Напоминание

Влияние особенностей образовательной мотивации учащихся в процессе обучения с применением метода кейс-стади.


Автор: Горькавая Надежда Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДТ "Юлдаш"
Населённый пункт: Городского округа, г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Влияние особенностей образовательной мотивации учащихся в процессе обучения с применением метода кейс-стади.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние особенностей образовательной мотивации учащихся в

процессе обучения с применением метода кейс-стади.

Горькавая Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом творчества «Юлдаш» Городского округа, город Уфа (МБОУ ДО ДТ «Юлдаш»)

Педагог дополнительного образования

1

Кейс - метод возник в начале XX века в Школе бизнеса Гарвардского университета

(США), а внедрение его в практику российского образования в настоящее время является

весьма актуальной задачей.

Кейс-метод представляет собой целую группу образовательных приёмов обучения,

основанных на решении конкретных проблем и поставленных задач. Его относят к

интерактивным методам обучения, которые позволяют взаимодействовать всем

обучающимся, включая педагога.

Суть метода в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную

ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую

проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо

усвоить при разрешении данной проблемы.

К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:

- метод инцидента;

- метод разбора деловой корреспонденции;

- метод ситуационного анализа.

С нашей точки зрения, кейс - метод предназначен для получения знаний по

направленностям дополнительного образования, где нет однозначного ответа на

поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени

истинности. Как например, программа объединения « Дизайн-студия»-раздел

моделирование одежды. Работая над решением кейсов учащиеся вырабатывают навыки

критического и креативного мышления, умения вырабатывать свою точку зрения и

позволяет раскрытию инновационного потенциала индивида. Для педагога- применение

кейс-метода-это успешный переход от традиционных форм обучения и воспитания к

инновационным.

На занятиях объединения используется. - метод разбора деловой

корреспонденции, в котором учащиеся получают от педагога папки с описанием ситуации;

пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые

позволяют найти решение.

Исходя из выше сказанного, хороший кейс должен удовлетворять следующим

требованиям:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения

реальных проблем;

-возможность работы группы на едином проблемном поле;

-имитирует механизм принятия решения в жизни.

Представить кейс на занятии можно различными способами, но, как правило,

представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц

делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа

презентации.

Данный метод предполагает творческий подход и креативность со стороны

учащихся, т.к. здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения

знаний.

Разбирая кейс, учащиеся фактически получают на руки готовое решение, которое

можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» учащихся

2

проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы

решений в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

.Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности учащихся,

наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом,

коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. В данный

возрастной период развития основной сферой интересов подростков становится общение

со сверстниками.

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие:

потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в

психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного

социального статуса, сконцентрированность на собственной личности, стремление к

самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.

Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к

решению практических задач. Метод способствует развитию у учащихся

самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку

зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода учащиеся имеют

возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки,

научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной

проблемы.

Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе.

Он предназначен для развития у учащихся умений самостоятельно принимать решение и

находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы и позволяет решить

следующие противоречия в развитии личности подростков:

Первое противоречие - между исключительной сконцентрированностью подростка

на собственной личности и насущной потребности в общении со сверстниками.

Второе противоречие - между притязанием подростков на взрослость,

самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых,

отсутствием жизненного опыта

У каждого педагога своя дорога, свои методы и свои наработки, и самую важную и

запоминающуюся информацию учащиеся добывают своими руками. Задача педагога -

давать им на каждом занятии реализовывать свои творческие и исследовательские задатки,

что существенно повышает мотивацию изучения предмета и повышает качество обучения.

Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе;

реализовать основную ведущую потребность подростков - общение со сверстниками;

развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной

деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать

основы деловой этики.

При использовании метода кейсов меняется роль педагога и учащегося: педагог из

транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а учащиеся в свою

очередь из пассивных слушателей становятся активными. Учащиеся должны разрешить

поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (педагога и других

школьников) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные

решения проблемы. А педагог помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать

им своё мнение.

Анализируя свой опыт работы по методу кейсов, напрашивается вывод о

преимуществах и затруднениях в использовании данного метода.

3

Преимущества кейс-метода:

- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;

- способствует повышению познавательной активности учащихся в учебном

процессе, - развитие и совершенствование творческих способностей, обучающихся;

- активизирует мышление учащихся;

- формирует умения работы с большим объёмом информации;

- формирует коммуникативные навыки;

- способствует развитию умения общения в группах;

- способствует развитию здоровой дискуссии;

- создаёт психологически комфортную среду на уроках;

- удобно совмещается с другими технологиями;

- даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.

При работе с кейсами есть и сложности:

- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;

- сложность в подборе информации;

- не все учащиеся способны работать с большим объёмом информации, так как

техника чтения не у всех школьников одинаковая.

В заключении надо отметить, что ни один метод обучения не является

универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные

преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе

должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное

сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.

Однако, не смотря на все сложности и на титанический труд, который предстоит

педагогу, результаты стоят потраченных сил и времени. Ведь главная радость для педагога

– это его успешный учащихся, в котором воплощаются все его идеи и стремления. И чем

более успешными и развитыми будут учащиеся, тем большее удовлетворение от своей

работы получает педагог.

4



В раздел образования