Автор: Фрис Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад №2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование личностно - ориентированной технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад №2 «Лукоморье»
Использование личностно – ориентированной технологии
в работе с дошкольниками
(консультация)
Автор – составитель:
Фрис Е.В.
Тисуль
2019
Личностно-ориентированные технологии в ДОУ
Личностно-ориентированная технология -
это такая воспитательная система, где
ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно – образовательного
процесса. Основная установка личностно-ориентированной технологии направлена на
общение с детьми, взаимопонимание с тем, чтобы «освободить» их для творчества.
Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Любое задание
должно опираться на опыт ребенка и его интересы. В процессе общения на занятии
происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный
процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой
опыт,
личностно-значимый
для
него,
а
не
просто
принимать
и
усваивать
все
то,
что
ему
сообщает педагог. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.
Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам
выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем
самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все
информационные
методы
работы
на
занятии
(установочные,
содержательные,
инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к
индивидуальным. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные
типы
общения,
подчиненные
учебным
целям,
все
формы
сотрудничества
между
партнерами по познанию.
Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия:
-
необходимо
создать
атмосферу
заинтересованности
каждого
ребенка
в
работе
всех
и
стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без
боязни ошибиться;
- использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие
раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы;
- поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты работы;
- предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму
материала;
- с детьми обсуждать не только то, что «мы узнали», но и то, что им понравилось и не
понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что- то сделать по-другому.
Основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:
1.
Дидактический материал разный по типу и виду.
2.
Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.
3.
Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и
инициативы.
4.
Поощрение.
5.
Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
6.
Использование личного опыта каждого ребенка.
7.
Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.
В современных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со
стороны взрослого. А условия увеличения детей с синдромом гиперактивности требует
поиска
все
новых
приемов
работы
по
организации
самостоятельной
свободной
деятельности детей.
В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:
1. Прием «Дежурство по тишине».
Цель
использования
данного
приема:
поддерживать
дисциплину
в
самостоятельных
играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком
в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько
минут.
Им
можно
положить
пазлы,
материал
для
лепки,
рисования
и
т.д.
Затем,
успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому
ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит
анализировать.
2. Прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного
приема
способствует
развитию
у
детей
навыков
самоорганизации,
дает
возможность
воспитателю избегать лишних указаний.
Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка,
спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в
полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя
ладонь
–
«молчалка»,
следует
сесть
тихо,
замолчать
(во
время
чтения
художественной литературы, когда говорит взрослый).
Т а к и м
о б р а з о м ,
и с п о л ь з о в а н и е
д а н н ы х
п р и е м о в
п о з в о л я е т
воспитателю:
1.
Организовать индивидуальную работу с детьми;
2.
Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;
Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;
Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе
и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают
его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится
быть самим собой, признавать свои ошибки;
- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет
ребенку
право
выбора
того
или
иного
действия.
Это
способствует
формированию
личностной зрелости ребенка;
- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а
помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности
мышления;
- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым,
который стремится разделить или облегчить их;
- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со
взрослым и переносит его на других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его
внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и
смыслов, в построении собственной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для
информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.
2.
Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.
3.
Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия
«Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.
4.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в
современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5
5.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред.
Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6.
Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника:
Монография. Волгоград, 2001.
7.
Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».
8.
О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». – Изд М.: Генезис, 2009. – 344с.
9.
Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.
10. Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического
психолога.1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный
поиск» «Наука практике».