Напоминание

«Сувенир»


Автор: Виценя Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО ДДТ
Населённый пункт: Новосибирская область, Здвинский район, с. Здвинск
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа
Тема: «Сувенир»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Оглавление

I.

Пояснительная записка

........................................................................................................... 1

1. Введение

............................................................................................................................................... 2

2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Сувенир»

................................. 3

3. Организационно педагогические основы деятельности.

................................................................. 4

4. Результативность дополнительной общеразвивающей программы «Сувенир».

........................... 8

II.

Учебно-тематическое планирование

....................................................................................... 11

1.

Учебно-тематический план 1 год обучения …………………………………….…….11

2.

Учебно-тематический план 2 год обучения……………………………………………..12

3.

Учебно-тематический план 3 год обучения……………………………………………..13

4.

Учебно-тематический план 4 год обучения……………………………………………..14

4.

Учебно-тематический план 5 год обучения……………………………………………..15

III.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Сувенир»………………………...

16

1.

Содержание

дополнительной

общеразвивающей

программы

1

года

обучения

………………………………………………………..………………………………………….16

2.

Содержание

дополнительной

общеразвивающей

программы

детей

1

года

обучения………………………………………………………………………………………...17

3.

Содержание

дополнительной

общеразвивающей

программы

детей

2

года

обучения…………………………………………………………………………………………18

4.

Содержание

дополнительной

общеразвивающей

программы

детей

3

года

обучения…………………………………………………………………………………………19

4.

Содержание

дополнительной

общеразвивающей

программы

детей

4

года

обучения…………………………………………………………………………………………20

IV.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Сувенир».

..................................................................................................................................................................... 21

Список литературы

................................................................................................................................... 25

ПРИЛОЖЕНИЯ:

№1 Техника безопасности для учащихся Д.О. «Сувенир»

№2 Школа здоровья

№3 Словарь основных терминов

2

Пояснительная записка

1. Введение

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Сувенир»

имеет

социально-педагогическую направленность. Программа позволяет педагогу

применять различные методы и приёмы обучения, которые способствуют

развитию творческой индивидуальности детей всех категорий, в том числе,

детей группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями

здоровья.

Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в

ней

различные

сферы

деятельности

взрослых

моделируются

соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми

и

детьми

складываются

особые

социально-психологические

и

межличностные отношения. Педагог дополнительного образования «ведет»

ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и

особенностей.

Актуальность

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Сувенир» в том, что она помогает в социальном становлении личности,

адаптации её к социуму через ручной труд. Ведь ручной труд— составная

часть единой интегрированной системы обучения и воспитания ребёнка,

основанной на принципе целостного подхода к человеку. В процессе занятия

ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Сувенир»

опирается

на

принципы

педагогических

концепций

известных

педагогов,

таких

ка:

П.Ф.Каптерев,

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Ж.-Ж. Руссо

- Принцип наглядности

- принцип сотворчества воспитателей и воспитанников

- учение без принуждения

- Принцип природосообразности воспитания

Написание

дополнительной

общеразвивающей

программы

«Сувенир»

продиктовано

необходимостью

помочь

детям

и

подросткам

приобрести

3

жизненно

важные

навыки,

способствующие

развитию

творческой

активности, помогающие детям постичь свой внутренний мир через развитие

положительных качеств.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей

программы

«Сувенир»

в

том,

что

в

процессе

её

реализации

у

детей

развивается мелкая моторика рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие,

эстетический

вкус,

что

благотворно

влияет

на

становление

личности

ребенка, воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание.

Программа

учитывает

содержание

типовых

программ

по

направлениям

работы, дополняет их другими разнообразными видами деятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир» направленна на

то,

чтобы

создать

такую

образовательно-воспитательную среду,

которая

позволила бы каждому ребенку осознать свою самоценность; вдохновлять

детей и на самосовершенствование и улучшение окружающего мира.

Обучение

по

дополнительной

общеразвивающей

программе

строится

по

принципу

«от

простого

к

сложному»

и

осваивается

детьми

через

увлекательный

проблемно-игровой

вид

деятельности,

обеспечивающий

индивидуально-дифференцированный подход к каждому воспитаннику.

В

основе

реализации

программы

«Сувенир»

лежат

личностно-

ориентированный,

личностно-деятельностный

подходы,

суть

которых

в

формировании

«Я-концепции»

учащихся,

индивидуальном

развитии

личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-

потребностной сферах и в системе социальных отношений.

