Автор: Виноградова Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Давыдовский лицей"
Населённый пункт: д. Давыдово, Московская область
Наименование материала: Доклад (кафедра начальной школы)
Тема: "Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Давыдовский лицей»
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выполнила: Виноградова Татьяна Андреевна,
учитель начальных классов
/ первая категория /
д. Давыдово, 2019 г.
Одной из главных проблем современного образования является снижение
у
учащихся
интереса
к
процессу
обучения
и
понижение
общего
уровня
культуры
учебного
труда.
Недостаточный
уровень
интереса
к
учению,
равнодушие
к
школьным
занятиям
является
причиной
накопления
отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.
Формирование у учащихся положительных эмоций к учению является
одной
из
важных
проблем
в
начальной
школе,
поскольку,
как
свидетельствуют
психологи,
именно
в
младшем
школьном
возрасте
наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к процессу
получения новых знаний. Поэтому важно, чтобы ученик уже в начальных
классах
понимал
мотивы
учения,
так
как
это
влияет
на
проявление
его
интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к
учебному процессу в целом.
Я считаю, что современный учитель должен чувствовать и понимать
детей,
и
тогда
дети
полюбят
своего
учителя
и
школу. А
для
этого
необходимо
создать
все
возможные
условия для
формирования
у
обучающихся положительных
эмоций
по
отношению
к
у ч е б н о й
деятельности.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное
отношение
к
учебной
деятельности
начинается
с
интереса,
поэтому
я
с
первых
дней
пребывания
в
школе
стараюсь
заинтересовать
ребёнка.
Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у
школьников
должно
сопровождаться
и
воздействием
на
эмоциональное
отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в
ней,
являются
следствиями
умелой
и
слаженной
работы
вс его
педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи
ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми
отношениями
школьника
с
учителями
и
товарищами,
отсутствием
конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3)
эмоции,
связанные
с
созданием
каждым
учеником
своих
больших
возможностей
в
достижении
успехов
в
учебной
работе,
в
преодолении
трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5)
положительные
эмоции,
возникающие
при
овладении
учащимися
приёмами самостоятельного добывания знаний.
Поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю
ребятам,
что
очень
рада
их
снова
видеть.
Мне
доставляют
радость
детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой,
его радость - моей радостью.
При создании ситуации успеха учитываю следующее:
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент
учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в
умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности
каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Я
стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, ведь всякий ребенок от
природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети
эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно
дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их
интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу
и оправдает все его надежды. Я отношусь ко всем одинаково, каждому
стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание. Я не боюсь
говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто
произношу «молодец», «умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем
скромны.
Ведь
это
воспитывает
уверенность
в
своих
силах,
вызывает
желание
сделать
следующий
шаг
более
твёрдым,
испытывать
чувство
похвалы
за
свой
труд,
ведь
это
пробуждает
интерес
к
знаниям.
Мои
одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и
крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.
Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и
требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу
понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне
доверил,
то
он
примет
мои
замечания,
поверит
и
сохранит
уважение
и
признательность.
Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-
воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить
положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть
достигнута
при
определённых
условиях:
необходимо
быть
твёрдым
и
последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и
считаться с интересами школьников. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда
пар, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при
вашем
приближении
они
затихают
и
перестают
отвлекаться.
Поощрение
является способом выражения положительной оценки поведения ребенка,
выполняя стимулирующую функцию в воспитании.
Вызывая положительные эмоции, что способствует формированию
позитивных
качеств,
таких
как:
чувства
собственного
достоинства,
доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и
многих других.
Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая
улыбка,
одобрительный
взгляд,
похвала,
благодарность.
Главное,
чтобы
поощрение
было
адекватным
поступку
ребенка,
его
возрасту,
интересам,
склонностям, учитель делал его искренно, не ожидая ответной благодарности
и обязательного безупречного поведения ребенка в будущем.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует
любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного
итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с 1 класса
каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет
составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и
умений, порадоваться его успехам.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое
использование
ИКТ
в
учебном
процессе. Сегодня
к
уроку
готовиться
и
проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя
заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных
проектов
и
т.д.
Современный
урок
проходит
живо,
активно
и
очень
интересно. Современный
урок
невозможно
представить
без
применения
информационно-коммуникативных технологий.
Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению
эффективности
образовательного
процесса
за
счет
высокой
степени наглядности;
-активизации
познавательной
деятельности,
повышению
качественной
успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших
школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации,
что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С
помощью
мультимедийных
презентаций
легко
акцентировать
внимание
обучающихся
на
значимых
моментах
излагаемой
информации.
Использование
кроссвордов,
иллюстраций,
рисунков,
различных
занимательных
заданий,
тестов
делает
урок
интересным.
Презентации
применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного
материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.
Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно
—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что
соответствует
требованиям
ФГОС.
Как
показывает
практика,
без
новых
информационных
технологий
уже
невозможно
представить
себе
современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными
для
обучающихся
начальной
школы,
а
для
учителей
становятся
нормой
работы.
Это,
на
мой
взгляд,
является
одним
из
важных
результатов
инновационной
работы
в
практике
работы
учителя
начальных
классов.
Благодаря
хорошему
техническому
оснащению
кабинета,
мы
можем
не
просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при
изучении материала.
Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и
прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве
может
раскрыться
каждый
ребенок,
потому
что
оно
разнообразно.
Оно
создает
благоприятную
эмоциональную
атмосферу.
В
творчестве
легче
создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом
процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на
самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться
вперед.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на
применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая
работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя. Я применяю
метод
проектного
обучения,
так
как
он
стимулирует
самостоятельность
обучающихся,
их
стремление
к
самовыражению,
формирует
активное
отношение
к
окружающему
миру,
способствует
сопереживанию
и
причастности к нему.
Большое внимание в своей работе уделяю личностно-ориентированному
подходу в учебной деятельности. И тогда каждый ребенок чувствует свою
значимость.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности. Одно из
главных условий, по моему мнению, – это доступность домашней работы.
Рационально
подхожу
к
дозированию
домашнего
задания,
используя
личностно-ориентированный подход в обучении, считаю необходимым давать
только посильное домашнее задание, с которым ребенок может справиться
самостоятельно. Во время прохождения какой-либо темы, даю, по желанию,
найти
какой-нибудь
материал,
и
дети
с
удовольствием
выполняют
такие
задания. Они приносят в школу книги, энциклопедии, словари, сообщения по
темам, родители по просьбе детей находят материал в интернете, являются
постоянными читателями школьной библиотеки.
С материалом, подготовленным дома, оцененным мной и
подредактированным,
ребята
знакомят
учащихся
других
классов.
Это
стимулирует к подготовке домашнего задания, а также вызывает желание
участвовать в учебном процессе.
Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие
технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения
их
здоровья
использую
различные
виды
деятельности
для
снятия
физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз,
музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».
Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его
семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь.
Много лет я буду присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно,
стану
их
хорошим
другом
на
всю
жизнь.
Я
знаю,
к
чему
мне
надо
стремиться в своей работе, в своей жизни….
Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять
интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный
климат в семье. Необходимо иметь связь родителя и классного руководителя,
чтобы
совместно
способствовать
развитию
личности
ребенка.
Такая
совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между
взрослыми и детьми. Для этого провожу регулярно родительские собрания и
личные беседы.
Каждый
прожитый
школьный
день,
горящие
глаза
моих учеников
побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд,
является необходимым условием личностного роста и профессионального
мастерства учителя.