Напоминание

рабочая программа по литературному чтению 2 класс


Автор: Елисеева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Усожская СОШ
Населённый пункт: пгт. Комаричи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ Усожская средняя общеобразовательная школа

Комаричского муниципального района Брянской области

«Рассмотрено и согласовано

на заседании МС

Председатель МС:

_________/Мартыненко Г. В./

протокол №___ от

от

2010 г.

«____»____________2018 г.

«Проверено»

Заместитель директора школы по

УВР

МБОУ

Усожской

СОШ

_________/Мартыненко Г. В./

«____»____________2018 г.

«Утверждаю

Директор

МБОУ Усожской СОШ

_____________ /Калошина В. М./

Приказ №____ от

от

«___»________________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

2 класс

на 2018-2019 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

Елисеева Татьяна Владимировна

Год составления программы - 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая

программа

по

литературному

чтению

во

2

классе

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

,

Примерной

программы

по

литературному

чтению

начального

общего

образования,

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской

программы: ( Л.Ф. Климанова и др. «Литературное чтение». Рабочие программы. 1-4 классы.

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва, «Просвещение», 2011),

учебника по литературному чтению для 2 класса (Л.Ф. Климанова и др. «Литературное

чтение», 2 класс, Москва, «Просвещение», 2012)

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников.

Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес

к

чтению

художественной

литературы

и

способствует

общему

развитию

ребёнка,

его

духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по

другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым

навыком

в

системе

образования

младших

школьников;

совершенствование

всех

видов

речевой

деятельности,

обеспечивающих

умение

работать

с

разными

видами

текстов;

развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение

опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие

художественно-творческих

и

познавательных

спо собно стей,

эмоциональной

отзывчивости

при

чтении

художественных

произведений;

формирование

эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной

литературы;

формирование

нравственных

представлений

о

добре,

дружбе,

правде

и

ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре

народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко ле имеет большое значение

в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями,

духовно-нравственное

и

эстетическое

содержание

которых

активно

влияет

на

чувства,

сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих

национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация обучающихся на моральные

нормы

развивает

у

них

умение

соотносить

свои

поступки

с

этическими

прин ципами

поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и

других

видов

речевой

деятельности

обучающихся.

Они

овладевают

осознанным

и

выразительным

чтением,

чтением

текстов

про

себя,

учатся

ориентироваться

в

книге,

использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В

процессе

освоения

курса

у

младших

школьников

повышается

уровень

коммуникативной

культуры:

формируются

умения

составлять

диалоги,

высказывать

собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ -

2

ными

видами

текстов,

самостоятельно

пользоваться

справочным

аппаратом

учебника,

находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На

уроках

литературного

чтения

формируется

читательская

компетентность,

помогающая

младшему

школьнику

осознать

себя

грамотным

читателем,

способным

к

использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель

обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами

работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг,

умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес обучающихся к чтению художественных

произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу

художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на

нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать

красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение

предмета

«Литературное

чтение»

решает

множество

важнейших

задач

начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней

школе.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после

обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов

России

и

зарубежных

стран,

произведения

классиков

отечественной

и

зарубежной

литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-

познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,

рассказы, басни, драматические произведения.

Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые

книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к

другу,

труду,

к

Родине.

В

процессе

обучения

обогащается

социально-нравственный

и

эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида

информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и

читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными

видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на

совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения

навыком

чтения:

сначала

идёт

освоение

целостных

(синтетических)

приёмов

чтения

в

пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы

интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое

чтение),

постепенно

вводится

чтение

про

себя

с

воспроизведением

содержания

прочитанного. Обучающиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и

понимания

прочитанного,

орфоэпическими

и

интонационными

нормами

чтения,

слов

и

предложений,

осваивают

разные

виды

чтения

текста

(выборочное,

ознакомительное,

изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

3

Параллельно

с

формированием

навыка

беглого,

осознанного

чтения

ведётся

целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и

выделять главное. Обучающиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно

с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или

чтение

собеседника,

понимать

цели

речевого

высказывания,

задавать

вопросы

по

услышанному

или

прочитанному

произведению,

высказывать

свою

точку

зрения.

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного

и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения

людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений.

Совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, на

предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный

словарный

запас.

Обучающиеся

осваивают

сжатый,

выборочный

и

полный

пересказ

прочитанного или услышанного произведения.

