Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
Должность: зав. отделом
Учебное заведение: МБУДОДТДиМ ДКОРР"Орленок"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Личность в процессе социализации".
Раздел: дополнительное образование
Личность в процессе социализации .
Учеными О.Е. Лебедевым, М.В. Катуновой процесс личностного развития
детей в учреждениях дополнительного образования описан как двусторонний
процесс. С одной стороны, входя в социальную среду, ребенок усваивает опыт, с
другой стороны – он сам воспроизводит систему социальных связей, т.е. он не
только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на
жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
Проблема создания инновационных моделей и программ развития
личности детей возникла в конце 90-х годов, в результате изменения
параметров существования общества в целом и систем, его составляющих.
Особенно остро эти процессы происходили в сфере деятельности детских
учреждений дополнительного образования, т.к. старая система пионерских и
комсомольских организаций была разрушена.
Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к
социокультурному пространству, при этом « чем больше человек смог
воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитию личность
он представляет». Однако не только количество усвоенной информации
определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация
выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как
интерпритировалась. Имеет значение не сам контекст становления личности, а
именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором
формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая
вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления
последней.
Желаемым состоянием любого человека является состояние гомеостазиса
(внутреннего равновесия), к которому он стремится, но который он сам же
периодически нарушает.
Если личность – динамическая системе и каждая следующая минута
вносит поправки в понимание своего «Я», состояние адаптированности,
самореализации и удовлетворенности не могут иметь константный
(постоянный) характер. Они относительны, что указывает на постоянную
скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из
состовляющих выведенной формулы влечет за собой необходимость изменений
в другой. Таким образом, человек обречен в своем стремлении к регулярному
возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.
Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается
личностью и приводит, с тоски зрения гуманистической концепции, к утрате
позитивной гуманистической психологии возвращает нас к уважительному
отношению к человеку.
Воспитательная ценность учреждения дополнительного образования
состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного,
эмоционального досуга учащихся, удовлетворения их потребностей в новизне
впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в
разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру
и другие сферы возможного самоопределения.
М.М. Поташкин выделяет признаки работы с детьми в учреждениях
дополнительного образования:
- Массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и
формах проведения свободного времени;
- дифференциация интересов детей и подростков с учетом уровня их
потребностей и ценностно-нравственной сферы;
- выбор разнообразных сфер общения и отношений в пространстве
свободного времени;
- субъект-субъектные отношения взрослых и детей на основе совместного
интереса и деятельности.
Психолого-педагогические методы социальной работы в системе
учреждений дополнительного образования способствуют личности ребенка в
процессе взаимодействия с ним на занятиях и в повседневной жизни,
посредством использования инновационных моделей деятельности и
обеспечения личностно-деятельного подхода, ставящего ребенка в субъектную
позицию ответственного за свои достижения.
Таким образом, необходимость социальной поддержки детей и подростков в
системе учреждений дополнительного образования становится очевидной.
Имея достаточное количество информации о закономерностях
функционирования и развития ребенка, педагоги могут влиять на его
потенциальное развитие. Понимание сущности этих закономерностей
оптимизирует гуманистический подход к ребенку, способному к преодолению
сложных обстоятельств жизнедеятельности, особенно в условиях социальной
поддержки.