Автор: Розова Вера Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 99
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Методическая тема
Розовой Веры Владимировны,
учителя-логопеда детского сада № 99
г. Рыбинска
Рыбинск , 2016 год
Содержание
Введение_____________________________________________________ 3-4
Глава 1.
1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших
дошкольников________________________________________ 5-7
1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство
коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9
1.3
Принципы
организации
работы
учителя-логопеда
с
использованием
информационно-коммуникационных технологий___________________10-13
1.4
Содержание
коррекционной
логопедической
работы
с
применением
ИКТ___________________________________________________________14-16
Глава 2.
Заключение____________________________________________________
Список литературы_____________________________________________
Приложение____________________________________________________
2
Введение
Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном
образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено
исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка
с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,
и
взрослые,
поэтому
овладение
родным
языком
–
одно
из
самых
важных
приобретений в дошкольном возрасте.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями
речи
и,
соответственно,
возникает
необходимость
поиска
наиболее
эффективного
пути
обучения
данной
категории
детей.
Известно,
что
использование
в
коррекционной
работе
разнообразных
нетрадиционных
методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с
различной
речевой
патологией
познавательную
активность,
повышает
эффективность логопедической работы в целом.
Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития
цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных
технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –
необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,
делающий
эффективными
и
презентабельными
все
направления
нашей
профессиональной деятельности.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики
является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового
и
речевого
развития
у
детей.
Как
отмечают
многие
авторы,
применение
компьютерной
техники
позволяет
оптимизировать
педагогический
процесс,
индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно
повысить
эффективность
любой
деятельности.
Сложная
структура
речевых
нарушений
определяет
необходимость
проведения
планомерной
системной
3
коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному
решению
данной
задачи
способствуют
специализированные
компьютерные
технологии.
Таким
образом,
применение
компьютерных
технологий
в
процессе
коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и
задачи:
Цель
–
разработать
систему
коррекционно-логопедической
работы
с
дошкольниками
с
использованием
информационных
компьютерных
технологий.
Задачи:
1)
Способствовать
повышению
мотивационной
готовности
ребенка
к
совместной деятельности с логопедом.
2)
Формировать
у
ребенка
активную
позицию
полноправного
участника
коррекционного процесса.
3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные
навыки, высшие психические функции.
4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой
деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со
сверстниками и взрослыми.
5)
Осуществлять
индивидуализацию
коррекционного
процесса,
учитывая
образовательные потребности каждого ребенка.
Изучение
специальной
литературы
показывает,
что
большинство
разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые
стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и
своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,
страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,
научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность
исследования данной темы.
4
Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений
старших дошкольников
Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению
ИКТ
в
учебный
процесс
детей
с
речевыми
нарушениями.
Общение
с
компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а
затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования
таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и
внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность
ребенка к обучению.
Недоразвитие
вербальной
памяти
и
нарушения
внимания
в
виде
их
неустойчивости
и
низкой
концентрации
делают
необходимым
проведение
целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае
применение
информационных
компьютерных
технологий
(ИКТ)
становится
особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в
привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и
делает его осмысленным и долговременным.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать
трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,
заданную
компьютерной
программой
проблемную
ситуацию,
ребенок
стремиться
к
достижению
положительных
результатов,
подчиняет
свои
действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных
средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,
как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Компьютерная
техника
призвана
помочь
учителю-логопеду
на
коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно
сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно
делать то, что делали раньше.
5
Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».
Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По
данным
исследований,
человек
запоминает
20%
услышанного
и
30%
увиденного,
и
более
50%
того,
что
он
видит
и
слышит
одновременно.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче
заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой
и зрительной информации.
Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше
его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а
приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими
руками
требует
наличия
способностей,
да
и
не
всегда
соответствует
требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного
материала
—
одна
из
веских
причин
задуматься
об
использовании
компьютерных технологий.
Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют
дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих
детей
требует
особого
подхода,
который
предусматривает
постоянную
эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных
проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень
часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи
недостаточно
для
положительной
динамики
речевого
развития
детей.
