Автор: Колодяжная Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Юрьевская СШ"
Населённый пункт: с.Юрьевка, Поавлоградский район, Омская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно– тематическое планирование
Раздел: дошкольное образование
День недели
Режимные
моменты
Содержание работы
Материалы и
оборудование
Форма организации детской деятельности тема, программные задачи ( с учетом интеграции)
Вторник 20 марта
Коммуникативная
трудовая
Игровая
ЗКР
Ситуативный разговор о том что, видели дети, идя в детский сад.
Задача: способствовать расширению представлений о сезонных изменениях в природе.
Работа в уголке природы: наблюдение и полив растений.
Задачи: поддерживать у детей интерес к наблюдению за растениями, учить выбирать растения, которые
нуждаются в поливе: находить и «расшифровывать» подсказки, которые дает само растение( состояние
листьев и почвы). Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
Самостоятельная игровая деятельность: игры с мозаикой.
Задача: способствовать повышению самостоятельности детей при создании поделок по образцу, по
представлению. Учить организовывать различные игры с использованием мозаики («Закончи узор», для
средней группы « Собери вторую половинку» для старшей группы). Обогащать представления детей о
соотношении геометрических фигур.
Артикуляционное упражнение «Сосулька»
Задачи: развивать умение как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.
Упражнение «Шумные коробочки» (средняя группа)
Цели:
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Формирование навыков дифференциации неречевых звуков
Звуковой анализ слова для старшей группы
Цели:
-Развитие фонематического анализа (выделение звука из слов).
-Развитие навыков позиционного звукового анализа слова.
Описание: Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.
Лейка с водой
Мозаика
Коробочки
Продуктивная
Двигательная
Малина, монета, магнит, маска, маки, море, музыка.
Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):
Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок,
коза.
Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:
Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,.
сумка, мука, море.
Определить, в каком из двух (первом или втором) слов слышится звук М:
Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,
раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.
Самостоятельная игровая деятельность: игры с конструктором.
Задача: предложить детям выступить в качестве строителей теплицы для овощей. Способствовать
овладению конструктивными способами взаимодействия, учить договариваться, обмениваться
предметами, распределять действия при сотрудничестве. Воспитывать у детей дружеские
взаимоотношение.
Утренняя гимнастика «Весна»
Задача: развивать двигательную активность.
Рыжая девчонка в гости к нам спешит
И ребят сегодня она повеселит.
1. Голову девчонка нежно наклоняет,
И в лесу подснежник первый расцветает.
И.п. о.с. руки вдоль туловища; наклоны головы вправо, влево И.п. (5-6 раз)
1.
В сторону посмотрит, деревья просыпаются,
И листочки первые сразу появляются.
И.п. о.с. руки на поясе; 1-поворот туловища в правую сторону, правая рука в сторону;
2-И.п. 3-тоже в левую сторону; 4-И.п. (5-6 раз)
2.
Спинку она плавно наклоняет,
Все зверушки к ней сразу прибегают.
Конструктор
Самообслуживание
Трудовая
И.п.о.с. руки на поясе; наклон туловища, пальцами рук коснуться носочков ног. И.п.
(5-6 раз)
3.
Толька она сядет, травка прорастает.
И в скворечник птицы сразу прилетают.
И.п.о.с руки вверх; полный присед, ладони на пол; И.п. (5-6 раз)
4.
Песенку весёлую со скворушкой споёт,
Детвора на великах катается, идёт.
И.п. лёжа на спине, ноги поднять вверх; «Велосипед».
Что же за девчонка в гости к вам пришла?
Ну-ка вместе хором ответьте детвора…..(Весна)
5.
Весело с Весною прыгать и скакать,
Можно и за лучики солнышко поймать.
И.п. о.с. руки вверх; прыжки.
6.
Упражнение на дыхание:
Проходила весна по опушки,
Весёлым солнечным днём.
Разложила нам в руки веснушки,
Всем вокруг их подарим, возьмем.
