Напоминание

"Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"


Автор: Розова Вера Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методическая тема

Розовой Веры Владимировны,

учителя-логопеда детского сада № 99

г. Рыбинска

Рыбинск , 2016 год

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3-4

Глава 1.

1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших

дошкольников________________________________________ 5-7

1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9

1.3

Принципы

организации

работы

учителя-логопеда

с

использованием

информационно-коммуникационных технологий___________________10-13

1.4

Содержание

коррекционной

логопедической

работы

с

применением

ИКТ___________________________________________________________14-16

Глава 2.

Заключение____________________________________________________

Список литературы_____________________________________________

Приложение____________________________________________________

2

Введение

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено

исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка

с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,

и

взрослые,

поэтому

овладение

родным

языком

одно

из

самых

важных

приобретений в дошкольном возрасте.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями

речи

и,

соответственно,

возникает

необходимость

поиска

наиболее

эффективного

пути

обучения

данной

категории

детей.

Известно,

что

использование

в

коррекционной

работе

разнообразных

нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с

различной

речевой

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития

цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных

технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –

необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,

делающий

эффективными

и

презентабельными

все

направления

нашей

профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики

является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового

и

речевого

развития

у

детей.

Как

отмечают

многие

авторы,

применение

компьютерной

техники

позволяет

оптимизировать

педагогический

процесс,

индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно

повысить

эффективность

любой

деятельности.

Сложная

структура

речевых

нарушений

определяет

необходимость

проведения

планомерной

системной

3

коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному

решению

данной

задачи

способствуют

специализированные

компьютерные

технологии.

Таким

образом,

применение

компьютерных

технологий

в

процессе

коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и

задачи:

Цель

разработать

систему

коррекционно-логопедической

работы

с

дошкольниками

с

использованием

информационных

компьютерных

технологий.

Задачи:

1)

Способствовать

повышению

мотивационной

готовности

ребенка

к

совместной деятельности с логопедом.

2)

Формировать

у

ребенка

активную

позицию

полноправного

участника

коррекционного процесса.

3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные

навыки, высшие психические функции.

4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой

деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со

сверстниками и взрослыми.

5)

Осуществлять

индивидуализацию

коррекционного

процесса,

учитывая

образовательные потребности каждого ребенка.

Изучение

специальной

литературы

показывает,

что

большинство

разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые

стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и

своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,

страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,

научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность

исследования данной темы.

4

Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

старших дошкольников

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению

ИКТ

в

учебный

процесс

детей

с

речевыми

нарушениями.

Общение

с

компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а

затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования

таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и

внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность

ребенка к обучению.

Недоразвитие

вербальной

памяти

и

нарушения

внимания

в

виде

их

неустойчивости

и

низкой

концентрации

делают

необходимым

проведение

целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае

применение

информационных

компьютерных

технологий

(ИКТ)

становится

особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в

привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и

делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать

трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,

заданную

компьютерной

программой

проблемную

ситуацию,

ребенок

стремиться

к

достижению

положительных

результатов,

подчиняет

свои

действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных

средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,

как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерная

техника

призвана

помочь

учителю-логопеду

на

коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно

сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно

делать то, что делали раньше.

5

Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По

данным

исследований,

человек

запоминает

20%

услышанного

и

30%

увиденного,

и

более

50%

того,

что

он

видит

и

слышит

одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче

заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой

и зрительной информации.

Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше

его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а

приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими

руками

требует

наличия

способностей,

да

и

не

всегда

соответствует

требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного

материала

одна

из

веских

причин

задуматься

об

использовании

компьютерных технологий.

Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют

дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих

детей

требует

особого

подхода,

который

предусматривает

постоянную

эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных

проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень

часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи

недостаточно

для

положительной

динамики

речевого

развития

детей.

Внедрение

информационно-коммуникативных

технологий

(ИКТ)

сегодня

является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не

только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого

использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но

они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,

притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против

6

работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения

компьютерных технологий в педагогической практике.

