Напоминание

"Нетрадиционные формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий как средство физического развития ребенка в условиях современного детского сада"


Автор: Фролова Елена Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №61комбинированного вида
Населённый пункт: г.Киселевск Кемеровская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "Нетрадиционные формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий как средство физического развития ребенка в условиях современного детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные формы работы с

использованием здоровьесберегающих

технологий как средство физического

развития ребенка в условиях

современного детского сада

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Содержание:

1.

Пояснительная записка ……………………… ………………..……3

2.

Цель, задачи, принципы методической разработки…………..……7

3.

Виды нетрадиционных здоровьесберегающих технологий….…...9

4.

Бэби йога как главное средство оздоровительной работы с

детьми…………………………………………………………….......11

Работа с семьей в детско-родительском объединении «Дочки –

матери»………………………………………………………….…... 14

5.

Заключение ……………………………………………………….. 17

Пояснительная записка

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это

важнейший

труд

воспитателя.

От

жизнерадостности, бодрости

детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в

процессе

формирования

личности

человека.

В

этом

возрасте

более

интенсивно

развиваются

различные

способности,

формируются

нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном

возрастном

периоде

закладывается

и

укрепляется

фундамент

здоровья

и

развития

физических

качеств,

необходимых

для

эффективного

участия

ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь,

создает условия для активного и направленного формирования и развития

психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.

Ожегова:

Здоровье

-

правильная,

нормальная

деятельность

организма.

В

Уставе

Всемирной

Организации

Здравоохранения

(ВОЗ)

говорится,

что

здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и

полное

физическое,

психическое

и

социальное

благополучие.

Именно

поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном

аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что

за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с

23

до

15%

и

увеличилось

количество

детей,

имеющих

хронические

заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника

приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей

относится

к

категории

часто

и

длительно

болеющих.

Почти

90%

детей

дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-

двигательного

аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный

мышечный

тонус,

слабость

мышц

брюшного

пресса,

не

оптимальность

соотношения

статических

и

динамических

движений.

У

20-30%

детей

старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По

данным

прогнозов,

85%

этих

детей

-

потенциальные

больные

сердечно-

сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции

и

характеризуются

серьезным

психологическим

неблагополучием.

В

подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают

дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка

уменьшается

в

силу

объективных

причин:

у

детей

практически

нет

возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые

родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей

(компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной

из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно

вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных

учреждений.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая

взаимосвязь

и

взаимодействие

всех

факторов

образовательной

среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только

сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья

воспитанников.

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании

направлены

на

решение

приоритетной

задачи

современного

дошкольного

образования

– задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья

субъектов

педагогического

процесса

в

детском

саду:

детей,

педагогов

и

родителей.

В

действующем

Законе

«Об

образовании»

первоочередной

задачей

является

«здоровье

человека

и

свободное

развитие

личности».

Охрана

здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного

учреждения.

Именно

здоровье

является

условием

успешного

роста

и

развития

личности,

её

духовного

и

физического

совершенствования,

а

в

дальнейшем во многом успешной жизни.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт к структуре

основной образовательной программы дошкольного образования определяют

как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников

через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной

образовательной

среды,

осуществление

комплекса

п с и хол о го -

педагогической,

профилактической

и

оздоровительной

работы.

В

соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств

и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы

в

дошкольных

учреждениях,

создание

оптимальных

условий

для

всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

По данным мониторинга, проводимого в 2010-2012 году в ДОУ, была

выявлена

неблагополучная

тенденция

в

состоянии

здоровья

наших

воспитанников. На данный период

в детском саду только 34% здоровых

детей и 66 % детей с отклонениями в здоровье. Здесь нужно учесть тот факт,

что дети поступают в детский сад уже

со 2-й, 3-й группой здоровья и

имеющие различные патологии. Так, из 300 воспитанников детского сада:

1) с нарушением осанки - 12%,

2) с плоскостопием - 15%,

3) с ревматологическими заболеваниями - 3%,

4) с эндокринной системой - 14%,

5) с глазными заболеваниями - 12%,

6) с лорзаболеваниями - 21%,

7) с невралогическими - 11%,

8) с хирургическими заболеваниями - 8%,

9) с заболеваниями зубов (кариес) - 15%.

Это

и

послужило

причиной,

натолкнувшей

меня

на

создание

методической

разработки

«Нетрадиционные

здоровьесберегающие

технологии

как

средство

физического

развития

ребенка

в

условиях

современного детского сада», куда вошли такие виды здоровьесбережения

как: фитбол – гимнастика, степ – гимнастика, бэби йога.

