Напоминание

"Духовное-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"


Автор: Таболова Татьяна Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №92 "Облачко"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовное-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ

Таболова Татьяна Николаевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «ДС № 92 «Облачко»

Прикоснись ко мне добротой

И болезни все смоет рукой

И беда обойдет стороной.

Прикоснусь и я добротой.

Это девиз моей педагогической деятельности.

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных

задач образовательного учреждения, но не для кого не секрет, что большое

значение для решения этой задачи имеет семья. Семья является ведущим

каналом трансляции культурных ценностей. Задача духовно-нравственного

воспитания является главной задачей семейного воспитания. В российской

педагогике во спитание всегда

связывалось

с

раз витием духовно-

нравственной

сферы

и

ставило

перед

собой

основную

цель

– воспитать

ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в

возможность совершенствования мира и людей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в

семье.

Ценности

семейной

жизни,

усваиваемые

ребёнком

с

первых

лет

жизни,

имеют

непреходящее

значение

для

человека

в

любом

возрасте.

Взаимоотношения в семье проецируются ребенком на отношения в обществе

и составляют основу гражданского поведения человека.

Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и

будет важнейшим институтом воспитания духовных качеств ребенка.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное

окружение

наполняются

конкретным

содержанием

такие

понятия,

как

«Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и

род», «мой дом».

Работу

с

родителями

я

планирую

с

учетом

пяти

образовательных

областей (Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое

развитие;

художественно-эстетическое

развитие;

физическое

развитие).

Я использую как традиционные формы работы (родительские собрания,

консультации, опросы), которые помогают организовать содержательную и

целенаправленную работу с родителями. Однако использование этих форм не

всегда

способствует

возникновению

интереса

у

родителей

к

вопросам

педагогики и психологии детей.

Поэтому я активно применяю нетрадиционные формы работы, которые

позволяют

не

только

установить

контакт

с

родителями,

но

и

создать

благоприятную эмоциональную почву, чтобы родители лучше воспринимали

советы

педагога,

становились

более

откровенными,

открытыми

для

восприятия, стали активными участниками воспитательно-образовательного

процесса группы.

В

своей

педагогической

деятельности,

я

использую

следующие

нетрадиционные формы работы с родителями:

Семейный клуб;

Занятия в театральной студии «Веселинка»;

Семейные встречи;

Совместные прогулки, экскурсии;

Родительский университет;

Вовлечение в совместную творческую деятельность.

Приоритетной

для

формирования

основ

нравственности

является

задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,

семейными

традициями

и

обычаями.

Поэтому

задача

образовательного

учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей,

родом,

родственниками;

инициировать

осознание

детьми

семейных

ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно

относиться

к

памяти

прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в

данном направлении способствует формированию бережного отношения к

семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может

обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен,

поговорок,

обеспечить

передачу

потомкам

всего

положительного,

что

накапливается семьей и народом.

Формирование представлений воспитанников о своей семье я начала

через создание детьми вместе со своими родителями семейного герба. Дети

представляли герб семьи и рассказали о своих родителях, братьях и сестрах,

семейных традициях.

Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического

древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей

фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям

начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

-

корни

каждого

в

истории

и

традициях

семьи,

своего

народа,

прошлом края и страны;

- семья – это хранительница духовных, национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном

возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание

целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие

ребенка

как

личности,

в

которой

концентрируются

идеалы

народа

и

государства.

Организация

взаимодействия

с

семьей

предполагает

обогащение

совместного досуга родителей и детей экскурсиями, проведение совместных

занятий

с

детьми,

участие

родителей

в

театрализованных

постановках

нравственного

содержания,

проведение

семейных

праздников

с

участием

родителей и детей.

В группе мы создали альбомы «Я и моя семья», «Русские народные

костюмы», «Интересные моменты нашей жизни».

ДОПИСАТЬ ФИЗО

Духовно-нравственное

становление

ребенка

достигается

еще

и

средствами

физической

культуры.

Физическая

культура

может

внести

весомый

вклад

в

решение

проблемы

духовно-нравственного

воспитания

дошкольников,

так

как

формирование

физических

качеств,

двигательных

навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт

личности. Во время занятий физкультурой и спортом развиваются чувства

коллективизма

и

патриотизма,

упорство

и

настойчивость,

смелость

и

честность,

происходит

становление

духовных

и

физических

качеств

личности.

Физически

развитый

человек,

крепкий,

сильный,

здоровый,

должен быть добрым, терпимым, должен уметь придти на помощь к тем,

кому она нужна и направить свои умения и силу только на добрые поступки.

Все эти качества формируются на занятия, досугах и праздниках, подвижных

играх, соревнованиях и эстафетах.

Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются

родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и

их родителей.

Не

менее

значительными

являются

такие

семейные

традиции

как

домашнее

чтение.

Поэтому

мы

организовали

в

группе

выставку

«Мы

и

книга», на которой были представлены фотографии ребенка и родителей

занятых чтением сказок, художественных книг.

Немаловажное

значение

в

духовно-нравственном

воспитании

имеет

приобщение воспитанников к традициям народов России. С этой целью мы

проводим

развлечения

совместно

с

родителями,

где

представлены

национальные костюмы, игры разных народов.

Создание

единой

системы духовно-нравственного

воспитания в

дошкольном

учреждении

на

основе

взаимодействия

всех

участников

образовательного

проце сса

дало

положительные

р е зул ьт ат ы .

Повысился духовно-нравственный

потенциал,

возрос

интерес

родителей

к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского

сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» - М.,

2004

2. Петрова В. И., Стульник Т. Д., «Нравственное воспитание в детском

саду.» - М., Мозайка-Синтез, 2008

3. Буре Р. С. «Основы духовно нравственного воспитания детей», 2009

4. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о духовно-нравственном

воспитании дошкольника», 2010

5.

Ветлугина

Н.

А.,

Казакова

Т.

Г.

«Нравственно

эстетическое

воспитание ребенка в детском саду», 2009

6. Решетникова Н. В., Кислицын Ю. Л. «Физическая культура: учебное

пособие»



В раздел образования