Напоминание

"Детская вокальная педагогика как путь формирования творческой самостоятельности подростков"


Автор: Нистратов Константин Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Руднянский Дом творчества"
Населённый пункт: г. Рудня, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детская вокальная педагогика как путь формирования творческой самостоятельности подростков"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская вокальная педагогика как путь формипрования творческой

самостоятельности подростков

К.В. Нистратов, педагог дополнительного образования,

педагог вокалист

В

последнее

время

в

системе

учреждений

дополнительного

образования

создаются

классы

сольного

и

ансамблевого

пения.

Однако,

проблемы обучения детей пению, степень разработанности данного вопроса

в настоящее время недостаточно изучена. Это связано, в первую очередь с

тем? что в отечественной вокальной педагогике приоритетная роль отводится

классическому вокальному искусству. В вокально-педагогической практике

сформировалась устойчивая точка зрения, суть которой заключается в том,

что вокальная постановка голоса должна осуществляться в академической

манере.

Обучение

вокалу

в

детском

возрасте

значительно

отличается

от

принципов воспитания взрослых вокалистов, что в первую очередь связано с

особенностями детского голосового аппарата.

Вопросы детской вокальной педагогики достаточно подробно изучены

в трудах Е. Малининой, Н.Д. Орловой, В.А. Багадурова, А. Менабени, О.А.

Апраксиной

Г.Л.

Стуловой

и

многих

других.

Учеными

и

педагогами

обоснованы цели и задачи вокального воспитания, разработаны принципы и

методы

обучения.

Методика

вокального

воспитания

детей

определяется

особенностями детской психики, от которой зависит специфичность метода

воспитания детского голоса. В подростковом возрасте организм вступает в

период полового созревания. В связи с этим происходит ломка, то есть

мутация голоса школьника. Наиболее ярко и болезненно она происходит у

мальчиков.

Педагогами-практиками

отмечается,

что

в

период

мутации

необходим щадящий режим в плане вокальной нагрузки для воспитанников.

Педагог - вокалист Е.В. Малинина основным тезисом своей методики с

детьми определила, что при работе над голосом нужно избегать перегрузок

голосового

аппарата.

Развитие

вокальных

способностей

детей

должно

осуществляться

с

минимальной

эксплуатацией

детского

голоса.

Целью

выступает

рациональное

развитие

возможностей

голоса,

т.е.

подготовка

способностей взрослого человека. Автор полагает: «Голос может развиться

правильно в тех случаях» когда используется его природа «сегодняшнего», а

не «завтрашнего» дня. Самой ответственной работой в вокальном воспитании

детей, Малинина считает работу с подростками (11-15 лет). В эти годы

формирование

певческого

голоса

находится

в

прямой

зависимости

от

изменения структуры голосового механизма. Эти изменения заключаются в

том,

что

внутри

голосовой

складки

развиваются

мышечные

волокна

различного

направления:

продольного,

поперечного,

косого.

Обогащение

голоса

в

этом

возрасте

происходит

за

счет

самой

природы,

т.е.

ее

морфологического

развития

и

углубляющегося

дыхания.

Так

как

физиологический рост гортани вызывает ее непроизвольное опускание, в

результате

чего

голос

может

звучать

«глубоко»

и

теряет

полетность,

Малинина предлагает методические рекомендации для работы над четкостью

артикуляции

гласных

и

согласных,

от

которых

зависит

дикция.

Целью

вокальных упражнений в этом возрасте - «привитие подросткам в процессе

здорового

и

мягкого

звукообразования

основных

навыков

певучести

и

чистоты

интонации,

тесно

связанных

с

правильным

дыханием

и

организованным музыкальным слухом».

Профессор А.Г. Менабени полагает, что в период мутаций детям петь

можно

и

полезно,

т.к.

помимо

общего

музыкального

роста

пение

способствует

развитию

голосового

аппарата

и

более

быстрому

формированию

взрослого

голоса.

В

этот

период

пение

должно

быть

в

ограниченном диапазоне и умеренным по силе звука, а также должен быть.

исключен

резкий

переход

голосового

аппарата

к

грудному

регистру.

Профессор

Г.Л.

Стулова

выдвинула

ряд

принципов

по

обучению

детей

пению.

Основополагающим

специфическим

принципом

ее

опытной

вокальной работы с детьми явился принцип целенаправленного управления

регистровым звучанием голоса. Предлагаемый принцип связан с работой

голосовых

складок,

на

уровне

которых

зарождается

певческий

звук

как

результат

их

взаимодействия

с

энергией

дыхания

и

акустическими

свойствами

речевого

аппарата»

непрерывно

меняющимися

в

процессе

артикуляции различных фонем и словосочетаний. Голосовой аппарат, как

известно,

состоит

из

трех

основных

частей:

дыхательной

системы,

артикуляционного

аппарата

и

гортани.

Однако

для

детей

трудная

задача

соблюдать

комплексность

и

целостность

работы

голосового

аппарата.

Поэтому точка пересечения в деятельности трех звеньев голосообразующей

системы

-

это

певческий

звук.

Так

как

способ

деятельности

голосового

аппарата реализуется в качествах звука певческого голоса, то целесообразно

привлекать внимание ученика не к работающему органу, а к результатам этой

работы - качеству голоса.

В процессе формирования определенного качества певческого звука

можно

целенаправленно

влиять

на

работу

всего

голосообразующего

комплекса, всех его звеньев одновременно. В результате исследования работы

голосового аппарата.

Г.П. Стулова пришла к выводу, что смыкание и колебание голосовых

складок

классифицируются

по

типам

голосовых

регистров,

каждый

из

которых

является

результатом

определенного

способа

взаимодействия

дыхательной

системы

и

артикуляционных

органов.

Поэтому

тип

регистрового

механизма

определяет

исходные

характеристики

певческого

звука:

динамику,

тембр,

в

относительной

степени

высоту

и

качество

интонации.

Таким образом, понимание взаимосвязи акустического значения звука и

регистрового

механизма

его

образования

дает

возможность

сознательно

управлять работой источника звука косвенными методами, ориентируясь на

качество звучания голоса.



В раздел образования