Автор: Вагайцева Мария Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУг.ИркутскаСОШ№35
Населённый пункт: город Иркутск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Как я работаю с одаренными детьми
Раздел: дополнительное образование
Как работать с одарёнными детьми
Иркутская область город Иркутск
МБОУ г Иркутска СОШ№35
Учитель музыки Вагайцева М.Б.
Потребность
общества
в
многочисленных
одарённых
личностях
очевидна.
Они
являются
гарантом
сохранения
России
в
числе
ведущих
стран
мира,
завоёвывая
фундаментальные
позиции
в
культуре,
науке,
образовании.
Характеризуя
одарённых,
гениальных
личностей,
В.П.
Эфроимсон
писал:
«Для
создания
единственной
мысли
из
тысячи,
для
отыскания
единственного
подходящего
ей
места,
требуется,
помимо
очень
высокого интеллекта, его напряжённейшая активность, стремление к совершенству».
Ещё М.В.Ломоносов писал:
И может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Земля российская рождать.
Итак, одарённые дети:
имеют
более
высокие
по
сравнению
с
большинством
остальных
своих
сверстников
интеллектуальные
способности,
восприимчивость
к
умению,
творческие
возможности и проявления;
имеют
доминирующую,
активную,
не
насыщаемую
познавательную
потребность;
испытывают радость от умственного труда;
для их характера свойственна высокая скорость развития интеллектуальной и
творческой сфер, глубина и не традиционность мышления, однако по целому ряду причин на
определённом этапе могут быть проявлены не все признаки одарённости.
В условиях нашей школы сегодня происходят изменения, которые позволяют больше
уделять внимание способным, талантливым ребятам. Какие же формы и методы работы с
обучающимися я использую в своей работе:
работа на уроке с более сложными заданиями;
написание докладов, рефератов, творческих работ, эссе;
работа над проектами и их защита;
исторические исследования в области искусства;
участие обучающихся в конкурсах различных уровней;
поддержка участия во всероссийских конкурсах.
Олимпиады по музыки прочно вошли в практику школьной жизни. Это интересная и
продуктивная форма творческого соревнования, позволяющего выявить наиболее способных
детей, повысить их интерес к обучению, а также косвенно проверить уровень преподавание
предмета.
В
олимпиады
по
математике,
русскому
языку
включают
задачи
повышенной
сложности, требующие творческого подхода и т.д. Олимпиады по музыке строить по такому
принципу сложно. Это связано с тем, что любое задание должно носить творческий характер.
Нужно понимать, что с их помощью можно выявить далеко не весь комплекс музыкальности,
личностных
характеристик
школьников,
которые
обеспечивают
подлинно
глубокое
постижение
музыкального
искусства.
Поэтому
результаты
музыкальных
олимпиад
необходимо учитывать только в комплексе с другими творческими проявлениями детей –
исполнением
и
восприятием
музыки,
проектной
деятельностью,
участием
в
различных
внеклассных мероприятиях. Как правила олимпиада состоит их трех блоков, каждый из
которых направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности
по музыке:
1.Музыкальная викторина.
2.Комплексный анализ средств музыкальной выразительности и их назначения для
создания художественного образа музыкального произведения.
3.Ответы на вопросы.
Музыкальная
викторина
проводится
в
два
этапа.
На
первом
этапе
учащимся
предлагается узнать на слух 5 произведений, звучание которых им известно по школьной
программе. На втором этапе предлагается прослушать 3 не знакомых
произведения и
указать, перу какого композитора оно могут принадлежать.
Комплексный анализ музыкального произведения проводится в несколько этапов.
Для
этого
выбирается
относительно
небольшое
произведение
с
ясно
различимыми
границами музыкальной формы. Учащиеся слушают музыку несколько раз. Перед первым
прослушиванием им предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать её основное
настроение,
характер,
услышать,
меняется
ли
он
на
протяжении
пьесы.
Перед
вторым
прослушиванием
учащимся
предлагается
определить
музыкальную
форму,
в
которой
написано данное произведение.
