Автор: Соколова Тамара Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Экологическая тропа"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №3»
Конспект
НОД по познавательной деятельности
детей старшей группы
«Экологическая тропа»
Подготовила и провела:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Соколова Тамара Ивановна
Рязань
2018
Цель: закреплять представления о лесе, как доме животных и растений, которые
находятся в тесных связях между собой.
Задачи:
-Закрепление знаний детей о растениях ближайшего окружения
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение оказывать ей помощь.
-Формировать навыки поведения в природе.
Материал и оборудование: повязки на руки «Зеленый патруль», схема-маршрут,
Предварительная работа: беседа и рассматривание картин леса, описание диких
животных,
д/игра
«Грибы»,
беседа
о
лекарственных
растениях,
чтение
художественной литературы, дидактические игры.
Словарная
работа:
активизировать
в
словаре
детей
названия
диких
животных,
деревьев и птиц.
Методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и
рассматривание птиц, правила поведения в лесу, чтение стихотворения Викторова
«Цветок»,
чтение
стихотворения
«Лесные
правила»,
рассматривание
опушки,
сюрпризный момент.
Интеграция
областей:
«Познание»,
«Чтение
художественной
литературы»,
«Коммуникация», «Физическая культура»
1. Газон
Газон – это украшение детского сада. Зелень газона приятно действует на зрение
человека, служит средством борьбы с образованием и перемещением пыли, вредной
для
здоровья
человека,
способствует
сохранению
чистоты
воздуха,
обогащая
его
кислородом.
Травянистые
растения
газонов
предохраняют
почву
от
чрезмерного
нагрева
солнечными
лучами.
Если
прийти
сюда
в
разгар
лета,
то
увидишь,
что
небольшой лужок весь пестреет цветами, а воздух наполнен ароматом цветов, над
которыми «гудят» жуки, шмели, стрекочут кузнечики.
В.: Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес за чудесами! Ведь в лесу достаточно
сделать
несколько
шагов
–
и
одно
чудо
за
другим
увидит
вас. Посмотрите, мы
оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и
скажем, чем может пахнуть в лесу? Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами
лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым,
свежим, ароматным наш воздух.
Ребята, а вы знаете, что лес называют легкими планеты? (Потому, что
растения очищают воздух.)
На лесной поляне можно увидеть различные породы деревьев. Они не
посажены человеком. И поэтому рядом с сосной можно увидеть березу, а чуть дальше
и осину, маленькая елка скрылась под ветвями большой ивы. Вот почему здесь можно
увидеть и различие, и сходство деревьев.
Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь
весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день
тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-
зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение
синиц,
снегирей,
свиристелей. (Назовите
встретившихся
на
пути
деревья:
березы,
тополя, осинки, ели, сосны.)
- Лес – это большой дом, в нём много жильцов. Какие?
Дети: Деревья, травы, цветы, птицы и звери.
Кто может назвать, какие деревья здесь растут (Тополя, берёзы).
- Как узнали берёзу?
(
Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками,
тонкие веточки) Человек сажает березу около своего жилья в садах, парках. Дерево
светолюбивое и морозостойкое. Страдает береза от дыма и газов. На фоне зелени
травы
красиво
выделяются
белые
стволы
любимых
деревьев.
С
березой
мы
знакомимся уже в детских сказках, песнях, стихах. Русская береза – символ России.
Популярна береза и потому, что имеет целебную силу.
Здесь всегда светло, ветки очень тонкие, и солнечные лучи скользят по ним.
Можно
любоваться
корой
белоснежного
ствола
с
черными
черточками,
ажурной
листвой, гибкостью веток, которые хочется погладить.
Береза зацветает рано весной, прекрасны ее скромные сережки. Береза – очень
доброе
дерево,
она
дает
человеку
силу.
Очень
вкусен
чай
из
березовых
почек,
березовый сок, который собирают весной.
стихотворение «Берёза».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.
- А что это за деревья? Высокие, раскидистые (Тополя).
- Какой сильный ствол, пышные ветки.
- Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья
очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Какой формы веточки?
(
Прямые).
- Какой ствол? (Толстый).
- А что вы можете сказать про почки?
(
Почки тополя душистые, пахучие).
- Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами,
приклеиваются к подошвам.
- Как нужно относится к деревьям?
(
Нужно беречь каждый кустик, каждое дерево).
«Много леса – не губи,
Мало леса – посади».
-Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом».
- Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?
Дети: Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.
