Автор: Нистратов Константин Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Руднянский Дом творчества"
Населённый пункт: г. Рудня, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детская вокальная педагогика как путь формирования творческой самостоятельности подростков"
Раздел: дополнительное образование
Детская вокальная педагогика как путь формипрования творческой
самостоятельности подростков
К.В. Нистратов, педагог дополнительного образования,
педагог вокалист
В
последнее
время
в
системе
учреждений
дополнительного
образования
создаются
классы
сольного
и
ансамблевого
пения.
Однако,
проблемы обучения детей пению, степень разработанности данного вопроса
в настоящее время недостаточно изучена. Это связано, в первую очередь с
тем? что в отечественной вокальной педагогике приоритетная роль отводится
классическому вокальному искусству. В вокально-педагогической практике
сформировалась устойчивая точка зрения, суть которой заключается в том,
что вокальная постановка голоса должна осуществляться в академической
манере.
Обучение
вокалу
в
детском
возрасте
значительно
отличается
от
принципов воспитания взрослых вокалистов, что в первую очередь связано с
особенностями детского голосового аппарата.
Вопросы детской вокальной педагогики достаточно подробно изучены
в трудах Е. Малининой, Н.Д. Орловой, В.А. Багадурова, А. Менабени, О.А.
Апраксиной
Г.Л.
Стуловой
и
многих
других.
Учеными
и
педагогами
обоснованы цели и задачи вокального воспитания, разработаны принципы и
методы
обучения.
Методика
вокального
воспитания
детей
определяется
особенностями детской психики, от которой зависит специфичность метода
воспитания детского голоса. В подростковом возрасте организм вступает в
период полового созревания. В связи с этим происходит ломка, то есть
мутация голоса школьника. Наиболее ярко и болезненно она происходит у
мальчиков.
Педагогами-практиками
отмечается,
что
в
период
мутации
необходим щадящий режим в плане вокальной нагрузки для воспитанников.
Педагог - вокалист Е.В. Малинина основным тезисом своей методики с
детьми определила, что при работе над голосом нужно избегать перегрузок
голосового
аппарата.
Развитие
вокальных
способностей
детей
должно
осуществляться
с
минимальной
эксплуатацией
детского
голоса.
Целью
выступает
рациональное
развитие
возможностей
голоса,
т.е.
подготовка
способностей взрослого человека. Автор полагает: «Голос может развиться
правильно в тех случаях» когда используется его природа «сегодняшнего», а
не «завтрашнего» дня. Самой ответственной работой в вокальном воспитании
детей, Малинина считает работу с подростками (11-15 лет). В эти годы
формирование
певческого
голоса
находится
в
прямой
зависимости
от
изменения структуры голосового механизма. Эти изменения заключаются в
том,
что
внутри
голосовой
складки
развиваются
мышечные
волокна
различного
направления:
продольного,
поперечного,
косого.
Обогащение
голоса
в
этом
возрасте
происходит
за
счет
самой
природы,
т.е.
ее
морфологического
развития
и
углубляющегося
дыхания.
Так
как
физиологический рост гортани вызывает ее непроизвольное опускание, в
результате
чего
голос
может
звучать
«глубоко»
и
теряет
полетность,
Малинина предлагает методические рекомендации для работы над четкостью
артикуляции
гласных
и
согласных,
от
которых
зависит
дикция.
Целью
вокальных упражнений в этом возрасте - «привитие подросткам в процессе
здорового
и
мягкого
звукообразования
основных
навыков
певучести
и
чистоты
интонации,
тесно
связанных
с
правильным
дыханием
и
организованным музыкальным слухом».
Профессор А.Г. Менабени полагает, что в период мутаций детям петь
можно
и
полезно,
т.к.
помимо
общего
музыкального
роста
пение
способствует
развитию
голосового
аппарата
и
более
быстрому
формированию
взрослого
голоса.
В
этот
период
пение
должно
быть
в
ограниченном диапазоне и умеренным по силе звука, а также должен быть.
исключен
резкий
переход
голосового
аппарата
к
грудному
регистру.
Профессор
Г.Л.
Стулова
выдвинула
ряд
принципов
по
обучению
детей
пению.
Основополагающим
специфическим
принципом
ее
опытной
вокальной работы с детьми явился принцип целенаправленного управления
регистровым звучанием голоса. Предлагаемый принцип связан с работой
голосовых
складок,
на
уровне
которых
зарождается
певческий
звук
как
результат
их
взаимодействия
с
энергией
дыхания
и
акустическими
свойствами
речевого
аппарата»
непрерывно
меняющимися
в
процессе
артикуляции различных фонем и словосочетаний. Голосовой аппарат, как
известно,
состоит
из
трех
основных
частей:
дыхательной
системы,
артикуляционного
аппарата
и
гортани.
Однако
для
детей
трудная
задача
соблюдать
комплексность
и
целостность
работы
голосового
аппарата.
Поэтому точка пересечения в деятельности трех звеньев голосообразующей
системы
-
это
певческий
звук.
Так
как
способ
деятельности
голосового
аппарата реализуется в качествах звука певческого голоса, то целесообразно
привлекать внимание ученика не к работающему органу, а к результатам этой
работы - качеству голоса.
В процессе формирования определенного качества певческого звука
можно
целенаправленно
влиять
на
работу
всего
голосообразующего
комплекса, всех его звеньев одновременно. В результате исследования работы
голосового аппарата.
Г.П. Стулова пришла к выводу, что смыкание и колебание голосовых
складок
классифицируются
по
типам
голосовых
регистров,
каждый
из
которых
является
результатом
определенного
способа
взаимодействия
дыхательной
системы
и
артикуляционных
органов.
Поэтому
тип
регистрового
механизма
определяет
исходные
характеристики
певческого
звука:
динамику,
тембр,
в
относительной
степени
высоту
и
качество
интонации.
Таким образом, понимание взаимосвязи акустического значения звука и
регистрового
механизма
его
образования
дает
возможность
сознательно
управлять работой источника звука косвенными методами, ориентируясь на
качество звучания голоса.