Особое

место

в

программе

отводится работе

с

текстом

художественного

произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах

(описание,

рассуждение,

повествование);

обучающиеся

сравнивают

художественные,

деловые

(учебные)

и

научно-познавательные

тексты,

учатся

соотносить

заглавие

с

содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями,

как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и

дополнительной информации текста.

Программой

предусмотрена литературоведческая

пропедевтика.

Обучающиеся

получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого

литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ,

стихотворение,

сказка),

особенностях

малых

фольклорных

жанров

(загадка,

пословица,

считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства

словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора,

ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный

образ

(без

термина).

Сравнивая

художественный

и

научно-познавательный

тексты,

обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а

именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя

и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который

автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который

позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять

героя произведения и сопереживать ему.

Дети

осваивают

разные

виды

пересказов

художественного

текста:

подробный

использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных

мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки,

характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,

соотнося

их

с

нормами

морали,

осознают

духовно-нравственный

смысл

прочитанного

произведения.

Р а з д е л «Опыт

творческой

деятельности» раскрывает

приёмы

и

спо собы

деятельности,

которые

помогут

обучающимся

адекватно

воспринимать

художественное

произведение

и

проявлять

собственные

творческие

способности.

При

работе

с

художе -

4

ственным

текстом

(со

словом)

используется

жизненный,

конкретно-чувственный

опыт

ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения,

развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Такой

подход

обеспечивает

полноценное

восприятие

литературного

произведения,

формирование

нравственно-эстетического

отношения

к

действительности.

Обучающиеся

выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,

инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они

пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к

литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на 136 ч (4 часа в неделю, всего 34

учебные недели).

График проведения проверочных работ

Период

обучения

Количество

часов

Тест

Провероч-

ная работа

Проверка тех-

ники чтения

1 четверть

36 часов

1

2

1

2 четверть

28 часов

-

2

-

3 четверть

40 часов

1

2

-

4 четверть

32 часа

1

3

1

Итого:

136 часов

3

9

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Обучающиеся научатся:

- на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений

в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем

мире.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-

понимать,

что

отношение

к

Родине

начинается

с

отношений

к

семье,

находить

подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

-

с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в

своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих

рассказах восхищение и уважение к ним;

-

самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать

собственные высказывания и произведения о Родине.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

- сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе

его изучения;

- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

понимать учебную задачу урока;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и

пр.);

5

- коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

-

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по

изучаемой теме в мини-группе или паре.

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей

работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать

позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в

ходе выполнения учебных задач;

-

анализировать

причины

успеха/неуспеха

с

помощью

лесенок

и

оценочных

шкал,

формулировать их в устной форме по собственному желанию;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться

ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на

протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

-

читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно

наизусть и пр.);

-

составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,

предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

-

выбирать

вместе

с

группой

паре)

форму

оценивания

результатов,

вырабатывать

совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным

критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже

знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы

(«+» и «−», «?»);

- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться

ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

-

пользоваться

в

практической

деятельности

условными

знаками

и

символами,

используемыми в учебнике для передачи информации;

- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

-

понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их

самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

- сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и

литературную сказку;

- сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального

произведения,

репродукцией

картины

художника,

с

пословицей

и

поговоркой

соответствующего смысла;

- создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока

из 5—6 предложений;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

6

- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,

составлении

рифмовок,

небольших

стихотворений,

в

процессе

чтения

по

ролям,

при

инсценировании и выполнении проектных заданий;

- соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

- определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей

тетради;

-

понимать

читаемое,

интерпретировать

смысл

читаемого,

фиксировать

прочитанную

информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста)

Обучающиеся получат возможность научиться:

-

определять

информацию

на

основе

различных

художественных

объектов,

например

литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,

таблицы, схемы и т. д.;

-

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),

выявлять основную мысль произведения;

-

сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять

особенности их поведения в зависимости от мотива;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих

работах;

-

самостоятельно

определять

с

помощью

пословиц

(поговорок)

смысл

читаемого

произведения;

- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих

классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);

- понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

-

проявлять

индивидуальные

творческие

способности

при

составлении

рассказов,

небольших

стихотворений,

басен,

в

процессе

чтения

по

ролям,

при

инсценировании

и

выполнении проектных заданий;

-

предлагать

вариант

решения

нравственной

проблемы,

исходя

из

своих

нравственных

установок и ценностей;

- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл

образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и

героям произведения;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8

предложений;

- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;

находить сходства и различия;

- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального

произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту

произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

- оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного

высказывания;

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли

и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

- не конфликтовать, использовать вежливые слова;

