Автор: Горькавая Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДТ "Юлдаш"
Населённый пункт: Городского округа, г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Влияние особенностей образовательной мотивации учащихся в процессе обучения с применением метода кейс-стади.
Раздел: дополнительное образование
Влияние особенностей образовательной мотивации учащихся в
процессе обучения с применением метода кейс-стади.
Горькавая Надежда Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества «Юлдаш» Городского округа, город Уфа (МБОУ ДО ДТ «Юлдаш»)
Педагог дополнительного образования
1
Кейс - метод возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета
(США), а внедрение его в практику российского образования в настоящее время является
весьма актуальной задачей.
Кейс-метод представляет собой целую группу образовательных приёмов обучения,
основанных на решении конкретных проблем и поставленных задач. Его относят к
интерактивным методам обучения, которые позволяют взаимодействовать всем
обучающимся, включая педагога.
Суть метода в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную
ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую
проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо
усвоить при разрешении данной проблемы.
К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа.
С нашей точки зрения, кейс - метод предназначен для получения знаний по
направленностям дополнительного образования, где нет однозначного ответа на
поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени
истинности. Как например, программа объединения « Дизайн-студия»-раздел
моделирование одежды. Работая над решением кейсов учащиеся вырабатывают навыки
критического и креативного мышления, умения вырабатывать свою точку зрения и
позволяет раскрытию инновационного потенциала индивида. Для педагога- применение
кейс-метода-это успешный переход от традиционных форм обучения и воспитания к
инновационным.
На занятиях объединения используется. - метод разбора деловой
корреспонденции, в котором учащиеся получают от педагога папки с описанием ситуации;
пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые
позволяют найти решение.
Исходя из выше сказанного, хороший кейс должен удовлетворять следующим
требованиям:
- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения
реальных проблем;
-возможность работы группы на едином проблемном поле;
-имитирует механизм принятия решения в жизни.
Представить кейс на занятии можно различными способами, но, как правило,
представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц
делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа
презентации.
Данный метод предполагает творческий подход и креативность со стороны
учащихся, т.к. здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения
знаний.
Разбирая кейс, учащиеся фактически получают на руки готовое решение, которое
можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» учащихся
2
проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы
решений в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.
.Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности учащихся,
наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом,
коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. В данный
возрастной период развития основной сферой интересов подростков становится общение
со сверстниками.
Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие:
потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в
психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного
социального статуса, сконцентрированность на собственной личности, стремление к
самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.
Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к
решению практических задач. Метод способствует развитию у учащихся
самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку
зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода учащиеся имеют
возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки,
научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной
проблемы.
Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе.
Он предназначен для развития у учащихся умений самостоятельно принимать решение и
находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы и позволяет решить
следующие противоречия в развитии личности подростков:
Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка
на собственной личности и насущной потребности в общении со сверстниками.
Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость,
самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых,
отсутствием жизненного опыта
У каждого педагога своя дорога, свои методы и свои наработки, и самую важную и
запоминающуюся информацию учащиеся добывают своими руками. Задача педагога -
давать им на каждом занятии реализовывать свои творческие и исследовательские задатки,
что существенно повышает мотивацию изучения предмета и повышает качество обучения.
Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе;
реализовать основную ведущую потребность подростков - общение со сверстниками;
развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной
деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать
основы деловой этики.
При использовании метода кейсов меняется роль педагога и учащегося: педагог из
транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а учащиеся в свою
очередь из пассивных слушателей становятся активными. Учащиеся должны разрешить
поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (педагога и других
школьников) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные
решения проблемы. А педагог помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать
им своё мнение.
Анализируя свой опыт работы по методу кейсов, напрашивается вывод о
преимуществах и затруднениях в использовании данного метода.
3
Преимущества кейс-метода:
- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;
- способствует повышению познавательной активности учащихся в учебном
процессе, - развитие и совершенствование творческих способностей, обучающихся;
- активизирует мышление учащихся;
- формирует умения работы с большим объёмом информации;
- формирует коммуникативные навыки;
- способствует развитию умения общения в группах;
- способствует развитию здоровой дискуссии;
- создаёт психологически комфортную среду на уроках;
- удобно совмещается с другими технологиями;
- даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.
При работе с кейсами есть и сложности:
- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;
- сложность в подборе информации;
- не все учащиеся способны работать с большим объёмом информации, так как
техника чтения не у всех школьников одинаковая.
В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является
универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные
преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе
должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное
сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.
Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который предстоит
педагогу, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь главная радость для педагога
– это его успешный учащихся, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем
более успешными и развитыми будут учащиеся, тем большее удовлетворение от своей
работы получает педагог.
4