Напоминание

Технология создания ситуации успеха на уроке.


Автор: Кабанова Юлия Павловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №11 "Гармония"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Технология создания ситуации успеха на уроке.
Раздел: среднее образование





Назад




Кабанова Ю.П.

Учитель английского языка

Гимназии №11 «Гармония»

г. Новосибирска

Технология создания ситуации успеха на уроке.

Три пригоршни счастья и пригоршня смеха,

Такое начало любого успеха.

Щепотка удачи и тонна терпенья,

Такое начало любого везения,

Немного надежды и масса труда,

Тогда вы добьетесь всего и всегда.

М. Шадуя

Современное образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие

его

Личностных

особенностей,

интересов;

уважение

его

достоинств;

доверие

к

нему;

понимание

социально-педагогической

ситуации

его

развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его

способностей

и

дарований;

оказание

комплексной

психолого-

педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл

деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику

ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать

свои

возможности,

поверить

в

себя.

Сегодня

мы

поведем

разговор

о

ситуации

успеха,

ее

типах

и

технологии

её

создании

в

практической

деятельности учителей.

Очень

часто

в

нашей

повседневной

работе

нам

приходится

сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние

задания,

расширять

запас

своих

знаний.

Почему

это

происходит?

Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он

надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение

со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма - самая

серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе?

Виновата ли этом школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом

учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному

процессу и при помощи чего?

На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники,

но педагоги прошлых лет.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к

учению.

А

интерес

к

учению

появляется

только

тогда,

когда

есть

вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский

утверждал,

что

методы,

используемые

в

учебной

деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего

мира, а учебное заведение стать школой радости.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и

педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку.

Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на

успех в жизни.

Доктор

педагогических

наук

Белкин

настаивает,

что

если

ребенка

лишить веры в себя, трудно надеятся на его светлое будущее.

Успешный ученик

Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:

- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых

школой,– всему классу одну и ту же;

- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать,

понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным

критерием школьной успешности;

- способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно:

знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

- положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса –

ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать

успешным;

- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой

успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя,

а учитель не понимает и не принимает ученика;

- позитивные отношения с одноклассниками;

- хорошее физическое и психическое здоровье;

- позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный,

задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не

только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и

самоощущение самого ребенка.

Учитель

должен

создать

источник

внутренних

сил

ребенка,

рождающий

энергию

для

преодоления

трудностей,

желания

учиться.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы

уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что

ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной

деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация

успеха -

это

сочетание

условий,

которые

обеспечивают

успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что

способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления,

вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности,

эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день.. Даже разовое

переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие,

ритм

деятельности

и

взаимоотношения

с

окружающими.

Необходимым

условием

для

развития

личности,

ее

защищенности,

психологического

комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного

коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной,

подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная.

Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. В

основе

ожидания

успеха,

как

правило,

у

младших

школьников

лежит

стремление

заслужить

одобрение

старших,

у

подростков

-

реакция

одноклассников,

стремление

утвердить

свое

«Я»,

«сделать

заявку»

на

будущее.

Младший

школьник

не

столько

осознает

успех,

сколько

переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Как

помочь

ребенку

поверить

в

себя,

осознать

собственные

возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию

успеха.

Деятельность,

приносящая

успех,

является

основным

фактором

личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник

его внутренних сил и энергии.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным

занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено

рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и

умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая

саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для

школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от

процесса

и

результата

самостоятельно

выполненной

деятельности.

Технологически

эта

помощь

обеспечивается

рядом

операций,

которые

осуществляются

в

психологической

атмосфере

радости

и

одобрения,

создаваемые

вербальными

(речевыми)

и

не

вербальными

(мимико-

пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации,

мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и

доброжелательная

мимика,

создают

в

сочетании

благоприятный

психологический

фон,

помогающий

ребенку

справиться

с

поставленной

перед ними задачей.

Успех

сугубо

индивидуален.

