Напоминание

Использование технологии смыслового чтение на уроке русского языка и литературного чтения


Автор: Ондар Роза Хунаевна
Должность: учитель русского языка и литературного чтения в начальных классах
Учебное заведение: МБОУ Сукпакская СОШ им.Б.И.Араптана, Республики Тыва
Населённый пункт: с.Сукпак
Наименование материала: Доклад
Тема: Использование технологии смыслового чтение на уроке русского языка и литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему: «Особенности преподавания русского языка и литературного чтения

с использованием технологии смыслового чтения»

Более 30 лет работаю учителем русского языка и литературного чтения

в начальных классах.

Начну свой доклад со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича

Ушинского:

«Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать

как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и

укреплять их мысль и любознательность. Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

К.Д.Ушинский.

Поскольку

программы

по

учебным

предметам

ориентированы

на

умение

преобразовывать

информацию,

представленную

в

различных

формах,

а

одним

из

метапредметных

результатов

освоения

основной

образовательной

программы

становится умение работать с различными источниками информации. Поэтому проблема

смыслового чтения является актуальной в современной школе. И решать её необходимо

уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Это отражено в Федеральном образовательном стандарте НОО.

Информация на русском языке представляет трудность, особенно тувинским детям, им

очень сложно интерпретировать прочитанное на русском языке.

Алгоритм при работе с информацией с детьми тувинской национальности:

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного с переводом на родной

язык или опираясь на словарь, наглядность, толкование на русском языке.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации, по готовому алгоритму,

по наводящим вопросам.

3. Работа с текстом: оценка информации.

Какие приемы работы по каждому блоку можно использовать и какие метапредметные

УУД при этом формируются.

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

2.

Подбор

заголовка

(регулятивное

УУД:

развиваем

умение

высказывать

своё

предположение на основе работы с материалом учебника).

3. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих

мыслей в устной форме).

4. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение

логическими действиями).

5.

Сопоставление

основных

текстовых

и

внетекстовых

компонентов:

обнаруживание

соответствие

между

частью

текста

и

его

общей

идеей,

формулирование

вопроса,

объяснение

назначение

карты,

рисунка,

пояснение

частей

графика

или

таблицы

(познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций,

текстов).

6. Нахождение в тексте требуемой информации (познавательные УУД: развиваем умения

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).

7. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и

критического понимания текста:

— определение назначения разных видов текстов (регулятивные УУД: развиваем умение

высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника);

различие

темы

и

подтемы

специального

текста

(познавательные

УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов);

выделение

избыточной

информации

(познавательные

УУД:

обобщать

и

классифицировать по признакам.)

прогнозирование

последовательности

изложения

идей

текста

(регулятивные

УУД:

прогнозировать предстоящую работу);

— сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

(познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

формирование

на

основе

текста

системы

аргументов

(доводов)

для

обоснования

определённой позиции (познавательные УУД: на основе анализа объектов делать выводы);

— понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживать им (личностные

УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции).

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается

понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения..

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

извлеченную

информацию.

Это

внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять

в

тексте

слова

и

выражения,

значения

которых

непонятно,

и

осознавать

потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять

мотивы

поведения

героев

путём

выбора

правильного

ответа

из

ряда

предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст

или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по

заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее

точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию,

рисункам.

Всё это есть общеучебные универсальные учебные действия, на усвоение

которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе Смысловое

чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы

чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание

текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять

познавательную деятельность.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения

приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Виды стратегий смыслового чтения:

Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные

вопросы, вести обсуждения в группе.

Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса,

задавать проблемные вопросы.

Читаем и спрашиваем.

Цель:

сформировать

умение

самостоятельно

работать

с

печатной

информацией,

формулировать вопросы, работать в парах.

Приёмы смыслового чтения.

Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать

информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Чтение с пометками.

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать

мысли автора своими словами.

Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна.

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные

идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности

Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная

работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное

внимание.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

работа с незнакомыми словами;

работа со словами-ключиками;

работа со словами образами.

Работа с незнакомыми словами.

Работа с ключевыми словами.

Работа со словами-образами.

1.

Применение метода «ведение диалога с текстом».

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2)

вероятностное

прогнозирование

ответов

на

возникший

вопрос

или

дальнейшего

содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

Виды работ с текстом в начальной школе:

Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

Чтение, деление на смысловые части.

Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из

повествовательных предложений).

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный,

творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. Восстановление

деформированного текста.

