Автор: Богатырь Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 202"
Населённый пункт: г. Саратов Саратовская область
Наименование материала: Естественно – научный и экспериментальный проект с детьми 5–7 лет
Тема: «Я – человек»
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад № 202»
Естественно – научный
и экспериментальный проект
с детьми 5-7 лет
«Я - человек»
Разработал:
Воспитатель:
Богатырь И.А.
г. Саратов
2016-2019г
1
Тип проекта: познавательно – исследовательский, оздоровительный.
Срок реализации проекта: 2 года
Авторы проекта: воспитатель ; Богатырь И.А
Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители,
медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать
представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо
мыслящее;
по
знакомить
их
с
внешним
и
внутренним
строением
человеческого
организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать
культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения
и дома.
Задачи:
-
Прививать
элементарные
умения
детей
дошкольного
возраста
следить
за
своим
здоровьем, соблюдать правила гигиены;
-
Формировать
представления
о
состоянии
собственного
тела
и
функционировании
человеческого организма;
- Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;
- Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-
гигиенических навыках;
- Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем
природы и здоровьем человека;
-
Развивать
интерес
к
экспериментированию,
самонаблюдению,
самообследованию;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к
своему телу; восхищение его возможностями.
Основание для разработки:
Проблема:
В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей,
а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России.
За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья
детского
населения.
Экологические
проблемы,
различные
отрицательные
бытовые
факторы,
химические
добавки
в
продукты
питания,
некачественная
вода,
накапливающееся
раздражение
в
обществе,
связанное
с
неудовлетворительным
экономическим
положением,
–
это
лишь
некоторые
факторы,
агре ссивно
воздействующие на здоровье дошкольника.
Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по
2
улучшению и охране здоровья, через
естественно – научный и экспериментальный
проект «Я - человек»
Актуальность проекта:
Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в
детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней
среды,
чем
организм
взрослого
человека,
и
от
того
каковы
эти
воздействия
-
благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.
От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие,
прочность
знаний.
Поэтому
нужно
создать
все
условия
для
успешного
усвоения
культурно-гигиенических
навыков
и
навыков
здорового
образа
жизни
у
детей
дошкольного возраста.
Проект
направлен
на
воспитание
культурно-гигиенических
навыков,
развитие
представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений
и привычек здорового образа жизни.
Само
понятие
«здоровье»
всегда
рассматривалось
как
полное
физическое,
психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое
позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной
деятельности.
Для
достижения
гармонии
человека
с
природой
и
с
самим
собой
необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять,
приобщаться к здоровому образу жизни.
Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в
себя следующие компоненты:
–
ценностный –
формирование
ценностного
отношения
к
человеческой
жизни,
ответственности за свою жизнь и здоровье;
–
гностический
– специально
отобранный
и
адаптированный
к
восприятию
дошкольниками материал по изучению тела человека;
–
развивающий
– формирование
у
детей
активной
позиции,
направленной
на
саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.
При этом проект мы построили на принципах:
– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде
з д о р о в о г о
о б р а з а
ж и з н и
с р е д и
д е т е й
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а ;
–
реалистичности
и
доступности
– объём
представлений
о
строении
человеческого
организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ
и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и
усложнённости;
– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь
и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все
необходимые правила;
–
деловитости
и
занимательности
– материал
излагается
в
занимательной,
игровой
форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.
Образовательные области:
3
1.
Социально – коммуникативное развитие;
2.
Познавательное развитие;
3.
Речевое развитие;
4.
Художественно – эстетическое развитие;
5.
Физическое развитие.
НОД
по
реализации
проекта
длительностью
30
минут
проводятся
в
течение
всего
учебного
года
1
раз
в
неделю
и
представляет
собой свободную
познавательно-
экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и
апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на
прогулках,
в
свободной
самостоятельной
деятельности
в
течение
дня,
в
виде
своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
●Диагностика.
Уточнение
представлений
детей
о
строении
и
жизнедеятельности
человека, его росте
и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на
который может опереться педагог.
●Анкетирование родителей
●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.
●Изучение необходимой литературы
●
Подбор
и
изучение
педагогической
и
справочной
литературы,
иллюстративного
материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей,
разработка проекта.
●Создание развивающей среды:
1. Игровой центр:
-
Сюжетно-ролевые
и
режиссерские
игры:
«Поликлиника»;
«Семья»;
«Магазин
«Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»
- Дидактические игры;
3. Центр безопасности;
4. Центр исследования и науки;
5. Центр правильной речи;
6. «Тропа здоровья»,
включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет
организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний
детей в игровой форме
●Рекомендации для родителей «Что должен знать ребёнок о строении человека»;
●Памятка «Тело человека».
●Создание наглядного пособия «Человек и его строение »
●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно –
ролевой игры «Поликлиника»
●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»
●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».
4
2 этап – основной (практический)
●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов
по расширению знаний дошкольников о строении человека.
●Разработка
и
накопление
методических
материалов
и
рекомендаций
по
данной
проблеме.
●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об
анатомии,
физиологии
и
гигиене
человека
через
разнообразные
виды
совместной
деятельности педагога с детьми и родителями.
●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День
спорта»
●
Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»
●Изготовление листовок «Полезное питание».
●
Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция "
П
рививаем навыки личной
гигиены"
● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""
●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая
сказка про мальчика Витю»
●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся
спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа»,
«Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный
журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».
