Напоминание

"Маленькие учёные"


Автор: Кехтер Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полтавский детский сад "Берёзка" Полтавского района Омской области
Населённый пункт: р.п.Полтавка
Наименование материала: кружковая работа по экспериментальной деятельности
Тема: "Маленькие учёные"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Согласовано» «Утверждаю»

Старший воспитатель Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Полтавский детский сад «Полтавский детский сад

«Березка» «Березка»

___________ Григорян О.В. __________ Авакян С.Н.

«___» _________2018 г. «___» _________2018 г.

Программа кружковой работы

по экспериментальной деятельности

«Маленькие учёные»

в подготовительной группе (6-7 лет)

на 2018-2019 учебный год

Разработала: воспитатель

Кехтер Татьяна Алексеевна

2018 г.

Пояснительная записка

Одним из основных принципов Федерального государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

является

формирование познавательных интересов и познавательных действий

реб

ѐ

нка

через

его

включение

в

различные

виды

деятельности.

Формирование

у

дошкольников

познавательного

интереса

в

различных

областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач

развития

дошкольника. Именно

уровень

развития

познавательной

деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной

программы.

Познавательные

интересы

формируются

не

сразу,

поэтому

необходимо

уделять

должное

внимание

их

развитию

в

дошкольном

детстве.

Важно

развить

у

дошкольника

внимание,

мышление,

речь,

пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать

открытия и удивляться им.

С

самого

рождения

детей

окружают

различные

явления

неживой

природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с

интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и

явления

неживой

природы

входят

в

их

жизнедеятельность,

являются

объектами

наблюдения

и

игры.

Это

обстоятельство

делает

возможным

систематическое

и

целенаправленное

ознакомление

детей

с

явлениями

окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста

является

наглядно-действенным

и

наглядно-образным.

Следовательно,

процесс

обучения

и

воспитания

в

детском

саду

в

основном

должен

строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно

важно

соблюдать

при

осуществлении

естественнонаучного

и

экологического образования.

На

сегодняшний

день

особую

популярность

приобретает

детское

экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях

с

другими

объектами

и

со

средой

обитания.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на

развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и

укрепление

здоровья

за

счет

повышения

общего

уровня

двигательной

активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,

активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает

необходимость

совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения

и

классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном,

формулировать

обнаруженные

закономерности

и

выводы

стимулирует

развитие

речи.

Задача

педагога

в

процессе

экспериментальной

деятельности

связать

результаты

исследовательской

работы

с

практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести

их

к

пониманию

природных

закономерностей,

основ

экологически

грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Ведущая идея программы заключается в организации посильной,

интересной

и

адекватной

возрасту

экспериментально-исследовательской

деятельности

для

формирования

естественнонаучных

представлений

дошкольников.

Исследовательская

технология

как

специально

-

организованная

деятельность

способствует

становлению

целостной

картины

мира

и

познанию

окружающей

действительности

дошкольника.

Изучение

особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют

задачу

экспериментально

-

исследовательской

деятельности.

Эта

технология является ведущим творчеством дошкольника.

В

дошкольном

учреждении,

создавая

уголок

для

детского

экспериментирования,

воспитатель

создает

атмосферу

творческого

единодушия, где каждый ребенок может найти дело по своим интересам и

способностям.

В

исследовательской

деятельности,

как

и

в

любом

творчестве, существует пространство свободы, где ребенок самореализует

себя. Это проявляется в деятельности и развивается согласно текущему

процессу.

В исследовательской деятельности особое внимание уделяется:

постановке цели проводимого эксперимента, предвидении способов его

достижения

и

слежением

за

протекающим

процессом

деятельности,

включающим

в

себя

взаимодействие

интеллектуальных,

волевых

и

эмоциональных

проявлениях

личности.

Каждый

из

этих

элементов

является

необходимым

и

целостным

компонентом

экспериментального

процесса.

Для эффективного развития познавательной активности старших

дошкольников

необходимы

новые

подходы,

игры,

упражнения,

направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем.

Такими приемами обладает технология решения творческих задач (ТРИЗ).

Эта

технология

позволяет

формировать

единую

гармоничную,

научно

обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха,

взаимообмена мнений.