И.п. о.с. правую ладонь к губам; вдохнуть носом воздух; сомкнуть губы в трубочку
подуть на ладонь.
Подготовка к завтраку
Задача: формировать у детей культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к своему
внешнему виду и здоровью. Совершенствовать умение правильно мыть руки, осуществлять
самоконтроль.
Дежурство по столовой
Задача: совершенствовать у детей умение правильно сервировать стол к завтраку. Формировать
положительное отношение к труду, воспитывать ответственность за свою работу.
Завтрак
Задача: формировать у детей культурно – гигиенические навыки, совершенствовать умение правильно
сидеть за столом, соблюдая правила поведения. Формировать осознанное отношение к соблюдению
Фартуки,
косынка,
колпак
НОД Речевое
развитие
культурных норм.
Тема: «РАННЯЯ ВЕСНА».
Цель: развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Задача:
Образовательная: формировать у детей умение внимательно слушать, воспринимать (средняя группа) и
пересказывать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов
педагога( старшая группа).
Развивающая : развивать умение подбирать подходящие по смыслу определения. (средняя группа)
Закреплять умение употреблять в речи трудные формы родительного падежа множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на
формы изменения глагола «хотеть». Активизировать и пополнять словарь детей (ноздреватый,
почерневший, ледяная корочка, наст, заледенел, валун, лежебока.). Продолжать работу над четкостью и
громкостью произнесения слов детьми.
Воспитательная: воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ1. Работа над подбором определений. Чтение отрывка из стихов о весне С. Маршака из сказки
«Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Предметные
картинки с
изображением
чулок, носков,
валенок,
варежек, сапог,
ботинок,
пальто,
шарфов,
шапочек,
тапочек.
Фланелеграф
Облака бегут быстрей,
Стало небо выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Вопросы к детям: Вам понравилось стихотворение С.Я.Маршака? Какими словами описал поэт весну?
Каким стал снег весной? Какие еще приметы весны названы в стихотворении С. Маршака? Какими
словами он рассказывает о весеннем небе? Какие слова вам запомнились? Повторное чтение.
Словарная работа. А как еще можно сказать о снеге ранней весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный,
почерневший.)
- Весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется?
(Это наст.)
-А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью
еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)
Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)
Подбор определений.
Однажды ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали
кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
А как еще, по-другому можно сказать о детях, какими они были? (Веселыми, радостными, довольными,
смеющимися.)
Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну - увидели, что погода
испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим.)
Как еще, по-другому, можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными,
недовольными, грустными.)
ЧАСТЬ 2. Пересказ рассказа. Э.Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце.
Чтение рассказа. Э.Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце.
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло,
капель весело перезванивает. Звери да птицы весне радуются. Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.
- Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась. Кабы
не я, не было бы весны!
- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться
лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы водой пою... Какая же
без меня весна?
- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня
благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить - вот вам и весна... Разве иначе весна
начнется?!
Не успела сосулька договорить «Кап!» - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.
Вопросы к детям. Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки». За каждый правильный
ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить
результативность работы каждого ребенка.
-О чем говорится в этом рассказе?
-Какие приметы весны перечислил автор?
-Почему Камень считал, что весну делает он?
-А почему Ручей считал, что без него не будет весны?
-А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?
- Кто же играет главную роль в наступлении весны?
- Что вам особенно понравилось в рассказе?
- А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его
пересказывать.
Пересказ рассказа детьми. После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей.
ЧАСТЬ 3. Физкультминутка. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.)
И ты, Таня, хочешь? (Хочу.) И ты, Саша, хочешь? (Хочу.) Послушайте, какое интересное слово мы
сказали. Это слово «хотеть». Оно произносится по-разному, когда мы говорим об одном человеке и когда
говорим о многих. Об одном человеке мы скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы
хотим, вы хотите, они хотят.
-Представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и
птиц, перешагиваем через пни. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много... (пней.)