Сотрудничество с семьями воспитанников развивает возможность

дополнять и оптимизировать усилия родителей по воспитанию и развитию

детей,

поэтому

в

совместной

работе

детского

сада

и

семьи,

я

широко

использую

консультации,

родительские

собрания,

беседы,

тематические

выставки. Но не одно из перечисленных мероприятий не может заменить тот

практический,

эмоциональный

опыт,

который

получают

родители,

непосредственно участвуя вместе с детьми. Мероприятия, направленные на

повышение

активности

родителей,

являются

задачей

первостепенной

важности, чтобы решить эту проблему в 2012 году я создала объединение

родителей и детей под названием

«Дочки – матери». При совместной

деятельности даже малоподвижные дети активно включаются в игру, ведь

самый действенный фактор в воспитании - личный пример взрослых.

Цель, задачи, принципы методической разработки

Цель, которой

является -

формирование

интереса и ценностного

отношения к занятиям физической культурой.

Данная цель конкретизировалась в постановке следующих задач:

Охрана и укрепление здоровья детей;

Формировать жизненно необходимые двигательные навыки в

соответствии с индивидуальными способностями;

Воспитать потребности в здоровом образе жизни;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения поставленных задач, учитывая приоритетное направление

работы ДОУ, применяются следующие принципы:

1.

Принцип

систематичности

и

повторения

результате

системы

работы и многократных повторений вырабатываются динамические

стереотипы)

2.

Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной

ступени другой)

3.

Принцип доступности и индивидуализации (его назначение –

в

исключении

негативных

и

вредных

последствий

для

организма

каждого ребенка вследствие чрезмерных требований и заданий)

4.

Принцип

непрерывности

(предполагает

построение

процесса

здоровьесбережения

как

целостного

процесса

с

системным

чередованием нагрузок и отдыха)

5.

Принцип

циклично сти

(заключается

в

п о вто р яюще й с я

последовательности занятий)

6.

Принцип

оздоровительной

направленности

(решает

задачи

укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания)

7.

Принцип

комплексного

междисциплинарного

подхода

к

образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников)

8.

Принцип

активного

обучения

(использование

различных

интерактивных

форм

и

методов

обучения

самих

детей:

индивидуальной, коллективной, групповой, парной и других)

9.

Принцип

формирования

ответственности

за

свое

здоровье

и

здоровье окружающих

10. Принцип связи теории и практики (применение своих знаний на

практике)

Нетрадиционные виды оздоровления

В своей методической разработке

я представляю

нетрадиционные

здоровьесберегающие технологии, такие как бэби – йога, степ - гимнастика,

фитбол - гимнастика.

Что же это такое?

Фитбол - гимнастика - это гимнастика на больших гимнастических

мячах. По структуре фитбол - гимнастика напоминает классические занятия

по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.

Вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания,

восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных

движений.

Основная часть – освоение общеразвивающих упражнений.

Заключительная часть – подвижная игра и релаксация.

Упражнения

на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия,

укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный

корсет,

способствуют

формированию

правильного

дыхания,

формируют

длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Степ-гимнастика

– это танцевальные движения, выполняемые на

специальной платформе, именуемой степером.

Для проведения степ - гимнаститики необходимы степ – платформы,

высота которых не превышает 20 см. Оптимальное время для проведения

степ - гимнастики – утро. Начинается обучение с освоения самых простых

видов

подъемов

и

спусков

с

платформы,

постепенно

доводя

их

до

автоматизма. Сначала разучиваются некоторые шаги и движения на полу.

Освоенные основные упражнения можно видоизменять до бесконечности,

варьируя степень сложности и эффективности, в сочетании с музыкой.

Степ - гимнастика помогает формированию осанки, развить костно-

мышечный

аппарат,

способствует

устойчивому

равновесию,

укрепляет

сердечно - сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ,

совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность в

собственных

силах.

Степ-гимнастика

это

не

просто

сочетание

разнообразных

движений,

но

красивый

спортивный

танец,

который

приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение.

Более подробно хочу остановиться на китайской методике «Йога для

детей»

(бэби йога) очень полезна,

не только укрепляет

здоровье, но и

добавляет сил и энергии, а также дарит море положительных эмоций!

Методика йоги включает три основных компонента:

правильное дыхание;

правильное движение;

правильное мышление.

Выполнение

упражнений

сочетается

со

спокойным

дыханием

и

расслаблением.

Каждое

упражнение

разучивается

отдельно.

Показ

упражнений сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно

создать образ, доступный детскому пониманию, вызывать у ребенка желание

войти

в

предложенный

образ.