Инсценирование текста или отрывка.

Выборочное чтение (с определенным заданием).

Чтение в лицах.

«Жужжащее чтение».

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение абзацами.

Чтение с пометками.

Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

Чтение по группам.

Поисковое чтение.

Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение

предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста. Нахождение и чтение

образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

Нахождение самого длинного слова в тексте.

Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

Чтение с пометками непонятных слов.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие

речи»): Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ

предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями,

предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами,

исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари,

энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному

произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа,

проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе

со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса,

определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями,

с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать

зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Процесс формирования умений смыслового чтения состоит из трех этапов.

Первый этап – смысло-ориентирующий. На первом этапе основные приемы

организации учебной деятельности – это:

-поиск;

-выявление;

- сопоставление информации.

А основные умения смыслового чтения на первом этапе:

-Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде;

- Определять из текста значение терминов;

- Сопоставлять информацию из разных частей текста;

- Устанавливать в тексте последовательность действий.

Результат смыслового чтения на первом этапе:

Общая ориентация в тексте.

Второй этап – содержательно-смысловой.

На втором этапе основные приемы организации учебной деятельности – это:

-обобщение;

-интерпретация;

- преобразование информации.

А основные умения смыслового чтения на втором этапе:

-Выделять главную мысль отдельных частей текста;

-Делать выводы на основе информации из текста;

- Преобразовывать информацию из текста в графическую запись и наоборот;

- Ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;

- Выделять информацию, не соответствующую содержанию в тексте.

Результат смыслового чтения на втором этапе:

Глубокое понимание в тексте.

Третий этап – рефлексивно-личностный.

На третьем этапе основные приемы организации учебной деятельности – это:

-оценка и использование информации для решения практико-ориентированных задач.

А основные умения смыслового чтения на третьем этапе:

-Применять знания, полученные из соответствующих информационных блоков для

анализа и объяснения новой ситуации;

-Интерпретировать результаты исследований на основе глубокого понимания информации

из текстов;

- Самостоятельно конструировать новую (или существенно измененную) по отношению

к тексту ситуацию.

Результат смыслового чтения на третьем этапе:

Применение полученной информации в практике.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим

смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов

А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения,

связанные с:

осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от

коммуникативнойзадачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные

комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически

оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки

в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий

смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору,

функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития

познавательной деятельности.

Памятка для учащегося

внимательно прочитать текст;

выделить главные мысли текста;

проверить, как они соотносятся между собой;

сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;

сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты

плана;

прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важно

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов

к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и

педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков

которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной,

парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся

в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и

публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая

неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое

и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя?

Куда впадает Волга?

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные

вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой

информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения

дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда

есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза,

фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у

человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался

жив?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений,

событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой

информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-

следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в

готовом виде, иначе он перейдёт в разряд просты

Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду

теорией и практикой.

Как бы я поступил на месте героя?

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса,

задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик

поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного

тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее

происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией,

формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в

прочитанном.(Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие

слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение

главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но

надежное заучивание.)

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на

него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать

информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили,

удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой –

написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации

вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать

мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему

алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной

учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли

автора другими словами, научиться вдумчиво читать. Для

учителей начальных классов я рекомендую :

Блоки заданий с содержанием и целями:

Название блока заданий

Содержание

Цели

Слова-«приятели» и слова

«неприятели»

Содержит набор заданий из 8

групп синонимов и 25 групп

антонимов. Каждое слово

(фразеологизм) из группы

напечатано на отдельной карточке.

Необходимо к каждому

слову(фразеологизму) из

предложенной группы подобрать

подходящий антоним (синоним)

Создание условий для развития

лексики, пополнения словарного

запаса, введения антонимов,

синонимов в активный словарь,

развития мыслительных

операций, словесно-логического

мышления.

«Словесная мозаика»

Содержит набор , состоящий из 4

групп заданий. Группа заданий

оформлена в виде комплекта

карточек, на каждой из которых

напечатано одно слово; в группе

от 2-х до 5-ти предложений.

Работа с блоком заключается в

следующем: необходимо

построить предложения из

отдельных слов, а затем

расположить их в соответствии с

логикой.

Содействие расширению у

младших школьников словарного

запаса, повышению уровня

логического мышления,

осознанности, формированию

смыслового чтения.

«Восстановление текста»

Состоит из 16 групп заданий.