Компьютерные

технологии

позволяют

нам

самим

создавать

и

использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

потребностей каждого ребенка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных

моментов

позволяет

заинтересовать

детей,

помогает

разнообразить

коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение

не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные

материалы,

применяемые

на

различных

этапах

коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и

использоваться

в

гармоничном

сочетании

с

традиционными

технологиями

логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной

речи.

В

использовании

ИКТ

учителем-логопедом

можно

выделить

такие

преимущества,

как

информационная

емкость,

компактность,

доступность,

наглядно сть,

эмоциона льная

привлекательно сть,

м о б и л ь н о с т ь ,

многофункциональность,

что

в

процессе

обучения

ведет

к

положительным

результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и

делает более эффективной.

7

Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми

Информационно-коммуникативные

технологии

стали

перспективным

средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

электроники и телекоммуникаций.

В

основу

использования

ИКТ

в

отечественной

педагогике

положены

базовые

психолого-педагогические

и

методологические

положения,

разработанные

Л.С.Выготским,

П.Я.Гальпериным,

В.В.Давыдовым,

А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В

последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

специального

обучения

и

характере

профессионального

мышления

специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется

в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли

бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,

О.И.Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют

для

специалиста

не

часть

содержания

коррекционного

обучения,

а

дополнительный

набор

возможностей

коррекции

отклонений

в

развитии

ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,

необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать

у

детей

умения

пользоваться

компьютером

и

применять

компьютерные

технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

8

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в

речевом

развитии,

предполагает

использование

специализированных

или

адаптированных

компьютерных

программ

(главным

образом

обучающих,

диагностических

и

развивающих).

Эффект

их

применения

зависит

от

профессиональной

компетенции

педагога,

умения

использовать

новые

возможности,

включать

информационные

технологии

в

систему

обучения

каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а

также

предоставляя

воспитаннику

свободу

выбора

форм

и

средств

деятельности.

Приоритетная

задача

применения

ИКТ

в

специальной

(коррекционной)

педагогике

состоит

не

в

обучении

детей

адаптированным

основам

информатики

и

вычислительной

техники,

а

в

комплексном

преобразовании

их

среды

обитания,

создании

новых

научно

обоснованных

средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе

с

речевыми,

во

многом

зависит

от

степени

готовности

методик

для

специалистов

по

компьютерным

программам.

Специальное

включение

компьютерных

программ

в

процесс

логопедического

воздействия,

направленного

на

преодоление

речевых

нарушений

у

детей,

оптимизирует

процесс

коррекции

их

устной

речи

и

в

целом

содействует

гармонизации

развития.

Информационные

компьютерные

программы

авторские

и

личные

мультимедийные

пособия

учитывают

ФГОС

дошкольного

образования

и

направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и

комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

9

Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием

информационно-коммуникационных технологий

Основываясь,

на

исследованиях,

посвящённых

разработке

научно

обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим

технологиям

обучения

(В.П.Беспалько,

О.И.Кукушкина),

реализация

инновационных

технологий

в

коррекционно-развивающей

работе

учителя-

логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

1.

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Использование

информационных

технологий

в

коррекционном

процессе

способствует

активизации

у

детей

компенсаторных

механизмов

на

основе

сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а

также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с

опорой

на

зрительное

и

слуховое

восприятие.

Визуализация

информации

происходит

на

экране

монитора

в

виде

до ступных

для

д е т е й

мультипликационных

образов

и

символов.

В

некоторых

упражнениях,

вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры

на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной

логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые

навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

2.

Принцип

системного

подхода

к

коррекции

речевых

нарушений.

Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и

развитием

следующих

характеристик:

звукопроизношения,

просодических

компонентов

устной

речи,

фонематических

процессов,

лексических

и

грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых

10

кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,

клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и

зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-

логического мышление детей.

3.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с

нарушениями

развития.

