Напоминание

«Я – человек»


Автор: Богатырь Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 202"
Населённый пункт: г. Саратов Саратовская область
Наименование материала: Естественно – научный и экспериментальный проект с детьми 5–7 лет
Тема: «Я – человек»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад № 202»

Естественно – научный

и экспериментальный проект

с детьми 5-7 лет

«Я - человек»

Разработал:

Воспитатель:

Богатырь И.А.

г. Саратов

2016-2019г

1

Тип проекта: познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 2 года

Авторы проекта: воспитатель ; Богатырь И.А

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать

представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо

мыслящее;

по

знакомить

их

с

внешним

и

внутренним

строением

человеческого

организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать

культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения

и дома.

Задачи:

-

Прививать

элементарные

умения

детей

дошкольного

возраста

следить

за

своим

здоровьем, соблюдать правила гигиены;

-

Формировать

представления

о

состоянии

собственного

тела

и

функционировании

человеческого организма;

- Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

- Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-

гигиенических навыках;

- Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем

природы и здоровьем человека;

-

Развивать

интерес

к

экспериментированию,

самонаблюдению,

самообследованию;

- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к

своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей,

а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детского

населения.

Экологические

проблемы,

различные

отрицательные

бытовые

факторы,

химические

добавки

в

продукты

питания,

некачественная

вода,

накапливающееся

раздражение

в

обществе,

связанное

с

неудовлетворительным

экономическим

положением,

это

лишь

некоторые

факторы,

агре ссивно

воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по

2

улучшению и охране здоровья, через

естественно – научный и экспериментальный

проект «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в

детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней

среды,

чем

организм

взрослого

человека,

и

от

того

каковы

эти

воздействия

-

благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие,

прочность

знаний.

Поэтому

нужно

создать

все

условия

для

успешного

усвоения

культурно-гигиенических

навыков

и

навыков

здорового

образа

жизни

у

детей

дошкольного возраста.

Проект

направлен

на

воспитание

культурно-гигиенических

навыков,

развитие

представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства

ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений

и привычек здорового образа жизни.

Само

понятие

«здоровье»

всегда

рассматривалось

как

полное

физическое,

психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое

позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной

деятельности.

Для

достижения

гармонии

человека

с

природой

и

с

самим

собой

необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять,

приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в

себя следующие компоненты:

ценностный –

формирование

ценностного

отношения

к

человеческой

жизни,

ответственности за свою жизнь и здоровье;

гностический

– специально

отобранный

и

адаптированный

к

восприятию

дошкольниками материал по изучению тела человека;

развивающий

– формирование

у

детей

активной

позиции,

направленной

на

саморазвитие;

– практический – практическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах:

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде

з д о р о в о г о

о б р а з а

ж и з н и

с р е д и

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а ;

реалистичности

и

доступности

– объём

представлений

о

строении

человеческого

организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ

и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и

усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь

и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все

необходимые правила;

деловитости

и

занимательности

– материал

излагается

в

занимательной,

игровой

форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Образовательные области:

3

1.

Социально – коммуникативное развитие;

2.

Познавательное развитие;

3.

Речевое развитие;

4.

Художественно – эстетическое развитие;

5.

Физическое развитие.

НОД

по

реализации

проекта

длительностью

30

минут

проводятся

в

течение

всего

учебного

года

1

раз

в

неделю

и

представляет

собой свободную

познавательно-

экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и

апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на

прогулках,

в

свободной

самостоятельной

деятельности

в

течение

дня,

в

виде

своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика.

Уточнение

представлений

детей

о

строении

и

жизнедеятельности

человека, его росте

и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на

который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

Подбор

и

изучение

педагогической

и

справочной

литературы,

иллюстративного

материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей,

разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

-

Сюжетно-ролевые

и

режиссерские

игры:

«Поликлиника»;

«Семья»;

«Магазин

«Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

- Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья»,

включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет

организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний

детей в игровой форме

●Рекомендации для родителей «Что должен знать ребёнок о строении человека»;

●Памятка «Тело человека».

●Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно –

ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

4

2 этап – основной (практический)

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов

по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка

и

накопление

методических

материалов

и

рекомендаций

по

данной

проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об

анатомии,

физиологии

и

гигиене

человека

через

разнообразные

виды

совместной

деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День

спорта»

Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция "

П

рививаем навыки личной

гигиены"

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая

сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся

спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа»,

«Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный

журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?»,

«Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух»,

«Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши

помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос»,

«Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький»,

«Проверка

зрения»,

«Если

не

видишь»,

«Сколькими

способами

можно

напиться?»,

«Зачем

человеку

руки?»,

«Как

человек

умеет

передвигаться?»,

«Вдох

и

запах»,

«Осязание»,

«Обаяние»,

«Тепловые

и

холодовые

точки»;

«Органы

чувств,

или

с

помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных

превращениях

пищи

внутри

нас»;

«В

стране

Легких

или

путешествие

воздушных

человечков

»;

«Глаза, нос, уши – наши умные помощники»;

«Где прячется здоровье?

»

.

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»;

«Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я

сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с

людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее

строение

человека»;

«Скелет

человека»; «Скелет

главная

опора

моего

тела»;

«Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда»; «Познакомимся со своими

зубами»; «Почему у нас два глаза?»;

«Дороже алмаза – два своих глаза»; «Сердце и

сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с

трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в

разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»;

«Дорога к

5

доброму здоровью».

2.Художественное творчество:

▪Рисование:

«Портрет

моего

друга»;

«Я

с

папой»;

«Я

с

мамой»,

«Моя

семья»;

«Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»;

«Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте

же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты»

; «Загорелые человечки

на пляже

»; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты»,

«Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование

«Ягодка»

(из

бросового

материала);

«Панно

с

фруктами»

(из

природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты

о нем заботишься);

«Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается

мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»;

«Как сохранить

свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за

зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая

пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы

зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»;

«Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»;

«Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все

глаза!»;

«Слушай

во

все

уши!»;

«Сердце

и

кровообращение.

Великий

труженик

и

Волшебные

реки»;

«Дыхание.

В

стране

Лёгких,

или

Путешествие

воздушных

человечков»;

«Мозг

центральный

компьютер»;

«Пищеварение.

Об

удивительных

превращениях пищи в организме человека»;

«Правильное питание – залог здоровья»;

«Кто помогает нам быть здоровыми?».

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой,

взаимоотношения человека и

природы. Рассматривание картинок.

4.Чтение художественной литературы:

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке»,

«Первые

люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый

снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков

«Овощи»;

В.Бианки

«Как

муравьишка

домой

спешил»;

Н.Найдёнова

«Наши

полотенца»;

К.И.Чуковский

«Мойдодыр»;

М.Пришвин

«Золотой

луг»;

Е.Чарушин

«Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик»

,

И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»;

С.

Михалков

«Прививка»,

«Чудесные

таблетки». Работа

в

книжном

уголке

(рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)

5. Физическая культура:

6

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная

деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования:

«Мама,

папа,

я

здоровая

семья»;

оздоровительный

бег

по

картам

маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»;

«Урожайная». Разучивание частушек об овощах и

фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где

растёт

каша?»,

«Чудо

дерево»;

«Мы

считаем»;

«Угадай-ка»;

«Веселый

повар»;

«Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»;

«Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно –

полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные

семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»;

«Поваренок»; «Собери целое из частей»;

«Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»;

«Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед

для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме

у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях

у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише»,

«Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд:

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде.

Подготовка лука и чеснока к обеду.

Проведение занятий по приготовлению соков, чаев,

салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения

.

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация

помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью;

витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие

процедуры:

босохождение;

хождение

по

массажным

дорожкам;

обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна , холодной водой.

7

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что

значит

быть

здоровым?»,

«Полезные

продукты»,

«Правильное

питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)»

, «

Организация

ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние

пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка

раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?»,

«Двигайтесь

на

здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений

о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная

деятельность

родителей

и

детей:

поиск

информации

о

человеке,

его

строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация данного проекта поможет детям

относиться к своему здоровью, как к

ценности,

о

которой

необходимо

постоянно

заботиться.

У

детей

будет

развито

представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с

окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

8

Родители

будут

прислушиваться,

и выполнять

рекомендаций

педагогов

в

области

здоровьесбережения

детей;

активно

участвовать

в

воспитательно-образовательном

процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены,

воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-

настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

Список использованной литературы

1.

А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду.

Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

2.

С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.

3.

А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

4.

П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

5.

С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.

6.

М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”,

2007 год.

7.

Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва,

“РОСМЭН”, 2008 год.

8.

А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

9.

Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.

10.Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”,

Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.

11.В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.

12.Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

13.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского

сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.

14.Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр

“Сфера”, Москва, 2007 год.

15.В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997

год.

16.“Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.

17.“Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.

9

10



В раздел образования