Группа представляет собой набор

связных текстов (от 4 до 19 в

группе), каждое предложение

которых напечатано на отдельной

карточке. Обучающимся

предлагается «навести порядок»

т.е. расположить предложения в

соответствии с логикой

повествования.

Содействие развитию у детей

мыслительных операций (анализа,

синтеза), логического мышления,

концентрации внимания.

«Пропавшие слова»

Состоит из 2 групп текстов: 22

текста – проза, 19 текстов – стихи.

В текстах пропущены слова

различных частей речи. К тексту

прилагается набор карточек, на

которых напечатаны слова из

этого текста, слова необходимо

правильно расставить в местах

пропусков.

Содействие развитию речевого

мышления, грамматического

строя речи, обогащению

словарного запаса младших

школьников.

«Догадайся и найди»

Содержит 23 группы заданий,

содержащих тексты басен и

пословиц, одна или две из

которых раскрывают смысл басен.

Необходимо подобрать к басне

подходящие по смыслу

пословицы.

Содействие пониманию

переносного смысла метафор,

пословиц, басен, подтекста

произведений.

Блок 1. Слова – «приятели» и слова – «неприятели»

Пояснение: Слова группируются согласно ключам, печатаются и разрезаются.

Задача обучающихся: найти слова-антонимы или слова-синонимы. У любогослова есть

пара.

1.Антонимы –существительные.

Ключи для составления карточек:

Боль ш и н с т во

ме н ь ш и н с т во;

ве с е ль е

г рус т ь ,

п еч а ль ,

т о с к а ;

гордость – скромность, добро – зло, молодость – старость, порядок – беспорядок,

правда – обман, ложь; предок – потомок, талант – бездарность, тишина – шум;

Великан – карлик, весна – осень, друг – враг, зима – лето, любовь – ненависть,

нужда – достаток, оборона – нападение, потепление – похолодание,

находка – потеря, утро – вечер;

Доверие – недоверие, достоинство – недостаток, красота – безобразие,

начало – конец, встреча – разлука, день – ночь, дружба – вражда, жар – холод,

мир – война, награда – наказание, нищета – роскошь.

1.

Антонимы – прилагательные.

Ключи для составления карточек:

Абстрактный – конкретный, быстрый – медленный, высший – низкий,

густой – редкий, красивый – безобразный, лучший – худший,

праздничный – будничный, первый – последний, сытый – голодный,

храбрый – трусливый;

Активный – пассивный, вежливый – грубый, глубокий – мелкий, дружественный –

враждебный,

коллективный

индивидуальный,

любимый

ненавистный,

нежный – твердый, серьёзный – легкомысленный, светлый – тёмный,

смелый – робкий;

Ближний

дальний,

виноватый

правый,

горячий

хол од н ы й ,

здоровый – больной, ласковый – грубый, огромный – крохотный, новый – старый,

поздний – ранний, сильный – слабый, умный – глупый;

2.

Антонимы – глаголы.

Ключи для составления карточек:

Б р а т ь

о т д а в а т ь ,

в с т а в а т ь

л ож и т ь с я ,

г о в о р и т ь

м о л ч а т ь ,

заболевать

выздоравливать,

закрывать

открывать,

защищаться

нападать,

награждать

наказывать,

обвинять

оправдывать,

прибавлять

отнимать,

разбирать – собирать;

Хвалить

ругать,

выигрывать

-

проигрывать,

веселиться

печалиться,

вспыхивать – гаснуть, забывать – помнить, засыпать – просыпаться, здороваться –

прощаться, нагревать – охлаждать, одевать – раздевать, приближать – удалять;

Раскрывать – закрывать, хохотать – плакать, взлетать – падать,

встречать – провожать, гордиться – стыдиться, запрещать – позволять,

кричать – шептать, надевать – снимать, опускаться – подниматься,

любить – ненавидеть.

Антонимы – наречия и фразеологические обороты

Ключи для составления карточек:

Вверх – вниз, влево – вправо, всегда – никогда, горячо – холодно,

коротко – длинно, можно – нельзя, хорошо – плохо, ярко – тускло;

Больше

всего

меньше

всего,

в

двух

шагах

на

краю

с в е т а ,

в

первое

время

в

последнее

время,

воспрянуть

духом

пасть

духом,

входить в колею – выбиться из колеи, звёзд с неба не хватает – семи пядей во лбу,

лёгок на подъём – тяжёл на подъём, положить начало – положить конец;

Брать себя в руки – выходить из себя, в лучшем случае – на худой конец, в первую

очередь

в

последнюю

очередь,

спустя

рукава

засучив

рукава,

заваривать кашу – расхлёбывать кашу, капля в море – хоть пруд пруди, не покладая

рук – сложа руки, с лёгким сердцем – с тяжёлым сердцем.

