"Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Черныш Зиля Габдулловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5 "МНОГОПРОФИЛЬНАЯ" Населённый пункт: г.Нефтеюганск ХМАО-Югра Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья" Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного
общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой. Предметом
острой
общественной
тревоги
становится
ухудшение
физиче ского,
психоневрологического,
нравственного
здоровья
детей.
В
настоящее
время
большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в
Российской
Федерации,
относятся
к
категории
детей
с
ограниченными
возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья.
Всё чаще встречается термин «децелерация», обозначающий замедленный темп
развития у детей.
Логопедическая
практика
показывает,
что
с
каждым
годом
увеличивается
количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с
ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также
нарушений
познавательной
деятельности,
характеризуются
нарушением
двигательной
сферы,
ослабленным
здоровьем.
Ограниченные
возможности
здоровья
препятствуют
освоению
образовательных
программ
и
являются
предпосылкой
к
нарушению
взаимодействия
детей
с
окружающим
миром,
обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.
Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна
из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям
Федеральных
Государственных
Стандартов
дошкольного
образования,
особое
внимание
уделяется
организации
инклюзивного
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Вовремя
начатое
и
правильно
организованное
обучение
таких
детей,
укрепление
их
психического
здоровья
позволят
предотвратить
или
минимизировать
вторичные
по
своему
характеру
нарушения, а также способствует их успешной социализации.
Таким
образом,
возникает
необходимость
проведения
комплексной
оздоровительно-коррекционной
работы
с
данной
категорией
детей,
усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также
использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим
актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с
детьми здоровьесберегающих образовательных технологий.
Термин
«здоровьесберегающие
образовательные
технологии»
можно
рассматривать
как
качественную
характеристику
любой
образовательной
технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех
принципов,
приёмов,
методов
педагогической
работы,
которые,
дополняя
традиционные
технологии
обучения
и
воспитания,
наделяют
их
признаком
здоровьесбережения.
Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все
чаще
применяемых
в
специальной
педагогике
и
помогающих
достижению
максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но
и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи
здоровьесберегающие
технологии,
не
требуя
особых
усилий,
оптимизируют
процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего
организма ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В
л о го п е д и ч е с ко й
р а б о т е
п р и м е н я ю т с я
р а з л и ч н ы е
в и д ы
здоровьесберегающих технологий, адаптированные к состоянию дефекта каждого
ребёнка и к поставленным задачам его развития. Наиболее эффективны и часто
используются некоторые методы:
1 .
Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка.
Используется при выполнении артикуляционной гимнастики.
2.
Дыхательная
гимнастика.
Упражнения
дыхательной
гимнастики
направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно
считается наиболее правильным типом дыхания). Целесообразно
использовать
при работе с заикающимися.
3. Су – джок терапия широко используется при автоматизации различных
звуков.
4.
Артикуляционный массаж и самомассаж часто необходим при работе с
детьми, имеющими двигательные нарушения, особенно с детьми с дизартрией.
5.
Кинезеологические
упражнения
называют
«Гимнастикой
для
ума».
Способствуют согласованности деятельности обоих полушарий головного мозга,
что представляет особую сложность у детей с ОВЗ.
Я
предлагаю
вам
определить
своё
эмоциональное
состояние
с
помощью
метода цветотерапии. Закройте глаза и представьте цвет вашего настроения в
данный момент. А теперь откройте глаза и узнайте, что он обозначает.
Шкала цветового диапазона
(по А. Т. Лутошкину)
красный – эмоциональное состояние восторженное;
оранжевый – радостное;
жёлтый – светлое, приятное;
зелёный – спокойное, ровное;
синий - лёгкая тревожность;
фиолетовый – тревожное, тоскливое;
чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.
Таким
образом,
здоровьесберегающие
технологии
наряду
с
комплексной
корреционно- логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся
недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым
полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть
свободным, радостным, счастливым!