2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы

«Сувенир»

Цель программы: приобщение детей к миру общечеловеческих ценностей,

развитие

индивидуальности

ребенка,

сохранение

его

физического

и

психического здоровья.

В

процессе

обучения

дети

приобретают

жизненно

важные

навыки,

способствующие развитию творческой активности, помогающие познать свои

4

внутренние

психологические

характеристики

,

собственные

способности,

положительные качества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

способствовать повышению уровня адаптации в социуме и развитию

самостоятельности в быту

ОБУЧАЮЩИЕ:

Формировать основы трудовых навыков;

Способствовать формированию специальных ЗУН при работе с

различными материалами;

Способствовать

овладению

сочетать

различные

техники

в

процессе работы.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и

фантазии детей;

Развитие

внимания,

памяти,

логического

и

абстрактного

мышления, пространственного воображения

Развитие образного восприятия окружающего пространства.

Способствовать развитию способности учащихся к саморазвитию

и самосовершенствованию;

развить коммуникативные компетенции (умение работать в паре,

микро-группе, коллективе.;

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

Сохранить и укрепить физическое здоровье.

3. Организационно педагогические основы деятельности.

Сведения о коллективе

Состав учебной группы - постоянный.

Особенности набора учащихся: набор осуществляется на добровольных

началах, без учета степени подготовленности и наличия способностей к

5

рукоделию. В начале учебного года для организации работы по программе

комплектуются

учебные

группы

в

количестве

9-12

человек

(это

обуславливается площадью кабинета и количеством рабочих мест).

Возраст детей - 7-17 лет.

На занятиях применяется чаще всего индивидуальные и групповые

формы обучения.

Творческое

объединение

дополнительного

образования

детей

«Сувенир» существует с 2013 года.

Занятия проводятся в Доме детского творчества в учебном кабинете №

19

Психолого-педагогические особенности детей.

Основным содержанием работы д.о. «Сувенир» является работа с детьми с

учётом возраста и интересов.

Не вызывает сомнения, и то, что творчество - одна из главных движущих

сил в организации социальной и нравственной жизни людей. Ведь человек

творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в

самых

различных

ситуациях

бытового,

межличностного,

делового,

профессионального общения. Эти компетенции не даются нам готовыми при

рождении, их необходимо развивать.

Программа составлена таким образом, чтобы можно было удовлетворить

творческие запросы детей младшего и среднего (подростки) школьного

возраста. В объединении обучаются дети 7-17 лет:

-

детям

младшего

школьного

возраста

(7-10

лет)

свойственны:

впечатлительность,

эмоциональность,

отзывчивость,

активность,

быстрое

усвоение

социальных

навыков.

Учитывая

эти

особенности,

задания

не

должны быть слишком трудоемкими и утомительными. Дети хотят быстро

видеть

результат

своего

труда,

поэтому

задания

на

занятиях

даются

посильные небольшого объёма.

- Младший подростковый возраст (11-13 лет): этому возрасту свойственно

субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия,

6

уважения

и

самостоятельности,

требование

серьезного,

доверительного

отношения со стороны взрослых. Возникает новое отношение к учению –

стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в обучении.

В

учебной

деятельности

ставятся

такие

творческие

задачи,

которые

обеспечивают условия для самораскрытия подростка.

-

Старший

подростковый

возраст

(14-17лет):

для

данного

возраста

важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих

возможностей.

Детям

этого

возраста

на

занятиях

дается

возможность

экспериментировать, самостоятельно моделировать.

Сведения о дополнительной общеразвивающей программе «Сувенир».

Программа «Сувенир» рассчитана на 5 лет обучения. При этом:

программа 1-го года обучения рассчитана на 36, 72 или144 часа (в

зависимости из расчёта возраста учащихся);

программа 2-го года обучения рассчитана на 144часа, или на 216 часов,

(36, 72- при условии, если программа выдаётся в усечённом виде);

программа 3-го года обучения рассчитана на 144 часа, или на 216

часов;

программа 4-го года обучения рассчитана на 144 часа, или на 216 часов

программа 5-го года обучения рассчитана на 144 часа, или на 216

часов

Учебные занятия с детьми проводятся:

1-ый год обучения:

- 36 часов в год – 1 раз по одному академическому (всего 1 час в неделю)

- 72 часов – 2 раза по одному академическому часу (всего 2 часа в неделю)

- 144 часа – 2 раза по два академических часа (всего 4 часа в неделю)