3.

Синонимы

Ключи для составления карточек:

Беспокоиться – волноваться, тревожиться;

бороться – биться, сражаться, воевать;

взлететь – взвиться, вспорхнуть, взмыть, подняться;

горевать – грустить, печалиться, переживать;

заглядеться – засмотреться, залюбоваться;

ласкать – лелеять, холить, нежить;

охранять – сторожить, стеречь, караулить;

посетить –побывать;

работать – трудиться;

сказать – молвить, произнести, поговорить;

темнеть – вечереть, смеркаться;

успокаивать – утешать;

Без сучка, без задоринки – как по маслу;

бок о бок – плечом к плечу, рука об руку;

в два счёта – в мгновение ока, в один миг, в одну секунду;

вверх дном – вверх ногами;

владеть собой – держать себя в руках;

во чтобы то ни стало – чего бы это не стоило, любой ценой;

время от времени – от случая к случаю;

закрывать глаза – смотреть сквозь пальцы;

капля в море – по пальцам можно пересчитать;

мороз по коже – мурашки по спине;

ни рыба ни мясо - так себе, ни то, ни сё;

падать духом – вешать нос.

Ахиллесова пята – слабое место;

бить баклуши – валять дурака;

будь что будет – была ни была;

во

весь

дух

сломя

голову,

изо

всех

сил,

на

всех

парусах,

очертя

голову,

со всех ног, что есть духу;

водить за нос – обводить вокруг пальца;

за тридевять земель – на край света;

золотые руки – мастер на все руки;

как бы то ни было – несмотря ни на что;

как снег на голову – откуда ни возьмись;

ни свет ни заря – чуть свет;

и был таков – и след простыл, как в воду канул, как ветром сдуло, как сквозь землю

провалился, только его и видели, поминай как звали.

Блок 2. «Словесная мозаика»

Пояснение: Из

слов

необходимо

составить

предложения.

Представленные

предложения печатаются на листах бумаги, разрезаются на отдельные слова и

комплектуются по количеству предложений – от 2 до 5. Длина предложений, их

количество и сложность конструкций постепенно увеличиваются.

Примеры текстов для дробления: У Люды новая юла. Малышка крутит юлу.

Наташа идёт на кухню. Там она будет мыть посуду.

На зелёном лугу пасётся коза. У неё маленький козлёнок.

У меня есть друг Яша. Мы с ним придумываем интересные игры.

Все дети любят цирк. Там можно увидеть много дрессированных животных.

Щенок скулил на улице. Дима взял его домой. Щенка назвали Тяпкой.

Ваня сел на пень. Пень у Вани будто конь. Он взял кнут и стал гнать его.

У Никиты есть бумажный змей. Никита идёт в парк пускать змея. Змей набрал

высоту и летит.

Утром люди идут на работу. Мой дядя работает водителем такси. Он целый день

возит пассажиров.

Сухая степь просторно раскинулась под солнцем. Под порывами горячего ветра

шелестит ковыль. Высоко в небе звенит песня жаворонков.

На крыльце лежит пушистый кот. Тёплые лучи согрели котика. Он сладко заснул.

Во сне кот видел свежую сметану.

Максим и Антон были на лугу. Тёмная туча закрыла небо. Застучали частые капли

дождя. Мальчики помчались домой.

Холодно в осеннем лесу. Моросит дождик. На старую ель прыгнула белочка.

На сучке ели висит сухой грибок. Вот и обед для белочки.

Летом в деревне пасут гусей. Гуси любят плавать в озере. Ребята в это время

загорают. Вечером гусей гонят домой. Завтра снова дети пойдут на луг.

Антон нашёл под пнём норку ежа. Там лежали пять ежат. Они ждали маму – ежиху.

Антон только погладил ежат и ушёл. Ежихе это не понравилось. Она увела ежат в

другое место.

Ранним утром старик вышел из сторожки. За одну ночь всё в природе изменилось.

Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушки елей. В воздухе кружилась живая

сетка из мягких снежинок. Старик с собакой в лодке поехали за рыбой.

Блок 3. «Восстановление текста»

Пояснение: Для подготовки карточек можно использовать тексты литературных

произведений, модифицировать (сокращать) тексты известных детям сказок или

любую

интересную

для

них

информацию

из

энциклопедий,

учебников

и

справочников. Предложения текста записываются на карточке в столбик. Карточки

комплектуются в зависимости от количества предложений в тексте – от 4 до 19.

