Автор: Небова Анна Александровна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №4 р.п. Семибратово"
Населённый пункт: р.п. Семибратово
Наименование материала: Программа коррекционно-развивающих занятий для заикающихся дошкольников
Тема: Плавная речь
Раздел: дошкольное образование
Программа коррекционно-развивающих занятий для заикающихся дошкольников
«Плавная речь»
Открытое занятие для учителей-логопедов в рамках семинара «Преодоление заикания у
дошкольников» Небовой А.А.
Тема занятия: «Отработка отраженной речи по предметным и сюжетным картинкам в форме
предложений из 4-5 слов в рамках лексической категории «Транспорт»
Коррекционно-образовательные задачи:
Отрабатывать отраженную замедленную речь (фразы из 4-5 слов, текст из 2 предложений)
с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией с соблюдением всех
элементов правильной речи (упорядоченного дыхания, неторопливого темпа, слитности,
выделения грамматического и логического ударения, деления на смысловые отрезки)
Уточнять, обогащать словарь (тема «Транспорт»), развивать фразовую речь
Закреплять элементы правильной речи в стихотворном тексте
Коррекционно-развивающие задачи:
Снять мышечное и эмоциональное напряжение, развивать умение расслаблять мышцы
речевого аппарата по контрасту с напряжением и по представлению, снять напряженность
путем внушения
Развивать умение соотносить ритм движений с речевым ритмом
Тренировать дыхательный аппарат, дифференцировать ротовой и носовой выдох
Тренировать голосовой аппарат (отрабатывать мягкую атаку голоса)
Развивать мимико-артикуляторные мышцы
Развивать общую моторику, чувство равновесия
Формировать умение выполнять серию движений в определенном ритме
Формировать умение составлять ритмический ряд на основе чередования его элементов
Формировать умение слушать логопеда в процессе ручной деятельности, выполнять
словесные инструкции, отвечать на вопросы кратко при наличии наглядной опоры
Развивать мелкую моторику
Формировать музыкально-ритмические навыки
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, развивать быстроту реакции на
условный сигнал
Оборудование: канат, бубен, индивидуальные зеркала; иллюстрации: «сердитый язык», кулачки,
олени, пружинки, загораем, штанга, кораблик, «любопытная Варвара», хоботок, лягушки,
орешек, пароход, дым из трубы; индивидуальные зеркала; предметные и сюжетные картинки на
тему «Транспорт»; изображение паровоза, геометрические фигуры разного цвета из цветного
картона; контурные изображения транспорта, смятые в комок; разрезные картинки из 4 частей с
изображением самолета, автобуса, машины, мотоцикла; музыкальный проигрыватель (песни
«Облако», «Песня паровозика», «Дельфины», мелодия песни «Во саду ли, в огороде», звуки
«гудок парохода», «самолет»), колокольчик.
III. План-конспект занятия
Этап
Содержание
Примечания
1. Орг.момент.
-Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на
разных видах транспорта. Но сначала нам надо набраться
сил.
2. Снятие
мышечного и
Поза покоя.
Все умеют танцевать,
Произносить
медленно и тихо.
эмоционального
напряжения.
Расслабляющие
упражнения.
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно!
-Повторяем упражнения
«Кулачки»
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем, пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем – отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
«Олени»
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь – немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
«Пружинки»
Что за странные пружинки упираются в ботинки?
Ты носочки опускай, на пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай, нет пружинок – отдыхай!
Дышится легко…, ровно…, глубоко…
«Штанга»
Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем...
Крепко держим…– И бросаем!
«Кораблик»
Стало палубу качать
Ногу к палубе прижать
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем!!
«Шарик»
Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем. (Вдох.)
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко... ровно... глубоко...
«Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара смотрит влево
Смотрит вправо.
А потом опять вперед.
Тут немного отдохнет
Шея не напряжена и рассла-а-бле-на...
(два раза в каждую сторону)
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена и рассла-а-блена.
Иллюстрации.
А теперь посмотрит вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена. И рассла-а-бле-на!
Повторяем упражнения «Хоботок», «Лягушки»,
«Орешек»:
Вытянули губы вперед – у... Расслабились.
Растянули губы – и... Расслабились.
Сжали зубы... Расслабились. (Три раза.)
- Сегодня будем учиться расслаблять мышцы языка.
Новое упражнение «Сердитый язык»:
Расслабились губы и нижняя челюсть...
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Упражнение «Волшебный сон».
Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы
спокойно отдыхаем... (Два раза.) Сном волшебным
засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхаю, отдыхают,
засыпают... (2 раза.) Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется.
(Два раза.) Дышится легко... ровно... глубоко...
Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились,
расслабились.
Логопед
показывает, как
кончик языка с силой
упирается в верхние
зубы, это
напряжение
неприятно.
Опустите язык! Он
расслабился, как
будто спит...
Дети, оставайтесь в
позе покоя. К нам
приходит
«волшебный сон».
3. Дыхательные
упражнения.
-Представьте, что мы стоим на берегу реки, вдыхаем
свежий речной воздух.
Вдох животом, медленный выдох.
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох носом, выдох носом.
