Автор: Костюнина Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида городского округа Власиха Московской области
Населённый пункт: посёлок Власиха Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ранняя весна. первоцветы
Раздел: дошкольное образование
МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
городского округа Власиха Московской области
Сценарий организованной образовательной
деятельности по экологическому воспитанию
в старшей группе детского сада по теме:
«Ранняя весна. Первоцветы».
Подготовила воспитатель
Костюнина О. В.
2015-2016 учебный год
Цель: Вызвать у детей интерес и любовь к окружающему миру, желание
беречь его.
Задачи: 1. Расширить представления и знания детей о ранней весне и
первоцветах.
2. Развивать речь детей.
3. Активизировать внимание и память.
4. Прививать чувство прекрасного, учить видеть и замечать изменения в
природе, развивать эстетическое восприятие.
Словарная работа: таять, протаять, проталина, капель, оттепель,
распускаться, первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха, ветреница и другие
первоцветы. Обратить внимание на словообразование ( подснежник,
проталина), повторить понятие «родственные слова».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая,
двигательная.
Методы: наглядный, игровой, словесный
Приёмы: слушание, рассматривание, беседа, художественное слово,
пояснение, развитие находчивости и активности детей за счёт включения
проблемной ситуации, поощрение, игра.
Предварительная работа: чтение стихотворений и рассказов о ранней весне,
рисование первоцветов, изготовление аппликации и/или оригами.
Материалы и оборудование: картинки и фотографии весенней природы и
первоцветов, большой цветок ( в виде мягкой игрушки, искусственный или
сделанный из цветного картона ), запись лёгкой нежной музыки, мяч.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
познание.
Планируемые результаты: 1. Дети расширяют свои познания об окружающем
мире.
2. Дети узнают о необходимости беречь и охранять природу.
3. Дети знакомятся с тем, как передаётся красота и нежность природы с
помощью поэзии и музыки.
Содержание НОД:
1.
Организационный момент.
Ребята, кто может сказать, какое сейчас время года? Месяц? Число?
( ответы детей)
Правильно, наступила весна. О весне мы с вами сегодня и поговорим.
2.
Решение задач.
А как вы, дети, узнали, что пришла весна? С чего начинается весна в
природе? ( ответы детей)
Молодцы, а теперь послушайте, что сказал о весне поэт Маршак. Назовите
приметы весны, которые услышите в стихотворении «Весенняя песенка».
С. Маршак. «Весенняя песенка».
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
( Дети рассказывают, какие приметы весны они услышали).
Да, правильно, первые весенние приметы такие: солнце светит ярко и
пригревает, становится теплее, снег начинает таять, кое-где появляются
проталины ( проговорить, что это такое и почему так называется), ломается
на реках лёд, прилетают птицы.
Вот мы с вами, ребята, вместе назвали приметы, по которым видно, что
пришла весна. А скажите, весной природа засыпает или, наоборот,
просыпается, оживает?
(ответы детей)
Зимой всё вокруг было белым или тёмным, а весной что изменяется?
( ответы детей)
Верно, появляется зелёная трава, листочки и цветы. Но не сразу, нужно ведь,
чтобы снег растаял, земля и воздух прогрелись.
( Звучит негромкая нежная музыка, воспитатель достаёт большой цветок,
ставит его в вазу или прикрепляет на доску).
Ой, ребята, посмотрите, что за гость к нам пришёл! Наверное, не просто так!
( Слова цветка могут быть записаны на фоне музыки. Или их произносит
второй взрослый. Этот момент можно обыграть по-разному, в зависимости от
обстоятельств и возможностей: например, роль цветка даже может сыграть
человек)
Цветок: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются) Я хочу вам рассказать про
моих друзей. Это цветы, но не обычные! Мы, растения, боимся холода, а эти
цветы на нас не похожи, они очень храбрые и выносливые, появляются в
лесу, на проталинах, ещё когда вокруг везде лежит снег! Ничего не боятся!
Вот послушайте, я про них загадку знаю, попробуйте отгадать.
Первым вылез из земли
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. ( Подснежник)
( дети отгадывают загадку).
Цветок: Видите, даже название у цветка такое – «под-снежник», под снегом
растёт этот удивительный цветок, он маленький и нежный, просто чудо, что
такой отважный!
А вы, ребята, знаете, как называют подснежники и другие первые весенние
цветы?
(дети отвечают)
Воспитатель: Правильно, первоцветы. А почему же их так называют?
( дети отвечают)
Да, потому что они зацветают первыми, когда ещё лежит снег. Я покажу вам,
ребята, и другие первоцветы, первые весенние цветы. Вот этот золотой
подснежник называется мать-и-мачеха, он растёт в солнечных местах и сам
жёлтый, как солнышко. Мать-и-мачеха встречается очень часто, и вы
наверняка видели этот цветок на полянках возле своих домов и нашего
детского сада. Он распускается раньше всех трав. А вот это ветреница, её
можно увидеть в весеннем лесу под деревьями.
