Автор: Мортина Резеда Ранатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81 "Мальвина"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: «Дома играем — речь развиваем»
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации для родителей
Игротека «Дома играем — речь развиваем»
Составила: Мортина Резеда Ранатовна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ №81«Мальвина»
Уважаемые родители! Предлагаем Вам игры, в которые можно играть в
выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети
собираются вместе после очередного рабочего дня. Такое времяпровождение
может быть интересно и полезно всем членам семьи. Во время игры у
ребенка развивается речь, внимание, воображение, происходит обогащение
словаря. Играя, дети не замечают того, что они учатся, они легче справляются
с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Играя со
словом, учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и
маленьким победам! Лучше развивать речевые навыки в свободном общении
с ребенком, в творческих играх.
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно
называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок
произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д.
Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
«Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по
ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет
себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ.
Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих
вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это
угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-
либо предмет или явление. Например: «Я есть в доме у каждого человека.
Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и
становится темно не только в душе». (Лампочка).
«Отгадай предмет по названию его частей» Например: Кузов, кабина,
колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора,
корни (дерево).
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово,
допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он
представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи
отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела»,
должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему,
например, «боль» и т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль -
красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).
«Слова мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и
одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен
вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий».
Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит
слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Доскажи сказку»
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и
«Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником.
В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего
эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях,
следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке:
справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так
рассказывать эти сказки.
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а
затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен
существительных: (кукла, песок, мяч) ;«Лишнее» слово среди имен
прилагательных: (грустный, глубокий, унылый) ;«Лишнее» слово среди
глаголов:(думать, ехать, размышлять)
«Антонимы для загадок» Вначале игры игроки договариваются о теме,
которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает
ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».•
Обитает в воде (значит, на суше);