Автор: Мортина Резеда Ранатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81 "Мальвина"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование семейных ценностей у детей старшего
дошкольного возраста»
Подготовил:
воспитатель Р.Р.Мортина
Из опыта работы
Дом – это основа истинной добродетели.
Если правильным ценностям не научат в семье,
то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю
историю своего существования,
это первый и наиболее значимый институт в
жизни
человека.
Но
важно
семью
рассматривать
как
объект
социальной
действительности,
носитель
многовекового
опыта,
традиций,
обычаев.
В
настоящее время это находится вне поля зрения ученых.
Мы
разработали
программу
формирования
у
старших
дошкольников
семейных ценностей, которая включает три этапа:
1)
организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи;
2)
создание музея семьи в группе детского сада;
3 ) привлечение
родителей
к
установлению
в
семье
правил,
норм
по-
ведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Вся работа проводилась на базе начальной школы — детского сада №14
города Тольятти в свободное время и во время занятий с дошкольниками как
индивидуально, так и с группой детей.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
1.
Организация
содержательного
сотрудничества
детского
сада и семьи включает серию игр, упражнений, бесед.
Формированию интереса к своей семье,
воспитанию любви и бережного
отношения к членам своей семьи способствовали следующие формы работы:
•
индивидуальная беседа «Моя семья»;
•
дидактическая
игра
«Кто
для
кого?»
(закрепление
представлений
о
родственных отношениях в семье);
•
беседа
«Моя
мама,
мой
папа»
(расширение
представлений
детей
о
родителях);
•
дидактическая
игра
«Генеалогическое
древо»
(закрепление
знаний детей о себе, своей родословной);
•
беседа «Отдыхаем всей семьей»;
•
встреча
с
близкими
людьми
«Наша бабушка» (воспитание уважения к
старшим
членам
семьи
и
заботливого
отношения к близким людям);
•
дидактическая
игра
«Найди
с х о д с т в а
и
различия»
(нахождение
внешнего
сходства
и
различия
со
своими
близкими);
•
дидактическая
игра
«Чей
я
ребенок,
угадай?»
(закрепление
умения
детей
видеть
внешнее
сходство
не
только между собой и своими родственниками,
но и сходство сверстников с их
родителями);
•
беседа
«Семейные
фотографии» (воспитание
уважительного
отношения близких людей друг к другу);
•
создание
альбома
«Наши
братья
и
сестры»
(расширение
представлений о членах семьи — братьях и сестрах);
•
беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей
представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);
•
беседа
«Младшие
члены
семьи»
(воспитание
заботы
о
младших
членах
семьи);
•
беседа
«Хозяйство
семьи»
(ознакомление
детей
с
понятием
«хозяйство семьи», с их обязанностями дома).
Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического
древа.
На
занятиях
детей
познакомили
с
этим
понятием.
Заранее
был
подготовлен дидактический материал:
альбомы с семейными фотографиями,
изображение
дерева.
После
предварительного
рассматривания
с
детьми
семейных альбомов было предложено изобразить генеалогическое древо семьи
каждого
ребенка,
отмечая
правильное
расположение
членов
семьи
на
нем
(корни — бабушки и дедушки со стороны мамы и папы, толстые ветки дерева —
мама и папа над их родителями, тонкие ветки — дети). Воспитательная ценность
данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию
связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания,
взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения
к родителям — одна из задач детского сада и семьи.
2. Создание музея семьи в группе детского сада.
Мы создали в группе семейный музей. Первоначально педагогами и родителями
была придумана игра в музей,
а дети с удовольствием эту игру поддержали.
Игра так увлекла детей и взрослых,
что мини-экспозиции стали открываться в
группе постоянно (книга «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о
маме», выставки «Детская военная игрушка», «Такие разные куклы...»).
Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» –
своеобразного рассказа детей о самом главном:
о себе,
членах своей семьи,
семейных
традициях,
совместных
увлечениях,
делах
и
заботах,
буднях
и
праздниках.
В
группе
детского
сада
был
объявлен конкурс на лучший детский рисунок
«Семейный альбом».
По результатам конкурса
была
сформирована
экспозиция
выставки
по
темам
«Семейный
портрет»,
«Автопортрет»,
«Портрет мамы и папы».
Экспонаты выставки постоянно менялись.
Все работы были собраны в альбомы по темам и
стали экспонатами семейного музея.
Очень заинтересовала педагогов,
детей и
родителей
такая
форма
работы,
как
создание
семейного
герба.
Педагог
рассказал
историю
появления
в
Европе
первых
гербов
как
отличительных
знаков
рыцарей,
познакомил
детей
с
наукой,
которая
раскрывает
значение
гербов,
—
геральдикой.
