Напоминание

"Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"


Автор: Виноградова Татьяна Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Давыдовский лицей"
Населённый пункт: д. Давыдово, Московская область
Наименование материала: Доклад (кафедра начальной школы)
Тема: "Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Давыдовский лицей»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила: Виноградова Татьяна Андреевна,

учитель начальных классов

/ первая категория /

д. Давыдово, 2019 г.

Одной из главных проблем современного образования является снижение

у

учащихся

интереса

к

процессу

обучения

и

понижение

общего

уровня

культуры

учебного

труда.

Недостаточный

уровень

интереса

к

учению,

равнодушие

к

школьным

занятиям

является

причиной

накопления

отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.

Формирование у учащихся положительных эмоций к учению является

одной

из

важных

проблем

в

начальной

школе,

поскольку,

как

свидетельствуют

психологи,

именно

в

младшем

школьном

возрасте

наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к процессу

получения новых знаний. Поэтому важно, чтобы ученик уже в начальных

классах

понимал

мотивы

учения,

так

как

это

влияет

на

проявление

его

интеллектуальной и волевой активности, формирование его отношения к

учебному процессу в целом.

Я считаю, что современный учитель должен чувствовать и понимать

детей,

и

тогда

дети

полюбят

своего

учителя

и

школу. А

для

этого

необходимо

создать

все

возможные

условия для

формирования

у

обучающихся положительных

эмоций

по

отношению

к

у ч е б н о й

деятельности.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное

отношение

к

учебной

деятельности

начинается

с

интереса,

поэтому

я

с

первых

дней

пребывания

в

школе

стараюсь

заинтересовать

ребёнка.

Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у

школьников

должно

сопровождаться

и

воздействием

на

эмоциональное

отношение школьников к учению.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в

ней,

являются

следствиями

умелой

и

слаженной

работы

вс его

педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи

ребенка

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми

отношениями

школьника

с

учителями

и

товарищами,

отсутствием

конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.

3)

эмоции,

связанные

с

созданием

каждым

учеником

своих

больших

возможностей

в

достижении

успехов

в

учебной

работе,

в

преодолении

трудностей, в решении сложных задач.

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

5)

положительные

эмоции,

возникающие

при

овладении

учащимися

приёмами самостоятельного добывания знаний.

Поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю

ребятам,

что

очень

рада

их

снова

видеть.

Мне

доставляют

радость

детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой,

его радость - моей радостью.

При создании ситуации успеха учитываю следующее:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.

– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент

учебной деятельности.

– Нельзя требовать от ученика невозможного.

– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в

умственном труде.

– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности

каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Я

стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, ведь всякий ребенок от

природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети

эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно

дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их

интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу

и оправдает все его надежды. Я отношусь ко всем одинаково, каждому

стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание. Я не боюсь

говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто

произношу «молодец», «умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем

скромны.

Ведь

это

воспитывает

уверенность

в

своих

силах,

вызывает

желание

сделать

следующий

шаг

более

твёрдым,

испытывать

чувство

похвалы

за

свой

труд,

ведь

это

пробуждает

интерес

к

знаниям.

Мои

одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и

крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и

требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу

понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне

доверил,

то

он

примет

мои

замечания,

поверит

и

сохранит

уважение

и

признательность.

Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-

воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить

положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть

достигнута

при

определённых

условиях:

необходимо

быть

твёрдым

и

последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и

считаться с интересами школьников. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда

пар, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при

вашем

приближении

они

затихают

и

перестают

отвлекаться.

Поощрение

является способом выражения положительной оценки поведения ребенка,

выполняя стимулирующую функцию в воспитании.

Вызывая положительные эмоции, что способствует формированию

позитивных

качеств,

таких

как:

чувства

собственного

достоинства,

доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и

многих других.

Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая

улыбка,

одобрительный

взгляд,

похвала,

благодарность.

