Напоминание

«Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Мортина Резеда Ранатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81 "Мальвина"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование семейных ценностей у детей старшего

дошкольного возраста»

Подготовил:

воспитатель Р.Р.Мортина

Из опыта работы

Дом – это основа истинной добродетели.

Если правильным ценностям не научат в семье,

то, вероятно, им не научат совсем.

Гордон Б. Хинкли

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю

историю своего существования,

это первый и наиболее значимый институт в

жизни

человека.

Но

важно

семью

рассматривать

как

объект

социальной

действительности,

носитель

многовекового

опыта,

традиций,

обычаев.

В

настоящее время это находится вне поля зрения ученых.

Мы

разработали

программу

формирования

у

старших

дошкольников

семейных ценностей, которая включает три этапа:

1)

организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи;

2)

создание музея семьи в группе детского сада;

3 ) привлечение

родителей

к

установлению

в

семье

правил,

норм

по-

ведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Вся работа проводилась на базе начальной школы — детского сада №14

города Тольятти в свободное время и во время занятий с дошкольниками как

индивидуально, так и с группой детей.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

1.

Организация

содержательного

сотрудничества

детского

сада и семьи включает серию игр, упражнений, бесед.

Формированию интереса к своей семье,

воспитанию любви и бережного

отношения к членам своей семьи способствовали следующие формы работы:

индивидуальная беседа «Моя семья»;

дидактическая

игра

«Кто

для

кого?»

(закрепление

представлений

о

родственных отношениях в семье);

беседа

«Моя

мама,

мой

папа»

(расширение

представлений

детей

о

родителях);

дидактическая

игра

«Генеалогическое

древо»

(закрепление

знаний детей о себе, своей родословной);

беседа «Отдыхаем всей семьей»;

встреча

с

близкими

людьми

«Наша бабушка» (воспитание уважения к

старшим

членам

семьи

и

заботливого

отношения к близким людям);

дидактическая

игра

«Найди

с х о д с т в а

и

различия»

(нахождение

внешнего

сходства

и

различия

со

своими

близкими);

дидактическая

игра

«Чей

я

ребенок,

угадай?»

(закрепление

умения

детей

видеть

внешнее

сходство

не

только между собой и своими родственниками,

но и сходство сверстников с их

родителями);

беседа

«Семейные

фотографии» (воспитание

уважительного

отношения близких людей друг к другу);

создание

альбома

«Наши

братья

и

сестры»

(расширение

представлений о членах семьи — братьях и сестрах);

беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей

представлений о разных профессиях, значимости каждой профессии);

беседа

«Младшие

члены

семьи»

(воспитание

заботы

о

младших

членах

семьи);

беседа

«Хозяйство

семьи»

(ознакомление

детей

с

понятием

«хозяйство семьи», с их обязанностями дома).

Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического

древа.

На

занятиях

детей

познакомили

с

этим

понятием.

Заранее

был

подготовлен дидактический материал:

альбомы с семейными фотографиями,

изображение

дерева.

После

предварительного

рассматривания

с

детьми

семейных альбомов было предложено изобразить генеалогическое древо семьи

каждого

ребенка,

отмечая

правильное

расположение

членов

семьи

на

нем

(корни — бабушки и дедушки со стороны мамы и папы, толстые ветки дерева —

мама и папа над их родителями, тонкие ветки — дети). Воспитательная ценность

данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию

связи между членами семьи: действенное проявление любви, заботы, внимания,

взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувство благодарности, уважения

к родителям — одна из задач детского сада и семьи.

2. Создание музея семьи в группе детского сада.

Мы создали в группе семейный музей. Первоначально педагогами и родителями

была придумана игра в музей,

а дети с удовольствием эту игру поддержали.

Игра так увлекла детей и взрослых,

что мини-экспозиции стали открываться в

группе постоянно (книга «Вот оно какое, наше лето», «Большая книга сказок о

маме», выставки «Детская военная игрушка», «Такие разные куклы...»).

Большая работа была проведена по созданию «Семейного альбома» –

своеобразного рассказа детей о самом главном:

о себе,

членах своей семьи,

семейных

традициях,

совместных

увлечениях,

делах

и

заботах,

буднях

и

праздниках.

В

группе

детского

сада

был

объявлен конкурс на лучший детский рисунок

«Семейный альбом».

По результатам конкурса

была

сформирована

экспозиция

выставки

по

темам

«Семейный

портрет»,

«Автопортрет»,

«Портрет мамы и папы».

Экспонаты выставки постоянно менялись.

Все работы были собраны в альбомы по темам и

стали экспонатами семейного музея.

Очень заинтересовала педагогов,

детей и

родителей

такая

форма

работы,

как

создание

семейного

герба.

Педагог

рассказал

историю

появления

в

Европе

первых

гербов

как

отличительных

знаков

рыцарей,

познакомил

детей

с

наукой,

которая

раскрывает

значение

гербов,

геральдикой.

