Автор: Кехтер Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полтавский детский сад "Берёзка" Полтавского района Омской области
Населённый пункт: р.п.Полтавка
Наименование материала: кружковая работа по экспериментальной деятельности
Тема: "Маленькие учёные"
Раздел: дошкольное образование
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Полтавский детский сад «Полтавский детский сад
«Березка» «Березка»
___________ Григорян О.В. __________ Авакян С.Н.
«___» _________2018 г. «___» _________2018 г.
Программа кружковой работы
по экспериментальной деятельности
«Маленькие учёные»
в подготовительной группе (6-7 лет)
на 2018-2019 учебный год
Разработала: воспитатель
Кехтер Татьяна Алексеевна
2018 г.
Пояснительная записка
Одним из основных принципов Федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
является
формирование познавательных интересов и познавательных действий
реб
ѐ
нка
через
его
включение
в
различные
виды
деятельности.
Формирование
у
дошкольников
познавательного
интереса
в
различных
областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач
развития
дошкольника. Именно
уровень
развития
познавательной
деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной
программы.
Познавательные
интересы
формируются
не
сразу,
поэтому
необходимо
уделять
должное
внимание
их
развитию
в
дошкольном
детстве.
Важно
развить
у
дошкольника
внимание,
мышление,
речь,
пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать
открытия и удивляться им.
С
самого
рождения
детей
окружают
различные
явления
неживой
природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с
интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и
явления
неживой
природы
входят
в
их
жизнедеятельность,
являются
объектами
наблюдения
и
игры.
Это
обстоятельство
делает
возможным
систематическое
и
целенаправленное
ознакомление
детей
с
явлениями
окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста
является
наглядно-действенным
и
наглядно-образным.
Следовательно,
процесс
обучения
и
воспитания
в
детском
саду
в
основном
должен
строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно
важно
соблюдать
при
осуществлении
естественнонаучного
и
экологического образования.
На
сегодняшний
день
особую
популярность
приобретает
детское
экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях
с
другими
объектами
и
со
средой
обитания.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на
развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и
укрепление
здоровья
за
счет
повышения
общего
уровня
двигательной
активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость
совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном,
формулировать
обнаруженные
закономерности
и
выводы
стимулирует
развитие
речи.
Задача
педагога
в
процессе
экспериментальной
деятельности
–
связать
результаты
исследовательской
работы
с
практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести
их
к
пониманию
природных
закономерностей,
основ
экологически
грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной,
интересной
и
адекватной
возрасту
экспериментально-исследовательской
деятельности
для
формирования
естественнонаучных
представлений
дошкольников.
Исследовательская
технология
как
специально
-
организованная
деятельность
способствует
становлению
целостной
картины
мира
и
познанию
окружающей
действительности
дошкольника.
Изучение
особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют
задачу
экспериментально
-
исследовательской
деятельности.
Эта
технология является ведущим творчеством дошкольника.
В
дошкольном
учреждении,
создавая
уголок
для
детского
экспериментирования,
воспитатель
создает
атмосферу
творческого
единодушия, где каждый ребенок может найти дело по своим интересам и
способностям.
В
исследовательской
деятельности,
как
и
в
любом
творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует
себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему
процессу.
В исследовательской деятельности особое внимание уделяется:
постановке цели проводимого эксперимента, предвидении способов его
достижения
и
слежением
за
протекающим
процессом
деятельности,
включающим
в
себя
взаимодействие
интеллектуальных,
волевых
и
эмоциональных
проявлениях
личности.
Каждый
из
этих
элементов
является
необходимым
и
целостным
компонентом
экспериментального
процесса.
Для эффективного развития познавательной активности старших
дошкольников
необходимы
новые
подходы,
игры,
упражнения,
направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем.
Такими приемами обладает технология решения творческих задач (ТРИЗ).
Эта
технология
позволяет
формировать
единую
гармоничную,
научно
обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха,
взаимообмена мнений.
Использование технологии проблемного обучения в работе с
дошкольниками по экспериментальной деятельности положительно влияет
на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и
способностей.
