Авторы: Анисимова Юлия Сергеевна, Разина Земфира Фаиловна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад
Населённый пункт: с. Тирлянский
Наименование материала: Статья
Тема: "Зачем нужно детям рисовать"
Раздел: дошкольное образование
Зачем нужно рисовать?
Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения,
своими
чувствами.
И
чем
богаче,
разнообразнее
жизненные
впечатления
ребенка,
тем
ярче,
неординарное
его
воображение,
тем
вероятнее,
что
интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Воображение и
фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение
особенно
интенсивно
в
возрасте
от
5
до
15
лет.
Вместе
с
уменьшением
способности
фантазировать
у
детей
обедняется
личность,
снижаются
возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой
деятельности.
Для
того
чтобы
развивать
творческое
воображение
у
детей,
необходима особая организация изобразительной деятельности.
От
рисования
ребёнок
получает
лишь
пользу.
Особенно
важна
связь
рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные,
двигательные,
мускульно-осязаемые
анализаторы.
Кроме
того,
рисование
развивает
память,
внимание,
мелкую
моторику,
учит
ребенка
думать
и
анализировать,
соизмерять
и
сравнивать,
сочинять
и
воображать.
Для
умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение
запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи
у
ребенка.
Согласитесь,
разнообразие
форм
предметов
окружающего
мира,
различные
величины,
многообразие
оттенков
цветов,
пространственных
обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Что дают занятия живописью и, вообще, рисование для детей?
1. Формируется самоидентификация, самовыражение у детей - «я тот, кто
рисует». Здесь важно, что он не только тот, кто только «хочет или не хочет», а
ещё и тот, кто «умеет что то, и делает». И это формируется с самых малых лет.
Человек
привыкает
к
тому,
что
он
может
идентифицировать
себя
через
действие, через дело.
2. Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и
левое
полушария
мозга.
Более
активно
создаются
межполушарные
связи.
Активны и правое и левое полушария.
3. Когда ребёнок рисует, в конце концов, он получает результат. Ребёнок в
процессе рисования экспериментирует, играет, и у него получается рисунок –
конечный, видимый всеми результат его деятельности. Если же он играет с
игрушками, видимого результата его деятельности нет. Поиграл, куча игрушек
осталась.
Никакого
результата,
кроме
разбросанных
игрушек.
А
здесь
в
конечном
итоге,
помимо
формирования
навыка
обращения
с
новыми
предметами, вырабатывается ориентация на результат.
4.
Следующий
момент
достаточно
понятный
–
ребёнок
благодаря
занятиям
живописью
приобщается
к
общечеловеческой
культуре.
Если
мы
говорим с ним об этом, показываем произведения искусства, картины, мы тем
самым показываем значимость искусства и культуры в целом для нас и для
других
людей.
Прицепляем
«вагончик»
-
ребёнка
-
к
этому
«паровозику»
-
культуре.
5. У ребёнка появляется большее количество интересов. Люди с малым
количеством
интересов,
чаще
подвержены
депрессиям,
больше
склонны
к
асоциальному
поведению.
Частые
причины
капризов
детей
–
это
«нечего
делать», «не умею ничего делать», «не умею выражать свои эмоции, чувства».
6. Плюс к этому идёт структурирование времени. «Я могу себя чем-то
занять» - для ребёнка это тоже важно, потому, что ему тогда не скучно. Ребёнок
в процессе занятий учится структурировать своё время.
7.
У
ребёнка
формируется
творческий
подход
к
реальности.
Почему,
откуда берётся творческий подход к реальности, если человек рисует? Ребёнок
во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-
разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие
её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному.
Художники
по-своему
воспринимают,
преобразуют
и
выражают
в
своих
произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на
картинах
известных
художников,
учится
видеть
бесконечное
количество
вариантов, а значит, учится вариабельности.
8. У него совершенствуется воображение и пространственный интеллект.
Большинство людей, не приобщённых к искусству, видит всё достаточно плоско.
9. Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются рисованием,
более
быстро
развивается
визуальная
сторона
восприятия
и
обработки
информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения,
через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное
восприятие может, как правило, прогнозировать и свою жизнь и деятельность
более
эффективно,
простраивать
их
на
большие
промежутки
времени,
чем
кинестетики.
Как
звучат
фразы:
«Перспективу
я
вижу»
или
«я
чувствую
перспективу»?
Визуально
ориентированному
человеку
зачастую
легче
принимать
и
находить
решения,
запоминать
что
то,
поэтому
он
более
эффективен,
особенно,
если
подключаются
и
другие
каналы
восприятия
реальности. Это увеличивает возможности человека.
10.
В
результате
занятий
нарабатываются
визуальные
стратегии
поведения и множество новых поведенческих реакций. Сравните, «я чувствую и
делаю» и «я вижу и делаю» или «я чувствую, вижу и делаю». Это соответствует
разным
отношениям
к
реальности,
к
жизни,
и
к
своим
действиям.
При
использовании
только
кинестетического
канала
восприятия
и
обработки
информации возможности у ребёнка меньше и, зачастую, ему для того, чтобы
думать, необходимо подвигаться.
11. Занятия живописью также являются важным элементом подготовки к
школе. Помимо всего прочего, занятия способствуют также развитию мелкой
моторики.
12. Плюс к этому, так как ребёнок сидит и выполняет свою работу какое-
то время, сидя за столом, и делает это с интересом, то он постепенно привыкает
к дисциплине.
13.
Важно
правильное
проведение
занятий.
Если
человек,
который
проводит занятия, не показывает своего недовольства и не говорит ребёнку:
«Вот
ты
всё
неправильно
нарисовал»,
а,
напротив,
поощряет
его
к
самостоятельности,
то
ребёнок
перестаёт
бояться
ошибок.
Живопись
–
это
сплошной эксперимент, и ошибок в нём быть не может по определению. Любые
результаты в ней положительные, поскольку из «ошибки» можно всегда сделать
нечто
удивительное.
«Ошибка»
-
это
начало
нового
эксперимента.
Ребёнок
проводит эксперимент, значит, он творчески подходит к делу, развивает свою
креативность, познаёт многообразие мира. В таких условиях ребёнок становится
более
восприимчивым
к
новому,
и,
значит,
становится
более
успешным
в
обучении.
14. Потом – умение интерпретировать то, что получилось.
15. А раз ребёнок уже умеет интерпретировать, значит, у него будет
развиваться и ассоциативное мышление.
16. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто
общее,
а
также
находить
тонкие
различия,
т.е.
способность
сравнивать
и
обобщать.
17. При рисовании совершенствуется умение концентрироваться на одной
цели в своей деятельности и доводить дело до конца.
18. Если мы обсуждаем разнообразные характеристики произведения,
нюансы исполнения, то тем самым, мы также развиваем у ребёнка речь, умение
общаться. Живопись, и сама по себе, является средством общения. Ребёнок
учится передавать свои чувства, состояния, своё понимание через рисунок.
19.
Совершенствуется
умение
ориентироваться
в
пространстве,
отображать его в условной форме на плоскости.
20.
При
занятиях
живописью,
при
обсуждении
художественных
работ
расширяются возможности для выражения ребёнком своих эмоций. В большой
мере жизнь ребёнка становится более эмоционально насыщенной.
21.
Занимаясь
творчеством,
ребёнок
становится
«творцом
мира».
Он
создаёт свой мир. И это очень важный момент.