Автор: Иванова Валентина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МАОУДО "ДДЮТ" г. Чебоксары
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: статья
Тема: "Научно-практические конференции как важный элемент образования и воспитания учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Научно-практические конференции
как важный элемент образования и воспитания учащихся
В.Н.
Иванова,
методист
МАОУДО
«Дворец
детского
(юношеского)
творчества»
муниципального
образования
города
Чебоксары
–
столицы
Чувашской Республики
Для того, чтобы найти… надо уметь искать,
надо провидеть невидимое, ощутить предстоящее,
не падать духом при неудачах и трудностях,
настаивать и много трудиться.
Д.И. Менделеев.
Одним
из
приоритетных
направлений
в
деятельности
педагога
дополнительного
образования является воспитание обучающихся, формирование грамотного и компетентного
ученика,
способного
к
общению,
саморазвитию
и
творчеству.
Такой
ученик
становится
успешным в школе, а в дальнейшем и в жизни. Одним из способов воспитания ребенка
является образование, которое начинается еще в детском саду, затем большая база знаний
приобретается детьми в школе, где с этой целью в процесс познания включаются не только
уроки, но и различные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции. Последние
являются
особенно
ценными
как
метод
самостоятельной
работы
учащегося.
Научно-
практические
конференции
дают
возможность
учащимся
проявить
себя,
позволяют
развиваться, заставляя их не только разбираться в выбранном вопросе, но и учиться выбирать
необходимую информацию из множества источников, правильно ее анализировать и подавать
аудитории. Помимо того, что учащиеся получают дополнительные знания по раскрываемому
вопросу, они, защищая свои доклады учатся держаться на публике, что немаловажно для их
дальнейшей жизни. А диплом, полученный на конференции, позволяет учащемуся стремиться
к повышению уровня своих знаний.
Приобщение
талантливых
и
способных
учащихся
к
научно-исследовательской
деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет педагогу создать
благоприятные
условия
для
их
дальнейшего
самообразования
и
профессиональной
ориентации.
Исследовательская
деятельность рассматривается
как
самостоятельный
компонент
образовательно-воспитательного процесса и позволяет развить у учащихся умение вычленять
и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических
условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Ознакомление
обучающихся
с
методами
системного
анализа
и
приемами
познания
сложных
систем
необходимо
совмещать
с
обучением
навыкам
самостоятельной
работы
с
различными
1
источниками
информации
(работа
с
научной
и
специальной
литературой,
периодической
печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и
проведение
их
анализа;
организация
наблюдений,
самостоятельное
применение
научных
приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов - вот еще аспекты этой работы.
Научно-исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие
обучающихся, на стимулирование у учащихся познавательной активности, индивидуальных
творческих задатков, формирование логического, научного мышления.
Научно-практическая конференция:
способствует развитию творческих способностей и активности учащихся,
поддерживает талантливых и одаренных детей,
развивает каждого ребёнка, так как то, что добыто самим и рассказано другим, остается
в памяти человека надолго,
адаптирует ученика к современным условиям жизни,
формирует познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат
своей деятельности, что возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и
совершенствовать свои знания, умения и личностные качества,
учащиеся видят реальное применение своих полученных знаний, понимают, как много ,
оказывается, они ещё не знают и им предстоит узнать,
готовясь к защите своего проекта, ребята должны так выстроить своё выступление,
чтобы оно было максимально аргументированным, чётким, логичным, что развивает помимо
логики и мышления, культуру речи,
в результате работы над проектом ученик обогащается не только научными сведениями
по своей теме, но и получает практический вывод проделанной работы.
Во
Дворце
детского
(юношеского)
творчества
города
Чебоксары
стало хорошей
традицией в феврале в преддверии Дня Российской науки проводить научно-практическую
конференцию
юных
исследователей
«Планета
исследований».
Приобщение
учащихся
к
научному поиску – важная задача современной системы образования. Занимаясь научно-
исследовательской деятельностью, человек начинает ориентироваться в мире научных книг,
овладевать методикой сложных исследований, учится классифицировать собранный материал,
анализировать его, обобщать и делать выводы. Участие обучающихся в конференциях –
важнейший этап исследовательской деятельности. Научно-практическая конференция является
формой
образовательной
деятельности,
направленной
на
развитие
общего
кругозора,
формирование научного мировоззрения, внутренней культуры и познавательной активности
учащихся,
обеспечивающей
коммуникацию
учащихся
и
педагогов
и
способствующей
развитию
проектного
подхода
к
развитию
исследовательской
деятельности
учащихся.
Конференция
имеет
широкую
тематику,
объединяет
несколько
секций:
общественно-
2
гуманитарную,
естественнонаучную,
научно-техническую,
историко-краеведческую,
декоративно-прикладную.
Научно-практическая
конференция
учащихся
«Планета
исследований»
-
это
итог
учебной,
творческой,
практической,
исследовательской
деятельности
учащихся,
которая
связана с решением ими творческих, исследовательских задач в различных областях науки,
техники, искусства. Участниками конференции являются учащиеся школ города Чебоксары,
интересующиеся
и
занимающиеся
научной,
творческой,
практической,
исследовательской
деятельностью.