Способствует
формированию
у
дошкольников
таких
качеств, как способность планировать свои действия, направленные на
достижение
конкретной
цели,
способность
применять
самостоятельно
усвоенные
знания
и
способы
деятельности
для
решения
новых
задач
(проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и
мультимедийные
средства
обучения,
что
стимулирует
познавательный
интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ
воспитателя
о
каких-то
объектах
или
явлениях,
а
посмотреть
на
них
собственными
глазами.
Насколько
захватывающие
картинки
можно
увидеть
на
экране
с
помощью
мультимедийной
презентации,
какие
удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства
очень
увлекательны.
Однажды
заинтересовавшись
ими,
ребенок
может
пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы
деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты
оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
При
оценке
сформированности навыков
экспериментальной
деятельности
у
детей интересны
не
количественные,
а
качественные
показатели.
Поэтому
я
воспользовалась
методиками,
разработанными
Л.И. Прохоровой «Выбор деятельности» (определение навыка ОЭД
«мотивационная готовность»), «Маленький исследователь»
(определение
навыка ОЭД «целеполагание», «планирование»); Н.В.Ковалёвой «Радости
и огорчения» (определение навыка ОЭД «умение делать выводы, обобщать,
анализировать»).
Цель программы:
Способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство
с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развивать
наблюдательность,
умение
сравнивать,
анализировать,
обобщать, устанавливать
причинно-следственные
зависимости,
умение делать выводы.
3.Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при
проведении игр-экспериментов.
4.Создавать условия для развития интеллектуальных, познавательных
способностей
ребенка, развивать мотивацию к исследовательской
деятельности и творчеству.
5.Развивать
коммуникативность,
самостоятельность,
наблюдательность,
элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
6.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
7.
Побуждать
детей
к
соблюдению
правил
техники
безопасности
при
проведении экспериментов.
Основное оборудование:
Приборы – помощники:
увеличительные стекла, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья
деревьев, семена.
Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито,
свечи.
Ожидаемые результаты:
-
дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать
выводы, связанные с различными природными явлениями;
-предполагается
формирование
у
воспитанников
устойчивых
естественнонаучных
знаний
и
представлений,
формирование
исследовательских
умений,
а
также
самостоятельности
в
процессе
экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Направленность программы «Маленькие учёные» является научно -
познавательной,
по
форме
организации
-
кружковой,
по
времени
реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине
дня, продолжительность: 30 минут. Всего 36 занятий в год.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует
первоначальные
исследовательские
умения
старших
дошкольников,
включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности
воспитателя и детей.
Перспективное планирование
познавательно-исследовательской деятельности детей
в подготовительной группе
№
Тема
Задачи
Материал
Литература
Сентябрь
Тема: «Орган слуха и обоняния»
1
«Наши
помощники»
Опыт: «Слушай
во все уши»
1.Дать детям представление об органах
слуха – ухо (улавливает и различает
звуки, слова и т.д.). Познакомить со
строением уха человека и животного,
уточнить, что уши у всех разные.
2.Формировать умение при помощи
опытов различать силу, высоту, тембр
звуков.
3.Закрепить знания о правилах ухода
за ушами, составить коллективные
рекомендации по предупреждению
нарушения слуха.
Схема человеческого
уха, картинки
животных (слона,
зайца, волка), д/и
«Определи по звуку»,
гитара, бумажные
листы на каждого
ребенка, баночки с
разными предметами
(скрепки, деревянные
палочки, поролон,
песок, аудиозапись со
звуками леса, реки,
птиц и т.д.
Мой организм.
Авт.-сост.
Козлова С.А. –
М., 2013 г.,
с.58.
2
Опыт: «Как мы
чувствуем
запахи?»
1.Познакомить детей с особенностями
работы органа обоняния – носа, органа
позволяющего определить запахи,
сравнить с особенностями восприятия
запахов некоторыми животными.
2.Сформировать вместе с детьми
рекомендации по охране этого важного
органа.
3.Способствовать формированию
эмоционально-положительного
отношения к процессу
экспериментирования.
Продукты с явно
выраженными
характерными
запахами (чеснок, лук,
перец и т.д.),
матерчатые мешочки,
туалетное мыло,
флакончик из-под
духов, картинки
животных (утконоса,
лисы).
