Автор: Еремина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР–дсад №42 "Кораблик"
Населённый пункт: г.о.Коломна Московская обл.
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Развитие навыков рисования у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие навыков рисования у детей раннего возраста.
Ранний возраст – это чрезвычайно ответственный период в развитии
человека. Рисование один из любимых видов детской деятельности. Дети 2-х
– 3-х лет более открыты и готовы к познанию, а рисование поможет малышу
развивать фантазию, научит разным приёмам работы с материалами, главное
чтоб процесс увлекал ребёнка и вас.
Желательно что бы на занятиях дети сидели за столами только во время
непосредственно рисования. Рассказ воспитателя они могут слушать сидя на
ковре. А вот рассматривать иллюстрации и предметы, стоя вокруг стола или
мольберта.
Мы обычно включаем элементы игры, т.к. игра считается ведущей
деятельностью дошкольника, и каждый взрослый знает, какую радость она
доставляет детям, а также вызывает скрытые возможности детей. Но мы на
занятиях лишь эпизодически соприкасаемся с игрой, т.к. нам надо создать
игровую мотивацию (обычно появляется персонаж в сопровождении рассказа
воспитателя, за чем и почему ему необходимы предметы, которые сегодня
планируется рисовать ( например травка для зайчат, лесенка для котёнка) и
что
сами
персонажи
с
этим
не
справятся,
но
мы
обязательно
должны
спросить хотят ли дети выполнить просьбу, получив утвердительный ответ,
только тогда переходим к постановке учебной задачи.
При обучении детей рисованию используем следующие методы и приёмы:
* Рисование в воздухе – при помощи прямого указательного пальца или сухой
кисти, можно на любой гладкой поверхности, столе – это поможет ребёнку
ощутить
правильное
направление
движения
и
запомнить
его
на
двигательном уровне.
*
Совместное
рисование
–
вкладываем
карандаш
или
кисточку
в
ручку
ребёнка, берём её в свою и водим по бумаге создавая изображение, но
одновременно
комментируем
рисунок
(
это
капает
дождик,
лучики
для
солнышка) – это позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш,
набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные
линии.
* Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка (взрослый
рисует круг, а ребёнок – лучики; взрослый – тучу, а ребёнок – дождь) – это
позволяет рисовать определённые линии, фигуры.
* Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному
взрослым сюжету или собственному желанию. Мы используем этот метод,
когда у ребёнка уже
есть определённые навыки – для их закрепления.
(Предлагаем рисунки – разносторонние.)
* Используем также приём рисования ладошкой, пальчиками, штампами,
ушными палочками, трубочками и т.п….
Во время прогулок малыши
рисуют на земле, снеге. Можно
индивидуально.
Обязательно,
предлагайте
детям
наблюдать,
как
кружат
листики, снег в воздухе, какая травка растёт на газоне, как капают капли
дождя …
Этапы обучения детей 2-3 лет рисованию:
( примерная тематика занятий)
1
Этап: точки
- что за палочки такие, накормим курочку зёрнышками - карандаш,
восковой мелок, зёрнышки на тарелочке мышке – ушными палочками,
краска, осенний листопад – краски, ягодки для птичек – пальчиками.
2 этап: штрихи
- травка для зайчат – фломастеры, карандаши; дождик, дождик кап-кап-
кап – краска, кистью; выпал первый снежок; иголки у ёжика, ножки у
сороконожки.
3 этап: вертикальные линии
-
шарики
воздушные
ветерку
послушные,
лучики
для
солнышка,
ленточки
весят;
заборчик
для
козлят,
дорожка
для
поезда
-
дорисовывание
4 этап: горизонтальные линии
- дорожка для зверят, лесенка для котёнка(дорисовывание);
5 этап: замкнутые округлые формы
- разноцветные клубочки, мячи, бусы на нитке, колобок, снеговик,
берлога для медведя
6 этап: волнистые линии
- море - кораблик (аппликация), рыбки плавают в воде, узор на платье
кукле, дорожки
7 этап: рисование замкнутых 4х угольных фигур
- окошки в домике, поезд – вагончики, домик для собачки
НАШИ СОВЕТЫ:
*Содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям.
*Если
мы
оказываем
помощь,
какому
-
то
персонажу
из
художественного
произведения
(сказки)
то
надо
что
бы
каждый
ребёнок был знаком с этим произведением.
*Не критикуйте работу маленького ребёнка: он рисует, как может, но
рисует с душой, если вы будете постоянно критиковать, малыш может
вообще отказаться от этого занятия.
*Будет лучше если «сам персонаж» скажет детям например: здесь мало
травки моим зайчатам не хватит, или лесенка не прочная , соедини
перекладины, а то я упаду (котёнок).
*Поощряйте
нестандартные
решения
образов
или
приёмы
работы.
Пусть малыш понимает, что главное это его фантазия ( например: когда
учимся
рисовать
круги,
можно
показать
свой
круг
и
сказать
«Я
нарисовала шарик, а ты что нарисовал? Что это у тебя круглое?»
*Рассматривайте
работы
детей.
Восхищайтесь,
хвалите,
что
бы
малыши захотели рисовать ещё. Обыгрывайте готовые рисунки, можно
использовать стихи, загадки.
*Научите кроху приёмам работы с разными материалами и его мир
станет ярким, как краски которыми он рисует.