2-й год обучения :

- 36 часов в год – 1 раз по одному академическому (всего 1 час в неделю)

- 72 часов – 2 раза по одному академическому часу (всего 2 часа в неделю)

7

- 144 часа – 2 раза по два академических часа (всего 4 часа в неделю)

- 216 часов – 2 раза по три академических часа (всего 6 часов в неделю)

3-й год обучения:

- 36 часов в год – 1 раз по одному академическому (всего 1 час в неделю)

- 72 часов – 2 раза по одному академическому часу (всего 2 часа в неделю)

- 144 часа – 2 раза по два академических часа (всего 4 часа в неделю)

- 216 часов – 2 раза по три академических часа (всего 6 часов в неделю)

4-й год обучения:

- 36 часов в год – 1 раз по одному академическому (всего 1 час в неделю)

- 72 часов – 2 раза по одному академическому часу (всего 2 часа в неделю)

- 144 часа – 2 раза по два академических часа (всего 4 часа в неделю)

- 216 часов – 2 раза по три академических часа (всего 6 часов в неделю)

5-й год обучения:

- 36 часов в год – 1 раз по одному академическому (всего 1 час в неделю)

- 72 часов – 2 раза по одному академическому часу (всего 2 часа в неделю)

- 144 часа – 2 раза по два академических часа (всего 4 часа в неделю)

- 216 часов – 2 раза по три академических часа (всего 6 часов в неделю)

Каждое

занятие

в

зависимости

от

конкретной

темы

и

решаемых

задач

включает в себя теоретическую и практическую части.

Во время занятий делается перерыв на 5 минут через каждые 45 минут

занятия для проветривания помещения, отдыха детей. Также в течение

занятия проводится физкультминутка.

Основным содержанием работы объединения является обучение детей и

подростков работы с различными материалами и в различных техниках с

учетом возраста и интересов, развитие творческих способностей.

В процессе деятельности то «Сувенир» используются различные методы и

приёмы, которые помогают развитию творческой индивидуальности детей:

* беседа

* практическая работа

* игра и т.д.

* проектный метод

8

Формы организации учебной деятельности:

* Индивидуальная

* Работа в паре

* Коллективная

4. Результативность дополнительной общеразвивающей программы

«Сувенир».

По освоению содержания программы предусмотрены следующие уровни

развития:

IV

ступень

обучения: дети

получат

следующие

основные

знания

и

умения: знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных

швов,

владение

приемами

изготовления

несложных

игрушек,

владение

способами

оформления

поделок

из

различного

материала

по

предоставленному образцу, расширение кругозора.

III

ступень

обучения

предполагает,

что

дети

получат

следующие

основные

знания

и

умения:

владение

приемами

изготовления

сложных

игрушек,

умение

корректировки

формы

игрушек,

владение

приемами

цветовых решений в изготовлении игрушек из доступного материала.

II

ступень

обучения

дети

получат

следующие

основные

знания

и

умения: знание видов русского народного творчества, владение приемами

самостоятельного

конструирования

и

изготовления

поделок,

умение

самостоятельно применять полученные знания в изготовлении оригинальных

изделий из разного рода материалов.

I

ступень

обучения:

дети

получат

следующие

основные

знания

и

умения: знание видов русского народного творчества, владение приемами

самостоятельного

конструирования

и

изготовления

поделок,

умение

самостоятельно применять полученные знания в изготовлении оригинальных

изделий

из

разного

рода

материалов

на

более

сложном

творческом

и

техническом уровне.

9

Форма занятий: игра, беседа, практическая работа, вечеринки, праздники,

индивидуальная работа, парная работа, коллективная работа, выставки.

Основной формой подведения итогов нашей деятельности является участие в

районных,

областных

конкурсах,

выставках,

открытых

занятиях.

А

также

итоговая основная выставка лучших работ детей.

Критерии, по которым оценивается творческая деятельность детей:

Умение пользоваться ЗУН при выполнении творческих работ;

Степень самостоятельности при выполнении творческих работ;

Умение работать в паре;

Умение работать в коллективе;

Умение

сочетать

разные

техники

и

материалы

при

выполнении

творческих работ.

Программа будет апробироваться в течение пяти лет и подвергаться

корректировке и дополнению (могут измениться темы разделов, количество

часов, отводимых на определённые темы и др.). Для этого педагог обязан

проводить тестирование, анкетирование и учитывать потребности и желания

детей.

Ожидаемый результат и способы их проверки.