Вдох ртом, выдох ртом.
В положении стоя,
одна рука на груди,
другая – на животе
для контроля.
Выполнить каждое
упражнение по 3 раза.
-Посмотрите на картинку: пароход идет по реке. Это наш
первый вид транспорта, на котором мы путешествуем
сегодня.
-Послушайте гудок парохода.
Упражнение «Гудок парохода» - вдохнуть через слегка
сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом
со звуком Н.
Демонстрация звука.
4. Голосовые
упражнения.
-Помним правило: «Сначала вдохни, потом говори»!
Пение слогов НА, НО, НУ, НЭ, НЫ. (Длительность
Н и гласного одинакова).
Пение слогов с выделением ударения на-НА, но-НО.
Медленное произнесение слов надо, Надя, Настя, нос,
ноги, ножки, Нина и т.д.
Дыхание и голос не
прерывать.
5. Мимическая
и
артикуляционн
ая гимнастика.
-Нам мешает дым от парохода.
Упражнение «Прищурим глазки» - прищуривать глаза
сначала одновременно, затем попеременно.
Упражнение «Клоун» - поочередно поднимать уголки рта,
левую и правую щеку. Вдох носом, выдох ртом.
-Мы приехали, остановка. Наш пароход уплывает вдаль.
Упражнение «Пароход уплывает» - стоя, вдох - плавно
поднять сначала правую руку, выдох - произнести звук А
(Э) на мягкой атаке.
В положении сидя.
Повторить по 2 - 3
раза. Индивидуальные
зеркала.
6. Отраженная
речь по
предметным и
сюжетным
картинкам.
Тема «Транспорт».
-Посмотрите на картинки: На чем еще можно
путешествовать? Назовите виды транспорта, повторяя
за мной.
Показать предметную картинку, дети произносят фразу
«Это машина (автобус, мотоцикл, трамвай, троллейбус,
теплоход)» (с хлопками).
Показать сюжетную картинку, каждый ребенок повторяет
текст за логопедом. Например:
Путешествуем
Мы путешествуем на машине. Хорошо ехать на
автобусе. Можно прокатиться на мотоцикле. По городу
удобно кататься на троллейбусе или трамвае. Интересно
плыть на теплоходе.
-Мы говорили о наземном и водном транспорте.
- Теперь узнайте звук воздушного транспорта.
Дается команда
«Повтори за мной»,
ребенок соблюдает
все речевые правила,
темп, мелодику,
следуя речевому
образцу логопеда.
Демонстрация звука.
7. Ритмическое
упражнение.
Дети встают в круг. Повторить считалку:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Сначала логопед,
затем каждый ребенок
произносит считалку,
производя ритмичные
движения рукой.
8.
Логоритмически
е игры и
упражнения.
-Сядем на самолет и полетим.
«Самолет»- руки в сторону, бег по кругу.
-Пересели на паровозик.
«Паровозик»-
руки
согнуты
в
локтях,
прижаты
к
туловищу.
Ходьба
между
стульями,
с
круговыми
движениями рук.
-Поплывем на корабле.
«Кораблик» - руки вперед, ладони прижаты друг другу.
Ходьба
по
кругу
с
покачиваниями
вправо,
влево
(раскачиваются на волнах).
-А сейчас остановка, отдохнем!
Сочетание ходьбы с хлопками (1-2-3-4), ходьбы
подпрыгиваниями (1-2-3-4).
Игра «Поиграй, поиграй, бубен дальше передай»
Песня «Облако».
«Песня паровозика».
Песня «Дельфины».
Музыка «Во саду ли, в
огороде»
9. Ритмическое
упражнения.
-Отправимся в путешествие на поезде.
Упражнение «Стучит поезд по рельсам» - слоги со
звуком «а» проговариваются, отхлопывая в ладоши, слоги
со звуком «у» - отстукивая по столу (Т, Ч).
Ча-чу, ча-чу, ча-чу
Ча-ча-чу, ча-ча-чу, ча-ча-чу
Чу-ча-ча, чу-ча-ча, чу-ча-ча
Ча-чу-ча, ча-чу-ча, ча-чу-ча
-А теперь каждый соберет разноцветный поезд.
Упражнение «Разноцветный поезд» - выложить ряд
геометрических фигур с чередованием цвета по речевой
инструкции логопеда: сначала два красных, потом два
желтых вагончика.
Выполнять сидя за
столом.
10. Развитие
мелкой
моторики.
Игра «Клубочки дыма» - свернуть плотный комок из
цветной бумаги.
Игра «Что в комочке?» - развернуть смятый в комок лист
бумаги, узнать нарисованный контур транспорта. Образец
вопроса и ответа:
- Это машина? Да, это машина.
Упражнение «Оторвите ненужное» - оторвать бумагу по
контуру рисунка.
Игра «Сборка транспорта» – собрать разрезную
картинку (самолет, машина, автобус, мотоцикл) из 4
частей.
-На чем вы поедете домой?
-Я поеду на машине.
Выполнять сидя за
столом.
11. Итог занятия.
-Мы сегодня путешествовали?
-Кому понравилось наше путешествие?
Ответы краткие.