Напоминание

Как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности педагога ДО


Автор: Беленкова Екатерина Михайловна
Должность: Методист по дополнительному образованию
Учебное заведение: МКУ ДО "Дом творчества"
Населённый пункт: город Бодайбо Иркутской области
Наименование материала: сообщение для педагогического совета
Тема: Как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности педагога ДО
Раздел: дополнительное образование





Назад




Как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности

педагога дополнительного образования.

«Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей

суммой влияний, которым он подвергается.

Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и

отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а

логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных»

А.С. Макаренко.

Воспитательная

деятельность

в

дополнительном

образовании

является

благоприятной почвой для формирования у детей фундаментальных человеческих

потребностей.

С

началом

образовательного

процесса

у

ребёнка

изменяется

весь

жизненный уклад и закладывается фундамент нравственного поведения, происходит

усвоение предлагаемых педагогом или родителями моделей поведения, общения,

взаимодействия.

Своеобразие

образовательной

деятельности

в

воспитательном

процессе

в

дополнительном

образовании

состоит

в

том,

что

она

носит

более

свободный,

непринуждённый

характер, всецело строится на интересе и носит занимательный

характер, так как в ней присутствует элемент игры, где педагог выступает в роли

наставника и посредника.

Организация

воспитательной

работы

в

образовательной

деятельности

рассматривается как целостная динамическая система. В связи с этим нужно хорошо

знать

психофизические

особенности

учащихся,

умело

проектировать

близкие,

средние

и

далёкие

перспективы

развития,

превращая

их

в

конкретные

воспитательные задачи.

Хотя в истории отечественной педагогики был период, когда учёные предлагали

отказаться от

термина «воспитание» и заменить его

более широким понятием

«образование».

Сейчас

все

почувствовали

и

осознали,

что

образование

без

воспитания существовать не может и что именно воспитание

остаётся сегодня

единственной опорой и созидающим началом в нашем обществе.

Что же такое воспитание сегодня? (работа педагогов в группах) . Каждой из

групп предлагается ознакомиться с одним из существующих сегодня определений

понятия

«воспитание»,

подготовить

его

комментарий,

обосновать

приемлемость

( неприемлемость) его для ДО.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий

для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,

духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества и государства;

1. Воспитание - целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным

ориентиром в работе педагога служит социальный заказ как совокупность

нравственных норм, принятых в обществе. Воспитание становится эффективным,

когда педагог специально выделяет его цель, отражающую модель личности

воспитанника. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель

воспитания известна и понятна ученику, когда он соглашается с нею, принимает ее и

в процессе самовоспитания опирается на те же ориентиры.

2. Воспитание - многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог

должен учитывать множество объективных и субъективных факторов, осложняющих

воспитательный процесс или способствующих успешности его протекания. В числе

объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, следует рассматривать

различные стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру, идеологию,

мораль, право, религию и др.); среди субъективных факторов - социальную среду, в

которой воспитывается личность (влияние семьи, школы, друзей, значимых

личностей), а также индивидуально-личностные особенности воспитанника.

3. Воспитание - субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его

результатов. Это объясняется тем, что результаты воспитания не имеют четкого

количественного выражения, поэтому нельзя точно сказать, какой ученик воспитан

отлично, а какой - неудовлетворительно. В силу этого трудно определить, какой

воспитательный процесс можно считать качественным, эффективно воздействующим

на личность учащегося, а какой является «показухой», ведется «для галочки» и не

приносит желаемого результата. Субъективный характер воспитания во многом

определяется личностью педагога, его педагогическими умениями, чертами

характера, личностными качествами, ценностными ориентирами, наличием или

отсутствием талантов, способностей, увлечений.

4. Воспитание - процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента

непосредственного воспитательного воздействия. Это происходит в силу того, что

воспитание призвано оказать глубинное, комплексное воздействие на личность

(сознание, поведение, эмоции и чувства). Чтобы учащийся осознал, чего именно

добивается педагог, адекватно прореагировал на воспитательное воздействие и сделал

для себя правильные выводы, необходимо время. Иногда на это уходят целые годы.

5. Воспитание - непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от

случая к случаю». Отдельные воспитательные мероприятия, какими бы яркими они

ни были, не способны сильно повлиять на поведение личности. Для этого необходима

система регулярных педагогических воздействий, включающих постоянный контакт

педагога и учащихся. Если же процесс воспитания нерегулярен, то педагогу

постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем

забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние,

вырабатывать у учащегося новые устойчивые привычки.