Мой
организм /Авт.-
сост. Козлова
С.А. – М., 2013
г., с.71.
Октябрь
Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»
1
«Знакомство со
свойствами
воздуха»
1.Продолжать знакомить детей со
свойствами воздуха и его ролью в
жизни человека, растений, животных.
2.Опытническим путем закрепить
Воздушные шары на
каждого ребенка, банка
с водой, стаканчики и
соломинки, свистки,
Волчкова В.Н.
Познавательно
е развитие. –
Воронеж, 2014
Опыты: «Где
теплее?»,
«Подводная
лодка»,
«Упрямый
воздух», «Что
быстрее?»
знания детей о воздухе.
3.Воспитывать интерес к окружающей
жизни, любознательность.
1.Дать представление о том, что воздух
легче воды; он может вытеснить воду и
что теплый воздух легче холодного и
поднимается вверх.
2.Развивать умение делать выводы.
3.Воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
бутылки, небольшие
листочки бумаги,
духовые инструменты.
Два термометра,
посуда с горячей
водой; изогнутая
трубка для коктейля,
прозрачные
пластиковые стаканы,
емкость с водой;
пипетки, шприц,
подкрашенная вода;
два листа бумаги
г., с.159.
Дыбина О. В.
Неизведанное
рядом с. 43
2
«Может ли
растение
дышать?»
Опыты: Нужен
ли корешкам
воздух? Есть
ли у растений
органы
дыхания?
1.Формировать умение выявлять
потребность растения в воздухе,
дыхании.
2.Выяснить, как происходит процесс
дыхания у растений.
3.Развивать умение выслушивать
ответы сверстников, не перебивая их.
Прозрачная емкость с
водой, лист на длинном
черешке или стебельке,
трубочка для коктейля,
лупа
.
Дыбина О.В.
«Неизведанное
рядом» с.28
3
«Почему листья
осенью
опадают?»
Опыт: Вверх к
листочкам, Как
увидеть
движение воды
через корешки?
1.Формировать умение устанавливать
зависимость роста и развития
растений от поступления влаги в корни
растений.
2.Выявить в процессе проведения
опыта потребность растения в воде.
3.Развивать умение делать выводы.
Губки, деревянные
бруски, емкости с
водой, опавшие листья.
Дыбина О.В.
«Неизведанное
рядом» с.33-34
4
«Вода –
растворитель»
1.Уточнить знания детей о значении
воды в жизни человека.
2.Закрепить свойства воды – вода
растворитель.
3.Развивать навыки лабораторных
опытов, по схемам – закрепить умение
работать с прозрачной стеклянной
посудой, соблюдая правила техники
безопасности с незнакомыми
растворами.
Прозрачные сосуды
цилиндрической
формы разного сечения
(узкие, широкие),
сосуды фигурной
формы, стеклянные
воронки и стеклянные
палочки,
фильтрованная бумага,
лупа, сахар, соль,
настойка календулы
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– М., 2015,
с.41-42.
или ромашки, настой
мяты, растительное
масло.
Ноябрь.
Тема: «Магнетизм»
1
«Магнит –
фокусник»
Опыт: «Мы –
фокусники».
1.Познакомить детей с магнитом, его
свойствами.
2.Пронаблюдать взаимодействие
магнита с разными материалами и
веществами.
3. Развивать стремление к познанию
через экспериментально-
исследовательскую деятельность.
Магнит, мелкие
кусочки бумаги,
пластмасса, ткань,
стакан с водой, емкость
с песком, скрепки,
мелкие проволочки.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников .
– М., 2015,
с.48-49.,
2
«Сила
тяготения»
Опыт: «Почему
все падает на
землю»
1.Дать детям представление о
существовании невидимой силы –
силы тяготения, которая притягивает
предметы и любые тела к Земле.
2.Развивать умение делать выводы.
3.Воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
Глобус, небьющиеся,
разные по весу
предметы: листы
бумаги, шишки, детали
от конструктора
(пластмассовые,
деревянные,
металлические), мячи.
Дыбина О.В.
«Неизведанное
рядом»,стр.51
3
« Хитрости
инерции»
1.