Идем, раздвигаем ветки руками осторожно. А вот здесь толстый сук низко над землей повис, придется
наклониться.
Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших черных птиц - грачей. Они первые прилетают к нам
весной из теплых краев.
Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу.)
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: (Дети бегут на цыпочках, чуть
Не скворцы и не синицы, подняв согнутые в локтях руки.)
А большущие грачи
Цвета черного, как ночь.
Разбежались по опушке, (Приседают.)
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! (Бегут в разные стороны,
Крак-крак-крак! (Наклоняются вперед, вниз.)
ЧАСТЬ 4. Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных
Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться
тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи
мы надеваем, когда собираемся на улицу.
Рассматривание картинок, образование форм родительного падежа множественного числа
существительных Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек),
валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.
-Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная-это носок или варежка?
Шерстяная - варежка, а про носок мы скажем - ...шерстяной.
Дидактическое упражнение «Чего не стало?» Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с
изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала
дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и
убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За
правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».
-Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.)
-А теперь вам в подарок - шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне,
заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.
Даю вам честное слово:
ХЭР
Самообслуживание
Познавательно-
исследовательская
Вчера в половине шестого
Я видел сорок без... ботинок и... чулок.
И щенков без... носков,
И синичек без... тапочек и ...рукавичек.
ЧАСТЬ 5. Рефлексия.
Дети подсчитывают, сколько у каждого из них палочек, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель
обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо
также подбодрить детей, у которых результаты ниже.
Изобразительная деятельность (рисование)
Тема: «Нарисуй картинку про весну»
Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать
изображение на листе. Упражнять в умении рисовать красками (хорошо промывать кисть, осушать ее,
набирать краску на кисть по мере надобности).
Подготовка к прогулке
Задача: совершенствовать навыки самообслуживания
Прогулка№1.Наблюдение за работой дворника.
Задачи: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь
окружающим; способствовать развитию связной речи; воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
Ход наблюдения.
Загадка:
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла. (Весна)
Гуашь,
стаканчики,
кисти
трудовая
Двигательная
Игровая
самообслуживание
трудовая
самообслуживание
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какое время года сейчас?
• Почему вы так думаете?
• Кто убирает дорожки и участок?
• Чем он работает?
• Кому нужен труд дворника?
Поручение: посыпаем песком дорожки.
Задача: обсудить с детьми назначение данной операции, рассказать, как нужно её выполнять с учётом
правил
безопасности
и
гигиены;
помочь
ребятам
договориться
о
совместной
работе;
учить
видеть
значимые результаты своего труда.
Подвижная игра «Тише едешь-дальше будешь».
Задача:
развивать быстроту реакции, выносливость.
Самостоятельная детская деятельность: сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
Задача: продолжать учить действовать в соответствии с игровым сюжетом и принятой на себя ролью.
Индивидуальная работа: физическое упражнение «Попади в цель».
Задача: упражнять детей в метании; развивать глазомер, координацию движений.
Возвращение с прогулки: продолжать развивать умения детей последовательно раздеваться, аккуратно
складывать вещи в свой шкафчик.
Подготовка к обеду: формировать к-гн; развивать умения правильно умываться; воспитывать у детей
опрятность.
Дежурство по столовой: совершенствовать умения детей выполнять обязанности дежурных по столовой;
учить правильно сервировать стол; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к поручению.
Обед.
Задача: закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол, бесшумно пить и
есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Подготовка ко сну.
Задача: продолжать формировать у детей умение самостоятельно раздеваться и аккуратно вешать вещи на
спинку стула.
Тихий час. Слушание фрагмента музыкального произведения П.И. Чайковского « Весна» из цикла
Ведёрки,
лопатки
рули
Мячи
фартуки,
колпак,
косынка
Ноутбук
двигательная
коммуникативная
«Времена года».
Задачи: создать спокойную атмосферу для отдыха; развивать интерес к классической музыке.
