Напоминание

"Зачем нужно детям рисовать"


Авторы: Анисимова Юлия Сергеевна, Разина Земфира Фаиловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад
Населённый пункт: с. Тирлянский
Наименование материала: Статья
Тема: "Зачем нужно детям рисовать"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зачем нужно рисовать?

Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения,

своими

чувствами.

И

чем

богаче,

разнообразнее

жизненные

впечатления

ребенка,

тем

ярче,

неординарное

его

воображение,

тем

вероятнее,

что

интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Воображение и

фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение

особенно

интенсивно

в

возрасте

от

5

до

15

лет.

Вместе

с

уменьшением

способности

фантазировать

у

детей

обедняется

личность,

снижаются

возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой

деятельности.

Для

того

чтобы

развивать

творческое

воображение

у

детей,

необходима особая организация изобразительной деятельности.

От

рисования

ребёнок

получает

лишь

пользу.

Особенно

важна

связь

рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные,

двигательные,

мускульно-осязаемые

анализаторы.

Кроме

того,

рисование

развивает

память,

внимание,

мелкую

моторику,

учит

ребенка

думать

и

анализировать,

соизмерять

и

сравнивать,

сочинять

и

воображать.

Для

умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение

запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи

у

ребенка.

Согласитесь,

разнообразие

форм

предметов

окружающего

мира,

различные

величины,

многообразие

оттенков

цветов,

пространственных

обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

Что дают занятия живописью и, вообще, рисование для детей?

1. Формируется самоидентификация, самовыражение у детей - «я тот, кто

рисует». Здесь важно, что он не только тот, кто только «хочет или не хочет», а

ещё и тот, кто «умеет что то, и делает». И это формируется с самых малых лет.

Человек

привыкает

к

тому,

что

он

может

идентифицировать

себя

через

действие, через дело.

2. Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и

левое

полушария

мозга.

Более

активно

создаются

межполушарные

связи.

Активны и правое и левое полушария.

3. Когда ребёнок рисует, в конце концов, он получает результат. Ребёнок в

процессе рисования экспериментирует, играет, и у него получается рисунок –

конечный, видимый всеми результат его деятельности. Если же он играет с

игрушками, видимого результата его деятельности нет. Поиграл, куча игрушек

осталась.

Никакого

результата,

кроме

разбросанных

игрушек.

А

здесь

в

конечном

итоге,

помимо

формирования

навыка

обращения

с

новыми

предметами, вырабатывается ориентация на результат.

4.

Следующий

момент

достаточно

понятный

ребёнок

благодаря

занятиям

живописью

приобщается

к

общечеловеческой

культуре.

Если

мы

говорим с ним об этом, показываем произведения искусства, картины, мы тем

самым показываем значимость искусства и культуры в целом для нас и для

других

людей.

Прицепляем

«вагончик»

-

ребёнка

-

к

этому

«паровозику»

-

культуре.

5. У ребёнка появляется большее количество интересов. Люди с малым

количеством

интересов,

чаще

подвержены

депрессиям,

больше

склонны

к

асоциальному

поведению.

Частые

причины

капризов

детей

это

«нечего

делать», «не умею ничего делать», «не умею выражать свои эмоции, чувства».

6. Плюс к этому идёт структурирование времени. «Я могу себя чем-то

занять» - для ребёнка это тоже важно, потому, что ему тогда не скучно. Ребёнок

в процессе занятий учится структурировать своё время.

7.

У

ребёнка

формируется

творческий

подход

к

реальности.

Почему,

откуда берётся творческий подход к реальности, если человек рисует? Ребёнок

во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-

разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие

её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному.

Художники

по-своему

воспринимают,

преобразуют

и

выражают

в

своих

произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на

картинах

известных

художников,

учится

видеть

бесконечное

количество

вариантов, а значит, учится вариабельности.

8. У него совершенствуется воображение и пространственный интеллект.

Большинство людей, не приобщённых к искусству, видит всё достаточно плоско.

9. Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются рисованием,

более

быстро

развивается

визуальная

сторона

восприятия

и

обработки

информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения,

через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное

восприятие может, как правило, прогнозировать и свою жизнь и деятельность

более

эффективно,

простраивать

их

на

большие

промежутки

времени,

чем

кинестетики.

Как

звучат

фразы:

«Перспективу

я

вижу»

или

«я

чувствую

перспективу»?

Визуально

ориентированному

человеку

зачастую

легче

принимать

и

находить

решения,

запоминать

что

то,

поэтому

он

более

эффективен,

особенно,

если

подключаются

и

другие

каналы

восприятия

реальности. Это увеличивает возможности человека.

10.

В

результате

занятий

нарабатываются

визуальные

стратегии

поведения и множество новых поведенческих реакций. Сравните, «я чувствую и

делаю» и «я вижу и делаю» или «я чувствую, вижу и делаю». Это соответствует

разным

отношениям

к

реальности,

к

жизни,

и

к

своим

действиям.

При

использовании

только

кинестетического

канала

восприятия

и

обработки

информации возможности у ребёнка меньше и, зачастую, ему для того, чтобы

думать, необходимо подвигаться.

11. Занятия живописью также являются важным элементом подготовки к

школе. Помимо всего прочего, занятия способствуют также развитию мелкой

моторики.

12. Плюс к этому, так как ребёнок сидит и выполняет свою работу какое-

то время, сидя за столом, и делает это с интересом, то он постепенно привыкает

к дисциплине.

13.

Важно

правильное

проведение

занятий.

Если

человек,

который

проводит занятия, не показывает своего недовольства и не говорит ребёнку:

«Вот

ты

всё

неправильно

нарисовал»,

а,

напротив,

поощряет

его

к

самостоятельности,

то

ребёнок

перестаёт

бояться

ошибок.

Живопись

это

сплошной эксперимент, и ошибок в нём быть не может по определению. Любые

результаты в ней положительные, поскольку из «ошибки» можно всегда сделать

нечто

удивительное.

«Ошибка»

-

это

начало

нового

эксперимента.

Ребёнок

проводит эксперимент, значит, он творчески подходит к делу, развивает свою

креативность, познаёт многообразие мира. В таких условиях ребёнок становится

более

восприимчивым

к

новому,

и,

значит,

становится

более

успешным

в

обучении.

14. Потом – умение интерпретировать то, что получилось.

15. А раз ребёнок уже умеет интерпретировать, значит, у него будет

развиваться и ассоциативное мышление.

16. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто

общее,

а

также

находить

тонкие

различия,

т.е.

способность

сравнивать

и

обобщать.

17. При рисовании совершенствуется умение концентрироваться на одной

цели в своей деятельности и доводить дело до конца.

18. Если мы обсуждаем разнообразные характеристики произведения,

нюансы исполнения, то тем самым, мы также развиваем у ребёнка речь, умение

общаться. Живопись, и сама по себе, является средством общения. Ребёнок

учится передавать свои чувства, состояния, своё понимание через рисунок.

19.

Совершенствуется

умение

ориентироваться

в

пространстве,

отображать его в условной форме на плоскости.

20.

При

занятиях

живописью,

при

обсуждении

художественных

работ

расширяются возможности для выражения ребёнком своих эмоций. В большой

мере жизнь ребёнка становится более эмоционально насыщенной.

21.

Занимаясь

творчеством,

ребёнок

становится

«творцом

мира».

Он

создаёт свой мир. И это очень важный момент.



В раздел образования