Автор: Алешина Галина Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №29" имени Сепсяковой Т.Ф.
Населённый пункт: город Петрозаводск Республика Карелия
Наименование материала: «Умение работать с информацией, как планируемый результат обучения»
Тема: "Формирование УУД"
Раздел: среднее образование
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Петрозаводского
городского
округа
«Средняя общеобразовательная школа № 29 имени Сепсяковой Т. Ф.»
«Умение работать с информацией,
как планируемый результат обучения»
Материал подготовила для публикации
Учитель биологии Алешина Г.В.
Метапредметные умения
-это обобщенные способы
действий,
которые позволяют учащимся
самостоятельно
организовывать
образовательный процесс
Когнитивные системы
Метапредметные умения
Физика
Математика
Биология
Русский язык
Химия
География
Метапредметные умения
Постановка целей и задач
учебной деятельности
Выявление и проведение учебных
действий и операций, необходимых
для достижения целей
Анализ и оценка исходных ресурсов.
При необходимости их дополнение и
преобразование
Оформление результатов в виде,
Соответствующем заданию
ПРОБЛЕМЫ
Уточнение учебной цели при
неточной формулировке задания
Самостоятельный поиск ранее
неизвестных действий и операций
Самостоятельный поиск
недостающих ресурсов
Самостоятельный поиск форм
представления выходных данных
и т.д.
Самостоятельное решение возникающих проблем требует широкого
использования различных источников информации,
умения работать с ними
3
уровня работы с текстом:
1-поиск информации и понимание
прочитанного;
2- преобразование и интерпретация
информации;
3- оценка информации.
Это относится не только к текстовой
информации, но и к информации
представленной в любом другом виде
.
Поиск и понимание прочитанного
-умение находить в тексте явные факты;
-определять главную мысль, тему текста ;
-делить его на части, сравнивать объекты;
-упорядочивать информацию,
представленную в неявном виде;
-использовать различные виды чтения;
-ориентироваться в словарях и
справочниках;
-сопоставлять информацию, полученную
из нескольких источников.
Поиск и понимание прочитанного
мотивационные действия
ставят цель,
определяют мотив
принимают
учебную задачу
отбирают и «читают»
полученную информацию
Поиск и понимание прочитанного
ВЫВОД :
•
необходимо включать в задания,
особенно с использованием
нетекстовой формы представления
информации (диаграмм, таблиц,
схем), вопросы на понимание, на
осознание цели
Например, для выполнения заданий, в которых
информация представлена в таблице
•
как называется таблица; почему;
•
какую информацию из нее можно извлечь;
•
зачем нам таблица в задании;
•
какая информация представлена в столбцах
(диаграммы, таблицы), в строках;
•
назовите, сколько строк в таблице; сколько
столбцов;
•
что представлено в столбцах, в строках
(прочитай «входные» ячейки);
•
какое значение у ячейки; какие данные в ней
представлены и др.
Например, если работать с любой текстовой
информацией
•
о чем текст, выдели основную мысль;
•
назови или найди заголовок, объясни;
•
выдели основные понятия;
•
найди вопрос, найди данные (если речь
идет о задаче);
•
спроси, что непонятно и др.
Поиск и понимание прочитанного
ВЫВОД :
Необходимо формирование правильного
подхода к «чтению информации»
1)отметить особенность
формы представления
информации
2)прочитать
информацию
3) выделить основное
4) понять
5) спросить (или выяснить),
что непонятно
Преобразование и интерпретация
информации
•
умение пересказывать текст;
•
соотносить факты с общей идеей текста;
•
устанавливать простые связи;
•
формулировать несложные выводы;
•
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных
частях текста информацию;
•
составлять на основании текста небольшое
монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос;
•
составлять небольшие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном
Преобразование и интерпретация информации
Преобразуют
информацию
процессуальные действия
Осуществляют
пересказ
полученной
информации
Выполняют
действия
по заполнению
таблиц
Делают дополнения
данных текста и др
Преобразование и
интерпретация информации
ВЫВОД :
необходимо
включать задания
,
имеющие следующее содержание:
•
дополни, заполни ;
•
перескажи ;
•
ответь на вопрос ;
•
найди закономерность
Часто встречаются следующие задания на
интерпретацию информации:
•
заполни таблицу;
•
найди закономерности в таблице;
•
реши задачу с использованием
таблицы;
•
о чем говорится в первом абзаце;
•
как можно назвать первую часть и
др
Редко встречаются задания:
•
опиши словесно таблицу;
•
опиши словесно диаграмму;
•
представь в виде диаграммы
данные из таблицы;
•
представь данные текста в таблице;
•
найди в тексте всю информацию
о…;
•
что говорится о …
Преобразование и
интерпретация информации
ВЫВОД :
•
необходимо уделять
внимание заданиям на
преобразование и
обобщение.
Оценка информации
Контрольно-оценочные действия
умение высказывать
оценочные суждения
и свою точку зрения
о прочитанном тексте,
о любой информации
оценивать содержание,
языковые особенности
и структуру текста
определять место и роль
иллюстративного ряда
в тексте
подвергать сомнению
достоверность
прочитанного
участвовать в учебном диалоге
при обсуждении текста, информации
Оценка информации
ВЫВОД :
необходимо включать
задания на
высказывание своего
мнения, отношения
Задания на оценку информации:
•
какое высказывание верно: докажи
текстом, почему ты так считаешь ;
•
определи истинность высказываний
(причем, обязательно наличие истинных,
ложных и непонятных высказываний);
•
вопросы «почему?» после заданий;
•
«в какой форме лучше представить
данную информацию (таблица, текст,
диаграмма)?» и др.
Очень важно! ! !
•
Аргументация своего выбора,
доказательность ответов,
оценка информации помогут
детям сформировать свою
жизненную позицию.
В Н И М А Н И Е ! ! !
В осуществлении любых действий
важна поэтапность.
в случае несформированности одного
действия при работе с информацией,
неполноценно будет протекать и другое
Роль учителя
•
Информационная грамотность
формируется
на каждом
уроке
, не стоит жалеть
времени и сил на формирование
этого умения.
Роль учителя
•
Так как в учебнике не всегда представлена
подробная работа с информацией, а значит –
требуются дополнительные вопросы и
задания, при чем важна определенная
последовательность (вопросы, направленные
на формирование мотивационных действий -
вопросы, направленные на формирование
процессуальных действий - вопросы,
направленные на формирование оценочных
действий).
•
Проблема работы с учебной книгой - одна из
главных в современной педагогике.
•
Это важное умение самообразования, им
должен овладеть каждый ученик.
•
Учебник ориентирует, формирует когнитивный
опыт и предлагает объём необходимой
информации.
•
Учитель должен правильно организовать
процесс работы с книгой.
•
Проблема работы с учебником малоизучена и
актуальна.
•
Педсовет на данную тему предпринят с целью
выявить место работы с учебной книгой как
метода обучения в современной педагогике.