Значимость

его

пока

всё

же

определяется

нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять

свои достижения с предложенным уровнем.

Итак, ситуацию успеха нужно создавать в учебной деятельности. Но, как и

любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой

последовательной цепи:

установка

на

деятельность

(эмоциональная

подготовка

ученика

к

решению учебной задачи);

обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного

решения);

сравнение

полученных

результатов

с

предполагаемыми

(осознанное

отношение к результату своего учебного труда).

Следовательно,

если

ситуацию

успеха

создать

последовательно

и

сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,

боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди

учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная

работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

1. Авторитарная рассадка – необходима для создания обстановки сообщения

информации.

Это

наш

традиционный

урок.

Все

ученики

видят

только

учителя, да ещё спины сидящих впереди товарищей. Чтобы увидеть друг

друга,

надо

повернуться,

а

вертеться

на

уроке

нельзя.

Поэтому

такая

рассадка вряд ли позволит обсуждать, размышлять, потому что главное –

слушать учителя.

2. Демократическая – творческий полукруг – позволяет познакомиться с

индивидуальностью

каждого,

даёт

возможность

учащимся

почувствовать

себя

в

коллективе,

а

также

создаёт

отношение

творческой

взаимосвязи,

единство общения и деятельности.

3. Круглый стол – замыкает пространство общения, ограничивает число

участников, облегчает контакт, обмен информацией. Позволяет пережить

радость

совместных

открытий.

В

таком

пространстве

могут

проходить

беседы,

совместные

обсуждения,

мозговые

атаки,

а

также

поэтические,

музыкальные вечера.

4. Дискуссионная, или конкурирующая – выявляет групповые, субъективные

позиции,

мнения,

точки

зрения.

Проведение

дискуссий,

диспутов,

совещаний.

5. Лучевая (состязательная) ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ – предусматривает

диалог преподавателей, имеющих разные подходы, позиции к содержанию

учебного

материала,

а

также

создание

каждым

учителем

своей

содержательной «зоны».

6. Групповая (коллективно – творческая) – предусматривает организацию

работы по группам для создания общего целостного результата. Проведение

творческих, коллективных дел.

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что

его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою

очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

«Подводным камнем» здесь может оказаться тип мотивации личности.

Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия

ребёнка

направлены

на

достижение

конструктивных,

положительных

результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении

успеха.

Мотивация

боязни

неудачи

относится

к

негативной

сфере.

При

данном типе мотивации ребёнок стремится прежде всего избежать срыва,

неудачи, порицания, наказания.

Анализ

многочисленных

экспериментальных

психологиче ских

исследований,

выполненных

в

рамках

данной

проблематики,

позволяет

создать обобщённый портрет этих двух типов личности.

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА

Личности

этого

типа

обычно

активны,

инициативны.

Если

встречаются

препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности

и степень её активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля.

Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать своё

будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают

брать

на

себя

средние

по

трудности

или

же

слегка

завышенные, хотя и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально

достижимые цели, если рискуют, то расчётливо.

Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При

выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита

времени результативность деятельности, как правило, улучшается.

МОТИВАЦИЯ БОЯЗНИ НЕУДАЧ

Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины

отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели, плохо

оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают лёгкие

задания, не требующие особых трудовых затрат.

Склонны

к

переоценке

своих

успехов.

При

выполнении

заданий

проблемного

характера,

в

условиях

дефицита

времени

результативность

деятельности

ухудшается.

Отличаются,

как

правило,

меньшей

настойчивостью в достижении цели.

Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего.

Планируют своё будущее на менее отдалённые промежутки времени.

В

случае

неудачи

при

выполнении

какого

либо

задания

его

притягательность, как правило, снижается.

Диагностика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в школьной

практике может успешно осуществляться методом наблюдения. Решающим

обстоятельством

здесь

является

то,

что

педагог

и

психолог

имеют

возможность

наблюдать

поведение

и

деятельность

ученика

в

различных

жизненных и учебных ситуациях.