Компьютерные

программы

предусматривают

возможность

объективного

определения

зон

актуального

и

ближайшего

развития

ребёнка

и

индивидуальной

настройки

параметров

программ.

Упражнения

программ

содержат

задания

возрастающей

сложности,

что

позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные

возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

4.

Принцип

систематичности

и

последовательности

обучения.

Структура

и

содержание

компьютерных

программ

позволяют

использовать

полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к

сложному.

5.

Принцип

до ступно сти

обучения.

Содержание

з а д а н и й

специализированных

компьютерных

программ

и

методы

их

предъявления

соответствуют

возрастным

особенностям

дошкольников.

Задания

предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и

её

объективная

оценка

происходят

на

экране

монитора

в

виде

доступных

мультипликационных

образов

и

символов.

Художественное

исполнение

программ

отражает

главные

существенные

детали

изображаемых

объектов,

выдержано

в

едином

стиле

и

подчинено

решению

задач

коррекционного

обучения детей.

6.

Принцип

индивидуализации

обучения.

Специализированные

компьютерные

программы

предназначены

для

индивидуальных

и

11

подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с

учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и

их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных

программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач

в

рамках

деятельностной

компьютерной

среды

доступными

для

него

средствами осуществляет ребёнок.

8.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В

программах

результаты

деятельности

ребёнка

представляются

визуально

на

экране

в

виде

мультипликационных

образов

и

символов,

исключающих

субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные

шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых

средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной

форме.

Она

заведомо

исключает

отрицательную

оценку

с

целью

создания

ситуации

успеха

и

формирования

у

детей

положительного

настроя

на

преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким

образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх

вариантах

визуально,

в

звуковом

и

цифровом

виде.

Это

позволяет

в

дальнейшем

сформировать

у

ребёнка

навыки

самоконтроля

за

собственной

речью.

9.

Принцип

игровой

стратегии

обучения

и

введения

ребёнка

в

проблемную

ситуацию.

Практический

опыт

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

показывает,

что

применение

игрового

принципа

обучения,

учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной

ситуации

с

опорой

на

жизненный

опыт

дошкольника

позволяет

наиболее

эффективно

учитывать

возрастные

особенности

детей.

Игровой

принцип

обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в

12

зависимости

от

индивидуальных

возможностей

и

коррекционно-

образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные

коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования

доступности компьютерного средства обучения.

Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение

героев-помощников.

Общение

с

компьютерным

героем

и

специально

подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки

путём моделирования ситуации общения.

10.

Принцип

воспитывающего

обучения.

Работа

с

компьютерными

программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные

качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на

решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при

повышенной мотивации деятельности.

11.

Принцип

интерактивности

компьютерных

средств

обучения.

Использование

компьютерных

программ

в

рамках

смоделированной

проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной

связи

в

виде

анимации

образов

и

символов,

а

также

с

предоставлением

объективной

оценки

результатов

деятельности.

Со

стороны

компьютера

выступает

весёлый

и

забавный

компьютерный

герой,

который

объясняет

ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт

итоговую

или

промежуточную

оценку

деятельности,

что

создаёт

дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

13

Содержание коррекционной логопедической работы с применением ИКТ

Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного

процесса.

Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у

детей

дошкольного

возраста

развитие

речи

происходит

быстрее,

т.к.

в

дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью

представленных

ниже

учебно-дидактических

игр

передаются

определенные

знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается

речь,

формируются

навыки

учебной

деятельности,

развивается

логическое

мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,

сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерно-опо средованное

логопедиче ское

в о з д е й с т в и е

осуществляется поэтапно:

I

этап

-

мотивационно-ознакомительный,

обеспечивающий

формирование

мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в

коррекционно-воспитательном процессе с использованием

ИКТ. Основные

направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом

процессе.

Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с

помощью создания ситуации успеха.

Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает

компьютерная программа.

Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более

высокой мотивационной готовности к обучению.

