Напоминание

"Формирование УУД"


Автор: Алешина Галина Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №29" имени Сепсяковой Т.Ф.
Населённый пункт: город Петрозаводск Республика Карелия
Наименование материала: «Умение работать с информацией, как планируемый результат обучения»
Тема: "Формирование УУД"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

Петрозаводского

городского

округа

«Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Сепсяковой Т. Ф.»

«Умение работать с информацией,

как планируемый результат обучения»

Материал подготовила для публикации

Учитель биологии Алешина Г.В.

Метапредметные умения

-это обобщенные способы

действий,

которые позволяют учащимся

самостоятельно

организовывать

образовательный процесс

Когнитивные системы

Метапредметные умения

Физика

Математика

Биология

Русский язык

Химия

География

Метапредметные умения

Постановка целей и задач

учебной деятельности

Выявление и проведение учебных

действий и операций, необходимых

для достижения целей

Анализ и оценка исходных ресурсов.

При необходимости их дополнение и

преобразование

Оформление результатов в виде,

Соответствующем заданию

ПРОБЛЕМЫ

Уточнение учебной цели при

неточной формулировке задания

Самостоятельный поиск ранее

неизвестных действий и операций

Самостоятельный поиск

недостающих ресурсов

Самостоятельный поиск форм

представления выходных данных

и т.д.

Самостоятельное решение возникающих проблем требует широкого

использования различных источников информации,

умения работать с ними

3

уровня работы с текстом:

1-поиск информации и понимание

прочитанного;

2- преобразование и интерпретация

информации;

3- оценка информации.

Это относится не только к текстовой

информации, но и к информации

представленной в любом другом виде

.

Поиск и понимание прочитанного

-умение находить в тексте явные факты;

-определять главную мысль, тему текста ;

-делить его на части, сравнивать объекты;

-упорядочивать информацию,

представленную в неявном виде;

-использовать различные виды чтения;

-ориентироваться в словарях и

справочниках;

-сопоставлять информацию, полученную

из нескольких источников.

Поиск и понимание прочитанного

мотивационные действия

ставят цель,

определяют мотив

принимают

учебную задачу

отбирают и «читают»

полученную информацию

Поиск и понимание прочитанного

ВЫВОД :

необходимо включать в задания,

особенно с использованием

нетекстовой формы представления

информации (диаграмм, таблиц,

схем), вопросы на понимание, на

осознание цели

Например, для выполнения заданий, в которых

информация представлена в таблице

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах

(диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько

столбцов;

что представлено в столбцах, в строках

(прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней

представлены и др.

Например, если работать с любой текстовой

информацией

о чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь

идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

Поиск и понимание прочитанного

ВЫВОД :

Необходимо формирование правильного

подхода к «чтению информации»

1)отметить особенность

формы представления

информации

2)прочитать

информацию

3) выделить основное

4) понять

5) спросить (или выяснить),

что непонятно

Преобразование и интерпретация

информации

умение пересказывать текст;

соотносить факты с общей идеей текста;

устанавливать простые связи;

формулировать несложные выводы;

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных

частях текста информацию;

составлять на основании текста небольшое

монологическое высказывание, отвечая на

поставленный вопрос;

составлять небольшие письменные аннотации к

тексту, отзывы о прочитанном

Преобразование и интерпретация информации

Преобразуют

информацию

процессуальные действия

Осуществляют

пересказ

полученной

информации

Выполняют

действия

по заполнению

таблиц

Делают дополнения

данных текста и др

Преобразование и

интерпретация информации

ВЫВОД :

необходимо

включать задания

,

имеющие следующее содержание:

дополни, заполни ;

перескажи ;

ответь на вопрос ;

найди закономерность

Часто встречаются следующие задания на

интерпретацию информации:

заполни таблицу;

найди закономерности в таблице;

реши задачу с использованием

таблицы;

о чем говорится в первом абзаце;

как можно назвать первую часть и

др

Редко встречаются задания:

опиши словесно таблицу;

опиши словесно диаграмму;

представь в виде диаграммы

данные из таблицы;

представь данные текста в таблице;

найди в тексте всю информацию

о…;

что говорится о …

Преобразование и

интерпретация информации

ВЫВОД :

необходимо уделять

внимание заданиям на

преобразование и

обобщение.

Оценка информации

Контрольно-оценочные действия

умение высказывать

оценочные суждения

и свою точку зрения

о прочитанном тексте,

о любой информации

оценивать содержание,

языковые особенности

и структуру текста

определять место и роль

иллюстративного ряда

в тексте

подвергать сомнению

достоверность

прочитанного

участвовать в учебном диалоге

при обсуждении текста, информации

Оценка информации

ВЫВОД :

необходимо включать

задания на

высказывание своего

мнения, отношения

Задания на оценку информации:

какое высказывание верно: докажи

текстом, почему ты так считаешь ;

определи истинность высказываний

(причем, обязательно наличие истинных,

ложных и непонятных высказываний);

вопросы «почему?» после заданий;

«в какой форме лучше представить

данную информацию (таблица, текст,

диаграмма)?» и др.

Очень важно! ! !

Аргументация своего выбора,

доказательность ответов,

оценка информации помогут

детям сформировать свою

жизненную позицию.

В Н И М А Н И Е ! ! !

В осуществлении любых действий

важна поэтапность.

в случае несформированности одного

действия при работе с информацией,

неполноценно будет протекать и другое

Роль учителя

Информационная грамотность

формируется

на каждом

уроке

, не стоит жалеть

времени и сил на формирование

этого умения.

Роль учителя

Так как в учебнике не всегда представлена

подробная работа с информацией, а значит –

требуются дополнительные вопросы и

задания, при чем важна определенная

последовательность (вопросы, направленные

на формирование мотивационных действий -

вопросы, направленные на формирование

процессуальных действий - вопросы,

направленные на формирование оценочных

действий).

Проблема работы с учебной книгой - одна из

главных в современной педагогике.

Это важное умение самообразования, им

должен овладеть каждый ученик.

Учебник ориентирует, формирует когнитивный

опыт и предлагает объём необходимой

информации.

Учитель должен правильно организовать

процесс работы с книгой.

Проблема работы с учебником малоизучена и

актуальна.

Педсовет на данную тему предпринят с целью

выявить место работы с учебной книгой как

метода обучения в современной педагогике.



В раздел образования