3.

Скрытое

инструктирование

ребенка в

способах

и

формах

совершения

деятельности.

Помогает

ребенку

избежать

поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."

4. Внесение мотива.

Показывает

ребенку

ради

чего,

ради

кого

совершается

данная

деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой

деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

6.

Мобилизация

активности

или

педагогическое

внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам

уже

не

терпится

начать

работу..."

"Так

хочется

поскорее

увидеть..."

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-

то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".

Если

человек

ориентирован

на

успех,

он

не

испытывает

страха

перед

неудачей, а если на избегание неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои

возможности,

колебаться

при

принятии

решения.

Для формирования у

ученика мотивации на достижение результата могут применяться следующие

методы и приемы:

дифференциация заданий, т.е. поручение ученику выполнение задачи

того уровня сложности, который ему по силам. Учащиеся, мотивированные

на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели.

Мотивированные

на

избегание

сильно

завышенные

или

сильно

заниженные. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку

в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию

результатов.

– стараться на уроке осуществлять постоянную «обратную связь», т.е.

обратиться к каждому ученику и не один раз – корректировать неправильно

понятое.

очень

важно

умение

ставить цель,

определять

зону

ближайшего

развития,

поэтому

следует

делать

особый

упор

на целеполагание

школьников,

прежде

всего

на реалистичность

в

целеполагании,

надо

укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на

закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному

объяснению своих успехов и неудач. Цель, поставленная учителем, должна

стать

целью

ученика.

Для

развития

этих

умений

можно

использовать

следующие приемы.

В

начале

учебного

периода

можно

попросить

ребят

ответить

на

ряд

вопросов:

Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за триместр? Что

тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь, и в какой форме

тебе

нужна?

Как

ты

поймешь,

что

результат

достигнут?

Иногда

предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом

в дневник.

Примерное содержание заданий для детей: подумайте, чему вы хотите

сегодня

научиться

на

занятии;

не

возникли

ли

у

вас

дополнительные

предложения

по

изучению

учебного

материала;

сформулируйте

учебные

задачи (или выберите из предложенных);

ответьте себе, удалось ли вам

решить учебную задачу;

определите свои затруднения во время занятия;

представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для

получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи; что вы сделали,

чтобы написать эту работу на «5»? Подобные рассказы помогают ученикам

делиться успешными обучающими стратегиями.

– особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня

притязаний и самооценки является обдуманное поощрение. Оценка учителя

повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в

целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.

При выставлении отметки учителем целесообразно поощрять и подкреплять

достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его

же

собственными.

Важно

подчеркнуть

все

положительные моменты,

продвижения в освоении материала и выявить

причины недостатков, а не

только их констатировать.

– во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать

свой

ответ

словами:

«Я

знаю,

что…».

Этот

прием

способствует

росту

уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

чтобы

упражнения

на

мотивы

и

цели

могли

использоваться

школьниками

в

реальных

условиях

жизни,

желательно,

чтобы

они

были

связанны с учебным материалом (и других предметов) или с ситуациями

жизни коллектива. Можно опираться на личный жизненный опыт подростка.

важным

представляется

и

рефлексивно-оценочный

этап. Учащиеся

учатся

анализировать

собственную

учебную

деятельность,

оценивать

ее,

сопоставляя результаты деятельности с поставленными задачами. Ученики

должны испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного,

счастье

познания

нового,

интересного.

Тем

самым

будет

формироваться

ориентация

на

переживание

таких

чувств

в

будущем,

что

приведет

к

возникновению

потребности

в

творчестве,

познании,

в

упорной

самостоятельной

учебе,

т.е.

к

появлению

положительной

устойчивой

мотивации учебной деятельности.

Также способствует развитию мотивов предоставление ученикам свободы

выбора и

снятие (насколько

возможно)

внешнего

контроля.

Свобода

выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина.