На
примере
города
Тольятти
педагог объяснил,
что означает герб,
какие используются символы; рассказал,
где можно узнать об истории города (в книге,
в музее) , отметил,
что историю
семьи тоже можно узнать в семейном музее. Дети показали свой семейный герб
и рассказали о своей семье.
Например,
Дима
Л.
: «Герб
нашей
семьи
расположен
в
кругу.
Круг
означает единство. Наша семья такая же сплоченная. Сосна — значит крепость.
Наша семья такая же крепкая. Голубь — птица мира и счастья! Наша семья такая
же мирная и дружная».
Все
семейные
гербы
были
охарактеризованы
и
стали
экспонатами
семейного музея в группе детского сада.
Очень важно,
что,
участвуя в этом
мероприятии,
родители и дети узнали много нового
не только о себе,
но и о своих предках,
а узнав —
научились любить и уважать историю своей семьи.
В настоящее время дети очень мало знают о
жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой
ситуации мы нашли в составлении семейных историй.
Эту работу дети
5-6 лет могут выполнить только с
помощью
взрослых
членов
своей
семьи.
Дети
собирали
материалы
о
своих
родных
и
близких,
среди
которых
были
фотоархив,
сама
история,
рассказанная ребенком со слов родителей,
ромашка
имен («Как меня называют дома») , генеалогическое
древо
семьи,
герб
семьи.
После
этого
в
группе
каждый
ребенок
рассказал
о
своей
семье,
о
своих
родителях.
У
каждого
осталась
на
памяти
небольшая
самодельная
книжка
(например: «История семьи Ивановых,
записанная Димой») , которая является
семейной реликвией,
а порой и первым более или менее полным изложением
истории данной семьи.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
В
связи с этим в группе детского сада был объявлен конкурс собирателей игр.
Было предложено попробовать записать игры, в которые играют в семьях.
Родители и дети сразу откликнулись на объявление, и постепенно копилка
семейных игр наполнялась.
Игры были самые разнообразные.
Часто встречались такие игры,
как «У
медведя во бору»,
«Колечко», «Фанты»,
«Испорченный телефон»,
«Ловишки»,
«Краски», «Городки», «Казаки-разбойники» и многие другие.
Таким
образом,
семейный
музей
пополнялся,
экспонатами
служили
различные материалы. Только совместное сотрудничество и заинтересованность
педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию
музея семьи.
3.
Привлечение
родителей
к
установлению
6
семье
правил,
норм
поведения,
обычаев,
традиций,
то
есть
к
формированию
семейных ценностей
Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных
ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в
семье. Но часто родители не могут найти общий язык с детьми, не понимают их.
Мы разработали формы воспитательного взаимодействия с семьей:
1)
беседы и консультации по проблеме;
2)
создание банка семейных праздников;
3)
семейные мероприятия и вечера.
Целью
бесед
и
консультаций
является
формирование
представлений
родителей о семейных ценностях, о значимости семьи для детей.
Были
использованы
индивидуальные
беседы,
выступления
на
родительских собраниях,
папки-передвижки с консультациями «Роль семьи в
воспитании
дошкольников»,
«Семья
как
категория
ценности»,
«Совершенствуйте
семейное
общение»,
«Воспитание
ценностей
дома»,
«Старшее поколение в семье» и др.
В
результате
произошла
переоценка
взглядов
родителей
на
свое
поведение
в
присутствии
детей,
они
отвели
значительное
место
общению
с
детьми, доброжелательному к ним отношению.
Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка,
они несут заряд
радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки
и открытое общение с друзьями.
Цель
проведения
семейных
праздников
—
подвести
родителей
к
пониманию того,
что необходимо привлекать детей к посильному участию в
праздниках.
Задача родителей — помочь ребенку выбрать подарок,
придумать
интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол.
Один из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью —
это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный
вечер — это или общая игра,
или ужин всей семьей,
или прогулка.
Залогом
благополучного
семейного
вечера
является
обязательство
быть
на
нем
и
отложить все другие дела.
Есть очень много тем,
которые можно обсуждать на семейном вечере:
«Семейные ценности»,
«Собирание семейных историй»,
«Решение семейных
проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение домашней работы»,
«Прощение других» и т. д.
Таким образом,
дети подводятся к первоначальному,
еще элементарному
осознанию
роли
семьи,
системы
родственных
отношений,
определяют
свое место как члена семьи.
Несомненен
нравственный
результат
такой
работы:
создается
реальная
возможность
ввести
детей
в
особенности
родственных
отношений,
помочь
им
понять
не-
обходимость
бережного,
заботливого
отношения
к
членам
семьи
и,
самое
главное,
научиться
а з а м
т а к о г о
отношения.