Автор: Евстигнеева Анастасия Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: город Сургут ХМАО – ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на вокальных занятиях студии "Гармония"
Раздел: дополнительное образование
Евстигнеева А.Ю. г. Сургут
Здоровьесберегающие технологии на вокальных занятиях.
Музыкальные занятия
воспитывают целостное образное восприятие окружающей
среды, мира искусства. Развивают у детей способности художественного самовыражения и
нравственные качества необходимые для любой профессии и жизненного творчества. На
занятиях,
в
студии
«Гармония»,
решаются
задачи
комплексного
развития
детских
способностей через игру. Происходит развитие и совершенствование основных психических
процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций) и
производные
от
них
свойства:
наблюдательности,
фантазии,
смелости
публичного
выступления.
Вокальное творчество в дополнительном образовании – это свободное желание детей
посещать занятия. Что же дают вокальные занятия в плане здоровья сбережения?
Первым делом надо рассказать о том, на чем основаны в целом вокальные занятия.
Прежде всего, вокальное творчество – это искусство с многовековыми традициями, которое
включает в себя развитие и совершенствование многих физиологических процессов. А
именно в частности на занятиях мы работаем над дикцией, будет внятная дикция – будет
понятно слово; над дыханием – будет правильно взято дыхание, правильно распределенное в
процессе исполнения – будет красивый звук на опоре, и в целом над фразировкой, будет
красивая фраза – будет понятна в целом песня.
Цель
моей
педагогической
деятельности:
развитие
музыкальных
способностей
обучающихся через овладение навыками певческой культуры.
Очень важно для детей строить занятия с частой смены виды деятельности. В связи с
этим занятия включают такие этапы работы как:
1.
Распевка: элементы логопедических упражнений, работа над дыханием, упражнения на
развитие голоса артикуляционного аппарата. Формирование певческих умений с помощью
упражнений.
2.
Повторение – разучивание песни. Пение песен под фортепиано. Развитие музыкального
восприятия.
3.
Анимация – Развитие чувства ритма, артистизма, самоуверенности.
4.
Разучивание песни. Развитие музыкального восприятия.
5.
Обсуждение. Благодарение.
Для развития певческих навыков необходимо систематическая работа над: певческой
установкой;
дыханием;
звукообразованием;
легким
зевком;
высокой
позицией
звука;
воспитанием
навыков
чистой
интонации;
дикцией;
атакой
звука;
единой
манерой
звукообразования; цепным дыханием. Все необходимые вокальные навыки вырабатываются
во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой
слуховой
организации
коллектива;
активизации
внимания
певцов;
подготовке,
разогреву
голосового аппарата, что в дальнейшем пригодится детям для саморегуляции.
Распевка включает в себя следующие приемы работы:
Разогрев артикуляционного аппарата. Здесь мы проводим еще и своеобразную ролевую
игру, каждый ребенок участвует в роли учителя, находится рядом со мной, и показывает
пример, как надо правильно исполнять данное упражнения. Стараюсь приучать, чтобы
дети сами объясняли, как нужно исполнять упражнение. К «учителям» мы обращаемся с
полной
серьезностью
–
по
имени
–
отчеству,
что
способствует
развитию
чувства
уверенности, раскрытию себя. На данном этапе использую элементы логопедических
упражнений таких как:
1.
Гладим верхние зубки язычком, затем нижние, нёбо, «пол во рту»; «блинчик» -
максимально высовываем и расслабляем язычок – «съедаем блинчик», затем жуем его
сначала задними зубками, затем передними зубками - губками; упражнение «часики» -
тянем язычок от одного ушка до другого; «качельки» - тянем язычок от носика – до
подбородка, подули на носик; «Трубочка - заборчик» - максимально вытягиваем губки
трубочкой – сжимаем зубки и показываем, трубочка – подули в трубочку, а затем как
голуби; «Лошадка – грибочек - гармошка»; «футбол - укольчики» гладим язычком щечки
внутри, укалываем то одну щечку, то другую и др. Данные упражнения направлены на
тренировку активизацию мышц лица, артикуляционного аппарата.