Использование технологии проблемного обучения в работе с

дошкольниками по экспериментальной деятельности положительно влияет

на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и

способностей.

Способствует

формированию

у

дошкольников

таких

качеств, как способность планировать свои действия, направленные на

достижение

конкретной

цели,

способность

применять

самостоятельно

усвоенные

знания

и

способы

деятельности

для

решения

новых

задач

(проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребенком.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и

мультимедийные

средства

обучения,

что

стимулирует

познавательный

интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ

воспитателя

о

каких-то

объектах

или

явлениях,

а

посмотреть

на

них

собственными

глазами.

Насколько

захватывающие

картинки

можно

увидеть

на

экране

с

помощью

мультимедийной

презентации,

какие

удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.

Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства

очень

увлекательны.

Однажды

заинтересовавшись

ими,

ребенок

может

пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы

деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты

оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

При

оценке

сформированности навыков

экспериментальной

деятельности

у

детей интересны

не

количественные,

а

качественные

показатели.

Поэтому

я

воспользовалась

методиками,

разработанными

Л.И. Прохоровой «Выбор деятельности» (определение навыка ОЭД

«мотивационная готовность»), «Маленький исследователь»

(определение

навыка ОЭД «целеполагание», «планирование»); Н.В.Ковалёвой «Радости

и огорчения» (определение навыка ОЭД «умение делать выводы, обобщать,

анализировать»).

Цель программы:

Способствовать

развитию

у

детей

познавательной

активности,

любознательности,

стремления

к

самостоятельному

познанию

и

размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство

с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Развивать

наблюдательность,

умение

сравнивать,

анализировать,

обобщать, устанавливать

причинно-следственные

зависимости,

умение делать выводы.

3.Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при

проведении игр-экспериментов.

4.Создавать условия для развития интеллектуальных, познавательных

способностей

ребенка, развивать мотивацию к исследовательской

деятельности и творчеству.

5.Развивать

коммуникативность,

самостоятельность,

наблюдательность,

элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

6.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

7.

Побуждать

детей

к

соблюдению

правил

техники

безопасности

при

проведении экспериментов.

Основное оборудование:

Приборы – помощники:

увеличительные стекла, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья

деревьев, семена.

Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито,

свечи.

Ожидаемые результаты:

-

дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать

выводы, связанные с различными природными явлениями;

-предполагается

формирование

у

воспитанников

устойчивых

естественнонаучных

знаний

и

представлений,

формирование

исследовательских

умений,

а

также

самостоятельности

в

процессе

экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Направленность программы «Маленькие учёные» является научно -

познавательной,

по

форме

организации

-

кружковой,

по

времени

реализации –1 год. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине

дня, продолжительность: 30 минут. Всего 36 занятий в год.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует

первоначальные

исследовательские

умения

старших

дошкольников,

включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности

воспитателя и детей.

Перспективное планирование

познавательно-исследовательской деятельности детей

в подготовительной группе

Тема

Задачи

Материал

Литература

Сентябрь

Тема: «Орган слуха и обоняния»

1

«Наши

помощники»

Опыт: «Слушай

во все уши»

1.Дать детям представление об органах

слуха – ухо (улавливает и различает

звуки, слова и т.д.). Познакомить со

строением уха человека и животного,

уточнить, что уши у всех разные.

2.Формировать умение при помощи

опытов различать силу, высоту, тембр

звуков.

3.Закрепить знания о правилах ухода

за ушами, составить коллективные

рекомендации по предупреждению

нарушения слуха.

Схема человеческого

уха, картинки

животных (слона,

зайца, волка), д/и

«Определи по звуку»,

гитара, бумажные

листы на каждого

ребенка, баночки с

разными предметами

(скрепки, деревянные

палочки, поролон,

песок, аудиозапись со

звуками леса, реки,

птиц и т.д.

Мой организм.

Авт.-сост.

Козлова С.А. –

М., 2013 г.,

с.58.

2

Опыт: «Как мы

чувствуем

запахи?»

1.Познакомить детей с особенностями

работы органа обоняния – носа, органа

позволяющего определить запахи,

сравнить с особенностями восприятия

запахов некоторыми животными.

2.Сформировать вместе с детьми

рекомендации по охране этого важного

органа.