На

оборотной

стороне

карточки

с

текстом

можно

разместить

рисунок

или

крупными

буквами

напечатать

позитивные

слова

или

фразы

(например:

«молодец!»,

«так

держать!»,

«отлично!»).

Карточки

с

текстами

разрезаются

на отдельные предложения. Если ребёнок правильно составил текст, на оборотной

стороне складывается слово или фраза.

Примеры текстов для дробления:

Муравей нашёл зерно. Оно было тяжёлое. Муравей позвал товарищей. Дружно

тащат муравьи зерно домой.

Наташа с мамой были в магазине. «Ой, какой забавный заводной зайка!» - сказала

Наташа. «Мама, купи мне этого зайку, и маску, и свисток, и мозаику», - просит

Наташа. «Давай купим в магазине всё, что глаза увидят», - смеётся мама.

У Веры мама и папа врачи. Они лечат больных. Вера тоже хочет стать врачом.

А пока она лечит своих кукол.

В

одном

болоте

на

кочке

под

ивой

вывелись

дикие

утята.

Мать

повела

их

к лесному озеру по тропе. Чтобы не мешать купанию и не спугнуть их, я спрятался

за дерево. Утята прошли совсем близко, но не заметили меня.

Дюймовочка спала в скорлупке от грецкого ореха. Через окно в комнату спрыгнула

старая жаба. Она схватила бедную девочку. Жаба стремглав поскакала к болоту.

Там её ждал сын.

Медвежонок весело бегал по льдинам. Внизу блестела вода. Вот он залёг у самого

края льдины. Малыш даже перестал дышать. Но хитрая рыба не подплывала.

Саша получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане. Летом Саша

поехал в деревню. Он взял с собой своих питомцев. Скоро вывелись крольчата.

Саша кормит зверьков овощами и травой.

Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра

закричал. Галка улетела. А кольцо пропало!

Лошадь бежала рысью по гладкой дороге. Под лучами солнца всё искрилось.

Деревья стояли по краям дороги, как часовые. Сорока села на хрупкую

веточку. И сразу вниз полетела снежная пыль. Кусты и озябшая травка были

засыпаны этой пылью.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Вода в кувшине была только на

дне. Галке нельзя было достать. Галка стала кидать в кувшин камешки. Столько

набросала, что вода стала выше. Напилась галка.

Однажды

на

узком

мостике

встретились

два

упрямого

козла.

Мостик

был

перекинут через глубокую реку. Вдвоём по доске не

разойтись. Кому-то надо

уступать. Упрямые козлы стали спорить.

А потом начали бодаться. Столкнулись лбами и оба упали в реку.

Даша и Андрей играли на лугу. У Андрюши был бумажный змей. Вдруг небо

потемнело. Ударил гром. Полил сильный дождь. Дети бросились к дому. Но вот

туча ушла. Ребята вышли в сад, мокрый от дождя. С веток деревьев и кустов

падали последние капли дождя.

Летом на лугу живут паучки. Паучки ловят комаров и мошек. Осенью паучки ищут

себе уютное место. В ясный осенний день паучки вылезают на поиски

такого

местечка. Поднимаются паучки на куст и выпускают тонкие паутинки. Ветер

подхватывает

паутинки.

Паучки

летят

по

ветру

на

конце

паутинки.

Ветер несёт паучков через ручейки, реки, луга. Схватил паучок паутинку лапками

и связал узелок. Паучок опустился на землю. Здесь он нашёл жильё на зиму.

Хороший мяч прислал дедушка внуку. Мяч был тугой и блестящий. Все ребята

горели желанием поиграть в футбол. А Алеша жалел мяч. Он положил его в сетку

и каждый день стирал с него пыль. А время шло и шло. Пересох мяч. Лаковая

плёночка

на

нём

потрескалась.

Стал

выходить

воздух.

Приехал

дедушка.

Он

посмотрел на мяч и покачал головой. Долго жил мяч, а радости не принёс.

Однажды пастухи принесли нам лисёнка. Он был ещё маленький, весь серый,

носик чёрный, а кончик хвоста белый. Мы посадили зверька в пустой амбар. Мама

налила малышу молока. Но зверёк молоко пить не стал. Он забился в дальний угол

амбара и весь дрожал. Ночью лисёнок жалобно заскулил. Я проснулся и выглянул

в окно. Из кустов выскочила лисица. В амбаре послышался радостный визг. Лиса

стала подрывать землю под амбаром. Но фундамент был крепкий, и она убежала.