А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его

результаты.–

когда

ученик,

работая коллективно

в

группе

учащихся,

находясь

в

тесном

общении

с

ними,

наблюдает,

какой

большой

интерес

вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для

них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная

работа

может

представлять

значимость

сама

по

себе.

Ученая

работа

постепенно становится его потребностью и приобретает для него личную

ценность.

– в классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного

уважения.

Интерес

и

радость

должны

быть

основными

переживаниями

ребенка в школе и на уроках.

Приёмы достижения успеха.

Прием первый. Педагог вначале урока формулирует его цель и обозначает

объем работы, предлагая учащимся самим оценить, с чем они справятся и

какова «стоимость» каждого фрагмента работы.

Прием второй. Предлагается учащимся самим поставить себе оценку за

самостоятельную

работу.

Если

оценка

окажется

завышенной

или

же

заниженной, за педагогом остается право снизить или повысить ее.

Прием

третий.

Сообщая

учащимся

тему

урока,

педагог

предлагает

им

определить, с какой целью, для чего предполагается знакомство именно с

этой темой.

Прием четвертый. Давая задание на дом, педагог предлагает определить,

какую цель предполагает его выполнение.

Прием

пятый.

Организация

деловых

игр,

при

проведении

которых

учащимся предлагается перечень значимых для них целей, причем они сами

должны распределить эти цели по степени значимости. Результаты игры

обсуждаются. На тех учащихся, которые примитивно или легкомысленно от-

неслись к выполнению задания, оказывают влияние ответы более серьезных

одноклассников.

Это

дает

шанс

не

справившимся

с

заданием

учащимся

продумать и осознать свою позицию заново.

Прием

шестой.

Немаловажна

организация

работы

над

ошибками

в

процессе урока. Чаще всего исправление ошибок происходит во время ответа.

Педагог,

перебивая

отвечающего,

исправляет

ударения,

правописание

и

грамматические ошибки. Такой прием часто сбивает учащегося, отвлекая его

от главного — от процесса мышления. Исправив допущенную ошибку, он,

случается, забывает, о чем говорил, и теряет уверенность в себе.

Лучше, когда педагог внимательно слушает учащегося, делая в своей тетради

записи о допущенных ошибках, одновременно привлекая к этому процессу

других учеников. Ошибки исправляются после ответа, и типовые из них

включаются в модель последующих заданий в разных вариантах. Особенно

важен такой прием на уроках иностранного языка, когда педагог ставит себя в

позицию «иностранца», до которого нужно донести смысл высказывания.

Учащиеся

должны

не

бояться

говорить

на

иностранном

языке.

Если

их

поймут, это надо отметить как успех, что поможет не только освоить навыки

разговорной

речи,

но

и

приобрести

веру

в

свои

силы.

=

решение

коммуникативной задачи

Прием седьмой. Перед началом учебной четверти им предлагается самим

учесть

свои

желания

и

возможности

и

поставить

себе

предлагаемую

четвертую отметку. Такую же отметку предварительно выставляет и педагог.

Сопоставление этих оценок может побудить учащегося к тому, чтобы до-

казать себе и окружающим, на что он способен.

Все эти приемы призваны стимулировать учащихся на достижение успеха.

При этом, каждый учитель должен помнить, что поощрений на уроке всегда

должно быть больше, чем высказываний.

Основной прием.

Устно

комментируя предполагаемую отметку, надо

всегда

помнить,

что

здесь

важно

все:

оттенки

интонации,

поза,

взгляд,

мимика,

жесты.

Действия

учителя

не

должны

вызывать

отчуждение,

непринятие, агрессию. Некоторую погрешность в поведении учащиеся могут

позволить

лишь

тому

педагогу,

кого

по-настоящему

уважают.

Каждый

учитель должен помнить, что поощрений на его уроке всегда должно быть

больше, чем высказываний в адрес ученика.

25 способов поддержать ребёнка

- как ты это сделал?

- это действительно красиво

- это достижение

- я очень благодарна тебе

- это интересная точка зрения

- поздравляю!

- теперь ты достиг многого

- прекрасно!