3.Способствовать формированию

эмоционально-положительного

отношения к процессу

экспериментирования.

Продукты с явно

выраженными

характерными

запахами (чеснок, лук,

перец и т.д.),

матерчатые мешочки,

туалетное мыло,

флакончик из-под

духов, картинки

животных (утконоса,

лисы).

Мой

организм /Авт.-

сост. Козлова

С.А. – М., 2013

г., с.71.

Октябрь

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

1

«Знакомство со

свойствами

воздуха»

1.Продолжать знакомить детей со

свойствами воздуха и его ролью в

жизни человека, растений, животных.

2.Опытническим путем закрепить

Воздушные шары на

каждого ребенка, банка

с водой, стаканчики и

соломинки, свистки,

Волчкова В.Н.

Познавательно

е развитие. –

Воронеж, 2014

Опыты: «Где

теплее?»,

«Подводная

лодка»,

«Упрямый

воздух», «Что

быстрее?»

знания детей о воздухе.

3.Воспитывать интерес к окружающей

жизни, любознательность.

1.Дать представление о том, что воздух

легче воды; он может вытеснить воду и

что теплый воздух легче холодного и

поднимается вверх.

2.Развивать умение делать выводы.

3.Воспитывать интерес к

исследовательской деятельности.

бутылки, небольшие

листочки бумаги,

духовые инструменты.

Два термометра,

посуда с горячей

водой; изогнутая

трубка для коктейля,

прозрачные

пластиковые стаканы,

емкость с водой;

пипетки, шприц,

подкрашенная вода;

два листа бумаги

г., с.159.

Дыбина О. В.

Неизведанное

рядом с. 43

2

«Может ли

растение

дышать?»

Опыты: Нужен

ли корешкам

воздух? Есть

ли у растений

органы

дыхания?

1.Формировать умение выявлять

потребность растения в воздухе,

дыхании.

2.Выяснить, как происходит процесс

дыхания у растений.

3.Развивать умение выслушивать

ответы сверстников, не перебивая их.

Прозрачная емкость с

водой, лист на длинном

черешке или стебельке,

трубочка для коктейля,

лупа

.

Дыбина О.В.

«Неизведанное

рядом» с.28

3

«Почему листья

осенью

опадают?»

Опыт: Вверх к

листочкам, Как

увидеть

движение воды

через корешки?

1.Формировать умение устанавливать

зависимость роста и развития

растений от поступления влаги в корни

растений.

2.Выявить в процессе проведения

опыта потребность растения в воде.

3.Развивать умение делать выводы.

Губки, деревянные

бруски, емкости с

водой, опавшие листья.

Дыбина О.В.

«Неизведанное

рядом» с.33-34

4

«Вода –

растворитель»

1.Уточнить знания детей о значении

воды в жизни человека.

2.Закрепить свойства воды – вода

растворитель.

3.Развивать навыки лабораторных

опытов, по схемам – закрепить умение

работать с прозрачной стеклянной

посудой, соблюдая правила техники

безопасности с незнакомыми

растворами.

Прозрачные сосуды

цилиндрической

формы разного сечения

(узкие, широкие),

сосуды фигурной

формы, стеклянные

воронки и стеклянные

палочки,

фильтрованная бумага,

лупа, сахар, соль,

настойка календулы

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– М., 2015,

с.41-42.

или ромашки, настой

мяты, растительное

масло.

Ноябрь.

Тема: «Магнетизм»

1

«Магнит –

фокусник»

Опыт: «Мы –

фокусники».

1.Познакомить детей с магнитом, его

свойствами.

2.Пронаблюдать взаимодействие

магнита с разными материалами и

веществами.

3. Развивать стремление к познанию

через экспериментально-

исследовательскую деятельность.

Магнит, мелкие

кусочки бумаги,

пластмасса, ткань,

стакан с водой, емкость

с песком, скрепки,

мелкие проволочки.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников .

– М., 2015,

с.48-49.,

2

«Сила

тяготения»

Опыт: «Почему

все падает на

землю»

1.Дать детям представление о

существовании невидимой силы –

силы тяготения, которая притягивает

предметы и любые тела к Земле.

2.Развивать умение делать выводы.

3.Воспитывать интерес к

исследовательской деятельности.