6. Воспитание - комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач,

содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее

целостного формирования личности, в которой гармонично представлено высокое

развитие сознания, поведения и чувств. Это означает, что личность нельзя

формировать «по частям», либо, уделяя внимание только формированию сознания,

либо делая упор на развитие норм и правил поведения, либо формируя эмоции и

чувства.

7. Воспитание - двусторонний процесс, поскольку он идет в двух направлениях:

от педагога к ребёнку (прямая связь) и от ребёнка к педагогу (обратная связь).

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той

информации, которая поступает к педагогу от учащихся. Чем больше информации об

особенностях, способностях, склонностях, достоинствах и недостатках учащегося

имеется

в

распоряжении

педагога,

тем

целесообразнее

и

эффективнее

он

осуществляет воспитательный процесс

Это значит, что под воспитанием мы будем понимать

целенаправленную

деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств

или

какое-нибудь

конкретное

качество

(например,

воспитание

творческой

активности).

В

результате

организации

воспитательной

работы,

культурно-досуговой

деятельности

в

ДО

должно

происходить

как

изменение

уровня

воспитанности

каждого

учащегося,

так

и

изменение

характера

отношений

между

участниками

воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий

«воспитательный процесс» и «воспитательная система».

Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов (средств,

форм, методов, технологий, содержания учебной и внеучебной деятельности),

которые создают качественно новые условия для развития и формирования личности.

Центральное ядро системы составляет цель воспитания.

Воспитательный

процесс

это

профессионально

организованный

целостный

учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью,

сотрудничеством,

культурным

содержанием

и

методами

освоения

культуры.

Основные компоненты воспитательного процесса: Целевой компонент (цели, задачи

и социализация личности).

Между

понятиями

«воспитательная

система»

и

«воспитательный

процесс»

чётко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных

педагогических

целей

в

образовательном

учреждении

создаётся

и

развивается

воспитательная

система,

с

другой

эта

система

выступает

в

качестве

главного

фактора успешного решения воспитательных задач. По специфике дополнительного

образования, развитие

самой воспитательной системы, у которой

достаточно

сложная

структура

и

даёт

возможность

добиться

успеха

и

избежать

неудач

в

воспитательной деятельности. С одной стороны воспитательная система- психолого-

педагогическая, с другой внеучебно-педагогическая и она влияет на учащихся не

только, как педагогический фактор (через педагогов, занятия, различные задания), но

и

как внеучебный фактор (через включенность в окружающую среду, через её

отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, через

психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых.

Воспитательная

деятельность

в

дополнительном

образовании

предполагает

наличие определённых компонентов, совокупность которых позволит решить задачи,

направленные

на

формирование

всестороннего

развития

учащихся,

а

именно:

создание

условий

для

равного

проявления

учащимися

своих

индивидуальных

способностей;

использование

активных

и

нестандартных

форм

внеурочной

деятельности

учащихся,

отвечающих

их

интересам

и

возможностям;

развитие

способностей адекватно оценивать свои и

чужие достижения; помочь детям ясно

мыслить,

исследовать

и

анализировать

реальность;

помочь

детям

научиться

принимать

решения

самостоятельно

и

в

группе;

научить

детей

сочувствию;

развивать в детях открытость, умение выражать своё отношение к другим; помочь

детям

достичь

баланса

между

стремлением

к

личной

свободе

и

близким

отношениям;

помочь

детям

открыть

для

себя

искусство

достигать

внутренней

гармонии и уравновешенности; развивать в себе сильные стороны своего характера.

Таким

образом,

реализация

воспитательных

задач

в

дополнительном

образовании позволяет ребёнку осуществить процесс своего общения с искусством,

техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми. При этом очень важно,

чтобы он делал это рационально, продуктивно, творчески и успешно

Методика

организации

воспитательной

работы

в

ДО

включает

в

себя

совокупность

педагогических

методов

и

социально-культурной

деятельности,

сочетание

которых

и

правильное

применение

позволяет

достичь

поставленные

воспитательные цели. Так можно выделить группы методов прямого и косвенного

педагогического влияния.

Приведите примеры прямого и косвенного педагогического влияния.