Перед
третьим
прослушиванием
предлагается
определить,
какие
средства
музыкальной
выразительности
использованы
композитором
для
создания
характера,
настроения музыки. Задание позволяет выявить многое: знание учащимися музыкальных
форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти
изменения на слух. Но самое важное – это последний этап задания, когда все структурные
изменения
музыкальной
ткани
должны
стать
основой
для
описания
художественного
музыкального образа. Если ребенок справляется с поставленными задачами, можно говорить
о
том,
что
он
обладает
целостным
структурным
музыкальным
мышлением.
И
это
свидетельствует об очень высоком уровне его музыкального развития.
Ответы
на
вопросы
завершают
олимпиаду.
Они
не
требуют
привязки
к
музыкальному звучанию и даются отдельными учащимися в перерывах между номерами
викторины. Этот раздел олимпиады позволяет выявить музыкальный кругозор и глубину
знаний по истории и теории музыки. Некоторые вопросы сформулированы в занимательной
форме и требуют определенной смекалки.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, как в учебном
процессе, так и во внеурочное время является внедрение проектного метода обучения.
Обучающиеся, выполняя отдельные групповые задания во внеурочное время, вырабатывают
чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности перед своими одноклассниками за
свою работу.
В процессе работы у детей формируется целостная картина мира, раскрываются взаимосвязи,
развивается мышление, воображение. Перед изучением учебной темы осуществляется
входной контроль, который даёт возможность выявить исходный уровень знаний по теме,
прогнозировать получение конечного результата. Проводится тестирование уровня знаний по
теме, краткий обзор темы. В процессе изучения материала координируется степень
готовности и выполнения различных заданий, корректируются знания.
Исследовательская
работа по предмету «Искусство» ведётся следующим образом.
Выделяются главные этапы:
Осмысление («что меня интересует?»)
Широкий выбор темы (предварительное определение проблемы).
Конкретизация темы (постановка проблемы, цель, план, выбор методов).
Индивидуальная работа с каждым ребёнком (цель, план, содержание, изучение
литературы, сбор материалов, оформление работы).
Индивидуальная работа (подготовка предварительной защиты, рецензирование
работы).
Индивидуальная работа и психологическая подготовка к защите (прослушивание и
обсуждение каждой работы).
Участие в научно-практической конференции.
Подведение итогов. Анализ.
Среди учащихся в наше время редко встречаются ученики музыкальных школ. Их опыт
музыцирования полезен на уроках «Искусства». Ведь остальные дети не так часто слушают
«живое» исполнение. Слушая сверстника, меняется восприятие классической музыки.
Ведь
многие считают, что сейчас это не модно или это не хит. Своей игрой они дарят окружающим
частичку себя, что не может не восхищать. В своей проектной деятельности они являются
авангардом. Остальные учащиеся видят перед собой пример и хотят быть не хуже
одноклассников. Это замечательный стимул обратиться не только к биографиям
композиторов, но и подчерпнуть знания об эпохе, нравах, приоритетах того времени, великих
современниках, не только музыкантах.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя
в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и
форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к
основным видам исполнительства. Занятия приносят ребенку не только наслаждение
красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику, но и
способствует развитию личности, дают специфические знания и умения в этой области
искусства. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из
доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их
художественного и эстетического вкуса. Важной формой самовыражения детей является
коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Этот вид работы
используется и во внеурочной деятельности. В процессе занятий в вокальном коллективе у
детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный
слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой
кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, постепенно
расширяет свой вокальный диапазон. Участники ансамбля нашей школы активно проявляют
себя во всех школьных мероприятиях, а так же являются победителями окружных вокальных
конкурсов.
Процесс
воспитания
и
образования
в
школе,
на
мой
взгляд,
неполноценен
без
приобщения
учащихся
к
мировой
культуре.
Хотелось
бы
верить,
что
предметы
художественно-эстетического цикла когда-нибудь будут играть важную роль в современном
образовании.