( воспитатель показывает и называет первоцветы).
А теперь, цветочек, (обращается к гостю) мне кажется, ребята устали и хотят
отдохнуть. Вставайте со стульчиков, мы с вами сейчас перенесёмся на лесную
полянку и превратимся в нежные цветы.
Физкультминутка «Цветы».
( дети присаживаются на ковёр на корточки, обнимают руками колени,
наклоняют голову. Затем по тексту они медленно встают, поднимают вверх
руки, плавно раскрывают пальцы. Потом помахивают руками, шевелят
пальцами. И наконец, выполняют действия в обратном порядке).
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши первые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
( Дети садятся на свои места. Снова звучит негромкая нежная музыка).
Воспитатель: Ребята, мне кажется, наш гость, цветок, хочет ещё что-то нам
сказать.
Цветок: Да, я вспомнил ещё одно хорошее стихотворение, вот послушайте.
Из земли подснежник
Вышел на рассвете.
Глянул боязливо:
Не сорвут ли дети?
Но сказали дети
Ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем:
Всё должно цвести,
Чтоб нарядней стала
Вся земля вокруг:
Этот перелесок
И зелёный луг!»
Бегают ребята
По траве гурьбой,
И цветёт подснежник –
Нежный, голубой!
( Ю. Капотова)
Воспитатель: Спасибо, такое красивое стихотворение. Вам понравилось,
ребята? ( дети отвечают) Вы обратили внимание, что в стихотворении
подснежник боязливо глядит? А почему, как вы думаете?
(Ответы детей)
Цветок: Да, ребята, правильно, цветок боится, что его сорвут. А ведь
сорванные цветы живут недолго, быстро вянут, умирают.
Воспитатель: Чему же обрадовался подснежник из стихотворения?
( дети отвечают)
Верно, что его не сорвали, что попались ему такие добрые умные дети, не
стали рвать подснежники. А почему эти ребята не стали рвать цветы?
( ответы детей)
Да, вы правы, они хотят, чтобы всё вокруг было красивым и нарядным. И
чтобы другие люди могли тоже прийти и полюбоваться на эту красоту. А если
сорвать все цветы, поляна станет голой, некрасивой, и любоваться станет
нечем. Да и цветы быстро погибнут. Знаете, ребята, лесные и полевые цветы
не могут долго жить в вазе, даже 1 день не стоят, вянут.
А давайте, ребята, с вами поиграем. Вставайте с круг на ковре.
( все встают в круг, берут лёгкий мяч или воздушный шарик).
Игра наша называется «Что будет, если…?» Я задаю вопрос, бросаю кому-
нибудь мяч, а вы ловите и отвечаете, потом бросаете мне мяч обратно.
Только нужно подумать! ( бросает мяч) Что будет, если я нарву в лесу целый
букет подснежников? ( дети отвечают, можно дать ответить нескольким по-
очереди, передавая мяч).
А что будет, если нарвут букеты несколько человек в разных лесах? А что
будет, если все люди в городе пойдут в лес за подснежниками? А что будет,
если люди во всей нашей стране России решат пойти нарвать по букету?
( дети рассуждают об этой проблеме, воспитатель в случае необходимости
помогает им, задаёт наводящие вопросы и так далее). Ребята, а как же
правильно сделать, как поступить?
( ответы детей)
Воспитатель или цветок: Да, конечно, надо оставить первоцветы цвести в
лесу, не рвать их, не нести домой. Тогда они и сегодня, и завтра, и через год,
и через много лет будут весной распускаться и радовать всех людей своей
красотой.
Цветочек, тебе понравилось, что говорили наши ребята?
Цветок: Спасибо, ребята, вы очень умные и добрые. Я расскажу всем своим
друзьям – цветам, какие хорошие дети в вашем детском саду. А сейчас мне
пора. До свидания!
( звучит негромкая нежная музыка, воспитатель убирает цветок или он
уходит, если роль исполнял человек)
3.
Рефлексивный момент (подведение итогов).
Ну что, ребята, вы сегодня узнали что-нибудь новое?
( Да! – отвечают дети)
Давайте проверим. Приготовьте ваши ладошки и ножки. Когда я буду
говорить правильно, вы хлопайте. А если я скажу неправильно, вы
топайте. ( Воспитатель предлагает детям несколько правильных и
несколько заведомо неправильных утверждений. Дети оценивают их ).
Воспитатель: Молодцы! И правда, всё запомнили. В следующий раз мы с
вами продолжим разговор о весне, узнаем, что меняется в жизни птиц и
животных.