Напоминание

"Экологическая тропа"


Автор: Соколова Тамара Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Экологическая тропа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад №3»

Конспект

НОД по познавательной деятельности

детей старшей группы

«Экологическая тропа»

Подготовила и провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Соколова Тамара Ивановна

Рязань

2018

Цель: закреплять представления о лесе, как доме животных и растений, которые

находятся в тесных связях между собой.

Задачи:

-Закрепление знаний детей о растениях ближайшего окружения

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение оказывать ей помощь.

-Формировать навыки поведения в природе.

Материал и оборудование: повязки на руки «Зеленый патруль», схема-маршрут,

Предварительная работа: беседа и рассматривание картин леса, описание диких

животных,

д/игра

«Грибы»,

беседа

о

лекарственных

растениях,

чтение

художественной литературы, дидактические игры.

Словарная

работа:

активизировать

в

словаре

детей

названия

диких

животных,

деревьев и птиц.

Методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и

рассматривание птиц, правила поведения в лесу, чтение стихотворения Викторова

«Цветок»,

чтение

стихотворения

«Лесные

правила»,

рассматривание

опушки,

сюрпризный момент.

Интеграция

областей:

«Познание»,

«Чтение

художественной

литературы»,

«Коммуникация», «Физическая культура»

1. Газон

Газон – это украшение детского сада. Зелень газона приятно действует на зрение

человека, служит средством борьбы с образованием и перемещением пыли, вредной

для

здоровья

человека,

способствует

сохранению

чистоты

воздуха,

обогащая

его

кислородом.

Травянистые

растения

газонов

предохраняют

почву

от

чрезмерного

нагрева

солнечными

лучами.

Если

прийти

сюда

в

разгар

лета,

то

увидишь,

что

небольшой лужок весь пестреет цветами, а воздух наполнен ароматом цветов, над

которыми «гудят» жуки, шмели, стрекочут кузнечики.

В.: Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес за чудесами! Ведь в лесу достаточно

сделать

несколько

шагов

и

одно

чудо

за

другим

увидит

вас. Посмотрите, мы

оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и

скажем, чем может пахнуть в лесу? Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами

лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым,

свежим, ароматным наш воздух.

Ребята, а вы знаете, что лес называют легкими планеты? (Потому, что

растения очищают воздух.)

На лесной поляне можно увидеть различные породы деревьев. Они не

посажены человеком. И поэтому рядом с сосной можно увидеть березу, а чуть дальше

и осину, маленькая елка скрылась под ветвями большой ивы. Вот почему здесь можно

увидеть и различие, и сходство деревьев.

Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь

весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день

тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-

зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение

синиц,

снегирей,

свиристелей. (Назовите

встретившихся

на

пути

деревья:

березы,

тополя, осинки, ели, сосны.)

- Лес – это большой дом, в нём много жильцов. Какие?

Дети: Деревья, травы, цветы, птицы и звери.

Кто может назвать, какие деревья здесь растут (Тополя, берёзы).

- Как узнали берёзу?

(

Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками,

тонкие веточки) Человек сажает березу около своего жилья в садах, парках. Дерево

светолюбивое и морозостойкое. Страдает береза от дыма и газов. На фоне зелени

травы

красиво

выделяются

белые

стволы

любимых

деревьев.

С

березой

мы

знакомимся уже в детских сказках, песнях, стихах. Русская береза – символ России.

Популярна береза и потому, что имеет целебную силу.

Здесь всегда светло, ветки очень тонкие, и солнечные лучи скользят по ним.

Можно

любоваться

корой

белоснежного

ствола

с

черными

черточками,

ажурной

листвой, гибкостью веток, которые хочется погладить.

Береза зацветает рано весной, прекрасны ее скромные сережки. Береза – очень

доброе

дерево,

она

дает

человеку

силу.

Очень

вкусен

чай

из

березовых

почек,

березовый сок, который собирают весной.

стихотворение «Берёза».

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

- А что это за деревья? Высокие, раскидистые (Тополя).

- Какой сильный ствол, пышные ветки.

- Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья

очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

Какой формы веточки?

(

Прямые).

- Какой ствол? (Толстый).

- А что вы можете сказать про почки?

(

Почки тополя душистые, пахучие).

- Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами,

приклеиваются к подошвам.

- Как нужно относится к деревьям?

(

Нужно беречь каждый кустик, каждое дерево).

«Много леса – не губи,

Мало леса – посади».

-Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом».

- Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?

Дети: Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.

- А что вы видите под ёлкой?

Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.

От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)

Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла,

он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые

прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).

В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у

дерева).

Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от

солнца.)

Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и

получает питательные вещества из земли.)

Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)Физкультминутка

Выросли деревья на поле

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли.

Вправо – влево, взад – вперёд

Так деревья ветер гнёт.

Он и вертит их, и крутит

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Птицы

На

старых

березах

можно

увидеть

гнезда

ворон.

Птицы

ремонтируют

гнезда.

Понаблюдайте с детьми, как птицы с прутиком или тряпочками в клюве летят к

гнездам, отнимают друг у друга ношу. Объясните детям, для чего птицам необходимы

тряпочки, вата, шерсть.

- А где можно услышать голоса птиц в природе?

(

В лесу, в парке).

- Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы

встречали здесь?

Дети: Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

- Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

-А какие птицы живут в лесу?

(

Скворцы, грачи, совы).

- Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?

Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения,

вешают скворечники.

Здесь

можно

постоять

и

услышать

щебет

лесных

птиц.

Доставит

удовольствие

наблюдение

за

поведением

сороки.

Это

очень

чуткая

и

осторожная

птица.

При

малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех в лесу.

Аптека Айболита

Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит

человека, дает нам силу и здоровье. Обратите внимание детей на красоту зеленой

лужайки,

среди

зелени

много

разнообразных

растений:

одуванчик,

мать-и-мачеха,

ромашка, подорожник; порхают бабочки, летают пчелы. Объясните детям, что такое

«лекарственные растения», научите распознавать их по листьям, цветкам. Учите детей

бережно относиться к растениям.

На лужайке можно найти лекарственные растения. По краям тропинки много

подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать-и-мачеху, а

уж крапиву и лопух и искать не надо.

Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в

каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки.

В: Почему лес называют зелёной больницей?Потому что лес богат лекарственными

растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из

них: Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных

листьях много витаминов. Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают

весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях.

Похожа на солнышко, лепестки – лучи,

солнце – донышко.

(Ромашка)

В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания.

Заваривают успокаивающий чай.

А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или

растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные

грибы? (Ответы детей.) Несъедобные грибы служат для животных лекарством и

пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг

другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем

питаются в лесу звери? (Ответы детей.)

Муравейник

Загадки

Погляди на молодцов –

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(Муравей)

Всем известно, что муравей – санитар леса. Если много муравейников в лесу,

значит, лес здоровый. Нужно объяснить, что муравейники нельзя разорять, нельзя

совать в них палки, нельзя давить муравьев. Посмотрите, как трудятся муравьи:

каждый

занят

своим

делом

кто

соломинку

тащит,

которая

больше

муравья

в

несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника.

Муравей – труженик, муравей – защитник леса. Вот почему муравейники следует

охранять.

На поляне, возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

(Муравейник)

Большой,

красивый,

плотный

муравейник;

дети

наблюдают

за

тружениками-

муравьями, смотрят, как они суетятся, трудятся. Далее тропа идет от муравейника к

конечной точке.

Заключение:

Я на кусте у родника, не тронул сети паучка.

Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров!

Я долго по лесу шагал, и никого не напугал, нигде воды не замутил.

В лесу я просто погостил.

Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали

птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живём,

остаётся голубым и зелёным.

В лесу можно встретить много разных птиц. Они защищают древесные насаждения от

вредителей – насекомых. Многие птицы нашли свой дом в роще: дятлы, синицы,

воробьи, трясогузки.

-А вот и наш «Зелёный патруль» (Дети с повязками на руке).

Патруль: Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу?

А знаете ли вы правила поведения в

лесу?

- Давайте повторим их.

1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Многие думают, что природа неисчерпаема. Огромный букет не принесет столько

радости, как цветок, растущий на поляне.

Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок»,

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Зачем это сделал, сказать не могу.

В стакане цветок постоял и завял.

Но сколько бы он на лугу простоял?

Объяснить

детям,

почему

цветы

в

вазе

стоят

недолго,

а

на

лугу

живут

долго.

Рассмотреть насекомых, которые могут там находиться.

2.Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.

3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

4. Не сбивай грибы.

5. Не разжигай костёр.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

Если в лес пришёл гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда

красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

- Путешествие заканчивается. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с

орешками).

- Это подарок белочке.

- Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько

интересного мы увидели в лесу.

В заключение педагог говорит с детьми о том, почему надо соблюдать

правила поведения на природе – не оставлять мусор, ничего не ломать, не срывать, не

бросать.



В раздел образования