Очень

важно

поддерживать

спокойную

доброжелательную обстановку. При выполнении упражнений из исходных

положений сидя и лежа необходимо использовать коврики, чтобы размеры

соответствовали

росту ребенка. Продолжительность занятий постепенно

увеличивать

от

5-7

минут

до

30

минут.

Все

упражнения

проводить

в

свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения

в том объеме, который ему доступен и приятен.

Бэби – йога

отличается от традиционных

занятий

физической

культурой

тем, что ориентирована не на

результаты и достижения, а на

поддержание организма в хорошей форме, на формирование привычки к

здоровому образу жизни, где царствуют радость, движение, энергия, красота.

Нашим

воспитанникам

очень

нравятся

комплексы

бэби

йога,

построенные на основе китайских техник. В веселой, игровой форме, «бэби

йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную

энергию на укрепление здоровья - статические позы животных, отображение

природных явлений. Дыхательные упражнения помогают

накапливать и

восстанавливать

жизненную

энергию

ребенка,

а

динамические

позы

направлены на развитие концентрации, осознание возможностей своего тела.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы. Сюжетная

форма

проведения

занятий

позволяет

детям

с

легкостью

осваивать

и

запоминать

упражнения – всё

это

способствует

развитию

памяти,

наблюдательности и воображения.

Если ребенок

в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не

только

обретет

здоровье,

но

и

через

всю

жизнь

пронесет

потребность

двигаться.

«Бэби-Йога» как главное средство оздоровительной работы с детьми

Важным и существенным в работе по системе китайских методик

является поэтапный подход.

На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети

выполняют

упражнения

Бэби-йоги

только

на

физическом

уровне,

без

контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения

даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети

учатся правильному дыханию.

На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к

освоенной

технике

выполнения

физических

упражнений

добавляется

соблюдение правильного дыхания.

На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике

выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания

добавляется

концентрация

внимания

на

области

тела,

энергетических

центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В

каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение

правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет

каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

Методические рекомендации по организации работы с детьми

1.

Группы детей для занятий гимнастикой Бэби-йога комплектуются по

рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и

психолога, а так же мониторингого исследования.

2.

Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

3.

На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

4.

При проведении упражнений ведется контроль над физической

нагрузкой на детей.

5.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают

напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению

правильной осанки.

6.

Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе

стороны.

7.

Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

8.

После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с

прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

1.

Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинать выполнять,

если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 раза

спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в

удобной позе.

2.

Мысленная

настройка

на

выполнение

позы.

Дети

смотрят

на

представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в

этом положении.

3.

Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за

другим делают плавно и спокойно.

4.

Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое

время.

Вначале

не

более

5

секунд,

постепенно

увеличивая

на

1-2

секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы

10-15 секунд.

5.

Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют

плавные, спокойные движения.

6.

Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для

отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Таким образом,

занятия детской йогой развивают силу, гибкость и

выносливость, расширяют диапазон движений, улучшают координацию,

совершенствуют возможности владения телом, тренируют вестибулярный

аппарат, способствуют исправлению осанки. На чрезмерно тревожных и

легко

возбуждаемых

детей

эти

упражнения

действуют

успокаивающе,

гармонично.

Работа с семьёй в детско-родительском объединении

«Дочки – матери»

Эта объединение

ориентировано

на взаимодействие взрослого с

ребенком, развитие мобильности у родителей и детей. Оно направлено на

познание

ребенком

окружающего

мира

с

помощью

в з р о с л о го ,

гармонизацию

отношений

с

ребенком,

зрительный

и

тактильный

контакт. Целью

является –

формирование

гармоничного

развития,

эмоциональной связи родителей с ребенком. Исходя из поставленной цели, я

поставила перед собой следующие задачи:

формирование

интереса

и

потребности

к

двигательной

деятельности

посредством

проведения

увлекательных

комплексов

совместной

йоги,

используя

разнообразные

приемы

и

средства

китайских методик;

развитие у детей способности ценить общение с родными и

окружающими взрослыми;

умение общаться с взрослыми и друг с другом

укрепление

эмоционально-доверительного

отношения

с

ребенком

Наше объединение в комплексе решает задачи физического и

психического развития детей и взрослых, укрепления их организма,

создания условий для эмоциональной активности и познавательной

деятельности.

Структура совместной деятельности состоит из 3 частей.

1.

Вводно – подготовительная часть.

Цель:

настроить

взрослых

и

детей

на

предстоящую

совместную

двигательно

игровую

деятельность

и

подготовить

их

к

физической

нагрузке.

Содержание: самомассаж, игровые упражнения, разные виды ходьбы.

2.

Основная часть.

