Автор: Беленкова Екатерина Михайловна
Должность: Методист по дополнительному образованию
Учебное заведение: МКУ ДО "Дом творчества"
Населённый пункт: город Бодайбо Иркутской области
Наименование материала: сообщение для педагогического совета
Тема: Как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности педагога ДО
Раздел: дополнительное образование
Как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности
педагога дополнительного образования.
«Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей
суммой влияний, которым он подвергается.
Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и
отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а
логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных»
А.С. Макаренко.
Воспитательная
деятельность
в
дополнительном
образовании
является
благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих
потребностей.
С
началом
образовательного
процесса
у
ребёнка
изменяется
весь
жизненный уклад и закладывается фундамент нравственного поведения, происходит
усвоение предлагаемых педагогом или родителями моделей поведения, общения,
взаимодействия.
Своеобразие
образовательной
деятельности
в
воспитательном
процессе
в
дополнительном
образовании
состоит
в
том,
что
она
носит
более
свободный,
непринуждённый
характер, всецело строится на интересе и носит занимательный
характер, так как в ней присутствует элемент игры, где педагог выступает в роли
наставника и посредника.
Организация
воспитательной
работы
в
образовательной
деятельности
рассматривается как целостная динамическая система. В связи с этим нужно хорошо
знать
психофизические
особенности
учащихся,
умело
проектировать
близкие,
средние
и
далёкие
перспективы
развития,
превращая
их
в
конкретные
воспитательные задачи.
Хотя в истории отечественной педагогики был период, когда учёные предлагали
отказаться от
термина «воспитание» и заменить его
более широким понятием
«образование».
Сейчас
все
почувствовали
и
осознали,
что
образование
без
воспитания существовать не может и что именно воспитание
остаётся сегодня
единственной опорой и созидающим началом в нашем обществе.
Что же такое воспитание сегодня? (работа педагогов в группах) . Каждой из
групп предлагается ознакомиться с одним из существующих сегодня определений
понятия
«воспитание»,
подготовить
его
комментарий,
обосновать
приемлемость
( неприемлемость) его для ДО.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства;
1. Воспитание - целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным
ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность
нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным,
когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности
воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель
воспитания известна и понятна ученику, когда он соглашается с нею, принимает ее и
в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.
2. Воспитание - многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог
должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих
воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания. В числе
объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать
различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию,
мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов - социальную среду, в
которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых
личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.
3. Воспитание - субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его
результатов. Это объясняется тем, что результаты воспитания не имеют четкого
количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан
отлично, а какой - неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой
воспитательный процесс можно считать качественным, эффективно воздействующим
на личность учащегося, а какой является «показухой», ведется «для галочки» и не
приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом
определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами
характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или
отсутствием талантов, способностей, увлечений.
4. Воспитание - процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента
непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что
воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность
(сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы учащийся осознал, чего именно
добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал
для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.
5. Воспитание - непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от
случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они
ни были, не способны сильно повлиять на поведение личности. Для этого необходима
система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт
педагога и учащихся. Если же процесс воспитания нерегулярен, то педагогу
постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем
забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние,
вырабатывать у учащегося новые устойчивые привычки.
6. Воспитание - комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач,
содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее
целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое
развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя
формировать «по частям», либо, уделяя внимание только формированию сознания,
либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и
чувства.
7. Воспитание - двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях:
от педагога к ребёнку (прямая связь) и от ребёнка к педагогу (обратная связь).
Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той
информации, которая поступает к педагогу от учащихся. Чем больше информации об
особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках учащегося
имеется
в
распоряжении
педагога,
тем
целесообразнее
и
эффективнее
он
осуществляет воспитательный процесс
Это значит, что под воспитанием мы будем понимать
целенаправленную
деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств
или
какое-нибудь
конкретное
качество
(например,
воспитание
творческой
активности).
В
результате
организации
воспитательной
работы,
культурно-досуговой
деятельности
в
ДО
должно
происходить
как
изменение
уровня
воспитанности
каждого
учащегося,
так
и
изменение
характера
отношений
между
участниками
воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий
«воспитательный процесс» и «воспитательная система».
Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов (средств,
форм, методов, технологий, содержания учебной и внеучебной деятельности),
которые создают качественно новые условия для развития и формирования личности.
Центральное ядро системы составляет цель воспитания.
Воспитательный
процесс –
это
профессионально
организованный
целостный
учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью,
сотрудничеством,
культурным
содержанием
и
методами
освоения
культуры.
Основные компоненты воспитательного процесса: Целевой компонент (цели, задачи
и социализация личности).
Между
понятиями
«воспитательная
система»
и
«воспитательный
процесс»
чётко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных
педагогических
целей
в
образовательном
учреждении
создаётся
и
развивается
воспитательная
система,
с
другой
–
эта
система
выступает
в
качестве
главного
фактора успешного решения воспитательных задач. По специфике дополнительного
образования, развитие
самой воспитательной системы, у которой
достаточно
сложная
структура
и
даёт
возможность
добиться
успеха
и
избежать
неудач
в
воспитательной деятельности. С одной стороны воспитательная система- психолого-
педагогическая, с другой внеучебно-педагогическая и она влияет на учащихся не
только, как педагогический фактор (через педагогов, занятия, различные задания), но
и
как внеучебный фактор (через включенность в окружающую среду, через её
отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, через
психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых.