Познакомить детей с физическим
явлением – инерцией.
2.Показать возможность практического
использования инерции в
повседневной жизни.
3.
Развивать умение выдвигать
гипотезу, защищать свое мнение
.
Игрушечные машины,
небольшие резиновые
и пластмассовые
игрушки, открытки,
монеты, стаканы с
водой, сырое и вареное
яйцо.
Картотека
воспитателя
4
«Что мы знаем о
времени»
1.Дать понятие «время», объяснить
смену дня и ночи, смену времен года.
2.Закрепить понятие «беречь время».
3.Развивать навыки использования в
речи слов, обозначающих
временные категории.
Глобус, теллурием,
свеча, сосуд с водой,
макет солнечных часов,
разные виды часов,
картинки с
изображением времен
Электронная
презентация
«Детям о
времени».
года, схема «Измерение
времени делами»
Декабрь
Тема: « Вещество. Камни»
1
«Знакомство с
камнями.
Какими бывают
камни?»
1.Дать представление о том, что камни
бывают речными и морскими, что
многие камни очень твердые и
прочные, поэтому их широко
используют в строительстве зданий,
мостов, дорог.
2. Познакомить с ценными камнями,
которые используются для украшения
построек и изготовления памятников,
сувениров (гранит, мрамор).
3.Развивать умение делать выводы,
отстаивать свою точку зрения.
Наборы речных и
морских камней; сосуд
с водой, лупа; салфетки
на каждого ребенка,
пластилин; керамзит,
гранит, лимон,
кремень, сахар, соль;
«Ящик ощущений» .
фото: памятник
А.С.Пушкину,
Памятник
неизвестному солдату
и т.д.
Рыжова Н. А.
«Что у нас под
ногами» с. 77,
Николаева С.Н.
Ознакомление
дошкольников
с неживой
природой – М.,
2013 г., с.23
2
«Живые
камни»
Опыт: «Что есть
в почве?»
1.Познакомить с камнями,
происхождение которых связано с
живыми организмами, с древними
ископаемыми
.
2. Побуждать детей выражать словами
свои тактильные ощущения.
3.Закрепить навыки работы с
увеличительными приборами.
Мел, известняк,
жемчуг, каменный
уголь, разные ракушки,
кораллы. Рисунки
папоротников, хвощей,
древнего леса, лупы,
толстое стекло,
янтарь.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом с.38
3
«Как
появляются
горы?»
«Извержение
вулкана».
1.Познакомить детей с причиной
образования гор: движение земной
коры, вулканическим происхождением
гор.
2.Развивать умение детей делать
выводы.
3. Соблюдать технику безопасности
при проведении опытов.
Иллюстрация с
изображением вулкана,
модель вулкана, сода,
уксус, сухая краска,
пипетка.
Тугушева Г.П.
«Эксперимента
ль-ная
деятельность»
стр. 87-91
4
«Твердая вода.
Почему
айсберги не
тонут?»
1.Дать детям представление о
взаимосвязях, существующих в
природе, о пустыне.
2.Формировать умение устанавливать
зависимость внешнего вида животного
от факторов неживой природы.
3.Развивать способность делать
умозаключения, анализировать,
сравнивать, классифицировать.
Таз с водой,
пластмассовая рыбка,
куски льда разного
размера, разные по
форме и размеру
емкости, кораблик,
иллюстрации с
изображение
айсбергов.
Тугушева Г.П.
«Эксперимента
льная
деятельность»
стр. 78-85.
Январь
Тема: «Вещество. Песок и глина»
1
«Если зимушка
пришла, много
снега принесла»
Опыты: «Какие
свойства»,
«Твердые -
жидкие»
1.Формировать представление об
агрегатных состояниях воды (лед,
жидкость, пар).
2.Развивать умение сравнить свойства
воды, льда, снега, выявлять
особенности их взаимодействия.
3.Поддерживать интерес к
опытнической работе .
Ёмкости со снегом,
водой, льдом;
пластилин, свеча,
баночка для тушения
свечи, металлическая
тарелочка.
Дыбина О.В.
«Неизведанное
рядом» стр. 42,
54.