На

примере

города

Тольятти

педагог объяснил,

что означает герб,

какие используются символы; рассказал,

где можно узнать об истории города (в книге,

в музее) , отметил,

что историю

семьи тоже можно узнать в семейном музее. Дети показали свой семейный герб

и рассказали о своей семье.

Например,

Дима

Л.

: «Герб

нашей

семьи

расположен

в

кругу.

Круг

означает единство. Наша семья такая же сплоченная. Сосна — значит крепость.

Наша семья такая же крепкая. Голубь — птица мира и счастья! Наша семья такая

же мирная и дружная».

Все

семейные

гербы

были

охарактеризованы

и

стали

экспонатами

семейного музея в группе детского сада.

Очень важно,

что,

участвуя в этом

мероприятии,

родители и дети узнали много нового

не только о себе,

но и о своих предках,

а узнав —

научились любить и уважать историю своей семьи.

В настоящее время дети очень мало знают о

жизни своих родителей, об их детстве. Выход из этой

ситуации мы нашли в составлении семейных историй.

Эту работу дети

5-6 лет могут выполнить только с

помощью

взрослых

членов

своей

семьи.

Дети

собирали

материалы

о

своих

родных

и

близких,

среди

которых

были

фотоархив,

сама

история,

рассказанная ребенком со слов родителей,

ромашка

имен («Как меня называют дома») , генеалогическое

древо

семьи,

герб

семьи.

После

этого

в

группе

каждый

ребенок

рассказал

о

своей

семье,

о

своих

родителях.

У

каждого

осталась

на

памяти

небольшая

самодельная

книжка

(например: «История семьи Ивановых,

записанная Димой») , которая является

семейной реликвией,

а порой и первым более или менее полным изложением

истории данной семьи.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

В

связи с этим в группе детского сада был объявлен конкурс собирателей игр.

Было предложено попробовать записать игры, в которые играют в семьях.

Родители и дети сразу откликнулись на объявление, и постепенно копилка

семейных игр наполнялась.

Игры были самые разнообразные.

Часто встречались такие игры,

как «У

медведя во бору»,

«Колечко», «Фанты»,

«Испорченный телефон»,

«Ловишки»,

«Краски», «Городки», «Казаки-разбойники» и многие другие.

Таким

образом,

семейный

музей

пополнялся,

экспонатами

служили

различные материалы. Только совместное сотрудничество и заинтересованность

педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию

музея семьи.

3.

Привлечение

родителей

к

установлению

6

семье

правил,

норм

поведения,

обычаев,

традиций,

то

есть

к

формированию

семейных ценностей

Для достижения наиболее высоких результатов формирования семейных

ценностей у детей необходимо соблюдение определенных обычаев и традиций в

семье. Но часто родители не могут найти общий язык с детьми, не понимают их.

Мы разработали формы воспитательного взаимодействия с семьей:

1)

беседы и консультации по проблеме;

2)

создание банка семейных праздников;

3)

семейные мероприятия и вечера.

Целью

бесед

и

консультаций

является

формирование

представлений

родителей о семейных ценностях, о значимости семьи для детей.

Были

использованы

индивидуальные

беседы,

выступления

на

родительских собраниях,

папки-передвижки с консультациями «Роль семьи в

воспитании

дошкольников»,

«Семья

как

категория

ценности»,

«Совершенствуйте

семейное

общение»,

«Воспитание

ценностей

дома»,

«Старшее поколение в семье» и др.

В

результате

произошла

переоценка

взглядов

родителей

на

свое

поведение

в

присутствии

детей,

они

отвели

значительное

место

общению

с

детьми, доброжелательному к ним отношению.

Семейные праздники — особые дни в жизни ребенка,

они несут заряд

радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки

и открытое общение с друзьями.

Цель

проведения

семейных

праздников

подвести

родителей

к

пониманию того,

что необходимо привлекать детей к посильному участию в

праздниках.

Задача родителей — помочь ребенку выбрать подарок,

придумать

интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол.

Один из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью —

это определить один вечер в неделю «семейным вечером». Хороший семейный

вечер — это или общая игра,

или ужин всей семьей,

или прогулка.

Залогом

благополучного

семейного

вечера

является

обязательство

быть

на

нем

и

отложить все другие дела.

Есть очень много тем,

которые можно обсуждать на семейном вечере:

«Семейные ценности»,

«Собирание семейных историй»,

«Решение семейных

проблем», «Управление семейным бюджетом», «Разделение домашней работы»,

«Прощение других» и т. д.

Таким образом,

дети подводятся к первоначальному,

еще элементарному

осознанию

роли

семьи,

системы

родственных

отношений,

определяют

свое место как члена семьи.

Несомненен

нравственный

результат

такой

работы:

создается

реальная

возможность

ввести

детей

в

особенности

родственных

отношений,

помочь

им

понять

не-

обходимость

бережного,

заботливого

отношения

к

членам

семьи

и,

самое

главное,

научиться

а з а м

т а к о г о

отношения.



В раздел образования