Глобус, небьющиеся,

разные по весу

предметы: листы

бумаги, шишки, детали

от конструктора

(пластмассовые,

деревянные,

металлические), мячи.

Дыбина О.В.

«Неизведанное

рядом»,стр.51

3

« Хитрости

инерции»

1.

Познакомить детей с физическим

явлением – инерцией.

2.Показать возможность практического

использования инерции в

повседневной жизни.

3.

Развивать умение выдвигать

гипотезу, защищать свое мнение

.

Игрушечные машины,

небольшие резиновые

и пластмассовые

игрушки, открытки,

монеты, стаканы с

водой, сырое и вареное

яйцо.

Картотека

воспитателя

4

«Что мы знаем о

времени»

1.Дать понятие «время», объяснить

смену дня и ночи, смену времен года.

2.Закрепить понятие «беречь время».

3.Развивать навыки использования в

речи слов, обозначающих

временные категории.

Глобус, теллурием,

свеча, сосуд с водой,

макет солнечных часов,

разные виды часов,

картинки с

изображением времен

Электронная

презентация

«Детям о

времени».

года, схема «Измерение

времени делами»

Декабрь

Тема: « Вещество. Камни»

1

«Знакомство с

камнями.

Какими бывают

камни?»

1.Дать представление о том, что камни

бывают речными и морскими, что

многие камни очень твердые и

прочные, поэтому их широко

используют в строительстве зданий,

мостов, дорог.

2. Познакомить с ценными камнями,

которые используются для украшения

построек и изготовления памятников,

сувениров (гранит, мрамор).

3.Развивать умение делать выводы,

отстаивать свою точку зрения.

Наборы речных и

морских камней; сосуд

с водой, лупа; салфетки

на каждого ребенка,

пластилин; керамзит,

гранит, лимон,

кремень, сахар, соль;

«Ящик ощущений» .

фото: памятник

А.С.Пушкину,

Памятник

неизвестному солдату

и т.д.

Рыжова Н. А.

«Что у нас под

ногами» с. 77,

Николаева С.Н.

Ознакомление

дошкольников

с неживой

природой – М.,

2013 г., с.23

2

«Живые

камни»

Опыт: «Что есть

в почве?»

1.Познакомить с камнями,

происхождение которых связано с

живыми организмами, с древними

ископаемыми

.

2. Побуждать детей выражать словами

свои тактильные ощущения.

3.Закрепить навыки работы с

увеличительными приборами.

Мел, известняк,

жемчуг, каменный

уголь, разные ракушки,

кораллы. Рисунки

папоротников, хвощей,

древнего леса, лупы,

толстое стекло,

янтарь.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом с.38

3

«Как

появляются

горы?»

«Извержение

вулкана».

1.Познакомить детей с причиной

образования гор: движение земной

коры, вулканическим происхождением

гор.

2.Развивать умение детей делать

выводы.

3. Соблюдать технику безопасности

при проведении опытов.

Иллюстрация с

изображением вулкана,

модель вулкана, сода,

уксус, сухая краска,

пипетка.

Тугушева Г.П.

«Эксперимента

ль-ная

деятельность»

стр. 87-91

4

«Твердая вода.

Почему

айсберги не

тонут?»

1.Дать детям представление о

взаимосвязях, существующих в

природе, о пустыне.

2.Формировать умение устанавливать

зависимость внешнего вида животного

от факторов неживой природы.

3.Развивать способность делать

умозаключения, анализировать,

сравнивать, классифицировать.

Таз с водой,

пластмассовая рыбка,

куски льда разного

размера, разные по

форме и размеру

емкости, кораблик,

иллюстрации с

изображение

айсбергов.

Тугушева Г.П.

«Эксперимента

льная

деятельность»

стр. 78-85.

Январь

Тема: «Вещество. Песок и глина»

1

«Если зимушка

пришла, много

снега принесла»

Опыты: «Какие

свойства»,

«Твердые -

жидкие»

1.Формировать представление об

агрегатных состояниях воды (лед,

жидкость, пар).

2.Развивать умение сравнить свойства

воды, льда, снега, выявлять

особенности их взаимодействия.

3.Поддерживать интерес к

опытнической работе .

Ёмкости со снегом,

водой, льдом;

пластилин, свеча,

баночка для тушения

свечи, металлическая

тарелочка.