Предполагается, что после 5-и летнего обучения по настоящей программе,

будет сформирована следующая модель выпускника:

- знает и применяет технику безопасности,

- самостоятельно применяет различные техники работы и материалы при

выполнении собственных проектов,

- имеет необходимые для своего возраста коммуникативные и социальные

навыки:

* навыки группового и парного взаимодействия в детском коллективе;

*навыки создания начальных социальных отношений;

* навыки культуры труда;

10

* навыки интеграции собственного и чужого поведения;

- усидчив, трудолюбив, умеет планировать и доводить начатое дело до конца.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

общеразвивающей программы «Сувенир».

Контроль

степени

результативности

дополнительной

общеразвивающей

программы «Сувенир» может проводиться в следующих формах:

Собеседование;

Викторина

Тестирование на различных уровнях освоения определённой темы;

Заключительное тестирование;

Коллективные

и

персональные

мини-

выставки

творческих

работ

учащихся;

Участие в выставках и конкурсах различного уровня;

Реализация и защита собственного творческого проекта.

Учащийся

получает

сертификат

об

успешном

окончании

каждого

года

обучения и всего курса по дополнительной общеразвивающей программе

«Сувенир».

Важной

оценкой

эффективности

программы

являются

отзывы

родителей, учителей, воспитанников, коллег.

11

Учебно-тематические планы

Учебно-тематический план группы 1-ого года обучения

Последовательность

тем

может

меняться,

так

же

возможно

введение

дополнительных креативных техник.

Количество

часов

устанавливается

в

зависимости

из

расчёта

возраста

учащихся: 36 либо 72 часа. Согласно уставу с группами первое полугодье

занятия длятся 30 минут, второе полугодье- 45 минут.

Название темы

Часы

Всего

Теоретическ

ие занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие. Правила

техники

безопасности

на

занятиях. Мотивация.

2

2

2

0

0

0

2

2

2

2

Знакомство с бумагой, её

видами, основными

приёмами, техниками и

инструментами.

2

4

8

0

0

2

2

4

6

3

Изготовление сувениров и

поделок маленького

объёма в технике

торцевание.

8

14

24

3

2

4

5

12

20

4

Изготовление сувениров и

поделок маленького

объёма в технике

торцевание на пластилине.

6

12

24

3

2

4

3

10

20

5

Изготовление сувениров и

поделок маленького

объёма в технике

аппликация из бумаги

6

14

28

3

3

8

3

11

20

6

Изготовление сувениров и

поделок маленького

объёма в технике

аппликация из бросового

материала

4

10

20

2

2

6

3

7

14

7

Изготовление сувениров и

подарков к праздничным

датам

4

8

30

0

0

15

4

8

15

8

Досуговая деятельность

4

8

8

0

2

2

4

6

6

Всего часов

36

72

144

11

11

41

25

61

103

12

Учебно-тематический план 2 год обучения

Последовательность

тем

может

меняться,

так

же

возможно

введение

дополнительных креативных техник.

Название темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники

безопасности на занятиях.

Мотивация.

2

2

2

2

2

1

0

0

1

2

Знакомство с различными

материалами и техниками .

2

2

6

1

1

2

1

1

4

3

Изготовление сувениров и поделок

из фольги в различных техниках.

4

4

14

1

2

2

3

6

12

4

Изготовление подарочных

топиариев в различных техниках.

6

6

26

1

2

5

5

10

21

5

Изготовление сувениров и поделок

из бросового материала в различных

техниках.

4

18

30

1

2

6

3

12

24

6

Изготовление текстильной куклы из

бросового материала и капрона

8

22

30

2

4

6

6

12

24

7

Изготовление сувениров и подарков

к праздничным датам

6

10

20

1

4

0

5

6

20

8

Досуговая деятельность

4

8

16

0

2

0

4

6

16

9

Подготовка и участие в конкурсах и

выставках различного уровня

Всего

36

72

144

9

19

22

27

53

122

13

Учебно-тематический план на 3 год обучения

Последовательность

тем

может

меняться,

так

же

возможно

введение

дополнительных креативных техник.

Название темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Правила техники

безопасности на

занятиях. Мотивация.

2

2

2

3

1

1

1

1

1

1

1

2

2

Знакомство с новыми

материалами и

техниками работами с

ними.

2

2

6

6

1

1

2

1

1

1

4

5

3

Изготовление

набивной капроновой

куклы

16

34

68

90

8

12

12

16

8

22

56

74

4

Изготовление

сувениров и поделок

из пайеток в

различных техниках.