14

II

этап

-

содержательно-формирующий,

направленный

на

коррекцию

недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:

1. Пошаговое,

вариативное

использование

игровых

компьютерных

заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

речевого дыхания;

фонации;

артикуляционного праксиса;

звукового анализа и синтеза;

словарного запаса;

связной речи.

2.

Формирование

сотруднических

взаимоотношений

между

ребенком

и

логопедом.

III этап - саморазвивающийся,

формирующий

самоконтроль

з а

п р о с о -

дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

Автоматизация поставленных звуков.

Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

Адекватная оценка ребенком своих действий.

Творческое выполнение заданий.

IV этап - аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой

информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

Вследствие чего были разработаны рекомендации для воспитателей и других

специалистов

детского

сада

для

того,

чтобы

наметить

дальнейший

план

коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей

эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе

были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,

15

способы,

формы

взаимодействия

с

родителями

по

вопросам

исправления

недостатков в речевом развитии.

Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был

создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих

программ,

учитывающих

общие

закономерности

и

особенности

речевого

развития детей.

Созданная

медиатека,

позволяет

осуществить

системный

подход

к

формированию

речемыслительной

деятельности

с

активным

вовлечением

родителей

в

этот

процесс.

Для

логопеда

важно

приобщить

родителей

к

коррекционной

работе,

ознакомить

с

приемами

обучения

и

развития

речи.

Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

В состав моей медиатеки входят:

- отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в

электронном варианте;

-компьютерные программы для коррекции речи;

- мультимедийные презентации;

- логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;

- аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.

Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

следующими:

Подготовительный этап:

При проведении артикуляционной гимнастики.

Для развития речевого дыхания.

Как зрительный тренажёр.

При подготовке руки к письму.

Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

16

Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

Важное

место

в

моей

коррекционно-логопедической

деятельности

занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.

КДИ

это

вид

игровой

деятельности

и

взаимодействия

игрока

и

компьютера,

ограниченный

правилами

и

направленный

на

достижение

обучающей цели.

К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:

целесообразность КДИ

оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения

чёткость правил

динамичность КДИ

решение дидактических целей

чёткая система оценивания

возможность рефлексии после игры

Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

Компьютерные

программы

и

игры,

используемые

в

моей

коррекционно-

развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа

состоит

из

блоков:

Фонематика.

Просодика.

Лексика.

Звукопроизношение .

Игры для Тигры содержат:

упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)

упражнение на звуковой анализ и синтез

лексические упражнения

Всего более 50 упражнений.

Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

17

Состоит из следующих блоков:

Неречевые звуки.

Звукопроизношение.

Речевые звуки.

Развитие связной речи.

«Баба Яга учится читать»

Методика

опережающего

обучения.

Подобраны

игры

и

азбука

в

стихах.

Предназначена

для

обучения

навыкам

чтения

на

базе

занимательных

игр.

Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

I ступень - «Букварик».

II ступень - «Слогарик».

III ступень - «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги

Мерсибо.

Интерактивный

портал

для

специалистов

и

родителей

(рекомендован родителям для домашних занятий) .

90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,

подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться

заинтересованным

долгое

время,

процесс

развития

становится

интересным

и

закрепляет

у

ребенка

устойчивую

ассоциацию

""Учиться

-

это

здорово!"

Рассчитанные

на

возраст

от

2

до

10

лет,

развивающие

игры

покрывают

большинство

тем,

необходимых

для

подготовки

дошкольников

и

учеников

младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет

ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на

даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

18

«Звуковой калейдоскоп»

Сборник

интерактивных

игр

для

развития

фонематического

слуха

у

дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и

звуко-буквенного

анализа.

Большинство

игр

содержат

настройки,

с

помощью

которых Вы можете:

выбирать нужные буквы и звуки

устанавливать длительность игры

ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.

Использование

мультимедийных

презентаций

в

коррекционной

работе с дошкольниками

19

Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной

работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью

программы

MS

Power

Point. Благодаря

последовательному

появлению

изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более

внимательно

и

в

полном

объеме.