2
«Огонь – друг
или враг»
Опыты: 1. Как
первобытные
люди добывали
огонь?
2. Человек
подчинил себе
огонь.
3. Чем тушить
огонь? Свеча в
баке.
1.
Расширять знания детей о жизни
древнего человека, об открытии
человеком огня.
2. Познакомить со способами тушения
пожара.
3.Учить соблюдению правил
безопасности при проведении
опытов.
Камни, свеча, банка,
бутылка с отрезанным
дном, спички,
зажигалка
.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– М., 2015,
с.145.
3
«Кто как видит »
Эксперимент:
1. Одинаково ли
видят оба глаза.
2. Как видят
заяц и птица.
3. Какие глаза
видят лучше:
большие или
маленькие?
4. Как видит
крот?
1.Путем экспериментирования
установить, как видят человек и
некоторые животные, проследить
зависимость особенностей зрения
животных от среды их обитания и
образа жизни.
2.Проследить зависимость
особенностей зрения животных от
среды обитания и образа жизни.
3.Воспитывать бережное отношение к
своему зрению, соблюдать меры
предосторожности и правила ухода за
ними.
Повязка для глаз,
прозрачная банка с
водой, в которой
находятся мелкие
предметы; зеркало,
фотографии животных.
Презентация
по теме
Февраль
Тема: «В мире электричества»
1
«Как увидеть и
услышать
электричество»
Опыты: «Чудо
прическа»,
«Волшебные
шары»,
«Вертушка»
1.Познакомить детей с
электричеством, как особой формой
энергии.
2.Развивать познавательную
активность ребенка в процессе
знакомства с явлениями электричества,
с его историей. 3.Формировать основы
безопасности при взаимодействии с
электричеством.
Воздушный шарик,
ножницы, салфетки,
линейка, расчески,
пластилин, большая
металлическая скрепка,
шерстяная ткань,
прозрачная
пластмассовая
салфетка, зеркало,
вода, антистатик.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– М., 2015, с.98
- 100.
2
«Почему горит
фонарик?»
1.
Уточнить представления детей о
значении электричества для людей.
2.Познакомить с батарейкой –
хранителем электричества – и
способом использования лимона в
качестве батарейки.
3.
Картинка с
изображением
электрического ската,
коллаж
«Электричество вокруг
нас», карманный
фонарик, лампочка для
фонарика, 6-8 лимонов,
медная изолированная
проволока, скрепки,
иголка.
Тугушева Г.П.
«Эксперимента
льная
деятельность»
№ 29,стр.110
3
«Электро-
приборы»
1.Формировать представление о
материалах, проводящих
электрический ток (металлы, вода) и
изоляторах – материалах вообще не
проводящих электричество (дерево,
стекло и др.).
2.Познакомить с устройством
некоторых электрических приборов
(фен, настольная лампа).
3.Совершенствовать опыт безопасного
использования электрических
приборов (нельзя прикасаться к
оголенным проводам, вставлять в
розетку металлические предметы с
электрическими проводами, можно
взаимодействовать только сухими
Дерево, стекло, резина,
пластмасса,
металлические
предметы, вода,
электроприборы.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.40.
руками).
4
«Радуга в
небе»
1.Познакомить детей со свойствами
света превращаться в радужный
спектр.
2.Расширять представления детей о
смешении цветов, составляющих
белый цвет.
3.Упражнять в изготовлении мыльных
пузырей по схеме – алгоритму.
Стеклянная призма,
картинка «радуга»,
мыло в куске, жидкое
мыло, чайные ложки,
пластмассовые
стаканы, палочки с
кольцом на конце,
миски, зеркала.
Картотека
воспитателя
Март
Тема: «В царстве растений»
1
«Первоцветы.
Как растут
растения?»
Опыт: «Что
внутри?»;
«Вверх к
листочкам»
1.Обобщить представления о росте и
развитии растений.
2.Формировать умение устанавливать
связь между ростом растений и их
потребностями в различных условиях
среды.
3. Учить быть внимательным и
заботливым по отношению к
растениям.
Стебель моркови,
петрушки, деревянные
бруски, лупа, емкость с
водой, срезанные ветви
деревьев.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.34.
2
«Где растения
любят жить?»