Утром я навестил лисёнка. Мы с папой решили отнести лисёнка в лес, к лисьим

норам. С тех пор лиса в деревню больше не приходила.

«У нас каникулы!» - радуются школьники. Это слово означает перерыв в учебной

работе. Но не все знают, что привычное земное слово родилось … на небе. Есть на

небе яркая звезда Сириус.

В древности её называли Каникулой. Появляется

Каникула в ночном небе двадцать шестого июля. Это самое жаркое время года.

Именно тогда школьникам давали передышку в учёбе, отпуск. В честь звезды эти

дни прозвали каникулами. Сначала так называли только летний отдых. Теперь

всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.

Блок 4. «Пропавшие слова»

Пояснение:

Ученикам

выдаётся

комплект,

состоящий

из

текста

и

конверта

с карточками, на которых напечатаны слова к этому тексту. Задача обучающихся –

расставить все слова так, чтобы они подходили по смыслу. Для составления

карточек можно использовать не только тексты прозаических произведений, но и

стихотворения. Учитель для удобства может выписать все слова в верном порядке

на отдельном листе.

Примерное содержание карточек.

1.

Особенно … и печален … лес в ранние осенние дни. На … фоне … листвы

выделяются … пятна … клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, …

с берёз … листья. От дерева к дереву протянуты … нити … паутины. Тихо

в … лесу.

Слова

для

справок:

красив,

русский,

золотом,

пожелтевшей,

яркие,

раскрашенных, падают, пожелтевшие, тонкие, невесомой, осеннем.

2.

Голубой месяц … . Голубое небо, … снега. Днём на солнце … капель.

Ночью … мороз. Стройные берёзки в … дымке. А вот и … ручьи. Весенние

ручьи

говорят,

говорят,

говорят.

У

каждого

ручья

голос.

Один

чуть

шепчет, а другой … кричит. Все они … к реке. Хочешь узнать тайну ручейка

– … у реки послушай.

Слова для справок: март, голубые, частая, звонкий, седой, первые, свой,

звонко, спешат, сядь.

3.

Ранним утром я вышел из палатки. Зимнее солнце … блестело на … корке

снега. Выпавший ночью снег покрыл … пастбище. Я сделал … шагов.

На снегу … следы двух … . Животные …подходили к палате. След русака

уходил вдаль … петлёй.

Первый снег … тайны … жизни зверей. Мы

спустились в долину.

На … фоне снега увидели медведя. Он … нас и

быстро умчался.

Слова для справок: ярко, ледяной, огромное, несколько, заметил, оленей,

ночью, длинной, раскрывал, ночной, ярком, заметил.

Блок 5. «Догадайся и найди»

Пояснение: Обучающимся предлагается карточка, на которой записана басня и несколько

пословиц (можно на некоторых карточках записать

2-3 басни). Задача детей – найти

пословицу, соответствующую смыслу басни.

Примерное содержание карточек

1.

У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге: осёл сказал

лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.» Лошадь не

послушалась, осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на

лошадь, да ещё и шкуру ослиную. Лошадь взвыла: «Ох, горе мне, горюшко мне,

несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу, да ещё и

шкуру».

Пословицы и поговорки:

И осёл свой ум показывает.

Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.

Назвался груздем – полезай в кузов.

За худым пойдёшь – худое найдёшь.

2.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на

тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их, и очень они ему нравились. Очень

хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не

удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит,

одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А, что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?»

Все сказали «нет». И Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том

беда, беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и

проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все

засмеялись, а Ваня заплакал.

Пословицы и поговорки:

Правда не стареет.

На воре шапка горит.

Материны глаза слепы.

Правда, как оса, лезет в глаза.

Правда суда не боится.

Правда своё возьмёт.

3.

Мужику с возом надо было ехать через реку. Через реку ходил паром. Мужик

отпряг лошадь и свёз телегу на паром, но лошадь была упряма и не хотела идти

на паром. Мужик тащил её изо всех сил за повод и не мог ввести на паром, – потом

он стал толкать её сзади, но не мог её сунуть с берега. Тогда он вздумал тащить её

за хвост прочь от воды. Лошадь была упряма и пошла не туда, куда её тащили, а

пошла на паром.

Пословицы и поговорки:

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает.

Лошадь на четырёх ногах, да и то спотыкается.

Бери в работе умом, а не горбом.



В раздел образования