- А что вы видите под ёлкой?
Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.
От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)
Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла,
он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые
прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).
В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у
дерева).
Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от
солнца.)
Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и
получает питательные вещества из земли.)
Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)Физкультминутка
Выросли деревья на поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он и вертит их, и крутит
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Птицы
На
старых
березах
можно
увидеть
гнезда
ворон.
Птицы
ремонтируют
гнезда.
Понаблюдайте с детьми, как птицы с прутиком или тряпочками в клюве летят к
гнездам, отнимают друг у друга ношу. Объясните детям, для чего птицам необходимы
тряпочки, вата, шерсть.
- А где можно услышать голоса птиц в природе?
(
В лесу, в парке).
- Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы
встречали здесь?
Дети: Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.
- Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети: Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
-А какие птицы живут в лесу?
(
Скворцы, грачи, совы).
- Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?
Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения,
вешают скворечники.
Здесь
можно
постоять
и
услышать
щебет
лесных
птиц.
Доставит
удовольствие
наблюдение
за
поведением
сороки.
Это
очень
чуткая
и
осторожная
птица.
При
малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех в лесу.
Аптека Айболита
Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит
человека, дает нам силу и здоровье. Обратите внимание детей на красоту зеленой
лужайки,
среди
зелени
много
разнообразных
растений:
одуванчик,
мать-и-мачеха,
ромашка, подорожник; порхают бабочки, летают пчелы. Объясните детям, что такое
«лекарственные растения», научите распознавать их по листьям, цветкам. Учите детей
бережно относиться к растениям.
На лужайке можно найти лекарственные растения. По краям тропинки много
подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать-и-мачеху, а
уж крапиву и лопух и искать не надо.
Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в
каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки.
В: Почему лес называют зелёной больницей?Потому что лес богат лекарственными
растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из
них: Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных
листьях много витаминов. Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают
весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях.
Похожа на солнышко, лепестки – лучи,
солнце – донышко.
(Ромашка)
В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания.
Заваривают успокаивающий чай.
А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или
растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные
грибы? (Ответы детей.) Несъедобные грибы служат для животных лекарством и
пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг
другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем
питаются в лесу звери? (Ответы детей.)
Муравейник
Загадки
Погляди на молодцов –
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может…(Муравей)
Всем известно, что муравей – санитар леса. Если много муравейников в лесу,
значит, лес здоровый. Нужно объяснить, что муравейники нельзя разорять, нельзя
совать в них палки, нельзя давить муравьев. Посмотрите, как трудятся муравьи:
каждый
занят
своим
делом
–
кто
соломинку
тащит,
которая
больше
муравья
в
несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника.
Муравей – труженик, муравей – защитник леса. Вот почему муравейники следует
охранять.
На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравейник)
Большой,
красивый,
плотный
муравейник;
дети
наблюдают
за
тружениками-
муравьями, смотрят, как они суетятся, трудятся. Далее тропа идет от муравейника к
конечной точке.
Заключение:
Я на кусте у родника, не тронул сети паучка.
Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал, и никого не напугал, нигде воды не замутил.
В лесу я просто погостил.
Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали
птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живём,
остаётся голубым и зелёным.
В лесу можно встретить много разных птиц. Они защищают древесные насаждения от
вредителей – насекомых. Многие птицы нашли свой дом в роще: дятлы, синицы,
воробьи, трясогузки.
-А вот и наш «Зелёный патруль» (Дети с повязками на руке).
Патруль: Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу?
А знаете ли вы правила поведения в
лесу?
- Давайте повторим их.
1. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Многие думают, что природа неисчерпаема. Огромный букет не принесет столько
радости, как цветок, растущий на поляне.
Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок»,
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Зачем это сделал, сказать не могу.
В стакане цветок постоял и завял.
Но сколько бы он на лугу простоял?
Объяснить
детям,
почему
цветы
в
вазе
стоят
недолго,
а
на
лугу
живут
долго.
Рассмотреть насекомых, которые могут там находиться.
2.Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
3. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
4. Не сбивай грибы.
5. Не разжигай костёр.
Чтение стихотворения «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки,
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать.
Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:
– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда
красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.
- Путешествие заканчивается. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с
орешками).
- Это подарок белочке.
- Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернешься. Вот сколько
интересного мы увидели в лесу.
В заключение педагог говорит с детьми о том, почему надо соблюдать
правила поведения на природе – не оставлять мусор, ничего не ломать, не срывать, не
бросать.