Напоминание

Причины неуспеваемости обучающихся


Автор: Смирнова Елена Владимировна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №77
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Причины неуспеваемости обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Причины неуспеваемости обучающихся

учитель математики МОБУ СОШ № 77 г. Сочи

Смирнова Е.В.

Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них

уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем

бороться потом с проблемами в их знаниях.

Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их

на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное

развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих

детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в

умственном развитии от своих сверстников).

Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых

знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем

индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего

скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети

возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе

такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем

умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, -

низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках,

непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех

отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для

каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых

навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется

выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа

всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и,

конечно, помощь родителей.

Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед

изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с

ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют

пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:

1. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,

2. Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих

товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.

3. Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются

смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.

4. При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и

исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради. Посещая уроки

учителей, проверяя рабочие тетради, администрация не увидела ни одной из

перечисленных форм, уроки ведутся традиционно , устный опрос домашнего задания ,

авторитарное объяснение нового материала и если останется время- традиционное

закрепление.

Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться

из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения.

Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в

основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя

заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета

для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его,

показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю

красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся

положение.

Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь

к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он

мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется

ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново

открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета. За 1 четверть с

одной тройкой по предмету закончили22 учащегося.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл.

Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их

ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то

результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в

предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна

продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость

этого ученика.

Причины, влияющие на здоровье со стороны школы:

душное помещение;

гиподинамия, неправильная поза;

низкая мотивация; недостаточная индивидуализация;

отсутствие переключения;

авторитарное воздействие учителей;

астеническое состояние учащихся;

высокие нагрузки к концу дня.

Низкая эффективность психолого-педагогических технологий (технологическая

неподготовленность учителей).

Гиподинамия образовательного процесса:

минимальное количество движений для школьника – 200;

среднее – 840-1320;

максимальное – 9000

Если ребенок не выполняет минимум, то двигается на уроке (ногами под партой)

Ученики с отклонением по здоровью ученики быстро утомляются и плохо воспринимают

учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не

обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.

Не составляет труда выявить детей с постоянными или временными серьёзными

заболеваниями. Требуется только деликатная работа с родителями, школьным врачом,

наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости. Учителю не нужно знать

никаких подробностей о заболевании. Достаточно лишь представлять, в какой степени

недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей

помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету

и учению. Определённый процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания

и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по

индивидуальному плану, оптимальному для него.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство школьников сегодня имеют

отклонения в здоровье и по данной причине не могут или с трудом осваивают школьную

программу (треть учащихся могут это делать без ущерба своему здоровью, а это 8 человек

из

класса). С другой стороны школа наносит вред здоровью учащихся, тем самым усугубляя

положение. На лицо – «эффект ножниц».

Если мы все же приложим усилия и решим некоторые проблемы, которые нам под силу,

тем самым сократив список здоровьеразрушающих факторов, то может и процент

здоровых, способных усваивать программу учащихся увеличится и нам станет работать

легче.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является

недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в

зависимости от возраста, достигая максимума в 7-8-9-х классах. Но, опыт работы с такими

учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на

уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.

Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и внеучебное

время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.

К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную

неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают

мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Но, жизненный опыт и

педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто

бывает достаточно обнаружить её, исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе

уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.

Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.

Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за

плохого знания предмета и методики его преподавания.

Таких учителей в нашей школе нет. А вот учителя – урокодатели встречаются и далеко не

всегда это безразличные по сути своей люди. Пришел, выдал, спросил, оценил, ушел – это

привычка, рутина, не работа, а служба; учительский труд, потерявший творческое начало.

Ему безразлично, что будет после него, усвоили ученики или нет; смогут сделать

домашнее задание или пойдут за помощью (добросовестные, естественно).

Часто учителя знают свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет

организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной

неуспеваемости, не зависящей от учеников.

Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников

способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые,

успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по

математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания

или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго

индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно

усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит

ликвидировать проблемы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового

материала. На начальном этапе индивидуальной работы некоторые вопросы программы

для таких учащихся следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя

отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность

в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. В результате

многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают, в конце концов, программу

средней школы и даже получают высшее образование.

Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, часто

встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха.

Например, в семье нет отца, а мать слишком занята собой - для ребёнка не остается

времени, или и мать, и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их

интересы, в чём они нуждаются. Таких учащихся в в нашей школе 30%. В таких ситуациях

у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие

результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без

назойливости забота об

ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких

условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного

воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к

учёбе или какому-либо творчеству.

Неуспеваемость связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе

необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания

учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы

проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы

предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для

отставания и неуспеваемости.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая

двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит

со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как

правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние

неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги,

получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из

них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает

неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые

“двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие

“двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником

работы.

предлагается рекомендация учителям в работе с неуспевающими:

* К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях

учеников. Для этого достаточно беседы с классным руководителем и собственное

наблюдение.

Проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год. Эти

сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под

контролем.

* Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать

их.

* Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам

систематической помощи своему ребенку.

* Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.

* Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.

* Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.

* Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.

* Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.

* Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его

наклонностей.

Конечно, опасность недоглядеть такого ученика, вовремя не придти ему на помощь, не

обнаружить в ученике его способности, не увидеть таланта, возможно, всегда есть. Другое

дело, как мы реагируем на эту проблему. Ведь, что греха таить, мы так увлечены учебным

процессом (подачи, опроса, контроля и т.д., да еще всякие нац проекты и все прочее), что

не задумываемся над тем, что правильно ли все делаем, не заглядываем в душу ребенка, не

то что изучить какие-то там причины неуспеваемости. Давай знания и все тут. И так,

каждый учитель по своему предмету. Дети учат (как правило ответственные дети), а какой

ценой порой им достается это, мы не задумываемся. Вот отсюда и перегрузки учащихся.



В раздел образования