6

10

22

51

3

4

4

10

3

6

18

41

5

Изготовление

сувениров и поделок в

технике

пластилинография.

2

6

10

18

1

3

4

3

1

3

6

15

6

Изготовление

сувениров и подарков

к праздничным датам

4

10

20

24

2

0

0

0

2

10

20

24

7

Досуговая

деятельность

4

8

16

24

2

0

0

0

2

8

16

24

8

Подготовка и участие в

конкурсах и выставках

различного уровня

Всего

36

72

144

216

18

21

23

31

18

51

121

185

14

Учебно-тематический план 4 год обучения

Последовательность

тем

может

меняться,

так

же

возможно

введение

дополнительных креативных техник.

Название темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Правила техники

безопасности на занятиях.

Мотивация.

2

2

2

3

1

1

1

1

1

1

1

2

2

Знакомство с новыми

Креативными видами

творчества.

2

2

6

9

1

1

2

4

1

1

4

5

3

Обучение оформлению и

дизайну подарков

( дизайн, декор, свит-

дизайн,

скрапбукинг)

6

12

26

48

3

6

6

12

3

6

20

36

4

Обучение оформлению и

дизайну интерьера

(пластилинография,

филигрань из шпагата,

цветы из капрона)

6

12

26

33

3

6

5

6

3

6

21

27

5

Изготовление сюжетной

набивной капроновой

куклы

6

14

46

72

3

7

9

14

3

7

37

58

6

Изготовление сувениров

и подарков к

праздничным датам

4

10

20

24

0

0

0

0

4

10

20

24

7

Защита выпускного

проекта

2

2

2

3

2

2

2

3

0

0

0

0

8

Досуговая деятельность

8

18

16

24

0

0

0

0

8

18

16

24

9

Подготовка и участие в

конкурсах и выставках

различного уровня

Всего

36

72

144

216

13

23

25

40

23

49

119

176

15

Учебно-тематический план 5 год обучения

Программа

для

данного

года

обучения

выдаётся

на

более

сложном

творческом и техническом уровне.

Последовательность

тем

может

меняться,

так

же

возможно

введение

дополнительных креативных техник.

Название темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Правила техники

безопасности на

занятиях. Мотивация.

2

2

2

3

1

1

1

1

1

1

1

2

2

Знакомство с новыми

Креативными видами

творчества.

2

2

6

9

1

1

2

4

1

1

4

5

3

Обучение оформлению

и дизайну подарков

( дизайн, декор, свит-

дизайн,

скрапбукинг)

6

12

26

48

3

6

6

12

3

6

20

36

4

Обучение оформлению

и дизайну интерьера

(пластилинография,

филигрань из шпагата,

цветы из капрона)

6

12

26

33

3

4

5

6

3

8

21

27

5

Изготовление

сюжетной набивной

капроновой куклы

10

24

46

72

5

9

9

14

5

15

37

58

6

Изготовление

сувениров и подарков

к праздничным датам

4

10

20

24

0

0

0

0

4

10

20

24

7

Защита выпускного

проекта

2

2

2

3

2

2

2

3

0

0

0

0

8

Досуговая

деятельность

4

8

16

24

0

0

0

0

4

8

16

24

9

Подготовка и участие

в конкурсах и

выставках различного

уровня

Всего

36

72

144

216

15

23

25

40

21

49

119

176

16

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Сувенир».

Содержание дополнительной общеразвивающей программы группы 1-ого

года обучения.

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

Знакомство с детьми, с планом работы творческой мастерской. Инструктаж

по технике безопасности

2. Знакомство с бумагой, её видами, основными приёмами, техниками и

инструментами. Изучение таких техник, как: «Торцевание», «Аппликация» и

т.д. Изготовление пробных поделок маленького объёма.

3. Изготовление сувениров и поделок маленького объёма в технике

«Торцевание». Изучение азов техники «Торцевание» и изготовление работ в

данной технике.

Оборудование:

цветная

гофрированная

бумага,

клей,

цветной

картон,

шпагат, ножницы, карандаш, спички, гипс и т.д.

4. Изготовление сувениров и поделок маленького объёма в технике

«Торцевание на пластилине». Изучение азов техники «Торцевание на

пластилине» и изготовление работ в данной технике.

Оборудование: цветная гофрированная бумага, пластилин, цветной картон,

шпагат, ножницы, карандаш, спички.

5.

