Напоминание

Календарно– тематическое планирование


Автор: Колодяжная Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Юрьевская СШ"
Населённый пункт: с.Юрьевка, Поавлоградский район, Омская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно– тематическое планирование
Раздел: дошкольное образование





Назад




День недели

Режимные

моменты

Содержание работы

Материалы и

оборудование

Форма организации детской деятельности тема, программные задачи ( с учетом интеграции)

Вторник 20 марта

Коммуникативная

трудовая

Игровая

ЗКР

Ситуативный разговор о том что, видели дети, идя в детский сад.

Задача: способствовать расширению представлений о сезонных изменениях в природе.

Работа в уголке природы: наблюдение и полив растений.

Задачи: поддерживать у детей интерес к наблюдению за растениями, учить выбирать растения, которые

нуждаются в поливе: находить и «расшифровывать» подсказки, которые дает само растение( состояние

листьев и почвы). Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Самостоятельная игровая деятельность: игры с мозаикой.

Задача: способствовать повышению самостоятельности детей при создании поделок по образцу, по

представлению. Учить организовывать различные игры с использованием мозаики («Закончи узор», для

средней группы « Собери вторую половинку» для старшей группы). Обогащать представления детей о

соотношении геометрических фигур.

Артикуляционное упражнение «Сосулька»

Задачи: развивать умение как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.

Упражнение «Шумные коробочки» (средняя группа)

Цели:

- Развитие слухового внимания и памяти.

- Формирование навыков дифференциации неречевых звуков

Звуковой анализ слова для старшей группы

Цели:

-Развитие фонематического анализа (выделение звука из слов).

-Развитие навыков позиционного звукового анализа слова.

Описание: Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.

Лейка с водой

Мозаика

Коробочки

Продуктивная

Двигательная

Малина, монета, магнит, маска, маки, море, музыка.

Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок,

коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,.

сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух (первом или втором) слов слышится звук М:

Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,

раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.

Самостоятельная игровая деятельность: игры с конструктором.

Задача: предложить детям выступить в качестве строителей теплицы для овощей. Способствовать

овладению конструктивными способами взаимодействия, учить договариваться, обмениваться

предметами, распределять действия при сотрудничестве. Воспитывать у детей дружеские

взаимоотношение.

Утренняя гимнастика «Весна»

Задача: развивать двигательную активность.

Рыжая девчонка в гости к нам спешит

И ребят сегодня она повеселит.

1. Голову девчонка нежно наклоняет,

И в лесу подснежник первый расцветает.

И.п. о.с. руки вдоль туловища; наклоны головы вправо, влево И.п. (5-6 раз)

1.

В сторону посмотрит, деревья просыпаются,

И листочки первые сразу появляются.

И.п. о.с. руки на поясе; 1-поворот туловища в правую сторону, правая рука в сторону;

2-И.п. 3-тоже в левую сторону; 4-И.п. (5-6 раз)

2.

Спинку она плавно наклоняет,

Все зверушки к ней сразу прибегают.

Конструктор

Самообслуживание

Трудовая

И.п.о.с. руки на поясе; наклон туловища, пальцами рук коснуться носочков ног. И.п.

(5-6 раз)

3.

Толька она сядет, травка прорастает.

И в скворечник птицы сразу прилетают.

И.п.о.с руки вверх; полный присед, ладони на пол; И.п. (5-6 раз)

4.

Песенку весёлую со скворушкой споёт,

Детвора на великах катается, идёт.

И.п. лёжа на спине, ноги поднять вверх; «Велосипед».

Что же за девчонка в гости к вам пришла?

Ну-ка вместе хором ответьте детвора…..(Весна)

5.

Весело с Весною прыгать и скакать,

Можно и за лучики солнышко поймать.

И.п. о.с. руки вверх; прыжки.

6.

Упражнение на дыхание:

Проходила весна по опушки,

Весёлым солнечным днём.

Разложила нам в руки веснушки,

Всем вокруг их подарим, возьмем.

И.п. о.с. правую ладонь к губам; вдохнуть носом воздух; сомкнуть губы в трубочку

подуть на ладонь.

Подготовка к завтраку

Задача: формировать у детей культурно – гигиенические навыки, осознанное отношение к своему

внешнему виду и здоровью. Совершенствовать умение правильно мыть руки, осуществлять

самоконтроль.

