Напоминание

Экспериментально–исследовательская деятельность в ДОК ка средство познания мира


Автор: Костюнина Оксана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида городского округа Власиха Московской области
Населённый пункт: посёлок Власиха Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экспериментально–исследовательская деятельность в ДОК ка средство познания мира
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальный конкурс «Педагог года-2019»

Мастер-класс по теме «Экспериментально-

исследовательская деятельность в ДОУ как

средство познания мира»

Подготовила воспитатель

МДОУ детский сад № 1

комбинированного вида

Костюнина Оксана Витальевна

2018

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам,

«Доброе утро!» приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым, доброе утро длится до вечера!

Итак, доброе утро, уважаемое жюри, коллеги! Сегодня я хочу пригласить вас

в волшебный мир экспериментирования.

Актуальность темы:

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я

запомню, дай мне попробовать – и я пойму». Усваивается всё крепко и

надолго, когда ребёнок увидит, услышит, сделает сам. Именно поэтому

экспериментирование является одной из важнейших форм работы в ДОУ.

Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес, так как

предоставляет возможность самим найти ответы на вопросы «как ?» и

«почему ?» Любознательность, жажда новых впечатлений, стремление

экспериментировать свойственны детям, исследовательская активность -

естественное состояние ребёнка, он настроен на узнавание, он хочет всё

знать. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они

удивляют. И чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше

новой информации получает ребёнок, тем полноценнее он развивается.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов –

участников в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

- познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, провести

эксперименты по изучению свойств воздуха;

- развивать умение видеть проблемы, делать выводы, формировать навыки

экспериментирования;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться

опытом с другими людьми.

Оборудование:

Практическая значимость: мастер-класс может быть интересен педагогам,

работающим по теме экспериментирования – они узнают для себя что-то

новое, а те, кто ещё не работает по данной теме, поймут, насколько это

интересно и полезно.

Структура эксперимента:

1.

Проблема

2.

Постановка задачи

3.

Варианты решения

4.

План эксперимента

5.

Выбор оборудования

6.

Правила безопасности

7.

Эксперимент

8.

Вывод

9.

Связь с жизнью

Я хочу отметить, что опыты с водой часто проводятся в ДОУ, опыты с

объектами живой природы длительны по времени. Поэтому сегодня мы

проведём другие эксперименты. А с чем, я прошу вас угадать.

Загадка:

№ 1. Он везде. Его не видно, только нужен очень всем:

Взрослым, детям, самолётам, шинам, птицам и машинам,

Траве, лугам и под водой. Вот он загадочный какой! (воздух)

№ 2. Окружает нас всегда, им все дышат без труда.

Он без запаха, без цвета, угадайте, что же это? (воздух)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию образцы экспериментов с воздухом

различной степени сложности, которые подойдут детям разного возраста. Для

поддержания интереса у детей я придумала, что в уголке

экспериментирования нашей группы живёт сказочный персонаж – (Гномик

Почемучка, Гномишка Любопышка, Гномик Любознайка, Гном Умняшка,

Гном Всезнайка). Наш герой вместе с детьми участвует в опытах, приносит

интересные истории и предметы для изучения. А иногда все опыты я

связываю единым сказочным сюжетом, как сегодня. Итак, уважаемые

коллеги, приглашаю желающих занять места за столами. Посмотрим на

волшебный мир экспериментирования глазами детей. Зрители будут нашей

командой поддержки, согласны?

(участники занимают места за 2 столами, на которых приготовлено всё

необходимое)

Я хочу пригласить вас в сказку.

Жил да был умнейший гном, он себе построил дом,

И все жители той сказки в дом ходили за подсказкой:

Что? Зачем? И почему? Как? Когда? О чём? Кому?

Всех встречал радушно гном, все любили этот дом…

И вот как-то раз пришла к Гному Принцесса. Получила она в подарок

шкатулку, открыла её и огорчилась – там пусто! Как же так?! В

шкатулке ничего нет!

Гном утешил красавицу, не горюй, шкатулка вовсе не пустая, в ней

воздух! Не поверила Гному Принцесса…

Надо Гному помочь, доказать Принцессе, что в шкатулке есть воздух.

Посмотрите на столы, у вас приготовлено всё для первого опыта.

Опыт № 1 «Поймай воздух».

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Ход исследования: рассмотреть пустой пакет. Что в нём?

Набрать в пакет воздух взмахом руки и зажать (закрутить) пакет. Каким стал

пакет (вопрос зрителям). Надутым, упругим. А почему? В нём находится

воздух. Открыть пакет, показать, что в нём снова ничего нет. Почему пакет

нам казался пустым, когда в нём был воздух? Потому что воздух прозрачный,

лёгкий, невидимый.

Вывод: воздух мы не видим, но он повсюду вокруг нас.

Успокоилась принцесса немного. Заинтересовалась, а где ещё есть

воздух?! Гном объяснил, что воздух есть даже внутри нас! Принцесса

захотела это проверить. Проверим и мы вместе с Принцессой.

Опыт № 2 «Игры с соломинкой»

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал: трубочки для коктейля, небольшая ёмкость с водой.

Ход: предлагаю вам подуть в трубочку на ладони, что вы чувствуете? Откуда

появился этот ветерок? (выдохнули воздух, который до этого вдохнули)

Воздух мы почувствовали, но его можно и увидеть. Для этого нужно

опустить конец трубочки в воду и подуть. Что вы видите? (пузырьки).

Откуда появились пузырьки и куда исчезли? (это из трубочки выходит воздух,

он лёгкий и поднимается через воду вверх, когда весь воздух выйдет,

пузырьки перестанут появляться).

