Напоминание

Географическое положение и история открытия Южной Америки


Автор: Головачева Галина Петровна
Должность: учитель географии 7 класса
Учебное заведение: МООО КОУ Омской области "Адаптивная школа интернат №19"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Географическое положение и история открытия Южной Америки
Раздел: среднее образование





Назад




Урок на тему "Географическое положение и история

открытия Южной Америки". 7-й класс

. География

Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным

приобретением».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при

изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

o

рассмотреть особенности географического положения материка Южная

Америка;

o

сделать выводы о влиянии географического положения материка на его

природу;

o

сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;

o

познакомиться с историей открытия материка.

Развивающие:

o

продолжить формирование умения определять географическое положение

материка;

o

развивать навыки работы с контурными картами, атласом;

o

развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и

различия.

Воспитательные:

o

воспитание любознательности;

o

формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими,

оценивать себя;

o

формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в

процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,

исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический,

оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы,

контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная

система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме

«Южная Америка».

Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного

подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у

учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм

изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно –

гигиенических требований.

Ход урока I. Организационный момент

А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение,

давайте похлопаем ручками и друг другу передадим частичку тепла и доброты. Я передаю

сигнал соседу справа, а он, как только его примет, быстро передаст своему соседу. И таким

образом сигнал, пройдя через каждого из вас, снова дойдет до меня. (Сигналы пошли от

одного к другому)

До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.

Будем работать дружно и быстро достигнем цели, которую мы поставим совместно с вами. В

ходе урока поработаем самостоятельно, в парах и группе.

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового материка. Этот материк известен

своими рекордами: здесь

Протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в

западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира

Титикака.

Находится самый высокий в мире водопад – Анхель.

Самое засушливое место в мире – пустыня Атакама.

Простирается самая большая по площади низменность – Амазонская.

Среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира

Амазонка.

Выращивается 2/3 всего урожая кофе нашей планеты.

А также этот материк известен самым большим жуком титаном и самой маленькой птицей

– колибри, самым большим пауком птицеедом и самой маленькой обезьянкой – карликовой

игрункой и многими другими природными рекордами. Местные жители приручают удавов.

Они ловят мышей, как кошки, и охраняют дом, как собаки.

Объявление темы урока : Это материк… Южная Америка.

Объявление целей и задач урока :

Сегодня на уроке мы продолжим отработать умение определять географическое положение

материка, определим черты сходства и различия в физико-географическом положении

Южной Америки и Африки, сделаем вывод о том, как географическое положение влияет на

природу материка. Выявим такие особенности материка, которые делают его

неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами

исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Южной

Америки.

Как же была открыта Америка? Давайте вспомним историю.

В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос

спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и

безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти

золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и

Португалия. Для того чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть

Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно

было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который задумал, а впоследствии

и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.

Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит

Х.Колумбу, который в 1492 году совершил свое первое плавание. Так мир узнал о

существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная

и Южная Америка.

Но почему, же Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией,

например?

Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения, и не

распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых

земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в

составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание,

заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его

именем «Америка». Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.(слайд 17)

Работа с учебником: на стр. 167-168, прочтите и выясните, какие путешественники внесли

вклад в изучении материка Южная Америка.

Исследователи и

путешественники.

Годы

Что исследовали и открыли?

1. Христофор Колумб

1492 г.

Открытие Нового Света.

2. Америго Веспуччи

начало

XVI

века.

Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии

нового материка, новой части света, которая и

была названа его именем «Америка».

3. Александр Гумбольдт

1799 –

1804 гг.

Описал особенности природы многих территорий,

в том числе высокогорные части материка – Анд,

обосновал идеи высотной поясности в Андах,

описал холодное течение у западных берегов.

4. Григорий Иванович

Лангсдорф, Николай

Григорьевич Рубцов

XIX в.

Изучали природу и население материка.

Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих

пор интересуют ученых.

5. Николай Иванович

Вавилов

1932 –

1933 гг.

Установил на континенте географические центры

древних очагов земледелия и происхождения

некоторых культурных растений.

Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете

открывать материки.

– Какие материки вы уже открыли и изучили? (Африку, Австралию и Антарктиду).

Задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже

изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках,

прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности

прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.) Возможные

варианты характеристик:

Африка:

– экватор проходит почти посередине;

– самый жаркий материк;

– занимает по площади второе место;

– находится самая большая пустыня мира.