Внедрение
информационно-коммуникативных
технологий
(ИКТ)
сегодня
является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не
только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого
использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но
они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,
притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против
6
работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения
компьютерных технологий в педагогической практике.
Компьютерные
технологии
позволяют
нам
самим
создавать
и
использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и
задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных
потребностей каждого ребенка.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети
имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном
объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных
моментов
позволяет
заинтересовать
детей,
помогает
разнообразить
коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение
не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,
сопровождающихся звуковым оформлением.
Разработанные
материалы,
применяемые
на
различных
этапах
коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и
использоваться
в
гармоничном
сочетании
с
традиционными
технологиями
логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной
речи.
В
использовании
ИКТ
учителем-логопедом
можно
выделить
такие
преимущества,
как
информационная
емкость,
компактность,
доступность,
наглядно сть,
эмоциона льная
привлекательно сть,
м о б и л ь н о с т ь ,
многофункциональность,
что
в
процессе
обучения
ведет
к
положительным
результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и
делает более эффективной.
7
Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство
коррекционно-развивающей работы с детьми
Информационно-коммуникативные
технологии
стали
перспективным
средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения
речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные
варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной
электроники и телекоммуникаций.
В
основу
использования
ИКТ
в
отечественной
педагогике
положены
базовые
психолого-педагогические
и
методологические
положения,
разработанные
Л.С.Выготским,
П.Я.Гальпериным,
В.В.Давыдовым,
А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств
обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В
последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах
специального
обучения
и
характере
профессионального
мышления
специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется
в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли
бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми
познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,
О.И.Кукушкина и др.).
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют
для
специалиста
не
часть
содержания
коррекционного
обучения,
а
дополнительный
набор
возможностей
коррекции
отклонений
в
развитии
ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,
необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать
у
детей
умения
пользоваться
компьютером
и
применять
компьютерные
технологии для их развития и коррекции нарушений речи.
8
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в
речевом
развитии,
предполагает
использование
специализированных
или
адаптированных
компьютерных
программ
(главным
образом
обучающих,
диагностических
и
развивающих).
Эффект
их
применения
зависит
от
профессиональной
компетенции
педагога,
умения
использовать
новые
возможности,
включать
информационные
технологии
в
систему
обучения
каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а
также
предоставляя
воспитаннику
свободу
выбора
форм
и
средств
деятельности.
Приоритетная
задача
применения
ИКТ
в
специальной
(коррекционной)
педагогике
состоит
не
в
обучении
детей
адаптированным
основам
информатики
и
вычислительной
техники,
а
в
комплексном
преобразовании
их
среды
обитания,
создании
новых
научно
обоснованных
средств развития активной творческой деятельности.
Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе
с
речевыми,
во
многом
зависит
от
степени
готовности
методик
для
специалистов
по
компьютерным
программам.
Специальное
включение
компьютерных
программ
в
процесс
логопедического
воздействия,
направленного
на
преодоление
речевых
нарушений
у
детей,
оптимизирует
процесс
коррекции
их
устной
речи
и
в
целом
содействует
гармонизации
развития.
Информационные
компьютерные
программы
авторские
и
личные
мультимедийные
пособия
учитывают
ФГОС
дошкольного
образования
и
направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и
комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.
9
Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием
информационно-коммуникационных технологий
Основываясь,
на
исследованиях,
посвящённых
разработке
научно
обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим
технологиям
обучения
(В.П.Беспалько,
О.И.Кукушкина),
реализация
инновационных
технологий
в
коррекционно-развивающей
работе
учителя-
логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:
1.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
Использование
информационных
технологий
в
коррекционном
процессе
способствует
активизации
у
детей
компенсаторных
механизмов
на
основе
сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а
также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с
опорой
на
зрительное
и
слуховое
восприятие.
Визуализация
информации
происходит
на
экране
монитора
в
виде
до ступных
для
д е т е й
мультипликационных
образов
и
символов.
В
некоторых
упражнениях,
вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры
на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет
сформировать
устойчивые
визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-
рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной
логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые
навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
2.
Принцип
системного
подхода
к
коррекции
речевых
нарушений.
Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и
развитием
следующих
характеристик:
звукопроизношения,
просодических
компонентов
устной
речи,
фонематических
процессов,
лексических
и
грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых
10
кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,
клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и
зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-
логического мышление детей.
3.
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с
нарушениями
развития.
Компьютерные
программы
предусматривают
возможность
объективного
определения
зон
актуального
и
ближайшего
развития
ребёнка
и
индивидуальной
настройки
параметров
программ.
Упражнения
программ
содержат
задания
возрастающей
сложности,
что
позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные
возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.
4.
Принцип
систематичности
и
последовательности
обучения.
Структура
и
содержание
компьютерных
программ
позволяют
использовать
полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к
сложному.
5.
Принцип
до ступно сти
обучения.
Содержание
з а д а н и й
специализированных
компьютерных
программ
и
методы
их
предъявления
соответствуют
возрастным
особенностям
дошкольников.
Задания
предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и
её
объективная
оценка
происходят
на
экране
монитора
в
виде
доступных
мультипликационных
образов
и
символов.
Художественное
исполнение
программ
отражает
главные
существенные
детали
изображаемых
объектов,
выдержано
в
едином
стиле
и
подчинено
решению
задач
коррекционного
обучения детей.
6.
Принцип
индивидуализации
обучения.
Специализированные
компьютерные
программы
предназначены
для
индивидуальных
и
11
подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с
учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и
их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных
программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач
в
рамках
деятельностной
компьютерной
среды
доступными
для
него
средствами осуществляет ребёнок.
8.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В
программах
результаты
деятельности
ребёнка
представляются
визуально
на
экране
в
виде
мультипликационных
образов
и
символов,
исключающих
субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные
шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых
средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной
форме.
Она
заведомо
исключает
отрицательную
оценку
с
целью
создания
ситуации
успеха
и
формирования
у
детей
положительного
настроя
на
преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким
образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх
вариантах
–
визуально,
в
звуковом
и
цифровом
виде.
Это
позволяет
в
дальнейшем
сформировать
у
ребёнка
навыки
самоконтроля
за
собственной
речью.
9.
Принцип
игровой
стратегии
обучения
и
введения
ребёнка
в
проблемную
ситуацию.
Практический
опыт
работы
с
детьми
дошкольного
возраста
показывает,
что
применение
игрового
принципа
обучения,
учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной
ситуации
с
опорой
на
жизненный
опыт
дошкольника
позволяет
наиболее
эффективно
учитывать
возрастные
особенности
детей.
Игровой
принцип
обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в
12
зависимости
от
индивидуальных
возможностей
и
коррекционно-
образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные
коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования
доступности компьютерного средства обучения.
Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение
героев-помощников.
Общение
с
компьютерным
героем
и
специально
подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки
путём моделирования ситуации общения.
10.
Принцип
воспитывающего
обучения.
Работа
с
компьютерными
программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные
качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на
решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при
повышенной мотивации деятельности.
11.
Принцип
интерактивности
компьютерных
средств
обучения.
Использование
компьютерных
программ
в
рамках
смоделированной
проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной
связи
в
виде
анимации
образов
и
символов,
а
также
с
предоставлением
объективной
оценки
результатов
деятельности.
Со
стороны
компьютера
выступает
весёлый
и
забавный
компьютерный
герой,
который
объясняет
ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт
итоговую
или
промежуточную
оценку
деятельности,
что
создаёт
дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.
13
Содержание коррекционной логопедической работы с применением ИКТ
Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного
процесса.
Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у
детей
дошкольного
возраста
развитие
речи
происходит
быстрее,
т.к.
в
дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью
представленных
ниже
учебно-дидактических
игр
передаются
определенные
знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается
речь,
формируются
навыки
учебной
деятельности,
развивается
логическое
мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,
сосредоточенность, усидчивость.
Компьютерно-опо средованное
логопедиче ское
в о з д е й с т в и е
осуществляется поэтапно:
I
этап
-
мотивационно-ознакомительный,
обеспечивающий
формирование
мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в
коррекционно-воспитательном процессе с использованием
ИКТ. Основные
направления работы:
•
Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом
процессе.
•
Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с
помощью создания ситуации успеха.
•
Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает
компьютерная программа.