Изготовление

сувениров

и

поделок

маленького

объёма

в

технике

аппликация из бумаги. Изучение техники аппликация из бумаги, создание

панно разной сложности.

Оборудование: клей, термопистолет, бумага, и т.д

6. Изготовление сувениров и поделок маленького объёма в технике

аппликация из бросового материала

Виды бросового материала. Изготовление работ маленького объёма.

Оборудование: клей, термопистолет, вата, обрезки ниток и бумаги, запчасти

разного размера и материала и т.д.

7. Изготовление сувениров и подарков к праздничным датам

8. Досуговая деятельность. Беседы, чаепития, экскурсии, викторины.

17

9. Подготовка и участие в конкурсах и выставках различного уровня

Содержание дополнительной общеразвивающей программы детей 2-ого

года обучения

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

Ознакомление с работой учебной группы. Техника безопасности, правила

поведения на занятиях, режим работы. Просмотр готовых образцов поделок в

разной технике, для формирования интереса детей к работе. Ознакомление с

задачами

кружка

и

планом

работы,

сообщение

о

том,

какие

знания

и

практические навыки приобретут дети.

2. Знакомство с новыми материалами и техниками.

Знакомство с фольгой и техникой работы с ней. Виды бросового материала.

Изучение разных видов ткани и способов работы с ней.

3. Изготовление сувениров и поделок из фольги в различных техниках.

Изготовление работ разной сложности из фольги.

Оборудование:

фольга,

ножницы,

виниловая

пластинка,

термопистолет,

нитки.

4. Изготовление подарочных топиариев в различных техниках.

Изготовление

топиариев

разного

размера

и

сложности

из

бросового

материала,

бумаги,

фольги,

мешковины,

сетки.

С

применением

техник:

торцевание, аппликация, торцевание на пластилине и т.д.

5.

Изготовление

сувениров

и

поделок

из

бросового

материала

в

различных техниках.

Изучение возможности комбинирования разного материала в одной работе.

Оборудование :клей, термопистолет, бумажные трубы, гайки, гвозди, разного

рода запчасти, обрезки ниток и т.д.

6. Изготовление текстильной куклы из бросового материала

Учимся работать с иглой, изучение основных видов стежков. Изучение азов

работы с разными видами ткани. Изготовление работы по образцу.

18

Оборудование. Ткань , бусинки, нитки, иголки, ножницы, нитки вязальные,

мешковина, искусственные фрукты и овощи; синтепон, поролон,; парик, мех

и т.д..

7. Изготовление сувениров и подарков к праздничным датам

8. Досуговая деятельность: Беседы, чаепития, экскурсии, викторины.

9. Подготовка и участие в конкурсах и выставках различного уровня

Содержание дополнительной общеразвивающей программы детей 3-ого

года обучения

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

Ознакомление с работой учебной группы. Техника безопасности, правила

поведения на занятиях, режим работы. Просмотр готовых образцов поделок в

разной технике, для формирования интереса детей к работе. Ознакомление с

задачами

кружка

и

планом

работы,

сообщение

о

том,

какие

знания

и

практические навыки приобретут дети.

2. Знакомство с новыми материалами и техниками работами с ними.

Знакомство с капроном, изучение техник работы с ним. Изучение разных

видов пайеток и способов комбинирования их. Что такое пластилин и как с

ним работать.

3.

Изготовление

набивной

капроновой

куклы.

Повторение

основных

видов стежков. Изучение азов работы с капроном и повторение азов работы с

разными видами ткани. Изучение пропорций лица и тела. Формирование и

набивка головы и лица капроновой куклы. Учимся работать с выкройками

(шитьё одежды для кукол).

Оборудование. Ткань , бусинки, нитки, иголки, ножницы, нитки вязальные,

мешковина, искусственные фрукты и овощи; синтепон, поролон, капрон,

флис; парик, мех и т.д..

4. Изготовление сувениров и поделок из пайеток в различных техниках.

19

Рассмотрение разных видов пайеток и техник работы с ними. Работа по

схеме

Оборудование.

Гвоздики,

пайетки,

пенопласт,

проволока,

термопистолет,

бисер, бусины, холст.

5. Изготовление сувениров и поделок в технике пластилинография.

Что такое «Пластилинография». Рассмотрение разных видов техник работы с

пластилином. Работа по шаблону или эскизу.

Оборудование. Пластилин, ватман, стеки, карандаш, рамки.