Опыт: «Где
растения
быстрее получат
воду», «Хватает
ли света?»
1.Углубить представления о растениях,
о существовании их в разных
экосистемах – в пустыне, океанах,
горах, тундре.
2.Способствовать установлению
причинно – следственных связей на
основе понимания зависимости
жизнедеятельности растений от
условий окружающей среды.
3.Развивать умение сравнивать,
анализировать.
Горшки с растениями,
воронки, стеклянные
палочки, прозрачная
емкость, вода, вата,
лупа.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.38.
3
«О чем поют
весной птицы?»
«Как утроены
перья у птиц?»
1.Уточнить и расширить
представления о перелетных птицах,
об их жизни в весенний период.
2.Рассмотреть строение птичьего пера.
3.Развивать способность делать
умозаключения, анализировать,
сравнивать.
Перья куриные,
гусиные, лупа, замок-
молния, свеча, волос,
пинцет.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.40
4
«Кто как гнездо
вьет?»
Опыт: «У кого
какой клюв»
1. Расширить представления о месте
обитания птиц, о видах гнезд и их
размещении
2. Формировать умение устанавливать
зависимость между характером
питания и некоторыми особенностями
внешнего вида птиц.
3.Развивать интерес к жизни птиц.
Плотный ком земли
или глины, муляжи
клювов из разных
материалов, емкости с
водой, мелкие легкие
камешки, кора
деревьев, зернышки,
крошки.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.32, 40
Апрель
Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»
1
«Солнце, Земля
и другие
планеты»
1.Дать детям первоначальные
представления о строении Солнечной
Системы, о смене дня и ночи.
2.
Развивать умение детей ясно
выражать свои мысли.
3. Развивать любознательность.
Настольная лампа,
шары, схема
Солнечной системы.
Гризик Т.И.
Познаю мир. –
М., 2014 г.,
с.136.
2
«Этот
загадочный
космос»
Опыт:
«Темный
космос», «На
орбите»
1.Познакомить детей с символикой
созвездий.
2.Расширять представления о
профессии космонавта.
3.Активизировать словарный запас:
космос, космонавт, космическая
невесомость.
Фотографии космоса,
Солнечной системы,
Ю.Гагарина,
космических кораблей.
Фонарик, стол,
линейка; ведерко,
шарик, веревка.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.55-56
3
Опыт:
«Вращение
Земли вокруг
Солнца»
1.Уточнить представления о солнечной
системе, о названии планет, их
расположении.
2.Совершенствовать умение детей
отражать в речи результаты
экспериментирования .
3. Развивать умение анализировать и
сравнивать.
Два мяча разного
размера
Картотека
опытов и
экспериментов
4
«Рукотворный
мир»
Опыт:
1
.
Расширять представления детей о
свойствах бумаги, стекла, ткани,
Предметы из
различных материалов,
эл.презентация.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
«Родственники
стекла», «Мир
вещей».
пластмассы, металла.
2.Совершенствовать умение детей
различать природные объекты и
предметы, сделанные руками человека.
3.Развивать умение сравнивать,
анализировать, делать простейшие
выводы.
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников.
– с.59
Май
Тема: «Свет и цвет»
1
«Откуда радуга
берется?».
Опыт: «Как
увидеть
радугу?»,
«Мыльные
пузыри».
1.Познакомить детей с солнечной
энергией и особенностями ее
проявления.
2. Развивать поисковую активность
через экспериментирование и
практическую деятельность.
3.Воспитывать интерес к познанию
закономерностей, существующих в
неживой природе.
Пульверизатор,
фонарик, лист белой
бумаги, хрустальный
стакан, трехгранная
призма.
Дыбина О.В.
Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты и
эксперименты
для
дошкольников .
– М., 2015,
с.150.
2
«Свет вокруг
нас».
1.Дать детям представление о свете.
2.Формировать умение определять
принадлежность источников света к
природному или рукотворному миру,
их назначение.
3.Обогащать и активизировать словарь
детей.
Картинки с
изображением
источников света
(солнце, луна, звезды,
месяц, светлячок,
костер, лампа.
Игрушечный фонарик
и несколько предметов,
которые не дают
света.
Картотека
воспитателя