•
Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более
высокой мотивационной готовности к обучению.
14
II
этап
-
содержательно-формирующий,
направленный
на
коррекцию
недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:
1. Пошаговое,
вариативное
использование
игровых
компьютерных
заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:
−
речевого дыхания;
−
фонации;
−
артикуляционного праксиса;
−
звукового анализа и синтеза;
−
словарного запаса;
−
связной речи.
2.
Формирование
сотруднических
взаимоотношений
между
ребенком
и
логопедом.
III этап - саморазвивающийся,
формирующий
самоконтроль
з а
п р о с о -
дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:
•
Автоматизация поставленных звуков.
•
Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.
•
Адекватная оценка ребенком своих действий.
•
Творческое выполнение заданий.
IV этап - аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой
информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.
Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и других
специалистов
детского
сада
для
того,
чтобы
наметить
дальнейший
план
коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей
эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе
были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,
15
способы,
формы
взаимодействия
с
родителями
по
вопросам
исправления
недостатков в речевом развитии.
Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был
создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих
программ,
учитывающих
общие
закономерности
и
особенности
речевого
развития детей.
Созданная
медиатека,
позволяет
осуществить
системный
подход
к
формированию
речемыслительной
деятельности
с
активным
вовлечением
родителей
в
этот
процесс.
Для
логопеда
важно
приобщить
родителей
к
коррекционной
работе,
ознакомить
с
приемами
обучения
и
развития
речи.
Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.
В состав моей медиатеки входят:
- отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в
электронном варианте;
-компьютерные программы для коррекции речи;
- мультимедийные презентации;
- логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;
- аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.
Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть
следующими:
Подготовительный этап:
При проведении артикуляционной гимнастики.
Для развития речевого дыхания.
Как зрительный тренажёр.
При подготовке руки к письму.
Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
Этап дифференциации:
Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
16
Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях
Важное
место
в
моей
коррекционно-логопедической
деятельности
занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.
КДИ
–
это
вид
игровой
деятельности
и
взаимодействия
игрока
и
компьютера,
ограниченный
правилами
и
направленный
на
достижение
обучающей цели.
К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:
целесообразность КДИ
оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
чёткость правил
динамичность КДИ
решение дидактических целей
чёткая система оценивания
возможность рефлексии после игры
Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.
Компьютерные
программы
и
игры,
используемые
в
моей
коррекционно-
развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:
«Игры для Тигры»
Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа
состоит
из
блоков:
Фонематика.
Просодика.
Лексика.
Звукопроизношение .
Игры для Тигры содержат:
упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)
упражнение на звуковой анализ и синтез
лексические упражнения
Всего более 50 упражнений.
Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
17
Состоит из следующих блоков:
Неречевые звуки.
Звукопроизношение.
Речевые звуки.
Развитие связной речи.
«Баба Яга учится читать»
Методика
опережающего
обучения.
Подобраны
игры
и
азбука
в
стихах.
Предназначена
для
обучения
навыкам
чтения
на
базе
занимательных
игр.
Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.
I ступень - «Букварик».
II ступень - «Слогарик».
III ступень - «Карта с заданиями».
Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги
Мерсибо.
Интерактивный
портал
для
специалистов
и
родителей
(рекомендован родителям для домашних занятий) .
90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,
подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.
Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться
заинтересованным
долгое
время,
процесс
развития
становится
интересным
и
закрепляет
у
ребенка
устойчивую
ассоциацию
""Учиться
-
это
здорово!"
Рассчитанные
на
возраст
от
2
до
10
лет,
развивающие
игры
покрывают
большинство
тем,
необходимых
для
подготовки
дошкольников
и
учеников
младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет
ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на
даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.
18
«Звуковой калейдоскоп»
Сборник
интерактивных
игр
для
развития
фонематического
слуха
у
дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и
звуко-буквенного
анализа.
Большинство
игр
содержат
настройки,
с
помощью
которых Вы можете:
выбирать нужные буквы и звуки
устанавливать длительность игры
ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.
Использование
мультимедийных
презентаций
в
коррекционной
работе с дошкольниками
19
Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными
воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной
работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью
программы
MS
Power
Point. Благодаря
последовательному
появлению
изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более
внимательно
и
в
полном
объеме.