Воспитательная
деятельность
в
дополнительном
образовании
предполагает
наличие определённых компонентов, совокупность которых позволит решить задачи,
направленные
на
формирование
всестороннего
развития
учащихся,
а
именно:
создание
условий
для
равного
проявления
учащимися
своих
индивидуальных
способностей;
использование
активных
и
нестандартных
форм
внеурочной
деятельности
учащихся,
отвечающих
их
интересам
и
возможностям;
развитие
способностей адекватно оценивать свои и
чужие достижения; помочь детям ясно
мыслить,
исследовать
и
анализировать
реальность;
помочь
детям
научиться
принимать
решения
самостоятельно
и
в
группе;
научить
детей
сочувствию;
развивать в детях открытость, умение выражать своё отношение к другим; помочь
детям
достичь
баланса
между
стремлением
к
личной
свободе
и
близким
отношениям;
помочь
детям
открыть
для
себя
искусство
достигать
внутренней
гармонии и уравновешенности; развивать в себе сильные стороны своего характера.
Таким
образом,
реализация
воспитательных
задач
в
дополнительном
образовании позволяет ребёнку осуществить процесс своего общения с искусством,
техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми. При этом очень важно,
чтобы он делал это рационально, продуктивно, творчески и успешно
Методика
организации
воспитательной
работы
в
ДО
включает
в
себя
совокупность
педагогических
методов
и
социально-культурной
деятельности,
сочетание
которых
и
правильное
применение
позволяет
достичь
поставленные
воспитательные цели. Так можно выделить группы методов прямого и косвенного
педагогического влияния.
Приведите примеры прямого и косвенного педагогического влияния.
Прямой
метод
–
это
немедленная
или
отсроченная
реакция
ученика
на
советующие действия, косвенные – это создание такой ситуации, в которой у ребёнка
формируется
советующая
установка
на
самосовершенствование,
на
выработку
определённой позиции в отношениях.
К методам педагогического влияния воспитательной деятельности относятся:
методы
воздействия
на
эмоциональную
сферу,
на
интеллектуальную
сферу,
на
мотивационную
сферу,
на
волевую
сферу,
на
сферу
саморегуляции,
методы
воздействия на предметно-практическую сферу.
Метод
воздействия
на
интеллектуальную
сферу-
это
в
основном
метод
убеждения,
через
исторические,
литературные
аналогии,
притчи,
басни,
театрализованные представления, разнообразные дискуссии. В основе этого лежат
логические выводы, сделанные самим ребёнком.
Методы
воздействия
на
мотивационную
сферу
включают
в
себя
методы
стимулирования. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его
компоненты,
как
поощрение
и
наказание.
Поощрением
выражается
позитивная
оценка действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки,
благоприятные
эмоции,
вселяет
уверенность.
Поощрение
может
проявляться
в
различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почётных
прав,
награждение
и
др.
поощрение
должно
быть
справедливым,
как
правило,
согласованным с мнением коллектива и представлять собой естественное содействие
поступка ученика, а не следствие его стремления получить поощрение. Поэтому
поощрение
требует
тщательной
дозировки
и
осторожности,
так
как
неумение
использовать
этот
метод
может
принести
вред
воспитанию.
Наказание
–
это
компонент
педагогического
стимулирования,
применение
которого
должно
предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство
вины
перед
собой
и
другими
людьми.
К
видам
наказания
относят
наложение
дополнительных
обязанностей,
лишение
или
ограничение
определённых
прав,
выражение
морального
порицания,
осуждения
и
др.
Наказание
–
это
сильнодействующий
метод,
поэтому
оно
ни
в
коем
случае
не
должно
унижать
достоинство учащегося.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагает формирование у
детей необходимых
навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих
эмоциональных
состояний
и
причин,
их
порождающих.
Основным
методом,
оказывающим
влияние
на
эмоциональную
сферу
ребёнка,
является
внушение
и
самовнушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и
волю человека использование этого метода способствует переживанию детьми своих
поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.
Методы
воздействия
на
волевую
сферу
предполагает
развитие
у
детей
инициативы,
уверенности
в
своих
силах,
развитие
настойчивости,
умение
преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения
владеть
собой
(выдержка,
самообладание);
совершенствование
навыков
самостоятельного поведения
и т.п. основное влияние на формирование
волевой
сферы оказывают методы требования, которые различают как прямые и косвенные.
Для прямого требования характерны императивность, определённость, конкретность
и
точность.
Косвенное
требование
(совет,
просьба,
намёк,
выражение
доверия,
одобрение и т.д) .
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у
учащихся анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего
поведения и состояния других людей, формирования навыков честного отношения к
себе и другим людям.
Методы
воздействия
на
предметно-практическую
сферу
направлены
на
развитие
у
детей
качеств,
помогающих
ему
реализовать
себя
и
как
существо
общественное,
и
как
неповторимую
индивидуальность(решение
какой-либо
проблемы, создание условий для включения учащихся в систему новых для них
отношений,
метод моральных дилемм,
метод рефлексии, означающий процесс
размышления о происходящем в его собственном сознании).
Тем не менее, в современных условиях модернизации учебно-воспитательного
процесса
не
все
методики
педагогического
ресурса
используются
в
организации
воспитательной
и
досуговой
деятельности
дополнительного
образования
детей.
Анализ
методов
показал,
что
они
имеют
важное
значение,
для
организации
педагогических условий. Детей можно и нужно обучать искусству организации и
проведения воспитательной деятельности и досуга. Педагогические усилия в этом
направлении
не
бессмысленны.
При
этом
именно
разнообразная
классификация
методов может оказать педагогу неоценимую услугу в формировании успешности в
воспитательной деятельности. Чем шире и разнообразнее будут применяться методы,
тем
большие возможности открываются перед педагогами в развитии личности
детей. Лишь разнообразие методов, приёмов, форм, технологий в воспитательной
деятельности
способствуют
созданию
и
укреплению
воспитательной
системы
учреждения в целом.