Дежурство по столовой

Задача: совершенствовать у детей умение правильно сервировать стол к завтраку. Формировать

положительное отношение к труду, воспитывать ответственность за свою работу.

Завтрак

Задача: формировать у детей культурно – гигиенические навыки, совершенствовать умение правильно

сидеть за столом, соблюдая правила поведения. Формировать осознанное отношение к соблюдению

Фартуки,

косынка,

колпак

НОД Речевое

развитие

культурных норм.

Тема: «РАННЯЯ ВЕСНА».

Цель: развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Задача:

Образовательная: формировать у детей умение внимательно слушать, воспринимать (средняя группа) и

пересказывать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов

педагога( старшая группа).

Развивающая : развивать умение подбирать подходящие по смыслу определения. (средняя группа)

Закреплять умение употреблять в речи трудные формы родительного падежа множественного числа

существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание детей на

формы изменения глагола «хотеть». Активизировать и пополнять словарь детей (ноздреватый,

почерневший, ледяная корочка, наст, заледенел, валун, лежебока.). Продолжать работу над четкостью и

громкостью произнесения слов детьми.

Воспитательная: воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ1. Работа над подбором определений. Чтение отрывка из стихов о весне С. Маршака из сказки

«Двенадцать месяцев»:

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Предметные

картинки с

изображением

чулок, носков,

валенок,

варежек, сапог,

ботинок,

пальто,

шарфов,

шапочек,

тапочек.

Фланелеграф

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Вопросы к детям: Вам понравилось стихотворение С.Я.Маршака? Какими словами описал поэт весну?

Каким стал снег весной? Какие еще приметы весны названы в стихотворении С. Маршака? Какими

словами он рассказывает о весеннем небе? Какие слова вам запомнились? Повторное чтение.

Словарная работа. А как еще можно сказать о снеге ранней весной? (Ноздреватый, в дырочках, грязный,

почерневший.)

- Весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка? Кто из вас помнит, как она называется?

(Это наст.)

-А почему она появляется, как вы думаете? (Днем солнышко светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью

еще морозно, этот подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.)

Молодцы. Как много вы вспомнили красивых и выразительных слов про снег! (Повтор слов.)

Подбор определений.

Однажды ребята пошли гулять. Они весело играли, расчищали площадку от остатков снега, пускали

кораблики в ручейке. Погода была солнечная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.

А как еще, по-другому можно сказать о детях, какими они были? (Веселыми, радостными, довольными,

смеющимися.)

Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись, подошли к окну - увидели, что погода

испортилась. Как вы думаете, каким стало настроение у детей? (Плохим.)

Как еще, по-другому, можно сказать о детях? Какими они стали? (Огорченными, растерянными,

недовольными, грустными.)

ЧАСТЬ 2. Пересказ рассказа. Э.Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце.

Чтение рассказа. Э.Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце.

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий солнечный денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло,

капель весело перезванивает. Звери да птицы весне радуются. Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.

- Конечно, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, около меня травка показалась. Кабы

не я, не было бы весны!

- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться

лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай мне все кланяются, меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

- Конечно, я! Поглядите-ка: я снег растапливаю, лед просверливаю, деревья и травы водой пою... Какая же

без меня весна?

- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня

благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить - вот вам и весна... Разве иначе весна

начнется?!

Не успела сосулька договорить «Кап!» - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.

Молчат. И сразу стало ясно, кто весну-то делает.

Вопросы к детям. Работа организуется с помощью игры «Волшебные палочки». За каждый правильный

ответ, за пересказ ребенок получает палочку. Эти палочки помогут в конце занятия оценить

результативность работы каждого ребенка.

-О чем говорится в этом рассказе?

-Какие приметы весны перечислил автор?

-Почему Камень считал, что весну делает он?

-А почему Ручей считал, что без него не будет весны?

-А почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

- Кто же играет главную роль в наступлении весны?

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его

пересказывать.

Пересказ рассказа детьми. После этого воспитатель предлагает детям оценить пересказы их друзей.

ЧАСТЬ 3. Физкультминутка. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим.)

И ты, Таня, хочешь? (Хочу.) И ты, Саша, хочешь? (Хочу.) Послушайте, какое интересное слово мы

сказали. Это слово «хотеть». Оно произносится по-разному, когда мы говорим об одном человеке и когда

говорим о многих. Об одном человеке мы скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы

хотим, вы хотите, они хотят.

-Представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Пойдем по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и

птиц, перешагиваем через пни. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много... (пней.)

Идем, раздвигаем ветки руками осторожно. А вот здесь толстый сук низко над землей повис, придется

наклониться.

Вышли мы на лесную опушку. И увидели больших черных птиц - грачей. Они первые прилетают к нам

весной из теплых краев.

Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу.)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц: (Дети бегут на цыпочках, чуть

Не скворцы и не синицы, подняв согнутые в локтях руки.)

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь.

Разбежались по опушке, (Приседают.)

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок! (Бегут в разные стороны,

Крак-крак-крак! (Наклоняются вперед, вниз.)

ЧАСТЬ 4. Трудные формы родительного падежа множественного числа существительных

Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку ранней весной, то по-прежнему должны одеваться

тепло, потому что в марте и мороз может ударить, и метели еще бывают. Давайте рассмотрим, какие вещи

мы надеваем, когда собираемся на улицу.

Рассматривание картинок, образование форм родительного падежа множественного числа

существительных Воспитатель показывает картинки с изображением носков, рукавичек (варежек),

валенок, ботинок, сапог, пальто, шарфов.

-Ребята, послушайте: шерстяная, теплая, вязаная-это носок или варежка?

Шерстяная - варежка, а про носок мы скажем - ...шерстяной.

Дидактическое упражнение «Чего не стало?» Воспитатель размещает на фланелеграфе картинки с

изображением носков, рукавичек (варежек), валенок, ботинок, сапог, пальто, шапочек, шарфов. Сначала

дети перечисляют, что нарисовано на карточках. Затем воспитатель предлагает детям зажмурить глаза и

убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны назвать, чего не стало на фланелеграфе. За

правильный ответ каждый из детей получает «волшебную палочку».

-Чего не стало? (Пальто, шарфов, сапог, валенок, чулок, носков, ботинок, варежек, рукавичек и т.д.)

-А теперь вам в подарок - шуточное стихотворение: я буду вам его читать, а вы помогайте мне,

заканчивайте предложения. Вам в помощь картинки-подсказки.

Даю вам честное слово:

ХЭР

Самообслуживание

Познавательно-

исследовательская

Вчера в половине шестого

Я видел сорок без... ботинок и... чулок.

И щенков без... носков,

И синичек без... тапочек и ...рукавичек.

ЧАСТЬ 5. Рефлексия.

Дети подсчитывают, сколько у каждого из них палочек, сравнивают результаты подсчета. Воспитатель

обращает внимание детей на то, что лучшие результаты у тех, кто старался активно работать. Необходимо

также подбодрить детей, у которых результаты ниже.

Изобразительная деятельность (рисование)

Тема: «Нарисуй картинку про весну»

Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать

изображение на листе. Упражнять в умении рисовать красками (хорошо промывать кисть, осушать ее,

набирать краску на кисть по мере надобности).

Подготовка к прогулке

Задача: совершенствовать навыки самообслуживания

Прогулка№1.Наблюдение за работой дворника.

Задачи: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь

окружающим; способствовать развитию связной речи; воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Ход наблюдения.

Загадка:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса -

Вот и к нам пришла. (Весна)

Гуашь,

стаканчики,

кисти

трудовая

Двигательная

Игровая

самообслуживание

трудовая

самообслуживание

Воспитатель задает детям вопросы.

• Какое время года сейчас?

• Почему вы так думаете?

• Кто убирает дорожки и участок?

• Чем он работает?

• Кому нужен труд дворника?

Поручение: посыпаем песком дорожки.

Задача: обсудить с детьми назначение данной операции, рассказать, как нужно её выполнять с учётом

правил

безопасности

и

гигиены;

помочь

ребятам

договориться

о

совместной

работе;

учить

видеть

значимые результаты своего труда.

Подвижная игра «Тише едешь-дальше будешь».

Задача:

развивать быстроту реакции, выносливость.

Самостоятельная детская деятельность: сюжетно-ролевая игра «Шоферы».

Задача: продолжать учить действовать в соответствии с игровым сюжетом и принятой на себя ролью.

Индивидуальная работа: физическое упражнение «Попади в цель».

Задача: упражнять детей в метании; развивать глазомер, координацию движений.