- в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты

и способы разрешения конфликтов;

7

-

употреблять

вежливые

формы

обращения

к

участникам

диалога;

находить

примеры

использования

вежливых

слов

и

выражений

в

текстах

изучаемых

произведений,

описывающих

конфликтную ситуацию;

- оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства

(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно),

высказывая свою точку зрения;

-

принимать

и

сохранять

цель

деятельности

коллектива

или

малой

группы

(пары),

участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-

определять

совместно

критерии

оценивания

выполнения

того

или

иного

задания

(упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

-

оценивать

по

предложенным

учителем

критериям

поступки

литературных

героев,

проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,

справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

- готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых по теме проекта,

озвучивать её с опорой на слайды.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное

произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- понимать цель своего высказывания;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной

проблемы;

-

создавать

3—4

слайда

к

проекту,

письменно

фиксируя

основные

положения

устного

высказывания;

- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать

компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

-

опираться

на

собственный

нравственный

опыт

в

ходе

доказательства

и

оценивании

событий;

- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы

в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания

(упражнения);

оценивать

достижения

участников

групповой

или

парной

работы

по

выработанным критериям;

- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на

основе нравственных норм;

- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев

и своего собственного поведения;

- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся

ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,

справочники,

энциклопедии

для

детей,

через

Интернет,

периодику

(детские

журналы

и

газеты);

- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым

только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения

(картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

8

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

-

понимать

цели

изучения

темы,

представленной

на

шмуцтитулах,

пользоваться

(под

руководством

учителя)

в

читательской

практике

приёмами

чтения

(комментированное

чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный

текст; при чтении отражать настроение автора;

- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге

художественной;

-

просматривать

и

выбирать

книги

для

самостоятельного

чтения

и

поиска

нужной

информации (справочная литература) по совету взрослых;

- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского

народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе

предложенного в учебнике алгоритма;

- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с

его

заголовком

(почему

так

называется);

определять

характер

литературных

героев,

приводить примеры их поступков.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к

прочитанному,

выделяя

при

чтении

важные

по

смыслу

слова,

соблюдая

паузы

между

предложениями и частями текста;

- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и

школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и

впечатляющих

событиях,

происходящих

в

дни

семейных

праздников,

делиться

впечатлениями о праздниках с друзьями;

- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные

понятия

и

их

смысловые

оттенки

в

своих

оценочных

высказываниях;

предлагать

свои

варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

-

осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной

мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,

позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в

тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения

собственного мнения;

-

делить

текст

на

части;

озаглавливать

части,

подробно

пересказывать,

опираясь

на

составленный под руководством учителя план;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в

зависимости от цели чтения;

-

находить

книги

для

самостоятельного

чтения

в

библиотеках

(школьной,

домашней,

городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат

книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в

диалогах и дискуссиях;

- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на

художественное произведение по образцу.

9

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных

слов с помощью учителя;

-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное

отношение к прочитанному.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с

жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

-

различать

потешки,

небылицы,

песенки,

считалки,

народные

сказки,

осознавать

их

культурную ценность для русского народа;

- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить

факты

из

текста,

указывающие

на

его

принадлежность

к

научно-познавательному

или

художественному; составлять таблицу различий;

-

использовать

знания

о

рифме,

особенностях

жанров

(стихотворения,

сказки,

загадки,

небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литера-

турно-творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими

словами;

- находить в произведении средства художественной выразительности;

-

понимать,

позицию

какого

героя

произведения

поддерживает

автор,

находить

доказательство этому в тексте.

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения 1 ч.

Самое великое чудо на свете 4 ч

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Выставка книг по

теме. Книги, прочитанны6е летом. Любимые книги.

Проект «О чем нам может рассказать школьная библиотека?» Старинные и современные

книги. Сравнение книг.

Устное народное творчество 15 ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Устное народное

творчество.

Русские

народные

песни.

Потешки

и

прибаутки

малые

жанры

устного

народного творчества. Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества.

Сравнение считалки и небылицы. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое

зернышко». «У страха глаза велики». «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора».

«Гуси – лебеди».

Люблю природу русскую. Осень 8 ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Картины осенней

природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Лирические стихотворения Ф.Тютчева,

К Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели 14 ч.

Знакомство

с

названием

раздела.

Прогнозирование

содержание

раздела.

А.С.Пушкин

великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса.

Лирические

стихотворения.

Картины

природы.

Настроение

стихотворения.