6. Изготовление сувениров и подарков к праздничным датам

7. Досуговая деятельность. Беседы, чаепития, экскурсии, викторины.

8. Подготовка и участие в конкурсах и выставках различного уровня

Содержание дополнительной общеразвивающей программы детей 4-ого

года обучения

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

Ознакомление с работой учебной группы. Техника безопасности, правила

поведения на занятиях, режим работы. Просмотр готовых образцов поделок в

разной технике, для формирования интереса детей к работе. Ознакомление с

задачами

кружка

и

планом

работы,

сообщение

о

том,

какие

знания

и

практические навыки приобретут дети.

2. Знакомство с новыми креативными видами творчества.

Рассмотрение разных видов изготовления и оформления подарков: дизайн,

декор,

свит-

дизайн,

скрапбукинг.

Обучение

оформлению

и

дизайну

интерьера (пластилинография, филигрань из шпагата, цветы из капрона)

Оборудование.

Капрон,

шпагат,

клей,

фурнитура,

проволока,

гипс,

пластилин и т.д.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы детей 5-ого

года обучения

20

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.

Ознакомление с работой учебной группы. Техника безопасности, правила

поведения на занятиях, режим работы. Просмотр готовых образцов поделок в

разной технике, для формирования интереса детей к работе. Ознакомление с

задачами

кружка

и

планом

работы,

сообщение

о

том,

какие

знания

и

практические навыки приобретут дети.

2. Знакомство с новыми креативными видами творчества.

Рассмотрение разных видов изготовления и оформления подарков в более

сложной вариации: дизайн, декор, свит- дизайн, скрапбукинг. Обучение

креативному

оформлению

и

дизайну

интерьера

(пластилинография,

филигрань из шпагата, цветы из капрона)

Оборудование.

Капрон,

шпагат,

клей,

фурнитура,

проволока,

гипс,

пластилин и т.д.

2. Обучение оформлению и дизайну подарков ( дизайн, декор, свит-

дизайн,

скрапбукинг)

Повторение способов и вариаций дизайна подарков, что такое свит- дизайн.

Рассмотрение новых, более сложных способов комбинирования материалов и

расцветок в свит- дизайне. Повторение техники скрапбукинг, рассмотрение

данной темы более углубленно. Изучение материалов для работы в этой

технике.

Оборудование:

бумага,

тейп

лента,

ленты,

тесьма,

упаковочная

бумага

разного качества и т.д.

3.

Обучение

оформлению

и

дизайну

интерьера

(пластилинография,

филигрань из шпагата, цветы из капрона)

Рассмотрение новых способов и вариаций дизайна интерьера с помощью

вещей, сделанных своими руками. Повторение техник работы с пластилином.

Изучение способов изготовления цветов из капрона и проволоки.

4. Изготовление сюжетной набивной капроновой куклы Повторение азов

работы с капроном и разными видами ткани. Повторение пропорций лица и

тела. Работа с выкройками (шитьё одежды для кукол). Изготовление куклы в

новых вариациях.

21

Оборудование. Ткань , бусинки, нитки, иголки, ножницы, нитки вязальные,

мешковина, искусственные фрукты и овощи; синтепон, поролон, капрон,

флис; парик, мех и т.д..

5. Изготовление сувениров и подарков к праздничным датам

6. Защита выпускного проекта Учащийся самостоятельно реализует и

защищает свой творческий проект.

7. Досуговая деятельность Беседы, чаепития, экскурсии, викторины.

8. Подготовка и участие в конкурсах и выставках различного уровня

Методическое

обеспечение

дополнительной

общеразвивающей

программы «Сувенир».

22

Программа

дополнительного

образования

детей

«Сувенир»

является

многоаспектной, комплексной. Она поэтапно развивает у детей:

Фантазию, воображение;

Память, умение сочетать цвета;

Умение увидеть в простом предмете необычное;

Формирует навыки работы с различными материалами в различных

техниках, их сочетание.

Навыки творческого проектирования;

Формирует

навыки

коммуникаций

в

малых

творческих

группах,

в

парах, коллективе.

Основные предназначения дополнительной общеразвивающей программы

«Сувенир» является:

Систематизация и интеграция освоенных знаний построения целостной

картины мира;

Развитие творческих способностей;

Готовность к адаптации и самореализации в социуме;

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Сувенир» дарят

детям положительные эмоции, ощущение успеха от полученной возможности

радовать других.

Программно-методическое и организационно педагогическое

обеспечение программы.

