Напоминание

Использование личностно - ориентированной технологии в работе с дошкольниками


Автор: Фрис Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад №2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование личностно - ориентированной технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Тисульский детский сад №2 «Лукоморье»

Использование личностно – ориентированной технологии

в работе с дошкольниками

(консультация)

Автор – составитель:

Фрис Е.В.

Тисуль

2019

Личностно-ориентированные технологии в ДОУ

Личностно-ориентированная технология -

это такая воспитательная система, где

ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно – образовательного

процесса. Основная установка личностно-ориентированной технологии направлена на

общение с детьми, взаимопонимание с тем, чтобы «освободить» их для творчества.

Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Любое задание

должно опираться на опыт ребенка и его интересы. В процессе общения на занятии

происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный

процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой

опыт,

личностно-значимый

для

него,

а

не

просто

принимать

и

усваивать

все

то,

что

ему

сообщает педагог. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.

Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам

выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем

самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все

информационные

методы

работы

на

занятии

(установочные,

содержательные,

инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к

индивидуальным. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные

типы

общения,

подчиненные

учебным

целям,

все

формы

сотрудничества

между

партнерами по познанию.

Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия:

-

необходимо

создать

атмосферу

заинтересованности

каждого

ребенка

в

работе

всех

и

стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без

боязни ошибиться;

- использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие

раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы;

- поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты работы;

- предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму

материала;

- с детьми обсуждать не только то, что «мы узнали», но и то, что им понравилось и не

понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что- то сделать по-другому.

Основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:

1.

Дидактический материал разный по типу и виду.

2.

Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.

3.

Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и

инициативы.

4.

Поощрение.

5.

Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.

6.

Использование личного опыта каждого ребенка.

7.

Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.

В современных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со

стороны взрослого. А условия увеличения детей с синдромом гиперактивности требует

поиска

все

новых

приемов

работы

по

организации

самостоятельной

свободной

деятельности детей.

В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:

1. Прием «Дежурство по тишине».

Цель

использования

данного

приема:

поддерживать

дисциплину

в

самостоятельных

играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком

в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько

минут.

Им

можно

положить

пазлы,

материал

для

лепки,

рисования

и

т.д.

Затем,

успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому

ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит

анализировать.

2. Прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного

приема

способствует

развитию

у

детей

навыков

самоорганизации,

дает

возможность

воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка,

спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в

полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя

ладонь

«молчалка»,

следует

сесть

тихо,

замолчать

(во

время

чтения

художественной литературы, когда говорит взрослый).

Т а к и м

о б р а з о м ,

и с п о л ь з о в а н и е

д а н н ы х

п р и е м о в

п о з в о л я е т

воспитателю:

1.

Организовать индивидуальную работу с детьми;

2.

Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;

Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;

Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе

и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему

самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед

трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают

его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится

быть самим собой, признавать свои ошибки;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет

ребенку

право

выбора

того

или

иного

действия.

Это

способствует

формированию

личностной зрелости ребенка;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а

помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности

мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым,

который стремится разделить или облегчить их;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со

взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его

внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и

смыслов, в построении собственной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для

информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.

2.

Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

3.

Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия

«Детскому психологу»). - СПб.: Питер, 2008.

4.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в

современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5

5.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред.

Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6.

Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника:

Монография. Волгоград, 2001.

7.

Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».

8.

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». – Изд М.: Генезис, 2009. – 344с.

9.

Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.

10. Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического

психолога.1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный

поиск» «Наука практике».



В раздел образования