Напоминание

ранняя весна. первоцветы


Автор: Костюнина Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида городского округа Власиха Московской области
Населённый пункт: посёлок Власиха Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ранняя весна. первоцветы
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида

городского округа Власиха Московской области

Сценарий организованной образовательной

деятельности по экологическому воспитанию

в старшей группе детского сада по теме:

«Ранняя весна. Первоцветы».

Подготовила воспитатель

Костюнина О. В.

2015-2016 учебный год

Цель: Вызвать у детей интерес и любовь к окружающему миру, желание

беречь его.

Задачи: 1. Расширить представления и знания детей о ранней весне и

первоцветах.

2. Развивать речь детей.

3. Активизировать внимание и память.

4. Прививать чувство прекрасного, учить видеть и замечать изменения в

природе, развивать эстетическое восприятие.

Словарная работа: таять, протаять, проталина, капель, оттепель,

распускаться, первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха, ветреница и другие

первоцветы. Обратить внимание на словообразование ( подснежник,

проталина), повторить понятие «родственные слова».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая,

двигательная.

Методы: наглядный, игровой, словесный

Приёмы: слушание, рассматривание, беседа, художественное слово,

пояснение, развитие находчивости и активности детей за счёт включения

проблемной ситуации, поощрение, игра.

Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о ранней весне,

рисование первоцветов, изготовление аппликации и/или оригами.

Материалы и оборудование: картинки и фотографии весенней природы и

первоцветов, большой цветок ( в виде мягкой игрушки, искусственный или

сделанный из цветного картона ), запись лёгкой нежной музыки, мяч.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,

познание.

Планируемые результаты: 1. Дети расширяют свои познания об окружающем

мире.

2. Дети узнают о необходимости беречь и охранять природу.

3. Дети знакомятся с тем, как передаётся красота и нежность природы с

помощью поэзии и музыки.

Содержание НОД:

1.

Организационный момент.

Ребята, кто может сказать, какое сейчас время года? Месяц? Число?

( ответы детей)

Правильно, наступила весна. О весне мы с вами сегодня и поговорим.

2.

Решение задач.

А как вы, дети, узнали, что пришла весна? С чего начинается весна в

природе? ( ответы детей)

Молодцы, а теперь послушайте, что сказал о весне поэт Маршак. Назовите

приметы весны, которые услышите в стихотворении «Весенняя песенка».

С. Маршак. «Весенняя песенка».

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

( Дети рассказывают, какие приметы весны они услышали).

Да, правильно, первые весенние приметы такие: солнце светит ярко и

пригревает, становится теплее, снег начинает таять, кое-где появляются

проталины ( проговорить, что это такое и почему так называется), ломается

на реках лёд, прилетают птицы.

Вот мы с вами, ребята, вместе назвали приметы, по которым видно, что

пришла весна. А скажите, весной природа засыпает или, наоборот,

просыпается, оживает?

(ответы детей)

Зимой всё вокруг было белым или тёмным, а весной что изменяется?

( ответы детей)

Верно, появляется зелёная трава, листочки и цветы. Но не сразу, нужно ведь,

чтобы снег растаял, земля и воздух прогрелись.

( Звучит негромкая нежная музыка, воспитатель достаёт большой цветок,

ставит его в вазу или прикрепляет на доску).

Ой, ребята, посмотрите, что за гость к нам пришёл! Наверное, не просто так!

( Слова цветка могут быть записаны на фоне музыки. Или их произносит

второй взрослый. Этот момент можно обыграть по-разному, в зависимости от

обстоятельств и возможностей: например, роль цветка даже может сыграть

человек)

Цветок: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются) Я хочу вам рассказать про

моих друзей. Это цветы, но не обычные! Мы, растения, боимся холода, а эти

цветы на нас не похожи, они очень храбрые и выносливые, появляются в

лесу, на проталинах, ещё когда вокруг везде лежит снег! Ничего не боятся!

Вот послушайте, я про них загадку знаю, попробуйте отгадать.

Первым вылез из земли

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. ( Подснежник)

( дети отгадывают загадку).

Цветок: Видите, даже название у цветка такое – «под-снежник», под снегом

растёт этот удивительный цветок, он маленький и нежный, просто чудо, что

такой отважный!

А вы, ребята, знаете, как называют подснежники и другие первые весенние

цветы?

(дети отвечают)

Воспитатель: Правильно, первоцветы. А почему же их так называют?

( дети отвечают)

Да, потому что они зацветают первыми, когда ещё лежит снег. Я покажу вам,

ребята, и другие первоцветы, первые весенние цветы. Вот этот золотой

подснежник называется мать-и-мачеха, он растёт в солнечных местах и сам

жёлтый, как солнышко. Мать-и-мачеха встречается очень часто, и вы

наверняка видели этот цветок на полянках возле своих домов и нашего

детского сада. Он распускается раньше всех трав. А вот это ветреница, её

можно увидеть в весеннем лесу под деревьями.