- я ценю то, что ты сделал

- я думаю, что другие тоже хотели бы посмотреть

- всё идёт прекрасно

- это будет великолепно

- мне нравится, как ты…

- я рада, что ты мой ученик

- я могу сказать, что ты действительно ++++

- это интересный подход

- мне нравится, как ты это делаешь

- как ты себя чувствуешь?

- какая аккуратная работа!

- очень творчески

- ты на правильном пути

- ты очень хороший помощник

- я рада, что ты здесь

- спасибо за участие

- ты хороший друг, потому что…

Некоторые вопросы для диагностики и анализа восприятия ребёнком

степени своей успешности.

1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...

меня похвалят родители;

я хорошо знаю материал;

учительница будет рада;

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в

школу.

2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...

у меня испортится настроение;

меня накажут;

учительница будет недовольна;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропадет интерес к учебе.

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...

меня уважают;

обращают на меня внимание;

меня хвалят;

разговаривают со мной вежливо;

доверяют мне;

чувствуют, когда мне плохо;

называют по имени;

справедливо оценивают каждого.

4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...

у меня испортилось настроение;

учительница будет недовольна;

я расстроюсь;

я буду считаться плохим учеником;

у меня пропал интерес к предмету.

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...

меня хвалят;

ставят хорошие оценки;

вызывают меня к доске;

мне помогают;

доброжелательны ко мне;

меня понимают и поддерживают.

«Домашнее задание»

Информация к размышлению:

"Все,

что

перестает

удаваться,

перестает

и

привлекать" (Франсуа

де

Ларошфуко);

"Ребенок

должен

быть

убежден,

что

успехом

он

обязан,

прежде

всего,

с а м о м у

с е б е .

Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть

скры

той. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи

учителя...

радость успеха может померкнуть" (В.А. Сухомлинский).

Вопросы для обдумывания:

1.

Я

-

концепция

(существует

положительная

и

отрицательная).

Как

закреплять или формировать положительную Я – концепцию?

2.

Приём

авансирования.

Речь

идёт

о

случаях,

когда

учитель

заранее

предупреждает

о

самостоятельной

или

контрольной

работе,

предстоящей

проверке

знаний.

Как

отделить

авансирование

от

упреждающего контроля?

3.

Как обойти быстрое привыкание способных учеников к успеху, не

привести к девальвации радости, превращению уверенности в себе в

самоуверенность.

4.

Приём «эмоциональное поглаживание». Не грозит ли это девальвацией

похвалы? Как сделать, чтобы дети не переставали замечать их?

5.

Последствия успеха.

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? До сих пор мы говорили о

ситуации

успеха

только

в

позитивном

плане,

с

явно

оптимистических

позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня

успех, завтра, послезавтра... Не утратится ли острота его восприятия? Не

исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая

опасность

вполне

реальна.

Разумеется,

если

отбросить

в

сторону

диалектику воспитательного

процесса.

Существует

известное

выражение.

"Знание-сила!". Знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила?

Над

этим

стоит

подумать.

Оценка любого педагогического явления всегда

предусматривает рассмотрение в паре: успех- неуспех,

знание

-

незнание,

удача - неудача. Стремление к успеху - это способ преодоления неуспеха.

Стремление

к

знанию

-

способ

преодоления

незнания.

Неуспех

(соб -

ственный) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует.

Он

всегда возможен

и

даже

неизбежен,

без

него

успех

теряет

свою

привлекательность.

Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-

школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не

существует.

В отношении успеха стоит задуматься о следующем. Всякий ли успех можно

считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха

нужно добиваться? В этом педагогу важно не только хорошо разобраться, но

и четко определить позицию.

Если

ребенок

радуется

своим

достижениям,

не

успокаивается

на

них,

стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, -

стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. Прежде всего, потому, что любой успех никак нельзя

оторвать от двух главных вопросов: Во имя чего? Какими средствами?

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной

деятельности. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим

энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе

и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод:

успех в учебе - завтрашний успех в жизни!



В раздел образования