Цель:

формировать

умения

выполнять

упражнения

(позы)

детско-

родительской паре.

Содержание:

упражнения

динамического

и

статического

характера,

основные позы йоги, музыкально-подвижные игры.

3.

Заключительная часть.

Цель: восстановить дыхание, способствовать профилактике нарушения

осанки

и

плоскостопия,

дыхательных

и

глазных

заболеваний,

раскрепостить

как

родителей,

так

и

детей,

повысить

эмоциональный

настрой.

Содержание:

дыхательная

гимнастика,

игровые

упражнения,

психогимнастические этюды, релаксация.

Для

того

чтобы

совместная

деятельность

была

интересной

и

увлекательной, я использую сюжетные, интегрированные комплексы йоги

в игровой форме. При первых встречах упражнения

проводится в

обычной форме; его цель – формирование представления о йоге вдвоем. В

основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и родителей,

органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных

занятий

позволяет ребенку вместе преодолевать трудности, решать

проблемные ситуации.

В своей деятельности я использую следующие формы работы:

Комплекс разогревающих упражнений;

Основные позы (асаны): «аист», «рыба», «плуг», «лодка», «стойка на

плечах», «лук», «верблюд»;

Дыхательные упражнения и упражнения на расслабление;

Командные игры;

Суставная и глазная гимнастика;

Элементы массажа;

Работа с голосом и звуком.

Благодаря упражнениям с ребенком устанавливается очень тесный

контакт.

Йога

помогает

родителям

и

детям

становиться

более

чувствительными

друг

к

другу.

Если

заниматься

регулярно

-

занятия

перестают быть просто упражнениями, йога превращается в образ жизни.

Взрослый

научится,

как

с

помощью

йоги

обрести

радость,

духовное

сближение и взаимопонимание с собственным ребёнком - это уже не «Мама

и ребёнок», это «Мама с ребёнком».

В своей работе я стремлюсь достигнуть следующих результатов:

Укрепление телесного и психического здоровья: как ребенка, так и

родителя;

Рост доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми;

Умение расслабляться и снимать стресс;

Хорошее настроение на всех, общая радость от совместных

приключений;

Запас сил и бодрости.

Совместная

йога

это

игра,

общение,

физкультура,

и

конечно,

развитие отношений с ребенком!

Заключение

Анализируя

все

выше

сказанное,

я

провела

диагностику

сформированности физических качеств (по Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой

“Обследование уровня развития физических качеств”) и отметила, что в

нашем детском саду снизилась заболеваемость на 5% к концу 2012-2013

учебного года. Уровень развития физических качеств вырос на 4%, а уровень

двигательно-эмоциональной сферы — на 9%. Анализ данных диагностики

показал

положительную

динамику

уровня

развития

детей,

подтвердил

эффективность

использования

нетрадиционных

здоровьесберегающих

технологий, доказал результативность работы в развитии стойкого интереса

к

двигательной

деятельности,

воспитание

командного

духа,

чувства

сопереживания и здорового соперничества у детей.

Используемая литература:

1.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду /[Текст] Е.А. Алябьева

- М.: Сфера, 2003 – 88 С.

2.

Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность

дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей

дошкольного возраста» /[Текст] К.Ю. Белая, В.А. Зимонина - М.:

Просвещение, 2007 – 94 С.

3.

Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и

программные требования /[Текст] Л.Д Глазырина. - М.: 1999 – 144 С.

4.

Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. /

[Текст] В.А. Зимонина - М.;ВЛАДОС,2003-304 С.

5.

Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в

образовательном учреждении: практическое пособие /[Текст] Т.В.

Каштанова - М.:2002 – 157 С.

6.

Колабанов В.В. Валеология /[Текст] В.В. Колабанов– СПб: Деан, 2008

- 98 С.

7.

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению

детей в дошкольных образовательных учреждениях. /[Текст] М.Н.

Кузнецов - М.: АРКТИ, 2002 – 64 С.

8.

Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. /[Текст]

О.Н. Моргунова - Воронеж, 2005 – 127 С.

9.

Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. /

[Текст] Овчинникова Т.С. - СПб, 2002 – 176 С.

10.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного

возраста. / [Текст] Л.И. Пензулаева - М.: 2004- 159 С.

11.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. /[Текст]

М.А. Рунова - М.: 2005 – 256 С.

12.

Семёнова Н.П. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе

здоровья». [Текст] Н.П. Семёнова - СПб.2004 – 87 С.

13.

Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном

процессе. [Текст] И.В. Чупаха - М: 2003 - 143 С.

14.

Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] Е.Г.

Юдина - М.: 2003 – 114 С.



В раздел образования