Вывод: внутри каждого из нас есть воздух. Его можно почувствовать и

увидеть, как он выходит через воду.

Принцесса развеселилась, стала дразнить Гнома, спрашивать его, ой-ой-

ой, наверное, воздух и в моих любимых апельсинах тоже есть?! Гном

спокойно подтвердил, конечно, а как же. Хочешь убедиться? Смотри!

Посмотрите и вы, уважаемые участники и зрители.

Опыт № 3 «Воздух есть в самых неожиданных местах».

Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Материал: ёмкость с водой среднего размера, 2 апельсина, 1 из них

очищенный.

Ход: положим неочищенный апельсин в миску с водой. Он будет плавать.

Постарайтесь его утопить. Получается? Теперь положим в воду очищенный

апельсин. Что с ним произошло? Утонул. Как же так? 2 одинаковых

апельсина, но один плавал, а второй утонул. Почему, как вы считаете? В

кожуре апельсина много пузырьков воздуха, мы с вами уже знаем, что воздух

поднимается на поверхность воды и выталкивает апельсин. Без кожуры

апельсин тонет, потому что он тяжёлый.

Вывод: апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух,

который удерживает его на поверхности воды.

Принцесса надула губки, что за воздух такой, его даже не видно! Можно

его хотя бы почувствовать?! Гном просит вас помочь Принцессе

почувствовать воздух. Для этого просто подуйте себе на ладонь. А

теперь помашите веером.

Опыт № 4 «Ветерок», «Веер».

Принцесса вздохнула и поинтересовалась, а что же, этот воздух

сильный? Что он умеет-то? Гном подтвердил, что воздух обладает

силой, может двигать предметы и выталкивать их из воды. Покажите

это принцессе.

Опыт № 5 «Почему бутылка не тонет».

Цель: доказать, что воздух легче воды.

Материалы: ёмкость с водой, пустая пластиковая бутылка и наполненная

водой.

Ход: плотно закрытую пустую пластиковую бутылку опустить в ёмкость с

водой. Постарайтесь утопить бутылку. Почему не получается это сделать? В

бутылке есть воздух, он очень лёгкий, бутылка всплывает и не тонет.

Повторите этот опыт с такой же бутылкой, но наполненной водой. Что

происходит теперь?

Вывод: в первой бутылке был воздух, во второй вода. Воздух легче воды,

поэтому первая бутылка плавает, а вторая тонет.

Связь с повседневной жизнью: человек накачивает воздух во многие

предметы, которые должны плавать. Вспомните их.

Опыт № 6 «Пузырьки-спасатели»

Цель: выявить, что воздух имеет силу.

Материалы: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ход: налейте в стаканы минеральную воду, бросьте туда несколько кусочков

пластилина величиной с рисовые зёрнышки. Понаблюдайте, обсудите,

почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что

происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает (в воде есть

пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки

пластилина наверх; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый

пластилин снова опускается на дно).

Вывод: воздух имеет силу вытолкнуть наверх более тяжёлые предметы.

Принцесса захотела узнать, может ли воздух двигать предметы

побольше. Гном улыбнулся и достал воздушный шарик… Возьмите и вы.

Опыт № 7 «Реактивный шарик»

Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как можно

использовать силу воздуха (движение).

Материал: воздушные шары.

Ход: надуйте воздушный шар, отпустите его и обратите внимание на

траекторию и длительность его полёта. Выясняется, что для того, чтобы шар

дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка»,

заставляет шар двигаться в противоположную сторону.

Вывод: воздух обладает упругостью, и его силу можно использовать для

движения.

Такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Никак не могла понять принцесса, как же так - воздух не видно, а он

сильный? может, он ещё и тяжёлый? Гном объяснил, что воздух лёгкий,

но вес имеет. И показал.

Опыт № 8 «Как взвесить воздух?»

Цель: доказать, что воздух имеет вес.

Материалы: палка длиной около 60 см, на её середине закреплена верёвочка,

на обоих концах привязаны 2 одинаковых воздушных шара.

Ход: подвесьте палку в горизонтальном положении. Предложите подумать,

что произойдёт, если один из шаров проткнуть иглой (зубочисткой).

Проткните. Что происходит? Воздух выходит из шара, и конец палки

поднимается. Почему? Шар без воздуха стал легче. Что произойдёт, если

проткнуть второй шар? Проверьте на практике. Равновесие восстановится.

Значит, шарики без воздуха весят одинаково.

Вывод: воздух имеет вес. Поэтому надутый шарик весит больше, чем не

надутый.

Принцесса устала и захотела отдохнуть, развлечься. Гном предложил ей

мыльные пузыри…

Я пускаю пузыри… откуда вдруг взялись они?

А на вопрос найти ответ поможет наш эксперимент!

Опыт № 9 «Мыльные пузыри»

Цель: показать, что наполненный воздухом предмет летает.

Материал: мыльные пузыри.

Ход: пускаем пузыри. Почему они не падают? Что у них внутри? (воздух) А

почему пузырь исчезает? Лопается, и воздух из него выходит.

Вывод: предметы, наполненные воздухом, летают. Например, воздушный

шар.

Обрадовалась Принцесса, наигралась с мыльными пузырями, попрощалась

с Гномом и отправилась домой в отличном настроении.

Ну, а если у вас появился интерес и желание использовать

экспериментирование в своей работе, попрошу и вас запустить мыльные

пузыри.

Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они,

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский провести эксперимент!

Спасибо всем за внимание и участие в мастер-классе!



В раздел образования