Напоминание

"Личность в процессе социализации".


Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
Должность: зав. отделом
Учебное заведение: МБУДОДТДиМ ДКОРР"Орленок"
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Личность в процессе социализации".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Личность в процессе социализации .

Учеными О.Е. Лебедевым, М.В. Катуновой процесс личностного развития

детей в учреждениях дополнительного образования описан как двусторонний

процесс. С одной стороны, входя в социальную среду, ребенок усваивает опыт, с

другой стороны – он сам воспроизводит систему социальных связей, т.е. он не

только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на

жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Проблема создания инновационных моделей и программ развития

личности детей возникла в конце 90-х годов, в результате изменения

параметров существования общества в целом и систем, его составляющих.

Особенно остро эти процессы происходили в сфере деятельности детских

учреждений дополнительного образования, т.к. старая система пионерских и

комсомольских организаций была разрушена.

Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к

социокультурному пространству, при этом « чем больше человек смог

воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитию личность

он представляет». Однако не только количество усвоенной информации

определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация

выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как

интерпритировалась. Имеет значение не сам контекст становления личности, а

именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором

формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая

вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления

последней.

Желаемым состоянием любого человека является состояние гомеостазиса

(внутреннего равновесия), к которому он стремится, но который он сам же

периодически нарушает.

Если личность – динамическая системе и каждая следующая минута

вносит поправки в понимание своего «Я», состояние адаптированности,

самореализации и удовлетворенности не могут иметь константный

(постоянный) характер. Они относительны, что указывает на постоянную

скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из

состовляющих выведенной формулы влечет за собой необходимость изменений

в другой. Таким образом, человек обречен в своем стремлении к регулярному

возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.

Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается

личностью и приводит, с тоски зрения гуманистической концепции, к утрате

позитивной гуманистической психологии возвращает нас к уважительному

отношению к человеку.

Воспитательная ценность учреждения дополнительного образования

состоит в том, что они создают условия для педагогически целесообразного,

эмоционального досуга учащихся, удовлетворения их потребностей в новизне

впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в

разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру

и другие сферы возможного самоопределения.

М.М. Поташкин выделяет признаки работы с детьми в учреждениях

дополнительного образования:

- Массовость и добровольность участия детей в предлагаемых видах и

формах проведения свободного времени;

- дифференциация интересов детей и подростков с учетом уровня их

потребностей и ценностно-нравственной сферы;

- выбор разнообразных сфер общения и отношений в пространстве

свободного времени;

- субъект-субъектные отношения взрослых и детей на основе совместного

интереса и деятельности.

Психолого-педагогические методы социальной работы в системе

учреждений дополнительного образования способствуют личности ребенка в

процессе взаимодействия с ним на занятиях и в повседневной жизни,

посредством использования инновационных моделей деятельности и

обеспечения личностно-деятельного подхода, ставящего ребенка в субъектную

позицию ответственного за свои достижения.

Таким образом, необходимость социальной поддержки детей и подростков в

системе учреждений дополнительного образования становится очевидной.

Имея достаточное количество информации о закономерностях

функционирования и развития ребенка, педагоги могут влиять на его

потенциальное развитие. Понимание сущности этих закономерностей

оптимизирует гуманистический подход к ребенку, способному к преодолению

сложных обстоятельств жизнедеятельности, особенно в условиях социальной

поддержки.



В раздел образования