Средства

10

художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и

рыбке». Сравнение литературной и народной. И.А.Крылов. Басни. Нравственный смысл

басен Крылова. Л.Н.Толстой. Басни Л.Н.Толстого.

Нравственный смысл басен. Рассказы Л.Н.Толстого. Герои произведений. Характеристика

героев произведений.

О братьях наших меньших 12 ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержание раздела. Веселые стихи и

живописи А. Шибаева, Б. Заходера И. Пивоваровой, В. Берестова. Рассказы о животных М.

Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В,Бианки. Герои рассказа.

Из детских журналов 9 ч.

Придумывание своих вопросов по содержанию. Произведения из детских журналов. Игра в

стихи. Д. Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Проект «Мой любимый детский журнал».

Люблю природу русскую. Зима (9 ч).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К.

Бальмонта,

Я. Акима,

Ф. Тютчева,

С. Есенина, С. Дрожжина. Настроение

стихотворения.

Слова,

которые

помогают

представить

зимние

картины.

Авторское

отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения.

Соотнесение

пословицы

с

главной

мыслью

произведения.

Герой

произведения.

Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков.

Особенности

данного

жанра.

Чтение

по

ролям.

Весёлые

стихи

о

зиме

А.

Барто,

А.

Прокофьева.

Писатели детям (17ч)

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения.

Рифма.

Приём

звукописи

как

средство

создания

образа.

Авторское

отношение

к

изображаемому. Чтение по ролям. С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и

лодыри». С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение.

Заголовок.

Содержание

произведения.

Деление

текста

на

части.

Герой

стихотворения.

Характеристика

героя

произведения

с

опорой

на

его

поступки.

А.

Л.

Барто.

Стихи.

Выразительное чтение стихотворения. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.

Герои юмористического рассказа.

Я и мои друзья (10ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и

друзьях В.Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

Соотнесение

пословиц

и

смысла

стихотворения.

Нравственно-этические

представления.

Рассказы Н. Булгакова. Ю. Ермолаева.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Весенние

загадки.

Соотнесение

загадки

с

отгадкой.

Сочинение

весенних

загадок.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака,

Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в

создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы.

И в шутку и всерьёз (14ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка.

Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского

стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран (12ч)

Знакомство

с

названием

раздела.

Прогнозирование

содержания

раздела.

Выставки

книг.

Американские,

английские,

французские,

немецкие

народные

песенки

в

переводе

С.

Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.

11

Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».

Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий

пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои

зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки

для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект: «Мой

любимый писатель-сказочник».

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы урока

Колич.

часов

Дата

План.

Факт.

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Система условных обозначений. Содержание

учебника. Словарь.

1

Самое великое чудо на свете (4ч)

2

Самое великое чудо на свете. Книги. Выставка книг по

теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги.

Герои любимых книг.

1

3

Библиотеки.

1

4

Проект. «О чём может рассказывать библиотека»,

«Почему нам интересно ходить в библиотеку».

1

5

Р. Сеф. «Читателю». Выразительное чтение

напутствия.

1

Устное народное творчество (15 ч)

6

Устное народное творчество. Русские народные песни.

Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

Выразительное чтение русских песен.

1

7

Потешки и прибаутки – малые жанры устного

народного творчества. Считалки и небылицы. Ритм –

основа считалки.

1

8

Загадки. Распределение загадок по тематическим

группам. Пословицы и поговорки. В. Даль –

собиратель пословиц русского народа.

1

9

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»

1

10

Вводная диагностическая работа( проверка навыка

чтения)

1

11

Русская народная сказка «Петушок и бобовое

зёрнышко». Соотнесение смысла пословицы со

сказочным текстом.

1

12

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Характеристика героев сказки на основе

представленных качеств характера.

1

13

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Рассказывание сказки по рисункам.

1

14

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Восстановление последовательности событий в

1

12

сказке.

15

Русская народная сказка «Каша из топора».

Характеристика героев сказки.

1

16

Русская народная сказка «Гуси – лебеди».

Рассказывание сказки по иллюстрациям.

1

17

Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Творческий

пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев.

1

18

Викторина по сказкам.

1

19

Обобщающий урок по теме « Устное народное

творчество». КВН «Обожаемые сказки»

1

20

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Люблю природу русскую. Осень. ( 8ч.)

21

Осенние загадки. Образ осени в загадках.

Соотнесение загадки и отгадки.

1

22

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Осенние

картины природы.

1

23

К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев

«Осень наступила …» Средства художественной

выразительности. Сравнение.

1

24

А.Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой « Осень».

Выразительное чтение стихотворений.