Постепенный подъем детей: Бодрящая гимнастика «Медвежонок косолапый»
Задача: помочь детям проснуться, поднять мышечный тонус и настроение.
(зарядка выполняется лежа в постели)
Медвежонок косолапый
Спал в берлоге рядом с
мамой
А когда весна наступила,
Медведица сына будила:
- Медвежонок, ты вставай
И зарядку выполняй!
Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.
С боку на бок повернись,
И на спинку ты ложись.
Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.
Глазки сонные протри
И головку подними.
Кулачками протирают глазки, чуть - чуть запрокидывают
голову назад, поднимая подбородок кверху.
Влево, вправо посмотри,
Лапки к солнышку тяни.
Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.
А теперь скорей садись
И вперед ты наклонись.
Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.
Нужно лапки разминать,
Чтобы бегать и скакать.
Разминаем подошвы и пальчики ног.
А теперь пора вставать,
Из берлоги вылезать!
Встают, идут одеваться.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: развивать умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкательную форму.
Описание игры: -Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но
Самообслуживание
трудовая
познавательная
ласково.
Капля-капелька.
Туча – тучка.
Солнце – солнышко.
Ручей – ручеёк.
Цветок – цветочек.
Ветка – веточка.
Лист – листочек.
Луч – лучик.
Облако – облачко.
Сосулька – сосулечка.
Ветер – ветерок.
Подготовка к полднику.
Задача: повторить с детьми последовательность мытья рук. Воспитывать у детей аккуратность.
Дежурство по столовой.
Задачи: формировать детей использовать навыки дежурства по столовой, полученные ранее;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность.
Полдник.
Задача: продолжать учить детей пользоваться вилками. Выходя из-за стола тихо задвигать стул и
благодарить взрослого.
Рассматривание картин «Весна».
Задача: предложить детям рассмотреть картинку, рассказать, что на ней изображено, как содержание
картины связанно с данным временем года.
Индивидуальная работа игра по ФЭМП «Сосчитай-ка»
Фартуки,
колпак,
косынка
Картинки
птички
познавательная
ЗКР
Познавательно-
исследовательская
трудовая
Двигательная
коммуникативная
игровая
Задача: уметь называть последующее и предыдущее число.
Просмотр мультфильма «Весна», серия «Лунтик».
Задачи: расширять представления детей о явлениях природы, характерных для весны, учить замечать
происходящие в природе изменения, формировать умение узнавать и называть время года, выделять
признаки весны.
Пальчиковая игра «Весна идет».
Раз – весна,
Два – капель,
Три – сосульки тают.
Март идет, прейдет апрель,
Птицы прилетают.
На каждую строчку сгибать по одному пальцу на
обеих руках, начиная с мизинцев.
Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть
– «крылья», большие пальцы переплести
между собой – «головка» птички.
Прогулка№2.Наблюдение за капелью.
Задачи: расширять представления детей о явлениях природы. Предложить детям понаблюдать за капелью
на солнечной стороне дома и в тени, подвести к обнаружению зависимости между освещенностью
участка, интенсивностью таяния льда и капелью.
Коллективный труд: чистим дорожки.
Задачи: способствовать умению подбирать инвентарь для работы, договариваться о сотрудничестве4
планировать свою работу, следить за правильностью выполнения трудовых действий.
Подвижная игра «Выше ноги от земли».
Задачи: упражнять детей в беге. Повышать двигательную активность детей, развивать быстроту реакции
Игровое упражнение: «Сбей кеглю».
Цель: упражнять в выполнении игровых действий, учить самостоятельно организовывать игру.
Дидактическая игра «Человек и природа».
Цель: систематизировать знания детей о том, что дает нам природа, а что делает человек.
Индивидуальная работа по развитию основных движений (прыжки)
Цель: закреплять умение двигаться прыжками с поскоками.
Самостоятельная игровая деятельность.
Работа с родителями: беседы, консультации по запросам родителей.
Ритуал: прощание с каждым ребёнком.
двд+диск,
экран
кегли мяч