В

программно-

методическом направлении деятельности

разработаны и

используются в образовательной практике:

Перечень

основных

понятий

и

терминов,

изучаемых

в

ходе

реализации;

дополнительная общеразвивающая программа «Сувенир»;

Разработки отдельных занятий;

Методические папки с шаблонами;

Каталоги готовых изделий по разделам образовательной программы;

Информационные буклеты для детей и родителей;

Техника безопасной работы с различными материалами.

23

Программа основана на отдельных принципах:

Интеграция - процесс объединения частей в целое.

Сотворчество

воспитателей

и

воспитанников

-

это их

общая

деятельность

Принцип личностного ориентирования - это когда принимаются во

внимание индивидуальные особенности ребенка

На протяжении всего курса обучения по дополнительной общеразвивающей

программе «Сувенир» используются следующие приёмы и методы:

Словесный (беседа, диалог в форме вопрос- ответ);

Практический

Наглядный (демонстрация, иллюстрация);

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути

её решения).

Формы работы:

Практическое занятие;

Игра;

Дискуссия;

Выставка;

Презентация;

Открытые занятия;

Контрольные занятия.

Слагаемые успешной реализации программы:

Оснащённый кабинет;

Доброжелательная творческая атмосфера;

Создание ситуации успеха;

Высокий профессионализм педагога;

Методическое обеспечение программы;

Учебный процесс:

Атмосфера на занятиях;

Дети работают большую часть занятия;

24

Теоретическая

часть

занятия

обязательно

подкрепляется

практическими занятиями.

Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Сувенир»

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Сувенир»

проводятся в учебном кабинете №19 МКОУ ДО Доме детского творчества

Здвинского

района

площадью

13.5

кв.м.

по

адресу

Здвинский

район,

с.

Здвинск, ул. Здвинского 39.

Обеспечение учебным помещением и материально-технические

условия.

Помещение имеет хорошее освещение, учебные столы, стулья.

Для работы объединения в кабинете имеются:

ножницы простые и фигурные

наборы цветной бумаги, картона, ватмана

гофрированная бумага и гофрированный картон разных цветов

ткани разной фактуры и цветов

резаки и канцелярские ножи

клей Момент- столяр и ПВА, термопистолет

линейки, циркуль, иглы разного диаметра,

проволока.

Финансовое обеспечение дополнительной общеразвивающей

программы

Осуществляется за счет средств местного бюджета.

Информационное обеспечение программы.

1.

Книги «Секреты пластилина», «Цветы из гофрированной бумаги» и т.д.

2.

Журналы

(«Кукольные

истории»,

«Текстильная

кукла»

и

т.д.)

25

3.

Тематические презентации и МК по разделам программы

(«Основы

шитья

капроновой

куклы»,

«изготовление

оберегов из мешковины», «цветы из фольги» и т.д.)

4.

Электронные каталоги с наглядным материалом

Данная программа соответствует основным нормативным

документам:

ФЗРФ «Об образовании»;

Концепции модернизации дополнительного образования на период до

2010 года;

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.

1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. № 4594);

О примерных требованиях к программам дополнительного образования

детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики

воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от

11.12.2006 г. № 06-1844;

Уставу МКОУ ДО Дома детского творчества Здвинского района.

Список литературы

Список литературы для педагога

26

1.

Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. / серия книг/ Игры и фокусы с

бумагой. - СПб: Литера

2.

Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.:ООО

Издательство «Астрель», 2001.

3.

Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги– М.: Просвещение, 1999.

4.

Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.

Поделки и модели / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.

5.

Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат,

1993. С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.

6.

К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.

7.

Пантелеева

Л.В.

Детское

рукоделие.

М.:

Издательство

«Просвещение», 2005.

8.

Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного

картона; «Астрель Академия развития»: 2008.

9.

Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-

Пресс»: 2006.

Список литературы для учащихся и их родителей

1.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Академия развития,

2000г.

2.

Жадько

Е.,

Шешко

Н.

Игрушки

своими

руками.-

Ростов-на-Дону,

Феникс, 2004.

3.

К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.

4.

Кобитина И.И. Работа с бумагой. Поделки и игры. – Москва, 2001.

5.

Меликсетян А.С. Юному любителю мозаики. М.: Просвещение, 1979

6.

РэйГибсон. Наши руки не для скуки. – М.: Издательство «Росмен»,

1997.

7.

Соколова С. Театр Оригами: Игрушки из бумаги: Изд-во Эксмо. 2002.



В раздел образования