1

25

С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «

Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник».

Выразительное чтение стихотворений.

1

26

В. Берестов «Хитры грибы». Сравнение

художественного и научно – популярного текстов.

1

27

М.Пришвин «Осеннее утро», И Бунин «Сегодня так

светло кругом…» Сравнение лирического и

прозаического текстов.

1

28

Обобщение по разделу « Люблю природу русскую!

Осень». Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Русские писатели (14ч.)

29

А. С. Пушкин – великий русский писатель. А. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…» Чтение произведения

наизусть.

1

30

Стихи А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»,

«Зима! Крестьянин торжествуя…» картины природы.

Настроение стихотворения.

1

31

А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение

литературной и народной сказок.

1

32

А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины

моря в сказке.

1

33

А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характеристика героев произведения.

1

34

Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»

1

35

И Крылов «Лебедь, рак и щука». Сравнение басни и

сказки. Соотнесение смысла басни с пословицей.

1

36

И.Крылов «Стрекоза и муравей». Характеристика

1

13

героев басни.

37

Л. Толстой «Старый дед и внучек». Нравственный

смысл басни.

1

38

Л. Толстой «Филипок».Характеристика героя рассказа.

1

39

Л. Толстой «Филипок». Пересказ текста.

1

40

Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже». Герои

произведений. Подробный пересказ.

1

41

Веселые стихи. Выразительное чтение стихотворений.

1

42

Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверим

себя и оценим свои достижения.

1

О братьях наших меньших (12 ч)

43

О братьях наших меньших. Н. И. Сладков «Они и

мы», А. А. Шибаев «Кто кем становится?»

1

44

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…»,

И.Пивоварова «Жила-была собака…» Настроение

стихотворения.

1

45

В.Берестов «Кошкин щенок». Выразительное чтение

1

46

Домашние животные.

1

47

М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана

пересказа.

1

48

М.Пришвин «Ребята и утята». Пересказ текста.

1

49

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление

подробного пересказа по плану.

1

50

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Подробный

пересказ текста по плану.

1

51

Б. Житков «Храбрый утенок». Характеристика героя.

1

52

В.Бианки «Музыкант». Составление плана, пересказ

по плану.

1

53

В.Бианки «Сова». Определение последовательности

событий. Составление плана пересказа.

1

54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Из детских журналов ( 9 ч)

55

Знакомство с детскими журналами. Придумывание

своих вопросов по содержанию, сравнение их с

необычными вопросами из детских журналов.

1

56

Д.Хармс «Игра». Выразительное чтение

произведения.

1

57

Д.Хармс «Вы знаете?..» Ритм стихотворного текста.

1

58

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи» Выразительное

чтение на основе ритма.

1

59

Д.Хармс «Что это было?» Выразительное чтение на

1

14

основе ритма.

60

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Выразительное чтение произведения.

1

61

Ю.Владимиров «Чудаки» Выразительное чтение на

основе ритма.

1

62

А.Введенский «Ученый Петя; «Лошадка»

Выразительное чтение на основе ритма.

1

63

Обобщение по разделу «Из детских журналов»

Защита проекта «Мой любимый детский журнал»

1

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

64

Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки.

Соотнесение загадки с отгадкой. (экскурсия)

1

65

Стихи о первом снеге. И. Бунин «Первый снег», К.

Бальмонт « Светло – пушистая…» Настроение

стихотворений.

1

66

Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…» Слова, которые

помогают представить зимние картины.

1

67

С.Есенин «Поет зима- аукает…», «Береза» Авторское

отношение к зиме.

1

68

Русская народная сказка «Два Мороза» Главная

мысль произведения. Соотнесение пословицы с

главной мыслью произведения.

1

69

Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного

жанра. Чтение по ролям.

1

70

А. Барто «Дело было в январе…» С. Дрожжин «

Улицей гуляет»

1

71

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую.

Зима.»

1

72

Игра «Поле чудес». Проверим себя и оценим свои

достижения.

1

Писатели – детям ( 17 ч)

73

Знакомство с названием раздела. К. Чуковский

«Путаница», «Радость». Настроение стихотворения.

1

74

К. Чуковский «Федорино горе». Прием звукописи как

средство образа.

1

75

К. Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям.

1

76

С. Маршака. «Кот и лодыри». Герои произведения.

Соотнесение смысла пословицы с содержанием

стихотворения.

1

77

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

Характеристика героя с опорой на его поступки.

1

78

С. В. Михалков «Мой щенок». Заголовок.

Содержание произведения. Деление текста на части.

