Напоминание

«Игра, как средство повышения эмоционального фона детей дошкольного возраста»


Автор: Руденко Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №11
Населённый пункт: город Горячий Ключ, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация– диалог.
Тема: «Игра, как средство повышения эмоционального фона детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация- диалог.

«Игра, как средство повышения эмоционального фона детей

дошкольного возраста»

Подготовила Воспитатель МБДОУ д/с №11 Руденко Л.Н.

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о

себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое

здоровье детей. В последние годы происходит активное реформирование

системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных

дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного

воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На

фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы

ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его

интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.

Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование

этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение

любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции

энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Я увидела решение этого вопроса в гармонизации отношения ребенка с

окружающим миром через совместную игровую деятельность

Игра

дошкольника

насыщена

самыми

разнообразными

эмоциями:

удивлением, радостью, волнением, восторгом и.т.д. И это даёт возможность

использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания

личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических

состояний.

На

существование

особого,

эмоционального

плана

игры

обращали

внимание многие психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры

заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в

процессе

игры

происходят

глубокие

преобразования

первоначальных

аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает

в

двух

планах:

становление

и

совершенствование

игровой

деятельности

влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции

влияют на развитие игр определённого содержания. Эти закономерности

проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития

игровой

деятельности.

Исходя

из

конкретного

предметного

содержания,

которое

является

непосредственным

источником

детских

эмоций,

можно

говорить о следующих основных линиях развития эмоционального поведения

ребёнка в игре:

- развитие эмоционального отношения ребёнка к игре как деятельности в

целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;

-развитие эмоций, возникающих в ходе ролевых и сюжетных игровых

действий с персонажами-куклами;

-

развитие

эмоциональных

отношений

со

сверстниками

в

процессе

коллективных игр.

Для

наиболее

полной

реализации

воспитательных

возможностей

игровой

деятельности

и

развития

эмоциональной

сферы

детей

педагогу

необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными

приёмами организации игры.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и

к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение

длительного времени: от 30 мин. до часа. Совершают с игрушками большое

количество действий, многие из которых завершаются непосредственными,

ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и.т.д.

У

эмоционально

пассивных

детей

игра

носит

характер

беглого,

поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности

непродолжительно

(до

18

мин.).

Количество

манипуляций

с

предметами

незначительно. Успех или неуспех в выполнении отдельных действий не

влияет на активность в развёртывании игры. Эмоциональные проявления

крайне бедные. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Прерывая

действия,

дети

отвлекаются,

смотрят

по

сторонам ,

прислушиваются к посторонним звукам. Мимика их маловыразительна. Игра

почти не сопровождается речью. Инициатива при общении со взрослыми

отсутствует.

Дети

охотно

соглашаются

играть

повторно,

но,

не

умея

самостоятельно

развивать

игру,

всякий

раз

быстро

и

без

сожаления

прекращает её.

Задача воспитателя - сформировать у ребёнка устойчивый интерес к игре,

желание участвовать в ней, вначале, может быть, на основе подражания

взрослому или сверстнику. Побуждая ребёнка к активной речи, подсказывая

сюжетные

ситуации

и

организуя

их

совместно

с

ним,

заражая

своим

эмоциональным

отношением

к

действиям,

взрослый

старается

вызвать

переживания, центром которых становятся действия с куклами и другими

образными

игрушками.

Также

он

старается

нацелить

ребёнка

на

самостоятельное, хотя и незначительное развитие игры, переводя её тем

самым на более высокий уровень.

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть,

печаль и другие, если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка

вспомните такие мгновения. Какой бы ни была эмоция, переживаемая

человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает

физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь

серьезны, что их невозможно игнорировать. Поэтому очень важно развивать

и регулировать эмоционально-волевую сферу ребенка. Для этого предлагаю

вам эффективные игры, с помощью которой можно быстро и безболезненно

справиться с агрессивным поведением ребенка.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и

чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в

выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть

присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино,

когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого

лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать

собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций.

Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен

узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых

интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Игра «Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка

регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они

начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и

гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко

раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда

и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда

…», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и

т.д.

Игра «Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи

вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными

необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой)

названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение

обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом

на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге

играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты —

солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было

приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот

тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные

кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать

взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее

договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.)

игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать

неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Игра «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут

газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь

попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям

взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит

название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если

название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в

доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть,

рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку

разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины

инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти

часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы

они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим

поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни

разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые

движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и

слов. Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно

использовать любые другие ответы.

Ты девочка? Соль сладкая?

Птицы летают? Гуси мяукают?

Сейчас зима? Кошка – это птица?

Мячик квадратный? Зимой шуба греет? и т.д.

Подобные игры помогут научить ребёнка управлять эмоциями, переключать

внимание, развивать волевые усилия , то есть делать «правильно» «ЧЕРЕЗ

НЕ ХОЧУ», также позволят направить энергию ребенка в нужное русло,

выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.



В раздел образования