( воспитатель показывает и называет первоцветы).

А теперь, цветочек, (обращается к гостю) мне кажется, ребята устали и хотят

отдохнуть. Вставайте со стульчиков, мы с вами сейчас перенесёмся на лесную

полянку и превратимся в нежные цветы.

Физкультминутка «Цветы».

( дети присаживаются на ковёр на корточки, обнимают руками колени,

наклоняют голову. Затем по тексту они медленно встают, поднимают вверх

руки, плавно раскрывают пальцы. Потом помахивают руками, шевелят

пальцами. И наконец, выполняют действия в обратном порядке).

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

( Дети садятся на свои места. Снова звучит негромкая нежная музыка).

Воспитатель: Ребята, мне кажется, наш гость, цветок, хочет ещё что-то нам

сказать.

Цветок: Да, я вспомнил ещё одно хорошее стихотворение, вот послушайте.

Из земли подснежник

Вышел на рассвете.

Глянул боязливо:

Не сорвут ли дети?

Но сказали дети

Ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем:

Всё должно цвести,

Чтоб нарядней стала

Вся земля вокруг:

Этот перелесок

И зелёный луг!»

Бегают ребята

По траве гурьбой,

И цветёт подснежник –

Нежный, голубой!

( Ю. Капотова)

Воспитатель: Спасибо, такое красивое стихотворение. Вам понравилось,

ребята? ( дети отвечают) Вы обратили внимание, что в стихотворении

подснежник боязливо глядит? А почему, как вы думаете?

(Ответы детей)

Цветок: Да, ребята, правильно, цветок боится, что его сорвут. А ведь

сорванные цветы живут недолго, быстро вянут, умирают.

Воспитатель: Чему же обрадовался подснежник из стихотворения?

( дети отвечают)

Верно, что его не сорвали, что попались ему такие добрые умные дети, не

стали рвать подснежники. А почему эти ребята не стали рвать цветы?

( ответы детей)

Да, вы правы, они хотят, чтобы всё вокруг было красивым и нарядным. И

чтобы другие люди могли тоже прийти и полюбоваться на эту красоту. А если

сорвать все цветы, поляна станет голой, некрасивой, и любоваться станет

нечем. Да и цветы быстро погибнут. Знаете, ребята, лесные и полевые цветы

не могут долго жить в вазе, даже 1 день не стоят, вянут.

А давайте, ребята, с вами поиграем. Вставайте с круг на ковре.

( все встают в круг, берут лёгкий мяч или воздушный шарик).

Игра наша называется «Что будет, если…?» Я задаю вопрос, бросаю кому-

нибудь мяч, а вы ловите и отвечаете, потом бросаете мне мяч обратно.

Только нужно подумать! ( бросает мяч) Что будет, если я нарву в лесу целый

букет подснежников? ( дети отвечают, можно дать ответить нескольким по-

очереди, передавая мяч).

А что будет, если нарвут букеты несколько человек в разных лесах? А что

будет, если все люди в городе пойдут в лес за подснежниками? А что будет,

если люди во всей нашей стране России решат пойти нарвать по букету?

( дети рассуждают об этой проблеме, воспитатель в случае необходимости

помогает им, задаёт наводящие вопросы и так далее). Ребята, а как же

правильно сделать, как поступить?

( ответы детей)

Воспитатель или цветок: Да, конечно, надо оставить первоцветы цвести в

лесу, не рвать их, не нести домой. Тогда они и сегодня, и завтра, и через год,

и через много лет будут весной распускаться и радовать всех людей своей

красотой.

Цветочек, тебе понравилось, что говорили наши ребята?

Цветок: Спасибо, ребята, вы очень умные и добрые. Я расскажу всем своим

друзьям – цветам, какие хорошие дети в вашем детском саду. А сейчас мне

пора. До свидания!

( звучит негромкая нежная музыка, воспитатель убирает цветок или он

уходит, если роль исполнял человек)

3.

Рефлексивный момент (подведение итогов).

Ну что, ребята, вы сегодня узнали что-нибудь новое?

( Да! – отвечают дети)

Давайте проверим. Приготовьте ваши ладошки и ножки. Когда я буду

говорить правильно, вы хлопайте. А если я скажу неправильно, вы

топайте. ( Воспитатель предлагает детям несколько правильных и

несколько заведомо неправильных утверждений. Дети оценивают их ).

Воспитатель: Молодцы! И правда, всё запомнили. В следующий раз мы с

вами продолжим разговор о весне, узнаем, что меняется в жизни птиц и

животных.



В раздел образования