Дыбина О.В.

«Неизведанное

рядом» стр. 42,

54.

2

«Огонь – друг

или враг»

Опыты: 1. Как

первобытные

люди добывали

огонь?

2. Человек

подчинил себе

огонь.

3. Чем тушить

огонь? Свеча в

баке.

1.

Расширять знания детей о жизни

древнего человека, об открытии

человеком огня.

2. Познакомить со способами тушения

пожара.

3.Учить соблюдению правил

безопасности при проведении

опытов.

Камни, свеча, банка,

бутылка с отрезанным

дном, спички,

зажигалка

.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– М., 2015,

с.145.

3

«Кто как видит »

Эксперимент:

1. Одинаково ли

видят оба глаза.

2. Как видят

заяц и птица.

3. Какие глаза

видят лучше:

большие или

маленькие?

4. Как видит

крот?

1.Путем экспериментирования

установить, как видят человек и

некоторые животные, проследить

зависимость особенностей зрения

животных от среды их обитания и

образа жизни.

2.Проследить зависимость

особенностей зрения животных от

среды обитания и образа жизни.

3.Воспитывать бережное отношение к

своему зрению, соблюдать меры

предосторожности и правила ухода за

ними.

Повязка для глаз,

прозрачная банка с

водой, в которой

находятся мелкие

предметы; зеркало,

фотографии животных.

Презентация

по теме

Февраль

Тема: «В мире электричества»

1

«Как увидеть и

услышать

электричество»

Опыты: «Чудо

прическа»,

«Волшебные

шары»,

«Вертушка»

1.Познакомить детей с

электричеством, как особой формой

энергии.

2.Развивать познавательную

активность ребенка в процессе

знакомства с явлениями электричества,

с его историей. 3.Формировать основы

безопасности при взаимодействии с

электричеством.

Воздушный шарик,

ножницы, салфетки,

линейка, расчески,

пластилин, большая

металлическая скрепка,

шерстяная ткань,

прозрачная

пластмассовая

салфетка, зеркало,

вода, антистатик.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– М., 2015, с.98

- 100.

2

«Почему горит

фонарик?»

1.

Уточнить представления детей о

значении электричества для людей.

2.Познакомить с батарейкой –

хранителем электричества – и

способом использования лимона в

качестве батарейки.

3.

Картинка с

изображением

электрического ската,

коллаж

«Электричество вокруг

нас», карманный

фонарик, лампочка для

фонарика, 6-8 лимонов,

медная изолированная

проволока, скрепки,

иголка.

Тугушева Г.П.

«Эксперимента

льная

деятельность»

№ 29,стр.110

3

«Электро-

приборы»

1.Формировать представление о

материалах, проводящих

электрический ток (металлы, вода) и

изоляторах – материалах вообще не

проводящих электричество (дерево,

стекло и др.).

2.Познакомить с устройством

некоторых электрических приборов

(фен, настольная лампа).

3.Совершенствовать опыт безопасного

использования электрических

приборов (нельзя прикасаться к

оголенным проводам, вставлять в

розетку металлические предметы с

электрическими проводами, можно

взаимодействовать только сухими

Дерево, стекло, резина,

пластмасса,

металлические

предметы, вода,

электроприборы.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.40.

руками).

4

«Радуга в

небе»

1.Познакомить детей со свойствами

света превращаться в радужный

спектр.

2.Расширять представления детей о

смешении цветов, составляющих

белый цвет.

3.Упражнять в изготовлении мыльных

пузырей по схеме – алгоритму.

Стеклянная призма,

картинка «радуга»,

мыло в куске, жидкое

мыло, чайные ложки,

пластмассовые

стаканы, палочки с

кольцом на конце,

миски, зеркала.

Картотека

воспитателя

Март

Тема: «В царстве растений»

1

«Первоцветы.

Как растут

растения?»

Опыт: «Что

внутри?»;

«Вверх к

листочкам»

1.Обобщить представления о росте и

развитии растений.

2.Формировать умение устанавливать

связь между ростом растений и их

потребностями в различных условиях

среды.

3. Учить быть внимательным и

заботливым по отношению к

растениям.

Стебель моркови,

петрушки, деревянные

бруски, лупа, емкость с

водой, срезанные ветви

деревьев.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.34.

