нами характеристика о состоянии умений детей ориентироваться на себе и в
окружающем пространстве дополняет существующие научные исследования и
позволяет
в
дальнейшем
перейти
к
моделированию
системы
коррекционно-
педагогической работы с данной категорией лиц.
Библиографический список
1 Бекина, С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;
2 Бюрклен, К. Психология слепых. – М., 1934. С. 200-232.
3
Ветлугина, Н.А.
Музыкальное
воспитание
в
детском
саду
-
М.:
Просвещение,1981;
4
Гогоберидзе,
А.Г.
Теория
и
методика
музыкального
воспитания
детей
дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г.
Гогоберидзе, В.А.Деркунская. —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. —
320 с.
5 Медведева,
Е.А., Комиссарова, Л.Н. и др. Музыкальное воспитание детей с
проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. — 224 с.
6 Равчеева, И. П. Диагносика развития музыкальности на основе интегративных
качествличности дошкольника. - Волгоград: Учитель, 2013- 83 с.
7 Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000. -- с. 1-
126