1

79

А Барто «Веревочка». Настроение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1

80

А Барто «Мы не заметили жука», «В школу».

Выразительное чтение стихотворения.

1

81

А Барто «Вовка- добрая душа».

1

82

Н. Н. Носов «Затейники». Юмористический рассказ

1

15

для детей. Составление плана текста.

83

Н. Н. Носов «Живая шляпа». Герои юмористического

рассказа. Авторское отношение к ним.

1

84

Н. Н. Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на

основе самостоятельно составленного плана.

1

85

Н. Н. Носов «На горке». Герои юмористического

рассказа. Авторское отношение к ним.

1

86

Н. Н. Носов «На горке». Составление плана текста.

Подробный пересказ на основе картинного плана.

1

87

Викторина по произведениям Н. Н. Носова.

1

88

Обобщение по разделу «Писатели – детям»

1

89

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Я и мои друзья (10 ч)

90

Я и мои друзья. Знакомство с названием раздела.

Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов «За игрой». В.

Лунин « Я и Вовка».

1

91

Н Булгаков «Анна не грусти!» Смысл названия

рассказа.

1

92

Ю Ермолаев «Два пирожных». Нравственно –

эстетические представления.

1

93

В.Осеева «Волшебное слово. Смысл названия

рассказа.

1

94

В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана

пересказа.

1

95

В.Осеева «Хорошее». Соотнесение названия рассказа

и пословицы.

1

96

В.Осеева «Почему?» Смысл названия рассказа.

1

97

В.Осеева «Почему?» Устные рассказы о дружбе,

самовыручке.

1

98

«Разноцветные страницы». Е. Благинина

«Простокваша», В. Орлов «На печи»

1

99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим

себя и оценим свои достижения.

1

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

100

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Сочинение весенних загадок. (экскурсия)

1

101

Лирические стихотворения Ф. Тютчева «Весенние

воды»

1

102

Стихи А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

Настроение стихотворения.

1

103

А.Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не

тот…» Прием контраста в создании картин зимы и

весны.

1

104

И. Бунин «Матери» Настроение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1

105

А.Плещеев «В бурю» Настроение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1

106

Е.Благинина «Посидим в тишине» Настроение

стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

1

107

Э. Машковская «Я маму обидел…» Настроение

1

16

стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

108

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую.

Весна.» Проверим себя и оценим свои достижения.

1

И в шутку и всерьёз (14 ч)

109

Знакомство с названием раздела. Веселые стихи Б.

Заходера «Товарищам детям», «Что красивее всего?»

1

110

Б. Заходер. Песенки Вини-Пуха. Анализ заголовка.

Заголовок – «входная дверь» в текст.

1

111

Э. Успенский «Чебурашка». Особое отношение к

героям текста.

1

112

Э. Успенский «Чебурашка». Восстановление

последовательности текста на основе вопросов.

«Если был бы я девчонкой»

1

113

Стихи Э. Успенского. Ритм стихотворений.

1

114

Стихи В.Берестова. Сравнение героев стихотворения.

1

115

Стихи И.Токмаковой. чтение стихотворения на основе

ритма.

1

116

Г.Остер «Будем знакомы»

1

117

В. Драгунский «Тайное становится явным». Герои

произведения.

1

118

В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ

текста на основе вопросов.

1

119

Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского».

1

120

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз»

1

121

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

122

Резервный Разноцветные страницы.

1

Литература зарубежных стран (12 ч)

123

Литература зарубежных стран. Викторина.

Американская народная песенка «Бульдог по кличке

Дог»

1

124

Английская народная песенка «Перчатки»,

«Храбрецы». Сравнение русских и зарубежных

песенок.

1

125

Французская народная песенка «Сюзон и мотылек»,

народная немецкая песенка «Знают мамы, знают дети»

1

126

Ш. Перро «Кот в сапогах». Герои зарубежных сказок.

1

127

Ш. Перро «Кот в сапогах». Творческий пересказ.

1

128

Ш. Перро «Кот в сапогах». Дополнение содержания

сказки.

1

129

Ш. Перро «Красная шапочка». Герои зарубежных

сказок. Инсценирование сказки.

1

130

Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои

зарубежных сказок.

1

131

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана

сказки для подробного пересказа.

1

132

Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла

сказки с русской народной пословицей.

1

133

Обобщение по разделу «Литература зарубежных

стран». Проверка техники чтения.

1

134

Проверим себя и оценим свои достижения. КВН

1

17

«Цветик-семицветик»

135

Проект «Мой любимый писатель – сказочник»

1

136

Выставка книг, которые можно прочитать летом.

1

18



В раздел образования