●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?»,
«Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух»,
«Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши
помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос»,
«Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький»,
«Проверка
зрения»,
«Если
не
видишь»,
«Сколькими
способами
можно
напиться?»,
«Зачем
человеку
руки?»,
«Как
человек
умеет
передвигаться?»,
«Вдох
и
запах»,
«Осязание»,
«Обаяние»,
«Тепловые
и
холодовые
точки»;
«Органы
чувств,
или
с
помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных
превращениях
пищи
внутри
нас»;
«В
стране
Легких
или
путешествие
воздушных
человечков
»;
«Глаза, нос, уши – наши умные помощники»;
«Где прячется здоровье?
»
.
●Мероприятия:
НОД регламентированная:
1. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):
«Вот какой я!»;
«Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я
сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с
людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее
строение
человека»;
«Скелет
человека»; «Скелет
–
главная
опора
моего
тела»;
«Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда»; «Познакомимся со своими
зубами»; «Почему у нас два глаза?»;
«Дороже алмаза – два своих глаза»; «Сердце и
сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с
трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в
разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»;
«Дорога к
5
доброму здоровью».
2.Художественное творчество:
▪Рисование:
«Портрет
моего
друга»;
«Я
с
папой»;
«Я
с
мамой»,
«Моя
семья»;
«Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»;
«Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте
же мыться, плескаться».
▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты»
; «Загорелые человечки
на пляже
»; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»
▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты»,
«Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»
▪Конструирование
«Ягодка»
(из
бросового
материала);
«Панно
с
фруктами»
(из
природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);
3. Коммуникация:
Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты
о нем заботишься);
«Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается
мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»;
«Как сохранить
свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за
зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая
пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы
зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»;
«Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»;
«Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все
глаза!»;
«Слушай
во
все
уши!»;
«Сердце
и
кровообращение.
Великий
труженик
и
Волшебные
реки»;
«Дыхание.
В
стране
Лёгких,
или
Путешествие
воздушных
человечков»;
«Мозг
–
центральный
компьютер»;
«Пищеварение.
Об
удивительных
превращениях пищи в организме человека»;
«Правильное питание – залог здоровья»;
«Кто помогает нам быть здоровыми?».
Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).
Экологические наблюдения за живой и не живой природой,
взаимоотношения человека и
природы. Рассматривание картинок.
4.Чтение художественной литературы:
Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке»,
«Первые
люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый
снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков
«Овощи»;
В.Бианки
«Как
муравьишка
домой
спешил»;
Н.Найдёнова
«Наши
полотенца»;
К.И.Чуковский
«Мойдодыр»;
М.Пришвин
«Золотой
луг»;
Е.Чарушин
«Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик»
,
И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»;
С.
Михалков
«Прививка»,
«Чудесные
таблетки». Работа
в
книжном
уголке
(рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)
5. Физическая культура:
6
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная
деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.
Соревнования:
«Мама,
папа,
я
–
здоровая
семья»;
оздоровительный
бег
по
картам
маршрутам; «Зимняя спартакиада»
Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»
Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.
6.Музыка:
Развлечение «В стране Здравии»
Альбом колыбельных песен. Музыка природы.
Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»;
«Урожайная». Разучивание частушек об овощах и
фруктах, здоровье, физкультуре.
7.Социализация:
▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:
«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где
растёт
каша?»,
«Чудо
–
дерево»;
«Мы
считаем»;
«Угадай-ка»;
«Веселый
повар»;
«Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»;
«Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно –
полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные
семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»;
«Поваренок»; «Собери целое из частей»;
«Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»;
«Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».
▪Сюжетно-ролевые игры:
Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед
для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме
у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях
у детей», «День рождение».
▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише»,
«Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».
8. Труд:
На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.
«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде.
Подготовка лука и чеснока к обеду.
Проведение занятий по приготовлению соков, чаев,
салатов. Посадка рассады в открытый грунт.
9.Здоровье:
Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения
.
Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация
помещений, чесночный киндер.
Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью;
витаминизация, точечный массаж.
Закаливающие
процедуры:
босохождение;
хождение
по
массажным
дорожкам;
обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна , холодной водой.
7
●
Работа с родителями.
▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».
▪Консультации: «Что
значит
быть
здоровым?»,
«Полезные
продукты»,
«Правильное
питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)»
, «
Организация
ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние
пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»
▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»
▪Папка
–
раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?»,
«Двигайтесь
на
здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений
о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».
▪Анкетирование «ЗОЖ»
▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»
▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».
▪Изготовление книги «Всё о человеке»
▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»
▪Совместная
деятельность
родителей
и
детей:
поиск
информации
о
человеке,
его
строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ
●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»
●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.
●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)
●Оформление папки «Познаём человека»
●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»
3 этап – заключительный
●Обработка результатов по реализации проекта.
●Презентация проекта.
●Итоговая диагностика.
●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Реализация данного проекта поможет детям
относиться к своему здоровью, как к
ценности,
о
которой
необходимо
постоянно
заботиться.
У
детей
будет
развито
представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с
окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.
8
Родители
будут
прислушиваться,
и выполнять
рекомендаций
педагогов
в
области
здоровьесбережения
детей;
активно
участвовать
в
воспитательно-образовательном
процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены,
воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-
настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны
Список использованной литературы
1.
А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду.
Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
2.
С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
3.
А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
4.
П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
5.
С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
6.
М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”,
2007 год.
7.
Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва,
“РОСМЭН”, 2008 год.
8.
А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
9.
Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
10.Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”,
Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
11.В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
12.Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
13.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского
сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
14.Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр
“Сфера”, Москва, 2007 год.
15.В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997
год.
16.“Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
17.“Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.
9
10