Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурнтрное подразделение дошкольные группы "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: п.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: Конспект мастер–класса для родителей и детей по изготовлению народной куклы
Тема: "Народная кукла"
Раздел: дошкольное образование
Цель:
Формирование знаний родителей и педагогов через знакомство с
нетрадиционными техниками изготовления народных кукол, как средством
развития интереса дошкольников к народно- прикладному творчеству.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с техникой изготовления куклы на ложке.
2.Научить практическим умениям в области народно- прикладного
творчества, используя нетрадиционные методы.
3.Повысить уровень мастерства педагогов.
Актуальность:
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного
образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и
молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа.
Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-
прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего
народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как
окружающий мир отражается условно, через символические образы.
Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как
типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей
эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой,
гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека,
сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление,
необходимо использовать не только художественную литературу,
иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и
материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой,
орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта ( ухват,
чугунок, рубель, прялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для
ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными
традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает
развивающую среду, наполняет новым смыслом. Не случайно его называют
информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую
функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого
проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее
расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно
потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, много
лет назад в нашем детском саду возникла идея организации музея народного
быта «Русская изба», которая переросла в долгосрочный педагогический
проект. Данный проект продолжает развиваться.
Основные понятия: народная кукла, игровая кукла, обрядовая кукла, кукла-
оберег.
Ресурсы: набор картинок с пошаговым показом изготовления куклы на
ложке, готовые куклы на ложках в театральных костюмах.
Материалы: деревянные и пластмассовые ложки, заготовки ткани, нитки,
пластилин.
Педагог приглашает гостей в группу, стилизованную под мастерскую.
- Платья носит, есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно?
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы,
глины, нитей и ткани, из дерева.
Кукла была неотъемлемой частью повседневной жизни и праздников: сева,
жатвы, уборки урожая.
Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили
с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше
будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей
не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол.
Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А
когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.
По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке.
Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный
ребенок - это куклу. Женщина делала эту куклу, думая о своем будущем
ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она
как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку.
Традиционных русских кукол можно подразделить:
По назначению: обрядовые куклы, куклы обереги, игровые куклы.
По способу изготовления: сшивная и несшивная куклу.
По образу: кукла – крестьянку и кукла – барыня.
Куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без
души) не может поселиться нечистая сила.
Приглашаю Вас в гости к мастерице Арине. Она покажет способы
изготовления куклы на ложке и расскажет о необходимости такой куклы как в
детском саду, так и в каждой семье.
Ход занятия:
Из-за ширмы появляется мастерица Арина, приглашает к себе в мастерскую.
Тряпичная кукла на ложке - это прежде всего кукла игровая. Ее делали для
того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка. Но, как и почти любые
предметы и занятия наших предков, кукла несла и мистическую, охранную
функцию, поэтому она является и оберегом. Определяла «характер» этой
тряпичной куклы- ложка. Ведь это не просто приспособление для еды – это
символ достатка и сытости. Маленькие серебряные ложки дарили ребенку
«на зубок» (то есть, когда прорежется первый зуб). Тряпичная кукла на ложке
– кормилица, хозяйка дома ( чем наряднее кукла, тем больше достаток в
доме).
В старину говаривали: Кто в куклы не играл, тот счастья не видал.
Поэтому сегодня мы будем делать игровую куклу- оберег, куклу- барыню.
Декоративный вариант куклы на ложке под музыкальное сопровождение.
Повторение техники безопасности при работе с иголками и ножницами.
- Вот так ложка- чудо ложка! До чего же хороша!
Принаряжу ее немножко и появится душа!
1. Делаем голову для куклы. В центр квадратного лоскута (25х25см) кладем
ветошь или синтепон. Завязываем ниткой — формируя шарик. Вкладываем
получившийся шарик в углубление в деревянной ложке.
2. Делаем кукле ручки. Два прямоугольных лоскута ткани (по 12х8см)
подворачиваем по узкой стороне и сворачиваем к центру по длинной
стороне. Края ручек связываем ниткой, формируя ладошки. Ручки
приматываем ниткой к основанию ложки. Можно немного развернуть ткань
ручек, чтобы они смотрелись попышнее.
3. Для сарафана берем прямоугольник ткани (35х18см), нашиваем вниз
тесьму. Края сарафана сшиваем швом назад иголка, чтобы получилась труба.
Сарафан приматываем к ложке выворотным способом, присбаривая верх
ткани. Завязываем ниткой.
4. На голову крепим двусторонний скотч и на него- повойник или кокошник,
завязываем платок.
Лицо можно нарисовать красками, маркерами или наклеить клейкую пленку.
А я предлагаю создать лицо из пластилина. Лицо перестанет быть статичным,
его можно будет менять. Мастерицы создают лица для русской народной
сказки «Крошечка- Хаврошечка»: Злая мачеха, Одноглазка, Двуглазка,
Треглазка.
А теперь мастерицы представьте своих кукол зрителям.
Разыгрывается сценка из русской народной сказки «Крошечка –
Хаврошечка».
Рефлексия:
По окончании мастер- класса мастерица Арина предлагает всем
присутствующим «поставить цветочек в вазу»:
- красный- отлично
- зеленый- хорошо
- синий- удовлетворительно
Литература:
1. Аникина, В., Жигулева, В. Рязанцев, А. Мудрость народа. Жизнь человека
в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество [Текст] / В. Аникина, В.
Жигулева, А. Рязанцева. – М. : Худож. лит., 1994. – 525с. : илл.
2. Голозова, Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел [Текст]: популярное
пособие для родителей и педагогов / Ю. Б. Голозева. - Ярославль: Академия
развития, 1998.-208с. – Библиогр. : 207с. : илл.
3. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология
[Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с. :
илл.