2.
Работа над дикцией. Проговаривание скороговорок в различном темпе.
3.
Работа
над
дыханием.
Упражнения
на
выработку
дыхания
на
опоре,
умения
задерживать и распределять дыхание. Резких вдох – выдох, длинный вдох – выдох,
«РРР», «БРР» (продувание губ, активизация артикуляционного аппарата), счет от 1 –
до 10, развитие от piano – к forte (дикция, динамика звука), «сабли» (придыхательная
атака звука), «страшная сказка».
4.
Вокальные упражнения на развитие слуха, голоса, артикуляционного аппарата. «Ли-
и-я-а-и» (ди…, бри…, гри…, при…, фри…, зи… и тд.), «ма-ме-ми-мо-му» (па…, та…
гра…, тра…, вра… и тд.) - на legato - где мы прорабатываем сглаженное протяжное
ведение звука;
«ку-ку-ку» (ду…, бу…, зу… и тд.), «ма-ме-ми-мо-му» (па…, та…,
гра…, тра…, вра… и тд.) на stakkato, прорабатываем отрывистое звучание за счет
опоры на дыхании.
5.
Пропевание канонов.
Вокальное исполнительство. Работа с песенным материалом. Это ознакомление с песней,
разучивание
и
закрепление.
А
именно
на
этом
этапе
прорабатываются
навыки,
используемые на упражнениях, тем самым происходит закрепление полученных знаний,
на фоне использования и разучивания песен. Происходит развитие выразительности
голоса и голосо-речевого аппарата.
Анимация. Каждый ребенок выступает в роли аниматора, показывая движения. Это
своеобразная игра, где каждый становится лидером, выступает в роли ведущего, но и в
тоже время – это смена деятельности, танцевальная физическая минутка, эмоциональная
разгрузка. Либо еще использую элементы тренинга актерского мастерства – это игровые
упражнения, направленные на сценическую свободу учащихся, умение передать образ,
чувство, внутреннее и внешнее действие, эмоциональное прочувтсвование.
Работа с песенным материалом.
Обсуждение.
При
оценке
выполненной
работы
необходимо
учитывать
не
только
полученный результат, но и степень усердия ученика, вовлеченность в процесс занятия.
Благодарение. Этот прием направлен на сближение коллектива, на умение детей общаться
друг с другом, отмечать положительные стороны. Каждый воспитанник дарит сердечко
тому, кто ему больше всех понравился в плане работы на занятии. При этом учащийся
обращается
по
имени,
стараюсь
приучать
общаться
и
благодарить,
глядя
в
глаза
и
проговаривать то, за что именно дарит, что ему понравилось. Детям очень нравится этот
прием, и они с удовольствием говорят приятные слова друг другу.
Подведя итог вышесказанного, хотелось бы отметить, что во время всего занятия
проходит контроль певческой установки как в положении сидя, так и положении стоя.
Причем, обучающиеся уже сами в роли учителей обращают на это внимание, следят как за
своим
положением
корпуса
тела,
головы,
так
и
за
другими
детьми.
Иногда
утрирую
ситуацию,
используя
образное
сравнение,
объясняя
и
показывая,
что
если
допустим
в
«неправильном положении» выступать или в целом вообще ходить как это будет выглядеть со
стороны.
Стараюсь
на
всех
занятиях
создать
положительный
психологический
климат.
Понимаю, что дети необязательно станут певцами, тем более, что способности очень разные,
но хотелось бы, чтобы те навыки, которые мы прорабатываем и тренируем на занятиях
пригодились им в дальнейшем, в качестве умения регулировать и контролировать свое
эмоциональное состояние, голос и управление им, так и в плане общения с другими людьми.
Таким
образом
каждое
занятие
в
студии
«Гармония»
включает
в
себя
здоровьесберегающие технологии, приемы которого направлены на физическую активность
детей, частую смену видов деятельности, работу над дыханием, дикцией, артикуляцией. Это
целый
комплекс
упражнений
для
развития
и
поддержания
здоровья
детей,
включая
психологически благоприятную атмосферу, которую мы создаем на каждом занятии.