8 февраля 2019 года во Дворце творчества прошла семнадцатая научно-практическая
конференция
учащихся
«Планета
исследований
-
2019».
Участие
в
научно-практической
конференции
становится
для
учащихся
и
их
педагогов
делом
все
более
интересным
и
престижным. Об этом говорит уже тот факт, что количество ее участников с каждым годом не
уменьшается, а увеличивается, спектр изучаемых тем, методы исследований и практическая
значимость научных работ расширяются. В этом году в конференции приняли участие около
ста пятидесяти учащихся школ города.
Направления конференции «Планета исследований - 2019»:
1.
Чебоксары: прошлое и настоящее (славные страницы и золотые имена в истории
города, достопримечательности города, туристские возможности города, актуальные проблемы
развития города и т.д.)
2.
Научно-техническое (компьютерная графика и мультимедийные проекты, Web – дизайн,
робототехника и т.д.);
3.
Естественнонаучное (биология, химия, экология и т.д.);
4.
Физкультурно-спортивное (здоровьесберегающие технологии, валеология, физкультура
и спорт, краеведение, туризм и т.д.);
5.
Художественное (прикладное творчество, дизайн, русская и зарубежная литература и
т.д.);
6.
Социально-педагогическое
(английский
язык
и
межкультурная
коммуникация,
психология, экономика и т.д.).
Работы
участников
конференции
оценивались
в
соответствии
с
разработанными
критериями в трех возрастных группах: 8-11 лет, 12 -15 лет, 16-18 лет.
На конференции были
представлены очень разноплановые исследовательские работы.
Публичные выступления юных исследователей оценивала экспертная комиссия, в состав
которого
вошли преподаватели
ведущих
вузов
республики
(ФГБОУ
ВПО
«Чувашский
государственный университет им. И.Н. Ульянова», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева», ФГБОУ ВО «Чувашская государственная
сельскохозяйственная академия», чебоксарского художественного училища,
школы искусств,
3
учителя
школ,
методисты учреждений
дополнительного
образования,
сотрудники
музеев
города Чебоксары. С ними уже не первый год ведется тесное сотрудничество.
Сколько фантазии и творчества проявили учащиеся и их научные руководители! Столько
знаний, эмоций, вдохновения было вложено в каждую работу, проект, презентацию. Всем
юным исследователям удалось успешно выступить и достойно представить результаты своих
научных изысканий. Работы, представленные на конференцию, показали, насколько широки и
разнообразны интересы наших детей. Как велико их желание двигаться вперед по пути
научного исследования, искать доказательства своих гипотез, выбирать пути их решения,
иногда ошибаться и вновь начинать сначала.
Учащиеся на защите продемонстрировали настоящие качества молодых исследователей:
общую эрудицию и широту взглядов, активность и самостоятельность, упорство, терпение,
умение отстаивать свою точку зрения, и, конечно, творческий потенциал. Защищая свои
исследовательские работы, они приобщились к основам ораторского искусства, приобрели
опыт
публичного
выступления,
навыки
слушания
оппонентов
и
умение
дискутировать
с
взрослыми и сверстниками. Всё это, в конечном итоге, активизировало их познавательный
интерес, способствовало повышению интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Нельзя не отметить яркость и красочность презентаций, которые сопровождали научные
работы. Было очень интересно наблюдать за презентациями исследований. Особый интерес у
экспертов вызывали работы, в которых выдвигается интересная проблема и пути её решения,
применяются оригинальные методики. Важно, что многие исследования касались экологии,
особенностей
природы
Чувашской
Республики.
Это
работы
об
экологическом
состоянии
родников и рек республики, о вкладе в защиту природы родного края, о редких животных,
птицах и растениях и многое другое.
Тем из юных исследователей, которые впервые получали опыт публичных выступлений,
было чему поучиться у своих старших товарищей. Но порой и работы учащихся средних
классов по своему качеству ничуть не уступали исследованиям старшеклассников.
В преддверии юбилейной даты, 550-летия города Чебоксары, на научно-практическую
конференцию «Планета исследований 2019» были представлены исследования школьников о
любимом городе. Чебоксары- самый главный город нашей Чувашии. Здесь есть, чем заняться и
на что посмотреть: уникальные музеи и памятники, национальные фестивали и праздники.
Участники
конференции
рассказывали
о
достопримечательностях,
знаменитых
людях
и
памятных
местах,
об
исторических
событиях, истории
возникновения
и развития города
Чебоксары, проводили виртуальные экскурсии по необычным памятникам города. Члены
4
жюри и оргкомитета внимательно слушали выступления учащихся, задавали дополнительные
вопросы по работам, чтобы полностью разобраться в раскрытии и понимании темы.
Научно
–
практическая
конференция
дала
в
этом
году
новый
старт
молодым,
целеустремлённым, пытливым умам. Хочется поблагодарить педагогов, которые подготовили
юных исследователей, научили их видеть необычное в обычном, любить свою малую Родину.
Научно-практическая конференция с каждым годом показывает нам, как много талантливых
детей занимаются в образовательных учреждениях города Чебоксары.
5