Использование
анимации
и
сюрпризных
моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети
получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде
картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Что даёт применение презентаций в работе с детьми?
1. Неисчерпаемый источник информации.
2. Развитие познавательной активности ребёнка.
3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.
4. Повышение мотивационной составляющей.
5. Формирование учебной деятельности.
6. Доступность изложения материала.
7. Наглядность и красочность подачи материала.
Компьютерные
технологии
позволяют
нам
самим
создавать
и
использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и
задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных
потребностей каждого ребенка.
Мною были созданы следующие презентации:
«Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)
«Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)
«Лиза
Барбоскина
учится
говорить
звуки
Р
и
Рь»
(Дифференциация
звуков Р и Рь)
20
Гармоничное
сочетание
традиционных
средств
с
применени ем
презентаций
в
программе Power
Point
позволяет
существенно
повысить
мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на
преодоление речевых нарушений.
Данная
программа
позволяет
подготовить
презентацию
к
любому
логопедическому
занятию,
материал
представлен
на
экране
в
цвете,
со
звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать
визуальный канал восприятия информации дошкольников ( цветовая
палитра,
анимационные
эффекты
помогают
удерживать
произвольное
внимание
детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка
помогает
детям
лучше
понять
то,
что
происходит
на
экране).
У
учителя-
логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.
Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в
программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в
режимные моменты.
Презентации могут быть любого типа:
•
просто картинки или фотографии с подписями;
•
по художественным произведениям;
•
анимированные, обычно по сказкам и стихам;
•
музыкальные
для
ознакомления
с
различными
музыкальными инструментами.
Используя
в
коррекционно-развивающей
работе
инновационно-
коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии
здоровья
дошкольников.
Изучив СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от
15
мая
2013
г.
№
26), я
подобрала
и
выполняю
с
детьми
следующие
упражнения:
21
1)
Комплексы упражнений для глаз.
2)
Комплексы упражнений физкультминуток.
3)
Комплексы упражнений физкультурных пауз.
4)
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.
Исходя
из
вышесказанного,
можно
выделить
положительные
стороны
использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:
1.
Целенаправленное
применение
компьютерных
программ
в
процессе
логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более
объективно
и
дифференцированно
оценить
возможности
их
устной
речи.
Разработанная
система
приемов
дифференцированного
и
индивидуального
компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению
речевых
нарушений
у
детей
составляет
своеобразное
ядро
методической
технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.
2.
Компьютер
становится
необходимым
средством
обучения
детей
с
нарушениями речи.
3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к
логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной
активности, способствует повышению самооценки ребенка.
Мы считаем, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-
логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной
речевой
патологией
познавательную
активность,
повышает
эффективность
логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных
программ
может
стать
еще
одним
эффективным
способом
формирования
правильной речи и коррекции ее недостатков.
22
ЛИТЕРАТУРА
1.
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-
развивающим занятиям. – М., 1994.
2.
Гаркуша
Ю.Ф.,
Черлина
Н.А.,
Манина
Е.В.
Новые
информационные
технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.
4.
Кукушкина
О.И.
Применение
информационных
технологий
в
специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.
5.
Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки,
внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.
6.
Лизунова
Л.Р.
Использование
информационно-коммуникативных
технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
7.
Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная
комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина,
Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287
8.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у
детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи.
— М.: АРКТИ, 2001.
9.
Комарова
Т.С.,
Комарова
И.И.,
Туликов
А.В.
Информационно
-
коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-
С и н т е з ,
2 0 1 1 .
10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная
речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -
1998. - № 1.с.47-55.
11.
Королёва
Н.,
Петрова
С.
«Использование
новых
информационных
технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание »,
2010, № 6
12.
Коч
Л.А.,
Бревнова
Ю.А.
«Дошколёнок
+
компьютер»,
изд
–во
« У ч и т е л ь » ,
В о л г о г р а д ,
1 7 5
с т р .
13.
Кукушкина
О.
И.
Компьютер
в
специальном
обучении.
Проблемы.
поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у
дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001.
191 с.
23
15.
Лизунова
Л.Р.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий в логопедической работе.
24