Использование

анимации

и

сюрпризных

моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети

получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде

картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.

2. Развитие познавательной активности ребёнка.

3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

4. Повышение мотивационной составляющей.

5. Формирование учебной деятельности.

6. Доступность изложения материала.

7. Наглядность и красочность подачи материала.

Компьютерные

технологии

позволяют

нам

самим

создавать

и

использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

потребностей каждого ребенка.

Мною были созданы следующие презентации:

«Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)

«Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)

«Лиза

Барбоскина

учится

говорить

звуки

Р

и

Рь»

(Дифференциация

звуков Р и Рь)

20

Гармоничное

сочетание

традиционных

средств

с

применени ем

презентаций

в

программе Power

Point

позволяет

существенно

повысить

мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на

преодоление речевых нарушений.

Данная

программа

позволяет

подготовить

презентацию

к

любому

логопедическому

занятию,

материал

представлен

на

экране

в

цвете,

со

звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать

визуальный канал восприятия информации дошкольников ( цветовая

палитра,

анимационные

эффекты

помогают

удерживать

произвольное

внимание

детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка

помогает

детям

лучше

понять

то,

что

происходит

на

экране).

У

учителя-

логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.

Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в

программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в

режимные моменты.

Презентации могут быть любого типа:

просто картинки или фотографии с подписями;

по художественным произведениям;

анимированные, обычно по сказкам и стихам;

музыкальные

для

ознакомления

с

различными

музыкальными инструментами.

Используя

в

коррекционно-развивающей

работе

инновационно-

коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии

здоровья

дошкольников.

Изучив СанПиН

2.4.1.3049-13

"Санитарно-

эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от

15

мая

2013

г.

26), я

подобрала

и

выполняю

с

детьми

следующие

упражнения:

21

1)

Комплексы упражнений для глаз.

2)

Комплексы упражнений физкультминуток.

3)

Комплексы упражнений физкультурных пауз.

4)

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

Исходя

из

вышесказанного,

можно

выделить

положительные

стороны

использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

1.

Целенаправленное

применение

компьютерных

программ

в

процессе

логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более

объективно

и

дифференцированно

оценить

возможности

их

устной

речи.

Разработанная

система

приемов

дифференцированного

и

индивидуального

компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению

речевых

нарушений

у

детей

составляет

своеобразное

ядро

методической

технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

2.

Компьютер

становится

необходимым

средством

обучения

детей

с

нарушениями речи.

3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к

логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной

активности, способствует повышению самооценки ребенка.

Мы считаем, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-

логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной

речевой

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность

логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных

программ

может

стать

еще

одним

эффективным

способом

формирования

правильной речи и коррекции ее недостатков.

22

ЛИТЕРАТУРА

1.

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-

развивающим занятиям. – М., 1994.

2.

Гаркуша

Ю.Ф.,

Черлина

Н.А.,

Манина

Е.В.

Новые

информационные

технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

3.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

4.

Кукушкина

О.И.

Применение

информационных

технологий

в

специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

5.

Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки,

внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

6.

Лизунова

Л.Р.

Использование

информационно-коммуникативных

технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

7.

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная

комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина,

Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

8.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у

детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

— М.: АРКТИ, 2001.

9.

Комарова

Т.С.,

Комарова

И.И.,

Туликов

А.В.

Информационно

-

коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-

С и н т е з ,

2 0 1 1 .

10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная

речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -

1998. - № 1.с.47-55.

11.

Королёва

Н.,

Петрова

С.

«Использование

новых

информационных

технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание »,

2010, № 6

12.

Коч

Л.А.,

Бревнова

Ю.А.

«Дошколёнок

+

компьютер»,

изд

–во

« У ч и т е л ь » ,

В о л г о г р а д ,

1 7 5

с т р .

13.

Кукушкина

О.

И.

Компьютер

в

специальном

обучении.

Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001.

191 с.

23

15.

Лизунова

Л.Р.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий в логопедической работе.

24



В раздел образования