Прямой

метод

это

немедленная

или

отсроченная

реакция

ученика

на

советующие действия, косвенные – это создание такой ситуации, в которой у ребёнка

формируется

советующая

установка

на

самосовершенствование,

на

выработку

определённой позиции в отношениях.

К методам педагогического влияния воспитательной деятельности относятся:

методы

воздействия

на

эмоциональную

сферу,

на

интеллектуальную

сферу,

на

мотивационную

сферу,

на

волевую

сферу,

на

сферу

саморегуляции,

методы

воздействия на предметно-практическую сферу.

Метод

воздействия

на

интеллектуальную

сферу-

это

в

основном

метод

убеждения,

через

исторические,

литературные

аналогии,

притчи,

басни,

театрализованные представления, разнообразные дискуссии. В основе этого лежат

логические выводы, сделанные самим ребёнком.

Методы

воздействия

на

мотивационную

сферу

включают

в

себя

методы

стимулирования. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его

компоненты,

как

поощрение

и

наказание.

Поощрением

выражается

позитивная

оценка действий учащихся. Оно закрепляет положительные навыки и привычки,

благоприятные

эмоции,

вселяет

уверенность.

Поощрение

может

проявляться

в

различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почётных

прав,

награждение

и

др.

поощрение

должно

быть

справедливым,

как

правило,

согласованным с мнением коллектива и представлять собой естественное содействие

поступка ученика, а не следствие его стремления получить поощрение. Поэтому

поощрение

требует

тщательной

дозировки

и

осторожности,

так

как

неумение

использовать

этот

метод

может

принести

вред

воспитанию.

Наказание

это

компонент

педагогического

стимулирования,

применение

которого

должно

предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство

вины

перед

собой

и

другими

людьми.

К

видам

наказания

относят

наложение

дополнительных

обязанностей,

лишение

или

ограничение

определённых

прав,

выражение

морального

порицания,

осуждения

и

др.

Наказание

это

сильнодействующий

метод,

поэтому

оно

ни

в

коем

случае

не

должно

унижать

достоинство учащегося.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагает формирование у

детей необходимых

навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих

эмоциональных

состояний

и

причин,

их

порождающих.

Основным

методом,

оказывающим

влияние

на

эмоциональную

сферу

ребёнка,

является

внушение

и

самовнушение. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и

волю человека использование этого метода способствует переживанию детьми своих

поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

Методы

воздействия

на

волевую

сферу

предполагает

развитие

у

детей

инициативы,

уверенности

в

своих

силах,

развитие

настойчивости,

умение

преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения

владеть

собой

(выдержка,

самообладание);

совершенствование

навыков

самостоятельного поведения

и т.п. основное влияние на формирование

волевой

сферы оказывают методы требования, которые различают как прямые и косвенные.

Для прямого требования характерны императивность, определённость, конкретность

и

точность.

Косвенное

требование

(совет,

просьба,

намёк,

выражение

доверия,

одобрение и т.д) .

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у

учащихся анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего

поведения и состояния других людей, формирования навыков честного отношения к

себе и другим людям.

Методы

воздействия

на

предметно-практическую

сферу

направлены

на

развитие

у

детей

качеств,

помогающих

ему

реализовать

себя

и

как

существо

общественное,

и

как

неповторимую

индивидуальность(решение

какой-либо

проблемы, создание условий для включения учащихся в систему новых для них

отношений,

метод моральных дилемм,

метод рефлексии, означающий процесс

размышления о происходящем в его собственном сознании).

Тем не менее, в современных условиях модернизации учебно-воспитательного

процесса

не

все

методики

педагогического

ресурса

используются

в

организации

воспитательной

и

досуговой

деятельности

дополнительного

образования

детей.

Анализ

методов

показал,

что

они

имеют

важное

значение,

для

организации

педагогических условий. Детей можно и нужно обучать искусству организации и

проведения воспитательной деятельности и досуга. Педагогические усилия в этом

направлении

не

бессмысленны.

При

этом

именно

разнообразная

классификация

методов может оказать педагогу неоценимую услугу в формировании успешности в

воспитательной деятельности. Чем шире и разнообразнее будут применяться методы,

тем

большие возможности открываются перед педагогами в развитии личности

детей. Лишь разнообразие методов, приёмов, форм, технологий в воспитательной

деятельности

способствуют

созданию

и

укреплению

воспитательной

системы

учреждения в целом.



В раздел образования