2

«Где растения

любят жить?»

Опыт: «Где

растения

быстрее получат

воду», «Хватает

ли света?»

1.Углубить представления о растениях,

о существовании их в разных

экосистемах – в пустыне, океанах,

горах, тундре.

2.Способствовать установлению

причинно – следственных связей на

основе понимания зависимости

жизнедеятельности растений от

условий окружающей среды.

3.Развивать умение сравнивать,

анализировать.

Горшки с растениями,

воронки, стеклянные

палочки, прозрачная

емкость, вода, вата,

лупа.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.38.

3

«О чем поют

весной птицы?»

«Как утроены

перья у птиц?»

1.Уточнить и расширить

представления о перелетных птицах,

об их жизни в весенний период.

2.Рассмотреть строение птичьего пера.

3.Развивать способность делать

умозаключения, анализировать,

сравнивать.

Перья куриные,

гусиные, лупа, замок-

молния, свеча, волос,

пинцет.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.40

4

«Кто как гнездо

вьет?»

Опыт: «У кого

какой клюв»

1. Расширить представления о месте

обитания птиц, о видах гнезд и их

размещении

2. Формировать умение устанавливать

зависимость между характером

питания и некоторыми особенностями

внешнего вида птиц.

3.Развивать интерес к жизни птиц.

Плотный ком земли

или глины, муляжи

клювов из разных

материалов, емкости с

водой, мелкие легкие

камешки, кора

деревьев, зернышки,

крошки.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.32, 40

Апрель

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

1

«Солнце, Земля

и другие

планеты»

1.Дать детям первоначальные

представления о строении Солнечной

Системы, о смене дня и ночи.

2.

Развивать умение детей ясно

выражать свои мысли.

3. Развивать любознательность.

Настольная лампа,

шары, схема

Солнечной системы.

Гризик Т.И.

Познаю мир. –

М., 2014 г.,

с.136.

2

«Этот

загадочный

космос»

Опыт:

«Темный

космос», «На

орбите»

1.Познакомить детей с символикой

созвездий.

2.Расширять представления о

профессии космонавта.

3.Активизировать словарный запас:

космос, космонавт, космическая

невесомость.

Фотографии космоса,

Солнечной системы,

Ю.Гагарина,

космических кораблей.

Фонарик, стол,

линейка; ведерко,

шарик, веревка.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.55-56

3

Опыт:

«Вращение

Земли вокруг

Солнца»

1.Уточнить представления о солнечной

системе, о названии планет, их

расположении.

2.Совершенствовать умение детей

отражать в речи результаты

экспериментирования .

3. Развивать умение анализировать и

сравнивать.

Два мяча разного

размера

Картотека

опытов и

экспериментов

4

«Рукотворный

мир»

Опыт:

1

.

Расширять представления детей о

свойствах бумаги, стекла, ткани,

Предметы из

различных материалов,

эл.презентация.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

«Родственники

стекла», «Мир

вещей».

пластмассы, металла.

2.Совершенствовать умение детей

различать природные объекты и

предметы, сделанные руками человека.

3.Развивать умение сравнивать,

анализировать, делать простейшие

выводы.

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников.

– с.59

Май

Тема: «Свет и цвет»

1

«Откуда радуга

берется?».

Опыт: «Как

увидеть

радугу?»,

«Мыльные

пузыри».

1.Познакомить детей с солнечной

энергией и особенностями ее

проявления.

2. Развивать поисковую активность

через экспериментирование и

практическую деятельность.

3.Воспитывать интерес к познанию

закономерностей, существующих в

неживой природе.

Пульверизатор,

фонарик, лист белой

бумаги, хрустальный

стакан, трехгранная

призма.

Дыбина О.В.

Неизведанное

рядом:

занимательные

опыты и

эксперименты

для

дошкольников .

– М., 2015,

с.150.

2

«Свет вокруг

нас».

1.Дать детям представление о свете.

2.Формировать умение определять

принадлежность источников света к

природному или рукотворному миру,

их назначение.

3.Обогащать и активизировать словарь

детей.

Картинки с

изображением

источников света

(солнце, луна, звезды,

месяц, светлячок,

костер, лампа.

Игрушечный фонарик

и несколько предметов,

которые не дают

света.

Картотека

воспитателя



В раздел образования