Австралия:

– самый сухой материк;

– самый удаленный материк;

– самый малонаселенный материк;

– самый маленький по площади материк.

Антарктида:

самый холодный материк;

– материк, покрытый слоем льда;

– материк открыли Лазарев и Беллинсгаузен;

– на материке нет ни одного государства.

– Какие из характеристик остались невостребованными?

– Для какого материка они подходят?

На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная

Америка.

Южная Америка:

– самый влажный материк;

– расположена самая длинная горная цепь на суше;

– на материке протекает много полноводных рек;

– своими очертаниями материк похож на огромную гроздь винограда. Географическое

положение Южной Америки:

Определите по карте, как расположена Южная Америка относительно экватора, тропиков и

нулевого меридиана.

– Экватор пересекает материк в северной части.

– Большая часть материка расположена в южном полушарии.

– Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном

полушарии.

– Южный тропик пересекает материк почти посередине.

– Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория

будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Работа в тетрадях.

Найдите крайние точки материка, определите их координаты.

Работа в парах с картами атласа. Учащиеся определяют крайние точки, затем они

появляются на слайде.

Северная – м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.; Южная – м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;

Западная – м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.; Восточная – м. Кабу-Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

Определите протяженность территории Южной Америки с севера на юг по700 з. д. и с

запада на восток по экватору.

– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350км

– Протяженность с запада на восток по экватору ~ 3650км.

Подсказка.

Вывод: протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток

(даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут

изменяться с севера на юг.

Используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк.

– Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом,

субтропическом и умеренном климатических поясах.

Вывод: природа Южной Америки довольно разнообразна.

Определите, какие моря и океаны, омывают Южную Америку. Какой из океанов оказывает

большое воздействие на материк? Какие течения есть у берегов материка.

– С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера –

Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана.

Информация для эрудитов: Карибское море (Приложение 2)

Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с

Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому

Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного

побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.

Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и

выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков.

Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на

природу Южной Америки.

– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».

Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной

Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло

самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот

«холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.

Каковы очертания материка?

Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере

вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части

заливы в устьях рек.

Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье

(эстуарий) рек Параны и Уругвая.

Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2)

Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными

заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов

находится Южная Америка? Найдите их на карте.

Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские)

острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов

пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля. Почему пролив получил такое

название?

А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от

Антарктиды?

С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.

Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2)

Практическая работа № 11

«Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной

Америки» .

Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения

Южной Америки и Африки.

Факторы,

определяющие

ФГП материка

Южная Америка

Африка

Вывод о сходстве и

различии ФГП

Отношение к

экватору

Большая часть

материка

расположена в

южном полушарии

Экватор пересекает

материк почти

посередине

Оба материка пересекает

экватор, но Африку он

пересекает посередине.

Большая часть Южной

Америки лежит южнее

экватора

Отношение к

нулевому

меридиану

Находится в

западном

полушарии

Большая часть

материка находится в

восточном полушарии.

Нулевой меридиан

пересекает материк на

западе

Отношение к

другим

материкам

На севере граничит

с Северной

Америкой

На севере граничит с

Евразией

Отношение к

океанам

На востоке

омывается

Атлантическим

океаном, на западе –

Тихим океаном

На западе омывается

Атлантическим

океаном, на востоке –

Индийским океаном

Оба материка

омываются

Атлантическим океаном,

но Африку еще омывает

Индийский, а Южную

Америку – Тихий океан.

Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании

их береговой линии?

Вывод.

III. Закрепление пройденного материала.

Составить характеристику «Южная Америка»

1-я строка –Материк Южная Америка;

2-я строка – два прилагательных;

3-я строка – три глагола;

4-я строка – фраза на тему ;

5-я строка – существительное.

Например:

Южная Америка

Влажная, загадочная

Влечёт, интригует, завораживает

Материк рекордов

Колумб

Или Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма

помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле,

экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и

южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим,

Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал

соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова

Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

IV. Итоги урока

V. Домашнее задание : параграф 31, кроссворд «Географическое положение и история

открытия материка».

VI. Рефлексия

Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в

полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.

Урок понял, могу

самостоятельноохарактер

изовать географическое

положение и историю

открытия Южной

Америки

Урок понял, но не могу

самостоятельноохарактер

изовать географическое

положение и историю

открытия Южной

Америки

Урок понял, могу

самостоятельноохарактер

изовать географическое

положение и историю

открытия Южной

Америки, и научить этому

товарищей



В раздел образования