Главное,

чтобы

поощрение

было

адекватным

поступку

ребенка,

его

возрасту,

интересам,

склонностям, учитель делал его искренно, не ожидая ответной благодарности

и обязательного безупречного поведения ребенка в будущем.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует

любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного

итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с 1 класса

каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет

составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и

умений, порадоваться его успехам.

Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое

использование

ИКТ

в

учебном

процессе. Сегодня

к

уроку

готовиться

и

проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя

заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных

проектов

и

т.д.

Современный

урок

проходит

живо,

активно

и

очень

интересно. Современный

урок

невозможно

представить

без

применения

информационно-коммуникативных технологий.

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению

эффективности

образовательного

процесса

за

счет

высокой

степени наглядности;

-активизации

познавательной

деятельности,

повышению

качественной

успеваемости обучающихся;

-развитию наглядно—образного, информационного мышления;

совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших

школьников;

-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации,

что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С

помощью

мультимедийных

презентаций

легко

акцентировать

внимание

обучающихся

на

значимых

моментах

излагаемой

информации.

Использование

кроссвордов,

иллюстраций,

рисунков,

различных

занимательных

заданий,

тестов

делает

урок

интересным.

Презентации

применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного

материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.

Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно

—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что

соответствует

требованиям

ФГОС.

Как

показывает

практика,

без

новых

информационных

технологий

уже

невозможно

представить

себе

современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными

для

обучающихся

начальной

школы,

а

для

учителей

становятся

нормой

работы.

Это,

на

мой

взгляд,

является

одним

из

важных

результатов

инновационной

работы

в

практике

работы

учителя

начальных

классов.

Благодаря

хорошему

техническому

оснащению

кабинета,

мы

можем

не

просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при

изучении материала.

Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и

прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве

может

раскрыться

каждый

ребенок,

потому

что

оно

разнообразно.

Оно

создает

благоприятную

эмоциональную

атмосферу.

В

творчестве

легче

создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом

процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на

самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться

вперед.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на

применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая

работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя. Я применяю

метод

проектного

обучения,

так

как

он

стимулирует

самостоятельность

обучающихся,

их

стремление

к

самовыражению,

формирует

активное

отношение

к

окружающему

миру,

способствует

сопереживанию

и

причастности к нему.

Большое внимание в своей работе уделяю личностно-ориентированному

подходу в учебной деятельности. И тогда каждый ребенок чувствует свою

значимость.

Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности. Одно из

главных условий, по моему мнению, – это доступность домашней работы.

Рационально

подхожу

к

дозированию

домашнего

задания,

используя

личностно-ориентированный подход в обучении, считаю необходимым давать

только посильное домашнее задание, с которым ребенок может справиться

самостоятельно. Во время прохождения какой-либо темы, даю, по желанию,

найти

какой-нибудь

материал,

и

дети

с

удовольствием

выполняют

такие

задания. Они приносят в школу книги, энциклопедии, словари, сообщения по

темам, родители по просьбе детей находят материал в интернете, являются

постоянными читателями школьной библиотеки.

С материалом, подготовленным дома, оцененным мной и

подредактированным,

ребята

знакомят

учащихся

других

классов.

Это

стимулирует к подготовке домашнего задания, а также вызывает желание

участвовать в учебном процессе.

Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие

технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения

их

здоровья

использую

различные

виды

деятельности

для

снятия

физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз,

музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».

Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его

семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.

И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь.

Много лет я буду присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно,

стану

их

хорошим

другом

на

всю

жизнь.

Я

знаю,

к

чему

мне

надо

стремиться в своей работе, в своей жизни….

Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять

интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный

климат в семье. Необходимо иметь связь родителя и классного руководителя,

чтобы

совместно

способствовать

развитию

личности

ребенка.

Такая

совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между

взрослыми и детьми. Для этого провожу регулярно родительские собрания и

личные беседы.

Каждый

прожитый

школьный

день,

горящие

глаза

моих учеников

побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд,

является необходимым условием личностного роста и профессионального

мастерства учителя.



В раздел образования