Возвращение с прогулки: продолжать развивать умения детей последовательно раздеваться, аккуратно

складывать вещи в свой шкафчик.

Подготовка к обеду: формировать к-гн; развивать умения правильно умываться; воспитывать у детей

опрятность.

Дежурство по столовой: совершенствовать умения детей выполнять обязанности дежурных по столовой;

учить правильно сервировать стол; воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к поручению.

Обед.

Задача: закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол, бесшумно пить и

есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Подготовка ко сну.

Задача: продолжать формировать у детей умение самостоятельно раздеваться и аккуратно вешать вещи на

спинку стула.

Тихий час. Слушание фрагмента музыкального произведения П.И. Чайковского « Весна» из цикла

Ведёрки,

лопатки

рули

Мячи

фартуки,

колпак,

косынка

Ноутбук

двигательная

коммуникативная

«Времена года».

Задачи: создать спокойную атмосферу для отдыха; развивать интерес к классической музыке.

Постепенный подъем детей: Бодрящая гимнастика «Медвежонок косолапый»

Задача: помочь детям проснуться, поднять мышечный тонус и настроение.

(зарядка выполняется лежа в постели)

Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с

мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

Глазки сонные протри

И головку подними.

Кулачками протирают глазки, чуть - чуть запрокидывают

голову назад, поднимая подбородок кверху.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.

Нужно лапки разминать,

Чтобы бегать и скакать.

Разминаем подошвы и пальчики ног.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

Встают, идут одеваться.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: развивать умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкательную форму.

Описание игры: -Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но

Самообслуживание

трудовая

познавательная

ласково.

Капля-капелька.

Туча – тучка.

Солнце – солнышко.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

Ветер – ветерок.

Подготовка к полднику.

Задача: повторить с детьми последовательность мытья рук. Воспитывать у детей аккуратность.

Дежурство по столовой.

Задачи: формировать детей использовать навыки дежурства по столовой, полученные ранее;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность.

Полдник.

Задача: продолжать учить детей пользоваться вилками. Выходя из-за стола тихо задвигать стул и

благодарить взрослого.

Рассматривание картин «Весна».

Задача: предложить детям рассмотреть картинку, рассказать, что на ней изображено, как содержание

картины связанно с данным временем года.

Индивидуальная работа игра по ФЭМП «Сосчитай-ка»

Фартуки,

колпак,

косынка

Картинки

птички

познавательная

ЗКР

Познавательно-

исследовательская

трудовая

Двигательная

коммуникативная

игровая

Задача: уметь называть последующее и предыдущее число.

Просмотр мультфильма «Весна», серия «Лунтик».

Задачи: расширять представления детей о явлениях природы, характерных для весны, учить замечать

происходящие в природе изменения, формировать умение узнавать и называть время года, выделять

признаки весны.

Пальчиковая игра «Весна идет».

Раз – весна,

Два – капель,

Три – сосульки тают.

Март идет, прейдет апрель,

Птицы прилетают.

На каждую строчку сгибать по одному пальцу на

обеих руках, начиная с мизинцев.

Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть

– «крылья», большие пальцы переплести

между собой – «головка» птички.

Прогулка№2.Наблюдение за капелью.

Задачи: расширять представления детей о явлениях природы. Предложить детям понаблюдать за капелью

на солнечной стороне дома и в тени, подвести к обнаружению зависимости между освещенностью

участка, интенсивностью таяния льда и капелью.

Коллективный труд: чистим дорожки.

Задачи: способствовать умению подбирать инвентарь для работы, договариваться о сотрудничестве4

планировать свою работу, следить за правильностью выполнения трудовых действий.

Подвижная игра «Выше ноги от земли».

Задачи: упражнять детей в беге. Повышать двигательную активность детей, развивать быстроту реакции

Игровое упражнение: «Сбей кеглю».

Цель: упражнять в выполнении игровых действий, учить самостоятельно организовывать игру.

Дидактическая игра «Человек и природа».

Цель: систематизировать знания детей о том, что дает нам природа, а что делает человек.

Индивидуальная работа по развитию основных движений (прыжки)

Цель: закреплять умение двигаться прыжками с поскоками.

Самостоятельная игровая деятельность.

Работа с родителями: беседы, консультации по запросам родителей.

Ритуал: прощание с каждым ребёнком.

двд+диск,

экран

кегли мяч



В раздел образования